Преодоление неуспешности в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Звегильская Татьяна Викторовна

Неуспешный ученик – это учащийся, сумма знаний которого меньше суммы его пробелов в знаниях. И тогда в работе учителя выступает вопрос об индивидуализации. Имея диагностику, зная семью, ее проблемы, учитель в пространстве образовательного процесса строит свою работу, используя различные направления воздействия на ребенка: медико-психолого-педагогическое сопровождение, организацию познавательной деятельности, индивидуальное и дифференцированное обучение, развитие общеучебных умений и навыков, организацию самостоятельной работы. Учителя планируют свою работу так, что на уроке для каждого ученика создается ситуация успеха. Учебный материал разбивается на уровни, формируются критерии оценки деятельности учащихся: программа максимум и минимум. Учитель определяет уровень развития знаний, умений, навыков учащихся, их готовность к дальнейшему изучению материала, выделяется материал для повторения каждым учеником, формируется карта индивидуальных достижений учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕУСПЕШНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Под школьными трудностями понимается весь комплекс школьных проблем, которые могут возникнуть у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе. Они, как правило, приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успешности обучения.

По мнению специалистов, школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу).

Школьная неуспеваемость может спровоцировать возникновение школьной дезадаптации, то есть такого состояния учащихся, при котором они не усваивают учебную программу, испытывают трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями.

Неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к проблеме возникновения неуспеваемости, к выявлению вызывающих ее причин.

Типы неуспеваемости:

  • Абсолютная неуспеваемость выражена оценкой «неудовлетворительно» и соотносится с минимальными требованиями школьной программы.
  • Относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования, и соотносится с минимальными требованиями школьной программы и возможностями отдельных учащихся.

Под неуспешностью обычно понимают любую деятельность, которая не сопровождается достижением желаемого результата (успеха).

Факторы, усиливающие неуспешность:

  • Генетическое неблагополучие;
  • Физиологические недостатки;
  • Социальная среда.

Одним из элементов системы работы по преодолению неуспешности обучения является создание системы мониторинга (психологического, здоровья, социологического, уровня обученности).

Неуспешный ученик – это учащийся, сумма знаний которого меньше суммы его пробелов в знаниях. И тогда в работе учителя выступает вопрос об индивидуализации. Имея диагностику, зная семью, ее проблемы, учитель в пространстве образовательного процесса строит свою работу, используя различные направления воздействия на ребенка: медико-психолого-педагогическое сопровождение, организацию познавательной деятельности, индивидуальное и дифференцированное обучение, развитие общеучебных умений и навыков, организацию самостоятельной работы. Учителя планируют свою работу так, что на уроке для каждого ученика создается ситуация успеха. Учебный материал разбивается на уровни, формируются критерии оценки деятельности учащихся: программа максимум и минимум. Учитель определяет уровень развития знаний, умений, навыков учащихся, их готовность к дальнейшему изучению материала, выделяется материал для повторения каждым учеником, формируется карта индивидуальных достижений учащихся.

Найдя причину отклонения в развитии ребенка, школа ищет наиболее подходящие средства для устранения недостатков.

            Каковы же в современных условиях средства преодоления данной проблемы? По мнению педагогов, с неудачами обучаемых в начальной школе могут помочь справиться:

1.Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, тесный контакт и работа с родителями.

Важным моментом также является взаимосвязь работы учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, медицинских работников. Только всестороннее исследование может дать полную картину проблем ребёнка и обеспечить грамотное планирование психолого-педагогического воздействия.

Для профилактики неуспешности важна связь основного обучения и дополнительного, так как очень часто неуспешный ребёнок в обучении, является успешным в области искусства и спорта. И данный факт профессиональный учитель должен использовать в своей практике, предлагая ученику «группы риска» задания, связанные с рисованием, художественным трудом, музыкой и т.д.

2.Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.  Данный вид работы позволяет отслеживать работу по профилактике неуспешности, а также обратить внимание родителей на помощь в ликвидации пробелов в обучении ребёнка.

           Какие могут быть пути преодоления  школьной неуспешности?

В урочное время:

               -Планирование и проведение разнообразных по форме и виду деятельности уроков, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий.

                -Дифференциация учебного материала и заданий.

                -Индивидуальный подход (индивидуальные траектории развития, индивидуальные домашние и творческие задания).

               -Контроль объёма домашнего задания с целью предупреждения утомляемости учащихся.

                  Во внеурочное время.

                -Воспитательная работа, направленная на развитие интереса у учащегося интереса к обучению.

                -Работа с родителями.

                -Тесная связь основного обучения с дополнительным образованием. Успешность в дополнительном образовании приводит к усилению мотивации в основном образовании.

                 -Помощь психологов, социальных педагогов (диагностика, тренинги). Комплексное тестирование учащихся при переходе с одной ступени обучения на другую, профессиональное определение.

                -Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с учащимися, испытывающими трудности в усвоении учебной программы.

                -Работа логопедов в контакте с учителями начальной школы. Логопедические занятия для детей с проблемами в устной и письменной речи.

                  Трудностей не избежать, поражения будут. Важно, как мы научим наших детей к ним относиться. Если школьные трудности будут восприниматься ребенком как «рабочие моменты», с которыми по силам справиться, значит, сделан большой шаг в подготовке к самостоятельной жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

•Обучения детей-мигрантов в подобных классах уже на самой первой его степени сводится к подготовке школьников к их дальнейшему обучению на русском языке.•Смоделировать учебный процесс, дополняя и изме...

Преодоление школьной неуспешности в начальной школе.

В данной статье описываются факторы усиливающие и подавляющие неуспешность.Рассказывается об истории построения сиситемы предупреждения школьной неуспешности. Как  необходимо выстраивать работу п...

Статья "Причины неуспешности в начальной школе и пути их устранения"

В первые дни пребывания ребенка в школе мы часто сталкиваемся с различными трудностями в его обучении. Как преодолеть то, что мешает учиться?...

Развитие внимания , причины и преодоление невнимательности в начальной школе.

Доклад  на методическом объединениии " Развитие внимания , причины и преодоление невнимательности в начальной школе."...

Пути преодоления школьной неуспешности в начальной школе

Презентация, подготовленная для педагогов начальной школы...