Пути преодоления школьной неуспешности в начальной школе
презентация к уроку

Ткач Яна Юрьевна

Презентация, подготовленная для педагогов начальной школы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пути преодоления школьной неуспешности Ткач Яна Юрьевна, педагог-психолог ГБОУ школа №76

Слайд 2

1. Актуальность проблемы Проблема обучения и воспитания разных категорий учащихся с риском школьной неуспешности находится в фокусе педагогических исследований постоянно В России средний по миру уровень школьной неуспешности - около 25% (соответствуют уровню Индии, Бразилии. Для примера: в странах Скандинавии этот показатель составляет примерно 10%) PISA ( Programme for International Student Assessment) : доля российских школьников, которые не достигают необходимого минимума функциональной грамотности , составляет 28 % В каждом классе не успевают примерно 30% обучающихся

Слайд 3

2. Неуспешность и неуспеваемость Школьная неуспеваемость – это ситуативное или устойчивое отставание школьника в освоении учебного материала по одному или нескольким предметам программы . Школьные трудности - комплекс проблем, возникающих у ребенка при систематическом обучении и приводящих к нарушениям в состоянии здоровья (физического, психического), нарушению психологической адаптации и снижению успешности обучения Школьная неуспешность – более широкое понятие, включающее в себя нежелание или неспособность ученика выполнять требования образовательной программы, потеря интереса к школьной жизни и позиции учащегося; педагогическая запущенность, трудновоспитуемость.

Слайд 4

Неуспеваемость: два взгляда с педагогической точки зрения отставание ребенка в учебе, выражающееся в пробелах в знаниях, умениях, навыках с точки зрения психологии связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами

Слайд 5

Школьная неуспешность – многофакторное явление. Оно касается не только академической результативности ученика, но и затрагивает его личность

Слайд 6

3. Как проявляется школьная неуспешность? Учебная неуспеваемость Постоянно высокий уровень тревоги Низкая учебная мотивация Нарушения внимания, памяти Неусидчивость или уход в себя Неуверенность в себе Неадекватная самооценка Неверие в возможность удачи, в свои силы Ожидание помощи со стороны Психосоматические нарушения (головные боли и боли в животе, частые простудные заболевания и т.п.)

Слайд 7

4. Портрет «проблемного» ученика Испытывающий трудности в обучении Имеет проблемы со здоровьем Выглядит грустным, несчастным Незрелый Живёт в неблагополучной семье Унылый, апатичный Неуверенный в себе Ненужность дома Запущенный

Слайд 8

Неуспевающий ученик Ленивый Невнимательный Наглый Медлительный Ему ничего неинтересно Немотивированный Пассивный Безразличный Отстающий Имеет особенности здоровья, развития

Слайд 9

Неуспешный ученик Изгой в классе Безразличный С особенностями здоровья Невезучий Неприятный Вредничает Отвергнутый коллективом Молчун Скучный Забитый Несчастный Депрессивный Инфантильный

Слайд 10

5. Признаки школьной неуспешности Отставание от сверстников в учебе и развитии Низкая успеваемость Второгодничество Дефицит базовых умений, несформированность учебных навыков Недостаточное владение языком обучения Невключённость в жизнь класса и школы Многочисленные пропуски школы Дисциплинарные проблемы Конфликтные отношения с одноклассниками и педагогами

Слайд 11

6. Причины школьной неуспешности

Слайд 12

Биологические причины соматическая ослабленность детей (часто болеют и пропускают занятия, быстро устают ) врожденные или приобретенные нарушения в развитии леворукостъ ребенка. «Правополушарные» люди обладают особым взглядом на мир, им зачастую присуще тонкое, художественное и интуитивное восприятие действительности тот или иной неврологический диагноз (задержка психического развития, легкая степень умственной отсталости, гипер - или гиподинамический синдром, последствия ММД и т.д.)

Слайд 13

Психологические причины у детей не достигнут уровень школьной зрелости (шестилетние дети, которых родители не захотели больше «держать» в детском саду, или дети, достигшие календарных семи лет, но умственный возраст которых, на момент поступления в первый класс слегка меньше)

Слайд 14

Социальные причины педагогическая запущенность ребенка неправильно выбранная программа для обучения неумение или нежелание ребенка выстаивать со сверстниками адекватные, дружеские отношения личный конфликт или просто непонимание между учителем и учеником

Слайд 15

Независимо от исходной причины, развитие школьной неуспешности протекает по единому сценарию:

Слайд 16

7.Психологический портрет идеального первоклассника Педагогическая готовность обладает навыками чтения, письма, рисования, сформирована звуковая культура речи, имеет хороший словарный запас, имеет общую осведомленность, умеет развернуто ответить на вопрос. Интеллектуальная готовность обладает хорошей памятью, развиты воображение, регулирующая функция речи, мышление, внимание, тонкая моторика рук, интеллектуальная активность. Мотивационная готовность выражает познавательные интересы, стремится освоить роль школьника, принимает систему требований, предъявляемых школой.

Слайд 17

Эмоционально - волевая готовность умеет управлять своим поведением, сохраняет работоспособность в течение одного урока и в течение учебного дня, обладает эмоциональной устойчивостью, произвольной регуляцией внимания, умеет задерживать свои импульсы, умеет продлить действие, приложив к этому волевое усилие. Коммуникативная готовность желает общаться со взрослыми и детьми, умеет войти в детский коллектив и найти свое место в нем, выполняет совместную работу, поддерживает равноправные взаимоотношения со сверстниками, умеет устанавливать контакт со сверстниками и с учителем.

Слайд 18

8. Психологический портрет современного первоклассника несформированность произвольной деятельности отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества саморегуляция поведения недостаточно развита, нормы поведения в обществе не сформированы у современных детей более слабое здоровье наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Отсутствие авторитета. не обладают навыками общения со сверстниками Большие различия паспортного и физиологического развития обширная , но совершенно бессистемная информированность практически по любым вопросам свободное независимое поведение, достаточно высокая самооценка, часто эгоцентризм

Слайд 19

9. Основные виды «сложных» учеников в начальной школе Тревожный ребёнок Чрезмерное беспокойство Часто ожидают самого худшего Чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности Высокие требования к себе, крайне самокритичны Низкая самооценка

Слайд 20

Избегайте состязаний и работ, учитывающих скорость Не сравнивайте ребенка с окружающими. Обращайтесь к ребенку по имени Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его Демонстрируйте образцы уверенного поведения Не предъявляйте к ребенку завышенных требований Будьте последовательны в воспитании ребенка Не унижайте ребенка Принципы работы с тревожными детьми

Слайд 21

Агрессивный ребёнок Нападает на детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает школьные принадлежности Намеренно употребляет грубые выражения Ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников Очень подозрителен и насторожен Любит перекладывать вину за затеянную ими ссору на других

Слайд 22

Принципы работы с агрессивными детьми Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка Демонстрировать модель неагрессивного поведения Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки Наказания не должны унижать ребенка Обучать приемлемым способам выражения гнева. Расширять поведенческий репертуар ребенка Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей. Развивать способность к эмпатии Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях

Слайд 23

Гиперактивный ребёнок Очень подвижен, вспыльчив, раздражителен и безответственен Ему трудно долго сидеть на одном месте, молчать У него плохая координация или недостаточный мышечный контроль Трудно концентрировать свое внимание, часто задает множество вопросов

Слайд 24

Принципы работы с гиперактивными детьми Работать с ребенком в начале дня. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки Не быть драматичным, экспрессивным педагогом. Оставаться спокойным Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения ) Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее Давать короткие, четкие и конкретные инструкции Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. Поощрять сразу же, не откладывая на будущее

Слайд 25

Медлительный ребёнок чувство собственной неполноценности, упрямство высокая тревожность (особенно в ситуации проверки знаний ) неспособность сосредоточиться в работе неуверенность в принятии решений переживание своего отличия от других лживость заметная уединенность, чрезмерная угрюмость и недовольство обгрызание ногтей

Слайд 26

Принципы работы с медлительными детьми Не напоминать ребёнку о его медлительности и не стыдить за неё Для организации учебной деятельности медлительного ребёнка необходим контроль, помощь со стороны учителя В работе с медлительными детьми следует оценивать не объем работы, а её качество На проверочных или контрольных работах давать либо меньший объем заданий, либо больше времени для их выполнения Медлительный ребёнок должен иметь время на включение в деятельность и простые ритуалы (разложить тетради, приготовить всё необходимое для урока), повторяющиеся ежедневно. В первом классе медлительного ребёнка не рекомендуется вызывать к доске для быстрого ответа или спрашивать с места (если он сам не вызывается) Задания с ограничением времени, соревнования «кто быстрее» трудны и травматичны для медлительного ребёнка Чёткая организация режима дня помогают медлительному ребёнку справиться с нагрузками

Слайд 27

10. Пути преодоления школьной неуспешности в начальной школе В урочное время: Планирование и проведение разнообразных по форме и виду деятельности уроков, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий Дифференциация учебного материала и заданий Индивидуальный подход (индивидуальные траектории развития, индивидуальные домашние и творческие задания ) Контроль объёма домашнего задания с целью предупреждения утомляемости учащихся.

Слайд 28

Во внеурочное время: Воспитательная работа, направленная на развитие интереса у учащегося интереса к обучению Работа с родителями Тесная связь основного обучения с дополнительным образованием. Успешность в дополнительном образовании приводит к усилению мотивации в основном образовании Помощь психологов, социальных педагогов (диагностика, тренинги). Комплексное тестирование учащихся при переходе с одной ступени обучения на другую Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с учащимися, испытывающими трудности в усвоении учебной программы Работа логопедов в контакте с учителями начальной школы

Слайд 29

11. Ситуации , в которых стоит обратиться за помощью к педагогу- психологу Ученик пропускает буквы в письменных работах Ребёнок н евнимателен и рассеян Испытывает трудности при решении математических задач Имеет затруднения при пересказывании текста Трудно понимает объяснение с первого раза Неусидчив Постоянная грязь в тетради Плохо знает таблицу сложения/ умножения Не справляется с заданиями для самостоятельной работы Плохо списывает с доски Постоянно забывает дома школьные принадлежности Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо

Слайд 30

Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять Ребёнок п остоянно переспрашивает учителя Плохо ориентируется в тетради Поднимает руку, но при ответе молчит Регулярно опаздывает на уроки Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует Испытывает страх перед опросом учителя Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями

Слайд 31

Анкета для родителей учащегося начальной школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути преодоления школьных трудностей возникающих у первоклассников.

Каждому ребёнку , пришедшему первого сентября в первый класс , очень хочется хорошо учиться , а каждому учителю хочется научить своих первоклассников всем премудростям наук....

Преодоление школьной неуспешности в начальной школе.

В данной статье описываются факторы усиливающие и подавляющие неуспешность.Рассказывается об истории построения сиситемы предупреждения школьной неуспешности. Как  необходимо выстраивать работу п...

Преодоление неуспешности в начальной школе

Неуспешный ученик – это учащийся, сумма знаний которого меньше суммы его пробелов в знаниях. И тогда в работе учителя выступает вопрос об индивидуализации. Имея диагностику, зная семью, ее проблемы, у...

Преодоление школьной неуспешности на уроках литературного чтения

Раскрыты причины неуспешности школьников и пути ее преодоления на уроках литературного чтения...

Статья "Причины неуспешности в начальной школе и пути их устранения"

В первые дни пребывания ребенка в школе мы часто сталкиваемся с различными трудностями в его обучении. Как преодолеть то, что мешает учиться?...