Статья "Причины неуспешности в начальной школе и пути их устранения"
статья на тему

Черникова Ольга Владимировна

В первые дни пребывания ребенка в школе мы часто сталкиваемся с различными трудностями в его обучении. Как преодолеть то, что мешает учиться?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Черникова Ольга Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «ООШ №8»

г. Старый Оскол

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕШНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ

       Начало обучения в школе – это не только новые условия жизни и деятельности человека, это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Приспособление к этой новой жизни происходит не сразу, поэтому мы часто сталкиваемся с различными трудностями в обучении детей.

Одна из причин этих трудностей – низкий уровень осведомлённости ребёнка. Уже на подготовительных занятиях необходимо выявить тот уровень развития, с которым дети идут в школу, объяснить родителям, что должен знать и уметь будущий первоклассник. В процессе работы нельзя допускать одностороннего развития личности ребенка. Необходимо стимулировать активность познания. Для этого большую часть занятий проводить в игровой форме. Во внеурочное время следует продолжать работу по обучению умениям и навыкам, соответствующим возрасту ребенка.

       Часто возникают трудности в овладении математическими навыками. Некоторые дети путают числа, не могут обозначить число соответствующей цифрой. У таких детей возникают проблемы овладения счетом, выполнения операций сложения и вычитания в пределах первого десятка. Чтобы устранить этот недостаток, каждый урок математики необходимо начинать с устного счета. В начальной школе этот этап урока чаще всего проводится с опорой на наглядность. Это чертежи, схемы, рисунки. Подобная наглядность используется и при обучении решению задач. Почти все задачи обязательно анализируются, составляется ход решения и только потом записываются. Обязателен на уроках математики дифференцированный и индивидуальный подход. Домашние задания необходимо пояснять в классе.

       Есть свои трудности и в обучении чтению. Практика показывает, что не

все дети к концу четвёртого класса умеют читать бегло, правильно, осознанно,

выразительно. В этом тоже есть свои причины. Отдельные обучающиеся имеют дефекты речи, следовательно, неправильно произносят некоторые звуки, нарушают грамматический строй речи, неправильно используют местоимения, падежные окончания, глагольные формы. Таким первоклассникам трудно овладеть чтением, письмом и даже математикой. Поэтому уже с первых дней обучения в школе им необходимы занятия с логопедом, который корректирует речь учащихся и дает рекомендации родителям.

       Для выработки потребности и желания читать на уроках и во внеурочной деятельности следует рассматривать иллюстрации, беседовать по ним, проводить литературные викторины. В первом классе обязательна организация дифференцированного подхода к учащимся, чтобы вызвать интерес к чтению у нечитающих ребят и не дать утратить его тем, кто уже умеет самостоятельно работать с книгой.

      Большую роль в овладении навыком чтения играет и домашнее чтение. Но, согласно опросам родителей, только 68% нынешних первоклассников регулярно читают дома с родителями. Поэтому в начальной школе нужно как можно больше мероприятий посвящать общению с книгой, на уроках использовать различные виды работ с текстом: слушание, чтение хором, вполголоса парами, по ролям, подбор к иллюстрациям строк из произведения, работа со скороговорками и др.

      Еще одной проблемой неуспешности в начальной школе являются пропуски занятий по причине болезни. Это мешает ребенку усваивать образовательную программу. Неправильным является и то, что родители приводят на занятия больных детей, у которых низкая работоспособность и продуктивность. Нельзя перегружать занятиями неокрепшего после болезни ребенка. Ему необходимо давать минуты отдыха, следить за правильным питанием, поощрять успехи и убеждать его, что любые трудности можно и нужно преодолеть.

      Только правильный, обдуманный подход к обучению каждого ребенка позволит избежать неупешности  в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе и пути их реализации.

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.Та...

Преодоление школьной неуспешности в начальной школе.

В данной статье описываются факторы усиливающие и подавляющие неуспешность.Рассказывается об истории построения сиситемы предупреждения школьной неуспешности. Как  необходимо выстраивать работу п...

Преодоление неуспешности в начальной школе

Неуспешный ученик – это учащийся, сумма знаний которого меньше суммы его пробелов в знаниях. И тогда в работе учителя выступает вопрос об индивидуализации. Имея диагностику, зная семью, ее проблемы, у...

Пути преодоления школьной неуспешности в начальной школе

Презентация, подготовленная для педагогов начальной школы...