Формирование первичных навыков работы с информацией средствами таблиц у младших школьников на уроках математики в свете реализации ФГОС
статья на тему

Власова Вероника Михайловна

С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены умения работать с информацией.

     Навыки устного и письменного счета, каллиграфического письма, чтения сейчас все в меньшей степени признаются единственно важными и достаточными для школы настоящего и будущего. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме, т.е. в воспитании информационной  культуры .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ГМО начальных классов

Власовой Вероники Михайловны учителя МБОУ "СОШ №40" г.Нижневартовска

Формирование первичных навыков работы с информацией средствами таблиц у младших школьников на уроках математики в свете реализации ФГОС

С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены умения работать с информацией.

     Навыки устного и письменного счета, каллиграфического письма, чтения сейчас все в меньшей степени признаются единственно важными и достаточными для школы настоящего и будущего. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме, т.е. в воспитании информационной  культуры .

    Для формирования информационных умений учебно-методические комплекты по новым стандартам ФГОС сконструированы таким образом, чтобы ученик с первых дней обучения в школе постоянно сталкивался с необходимостью:
• добывать и фиксировать информацию;
• понимать информацию и уметь ее преобразовывать;
• применять информацию в учебной деятельности;
• уметь относиться к полученной информации критически, оценивать степень ее достоверности.

     В междисциплинарной программе «Чтение. Работа с информацией» предложено структурировать работу по четырем разделам следующим образом:
• Раздел 1: «Получение, поиск и фиксация информации».
• Раздел 2: «Понимание и преобразование информации».
• Раздел 3: «Применение и представление информации».
• Раздел 4: «Оценка достоверности получаемой информации».
     Далее в каждом разделе конкретизируются ожидаемые умения и навыки работы с информацией, необходимые выпускнику начальной школы («Выпускник научится:…», «Выпускник получит возможность научиться:…»).
     Учебники по всем  предметам представляют предметное содержание в максимально разнообразной форме: картинки и иллюстрации, тексты и лексический материал (подборки слов и словосочетаний), условные знаки, пиктограммы, таблицы, диаграммы, схемы и т.п., с помощью которых смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

      Рассмотрим, как может строиться работа по формированию первичных навыков работы с информацией  с помощью таблицы на уроках математики.

     Таблицы применяются в самых разных ситуациях:

  • в качестве краткой записи условия задач;
  • в качестве формы записи решения;
  •  как источник информации  об изменениях компонентов  действия;
  •  для представления данных, собранных в результате несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы).

В ходе работы с таблицами школьники приобретут важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. 

Раздел №1 «Получение, поиск и фиксация информации»

Одна из задач курса математики: создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов, действовать  в соответствии с алгоритмами и строить простейшие алгоритмы. 

Оформление всех вариантов сочетания элементов  в  таблицу, которая показывается на доске или экране.

Например,2 кл 80 №25  читается задача про отца и сына, ловивших рыбу (она на экране), для полного представления информации предлагаем данные задачи записать в таблицу, где по горизонтали будут ячейки со словами папа и сын, а по вертикали -названия рыб:

Окуни

Караси

Папа

13

5

Сын

6

7

Сразу детям становится видно наглядно: кто, что и сколько поймал. Далее идёт осмысление информации и её интерпретация по предложенным вопросам, их много-пять.

Рассмотрим ещё вариант.

Задание: Ира, Петя и Коля написали разности:

8–3  8–5  6–3.

В разностях, написанных мальчиками, одинаковые вычитаемые. У Иры и Коли одинаковые уменьшаемые.

Напиши:

разность Иры и её значение;

разность Коли и её значение;

разность Пети и её значение.

Очень интересное задание. Оно направлено на  понимание и применение полученной информации в таблице, т.к при нахождении ответа на вопросы, очень удобно  и логично учителю совместно с детьми составить таблицу и показать решение вопросов по ней.

Учащиеся получают возможность научиться поиску способа решения задачи с помощью логических рассуждений, оформляя их с помощью учителя на доске в виде вот такой примерной таблицы:

8-3

8-5

6-3

Ира

+

Петя

+

+

Коля

+

+

          Например, работа может строиться так. В первый столбец запишем имена детей. Во 2, 3, и 4-й выражения. Рассуждаем: у мальчиков, а это Петя и Коля, записаны выражения с одинаковыми вычитаемыми: 8-3 и 6-3, значит в ячейках ставим "+".Но мы ещё не знаем, кому и какое выражение принадлежит. Что сразу видно? Да, что у Иры будет выражение 8-5, ставим в ячейке под этим выражением "+", причём это точно и выделим цветом , пусть это будет красный мелок. Рассуждаем дальше. У Иры и Коли одинаковые уменьшаемые. Назовите их (8-3, 8-5). Если у Иры 8-5, то у Коли тогда? Да, 8-3, это точно и обводим красным мелком. Что становится видно? Да, что у Пети записано выражение 6-3.

    В данном упражнении создаются условия для формирования умения работать  с текстовой информацией, преобразовывать её в таблицу для поиска способа решения ответов. Во время рассуждений с помощью учителя строится диалог, цепочка логических рассуждений, умение формулировать выводы. Далее полученную информацию нужно оформить с помощью знаков, т.е записать выражения и найти результат (связь с ранее изученной информацией).

       Когда идёт задание с несколькими вариантами ответа, оформление решения в таблицу способствует значительной экономии времени, наглядного представления решения  и перебора всех вариантов. Например, задача про напитки на борту самолёта (на экране)

3кл с 68 № 25 Снова предлагаем информацию представить в формате таблицы и в ней произвести варианты: какие напитки мог взять пассажир с помощью знаково-символических, это могут быть абсолютно любые знаки по выбору детей(своего рода это тоже информация в неявном - скрытом формате) . Начинаем по порядку: выбираем два напитка и фиксируем значками. В результате мы видим 3 варианта.

Мин.вода

Сок

Лимонад

Аналогично и рассматриваются все возможные варианты и в задаче про три мультфильма, которые могут показывать зрителям в разном порядке. А вот в каком - предлагаем детям узнать  самим, представив разные варианты в табличке. (3 кл с58 №17). В этом случае удобнее пользоваться порядковыми номерами показа, это будут числа1,2,3. Совместными усилиями приходим к выводу, что возможно 6 вариантов показа.

"Ёжик в тумане"

1

3

3

1

2

2

"Кто сказал "мяу"?

2

1

2

3

3

1

"Двенадцать месяцев"

3

2

1

2

1

3

    В 1 классе задания на поиск информации представлены  в основном в форме рисунков. А в дальнейшем мы видим в учебнике не просто картинку к тексту, но специально организованные задания по анализу, сравнению. Таблица  помогает представить данные, собранные в результате наблюдений и сбора информации.

Например, необходимо собрать информацию о ценах на продукты питания определённой группы Результаты внести в готовую таблицу по образцу. Помимо сбора информации, её фиксации в таблице, необходимо ответить на пять вопросов, т.е. проверяется понимание представленной информации, а также их анализ, сравнение, классификация.

Таблица в качестве источника информации помогает наглядно понять, осознать полученную информацию, например длину шестов, воткнутых в пруд (2кл).Информация представлена и в текстовом формате, и втабличном.

    Ученики получают возможность научиться поиску способа решения задачи с помощью логических рассуждений, оформляя их в виде  таблицы. Таблица в качестве краткой записи  задачи (справа) не только показывает данные и искомые, но и показывает прямую пропорциональную зависимость. Оформление задач этого класса в таблице способствует более быстрому  нахождению способа решения. Сначала детям самим предлагаем названия столбцов, строк, постепенно они понимают и сами могут выделить данную и искомую  информацию.

Информация, необходимая для выполнения заданий бывает представлена в явном или неявном (скрытом, непрямом) виде. Учащимся задаются разные параметры поиска информации – выборка фрагмента, выборка по теме, необходимая и достаточная, выборка для интерпретации, для сравнения, по заданным критериям

Например: кто больше всего любит читать: сказки, рассказы или стихи даётся готовая таблица, которая учит правильно оформлять полученную информацию;а вот уже в следующем задании : кто на каком предпочитает играть муз инструменте - предлагается самим детям составить табличку. Т.е мы видим постепенное нарастание вариантов работы с таблицами.

     Использование знаковых систем позволяет сделать более лаконичным и емким процесс фиксирования информации.   В процессе обучения происходит наращение способов кодирования информации и как следствие способов декодирования (перевода информации из одной знаковой единицы в другую). На эти операционные действия ориентированы задания, используемые в учебниках «Математика» с первого по четвертый классы. Основными знаковыми единицами выступают: величины, числа арабские и римские, латинский алфавит, различные знаки + да, - нет и т.д. Эти знаковые единицы также используются в таблицах для  фиксации информации.

Например, задача с монетами (3 класс), с бусами (2 кл) задание про к/работу.(они на экране) . Мы видим такие знаковые единицы, как - солнышко -это 15 рублей, вертикальные палочки. Это представление кодированной информации.

     Необходимо отметить, что получение и фиксация информации всегда требуют ее понимания и преобразования, то есть внутри этих простых, на первый взгляд, операций, лежат очень сложные механизмы психики: наблюдательность и память, воля, умение производить анализ, синтез и обобщение.
Раздел №2 « Понимание и преобразование информации»

 Представленные в разделе  задания позволяют научить преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу . Сюда относится составление таблиц к задачам как форма краткой записи. Это задачи на цену, количество, стоимость, на движение, пропорциональную зависимость, приведение к единице.(дополнять таблицу информацией из текста); Например, задача про новогодние подарки (на слайде). Информация представлена в текстовом формате плюс в неявном( рисуночном). Учим детей преобразовывать  информацию в табличный вариант. Понимание усвоения идёт через ряд вопросов.

     И наоборот: по данной информации, представленной  в таблице выполнить задания.

Например, женщина решила купить новые электроприборы - утюг и электрочайник. В таблице указаны цены в рублях на разные модели этих товаров. И приводится ряд вопросов по представленной информации ( 3кл, с114 №23) Анализируем с детьми представленную информацию в таблице; когда учитель видит, что учащимися осознана информация, приступаем к более сложной и интересной работе: какой утюг и электрочайник Нина Ивановна сможет купить , имея 1000рублей. Целесообразнее работать в паре.

Или: составить задачу по готовой  информации в таблице.(на слайде слева)

    Полученная информация только тогда усваивается, когда используется учащимся для решения учебных задач. Именно многократное осмысление ее в новых условиях, включение в тесные взаимосвязи с имеющимися данными, совершение каких-либо действий с ними позволяет учащимся действительно освоить предлагаемое содержание образования. Например, расшифровка фразы учёного Галилео о математике. Информация представлена в таблице в неявном рисуночном формате, используются знаковые единицы: буквы, геом. фигуры, цвет.

Раздел №3"Применение и представление информации"

 Этап применения и представления информации в форме таблицы обнаруживает и степень понимания ребенком добытых сведений, и определяет соответствие и адекватность поставленной задаче, а также открывает широкие возможности для коммуникации, получения обратной связи, самоконтроля и внешнего контроля.

Например, сначала совместно выполняется такое вот ,например, задание: Оля собрала сведения о посещении шк библиотеки учениками третьих классов. После анализа текстовой и табличной информации, её понимания и интерпретации, предлагаем самостоятельную поисковую деятельность: проведи опрос среди своих друзей. Выясни, сколько человек посещают библиотеку твой школы. Результаты своего опроса оформи в виде таблицы. У каждого ребёнка получится своя таблица, свой вывод. Таблицы можно представить наглядно на слайде, сравнить их, сделать вывод (2кл с 66 №25)

Работая с учебным материалом с 1 по 4 класс, дети учатся по результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности, группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака: запись однозначных и двузначных чисел, геометрические фигуры.

 Раздел №4 «Оценка достоверности полученной информации»

Особенно сложна для учащихся начальной школы оценочная деятельность, поэтому в учебном курсе основное внимание уделяется формированию у школьников понимания, что проверка результата (пошаговая или итоговая) является необходимым условием любого успешного действия.  Например, задача про куклу и одежду . Авторами предлагается пошаговый самоконтроль действий, для учащихся он выделен как план действий.

Таким образом, в ходе работы с таблицами младшие школьники приобретают первичные навыки работы с информацией. Они  приобретают важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.  таблицы являются отличным вариантом наглядного представления информации, её структурирования для лучшего понимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта "Дидактическая игра как средство познавательного интереса младших школьников на уроках математики"

В статье раскрывается актуальность темы, технология обучения математике с применением дидактических игр на разных этапах урока....

Формирование первичных навыков работы с информацией средствами таблиц у младших школьников на уроках математики в свете реализации ФГОС

С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включе...

Самостоятельна работа учащихся как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Самостоятельна работа учащихся как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе....

«Развитие логического мышления первоклассников на уроках математике в свете реализации ФГОС НОО»

Доклад на тему: "Развитие логического мышления первоклассников на уроках математике в свете Реализации ФГОС НОО"...

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С н...

Выступление на РМО на тему «Развитие логического мышления школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС»

Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал &nd...