Методическая разработка на конкурс "Волшебный мир Чайковского"
методическая разработка на тему

Ахметова Ильнара Рафиковна

Методическая разработка включает: конспект урока, истории детей, комиксы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.rar1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Тематическая музыкальная гостиная: П.  И.  Чайковский «Времена года». Составление историй по временам года.

 (Включает 2 урока)

Класс: 2

Цель: развитие личности ребенка при составлении текста, опираясь на художественные тексты, виды изобразительного искусства, музыку, личные наблюдения.

Задачи:

- дать представление о П. И. Чайковском как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу и русского человека;

- вспомнить ранее прослушанные пьесы, познакомить с новыми произведениями композитора из цикла «Времена года»;

- учить определять характер и настроение прослушанной музыки;

-продолжать знакомить детей с построением литературного произведения;

-развивать речь, логическое мышление;

-воспитание чувства прекрасного.

Представление о результатах:

Личностные. Высказывать собственное мнение о поступках героев и давать им обоснование.

Предметные.

Воплощать свои представления о временах года;

Строить текст в соответствии с правилами построения.

Знать правила грамматики и словоупотребления.  

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с моделями конструктора.

Умение корректировать написанное с помощью редактирования.

Познавательные УУД:

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Составлять коллективную композицию из отдельных элементов.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной форме. Готовность слушать собеседника, вести диалог, договариваться, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Умение распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

Оборудование:

Шкатулка,снежинка, загадки, цветок, листок, диски с музыкой, презентация, грибочки и ягоды (муляж), веточка тополя с листьями, листья осенние, нетбуки, конструкторы лего.

 

Ход урока.

I. Организационный момент

Психологический настрой

Утром солнышко проснулось,

Всем ребятам улыбнулось.

Лучик тёплый, золотой

На урок возьмём с собой.

Будет он нас согревать

И в учёбе помогать.

II Актуализация знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Мы сегодня проведём вечер в музыкальной гостиной. Здесь нас ждёт встреча с музыкой, поэзией и живописью.

      А как зовут композитора, фотографию, которого мы видим?

     Имя этого композитора мы слышим с самого детства. Загадочный Щелкунчик, нежная девушка-лебедь Одетта, спящая красавица герои его опер и балетов сопровождают нас всю жизнь. Вспомните какие пьесы из «Детского альбома» вы слушали на уроках музыки.

    Чайковский рос в музыкальной семье, где музыку любили и очень почитали, в доме устраивались музыкальные вечера. Любуясь красотой природы, он стремился передать свои настроения в музыке.

     П. И. Чайковский очень любил природу и изобразил в своей музыке не только зиму, весну, лето и осень, но и каждый месяц в отдельности и объединил эти музыкальные пьесы одним названием: «Времена года». В альбоме 12 небольших пьес, столько, сколько месяцев в году.

Послушаем стихотворение.

Петр Ильич Чайковский.

Марш деревянных солдатиков, Кукла, Новая кукла, Зимнее утро…

1 ученик:

Первой к нам зима идет,

Новый год она ведет.

За зимой второй весна,

Говорят: весна красна.

Третьим лето - все в цветах

И с малиной на кустах.

А четвертой осень,

Ветер с клена листья сбросил.

3. Обобщение, систематизация знаний

     У меня на столе стоит волшебная шкатулка. Я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Угадай-ка». Итак, я открываю нашу волшебную шкатулку, и что же там лежит?

О каком времени года у нас пойдет речь?

Послушаем стихотворение.

   Ребята, какая погода на улице зимой?

А как мы можем согреться в такой мороз?

Совершенно верно, только в наших современных домах тепло от батарей.  В то время, когда жил композитор, тепло в доме становилось от печки или уютного камина, который в ту пору назывался «камелёк». Представьте себе тихий зимний вечер в уютном доме. Чуть слышно потрескивают дрова в камине. Тепло разливается по всей комнате. Ласковый, негромкий голос рассказывает сказку, умную и добрую. Мягкая и нежная мелодия уводит нас за собой, в волшебный мир сказки.

  Прослушивание пьесы “У камелька” из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

Ребята, известный поэт С. Есенин красиво описал зиму в стихах, послушайте.

    А вот следующая пьеса зимнего месяца – февраля. Называется она «Масленица». Вспомните, как недавно в нашем саду мы тоже провожали Масленицу. Это веселый, яркий, шумный праздник. Народ провожает зиму. Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям. А мелодия «Масленицы» немного напоминает народную пляску.

И от грусти, и от скуки могут вылечить нас всех

Озорных мелодий звуки, песни, пляски, шутки, смех.

Может песней - полу сказкой

Нас, шутя развеселить

И рассыпаться вдруг пляской,

В хороводе закружить.

   Что за сюрприз нас поджидает в шкатулке?

Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

    Прошла зима и после долгого зимнего сна начинает пробуждаться природа. Мартовский воздух еще холодный, солнечные лучи ярко блестят на белом снегу. Вся природа в ожидании тепла. Что за звонкие птичьи трели слышатся высоко в небе? Кто так радостно щебечет и купается в теплых лучах весеннего солнышка? Вспомните, какую пьесу слушали мы с вами из «Детского альбома»?

Послушаем стихотворение. В Жуковского «Жаворонок»

Ребята, а что еще происходит с приходом весны.

  Давайте посмотрим в нашу волшебную шкатулку, что там ещё есть.

Вы угадали, весна нас радует первыми весенними цветами – подснежниками. Подснежник тревожно и радостно протягивает навстречу солнышку свои трепетные лепестки. Вот он выглядывает из-под тающего снега и качает головкой на легком, весеннем ветерке. Он такой хрупкий и нежный.

Слайд –шоу весенние цветы.

   Ребята, посмотрим, что ещё есть у нас в волшебной шкатулке.

Зеленеют луга,

В небе - радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето:

Всех зовёт купаться.

   Наконец-то наступило долгожданное лето. Солнышко не жалеет своего тепла и ласкает всех своими лучами. Давайте послушаем стихотворение про лето.

    Как чудесно летним теплым вечером плыть в лодке по водной глади и слушать нежную песню. Волны мягко касаются лодки, как будто гладят ее. Широко и привольно льется чудесная мелодия песни, наполняя душу счастьем и покоем. Как замечательно назвал П. И. Чайковский эту пьесу – «Баркарола». Слово «баркарола» пришло к нам из Италии, и означает оно «песня в лодке» (барке).

Прослушивание музыки: пьеса «Баркарола».

   Посмотрим, что ещё нам приготовила волшебная шкатулка .

Какая погода осенью?

    И вот уже пожелтели листья и трава, небо затягивается серыми тучами, моросит тоскливый мелкий дождь. Даже не хочется выходить на улицу, а только смотреть из окна, как налетает холодный ветер, обрывает сухие листочки, которые кружатся в медленном танце, опускаясь на землю, устилая ее золотым покрывалом. И об этом наша грустная песенка.

Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил в прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. Свои осенние впечатления Чайковский отразил в музыке, которая так и называется «Осенняя песнь».

  Завершает альбом «Времена года» пьеса последнего месяца – декабря. Эта пьеса называется «Святки», название которое дал старинный предновогодний праздник. Скоро, придет Дед Мороз, пушистая елка, и осуществятся все наши мечты и желания. А кто это кружится в веселом вальсе за окном? Ах, это снежинки-смешинки веселятся и падают, падают на землю, мерцая в ярком свете луны.

   П. И. Чайковский мечтал о том, чтобы люди полюбили природу, полюбили друг друга, всегда стремились только к Добру. Музыка Чайковского живет всегда в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло. Потому что она вечна.

Снежинка.

Мы будем говорить про зиму.

2 ученик:

Вечер зимний в небе синем

Звезды яркие зажег.

Ветви сыплют снег пушистый

На подсиненный снежок.

Сказка тихо в дверь стучится.

Ты впусти ее, дружок!

Холодно, морозно.

1 ученик:

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Сто звоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

2 ученик:

 Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

Слушают музыку.

Распустившаяся ветка тополя.

Весна.

Песню жаворонка.

Ученик 4:

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий.

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Весной тает снег, прилетают птицы из жарких стран, солнышко греет сильнее, появляются проталины, а на них появляться подснежники…

Подснежник.

Смотрят фильм.

Рассматривают картины зимы.

Ягоды, грибы.

Лето.

Скоро солнце взойдет!

Слышь! Чу! Соловей

Щелкнул где-то, поет.

И все ярче, светлей

Переливы зари,

Словно пар над рекой

Поднялся, посмотри.

Над рекой наклонясь,

Что-то шепчет камыш.

А кругом на полях

Непробудная тишь.

Слушают музыку.

Осенний листок.

Описывают осеннюю природу.

Слушание

Слушание музыки.

4. Обобщение, систематизация знаний

     П.И.Чайковский познакомил нас с звуками  природы в музыке. Художники открыли нам  глаза в чудесный мир красоты природы, а поэты заставили нас проникнуться описание времен года.

     Мы с вами попробуем себя в роли писателей и художников. Я вам предлагаю сочинить свою историю и проиллюстрировать её. Нашими помощниками будут конструкторы лего.

Вы разделились на группы. Вспомним правила работы в группе.

1.Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки.

  Вы должны определиться, о ком будет ваша история.

Где будет происходить действие.

Какая по настроению будет ваша история.

В какое время года происходит событие поможет волшебная шкатулка. Откройте её, предмет который вы видите, он подскажет вам время года вашей истории.

Вспомним правила построения текста.

Работа в группах.

(Составление историй)

Создание комикса по своей истории используя программное обеспечение StoryVisualizer.

Представление рассказа аудитории.

Называют правила работы в группе.

Определяются героев сказки, где происходит действие, настроение сказки.

Открывают шкатулку, достают предметы: лист, снежинка, веточка тополя, грибок и ягодка.

Структура текста: начало, развитие событий, концовка.

Работают в группах, составляют сказку.

Оформляют работу: фотографируют используя фотоаппараты или камеру на нетбуке, пишут историю на компьютере.

5.Рефлексия.

    Определите для себя каким был наш урок сегодня.

Перед вами весы. На столе у вас лежат смайлики. Возьмите смайлик, который соответствует вашему настроению: солнечное-вы довольны своей работой на уроке, у вас хорошее настроение или хмурое, если вы считаете, что работали не очень активно, у вас плохое настроение. Прикрепите на чашу весов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...