конспекты занятий по ТРИЗ
план-конспект занятия (1 класс) на тему

МУЗАФАРОВА КУЛЯШ МОЛДАБАЕВНА

конспекты занятий по ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_zanyatiy_1_klass_triz.doc233.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предисловие

Мы живем в быстро изменяющемся мире. Одни только знания, подобно застывшему слепку прошлого, уже не всегда в полной мере помогают нам в решении возникающих задач. Умение решать творческие задачи, развитое воображение - эти качества во многом определяют личность не только завтрашнего, но и сегодняшнего дня.

На основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) автором данной работы разработана и опробована "Программа курса развития творческого воображения для начальной школы". Управляемая фантазия позволяет человеку быстрее и проще адаптироваться к быстро изменяющимся условиям, может быть, поэтому курс РТВ активно используется психологами для диагностики и психологической коррекции детей начальных классов.

С целью облегчить работу по этой программе, для детей и учителей созданы рабочие тетради, которые и представляются вашему вниманию.

Вся программа рассчитана на три класса: "Школа Сказок" - 1 класс; "Город Фантазий" - 2 класс; "Планета неразгаданных тайн" - 3 класс. По данной программе обучались дети 1-3 классов 17 средней школы в течение 6-и лет. Занятия проводились 1 раз в неделю, классы делились на две группы. Программа опробована учителями нескольких школ (занятия по РТВ ведут учителя начальных классов 17 средней школы, 43 средней школы и др.)

Автор выражает большую благодарность И.Н.Мурашковске, А.А.Нестеренко, М.С.Гафитулину, Сергею и Светлане Сычевым, Н.Н.Хоменко, В.И.Тимохову, Анатолию и Светлане Гин, М.С.Рубину, разработки которых очень помогли в создании курса РТВ и рабочих тетрадей к этому курсу. И конечно, неоценима помощь учеников 1-3 классов 17 средней школы г. Петрозаводска. Спасибо вам, мои маленькие волшебники.

Ваши замечания и предложения присылайте по адресу: 
185014 г.Петрозаводск, а/я.8 
ОО "ТРИЗ - Карелия", Рубиной Н.В.


Здравствуйте, дорогие ребята и 
уважаемые взрослые!

Перед Вами тетрадь, на каждой странице которой живет сказка. Однако, чтобы прочитать ее, Вам предстоит пройти необычный путь. Вас ждут упражнения и задания, которые помогут маленьким читателям развить творческие способности, а взрослым, вспомнив свое детство, посмотреть на своих детей новыми глазами, увидеть, что и в их жизни происходят чудеса.

У каждого из нас есть свои самые любимые сказки, те, что мы много-много раз слышали от родителей, бабушек и дедушек. Часто, когда сказка подходит к концу, нам так жаль расставаться с ее героями, что мы снова и снова возвращаемся к ней, придумывая продолжения сказочных событий. Работа с тетрадью может стать для Вас бесконечным путешествием в мир сказки. В таком путешествии не обойтись без надежных, изобретательных спутников.

В любой сказке есть герои. В нашей тетради тоже будут свои герои, но придумают их сами дети.

Сочинение сюжетных сказок - одно из интереснейших упражнений, предложенных Г.С.Альтшуллером для развития творческого воображения. Чтобы придумать интересный сюжет для сказки, необходимо поставить ее героев в сложную, проблемную ситуацию. Важно при этом понять механизм разрешения этой проблемы. В этом и состоит главная задача нашей тетради. Попробуйте поработать с тетрадью все вместе, и Вы получите огромное удовольствие от мудрости сказок, от совместной творческой деятельности, от преодоления собственной инерции мышления.

Мы постарались составить тетрадь так, чтобы у Вас было как можно больше возможности творить самостоятельно. Для работы с тетрадью пригодятся ножницы, клей, цветные карандаши и др. Но самое главное - Ваша фантазия. Эта тетрадь для тех, кто стремится сделать свою жизнь интереснее, наполнит ее трудным и радостным творческим поиском.

Пусть Ваш путь наверх будет не очень трудным, а главное радостным!

Июль 1997

 

 
Наклей здесь свою фотографию

 


 

ЗНАКОМСТВО С ПРЕДМЕТОМ

Здравствуйте! 
Отгадайте, что это: 
Без крыльев летят, 
Без ног бегут, 
Без паруса плывут?

Верно, это облака. Обычно мы почти не обращаем внимания на облака в небе разве что, если идет дождь, мы с нетерпением ждем, когда же разойдутся тучи и выглянет солнышко. А что бы вы сказали, если в один прекрасный день белое пушистое облако обратилось к вам со словами: 
- Здравствуйте, меня зовут Колабо!

Вы, конечно, понимаете, что облака разговаривают только в сказках. Неудивительно, что Колабо - сказочное облако. Оно может быть маленьким, как пушистый белый котенок, и большим, как бескрайняя снежная пустыня; черным, как едкий дым, и белым, как снежные хлопья; мягким, как пуховая перина, и твердым, как ледяная горка; шумным, как могучий океан, и тихим, как лесной ручеек; теплым, как солнечные лучи, и холодным, как брызги фонтана.

Каждый из вас может увидеть Колабо, поговорить с ним. Возьмите карандаши и нарисуйте нашего нового знакомого таким, как вы его себе представляете.

Колабо много путешествует, бывает в разных странах. В одной стране оно услышало историю про Лошарика. Облако очень хотело посмотреть, что же это за диковинный зверек, но ему обязательно нужно было полить клумбу с цветами, и поэтому оно опоздало на встречу с Лошариком. Нарисуйте, пожалуйста, Лошарика, тогда Колабо сможет узнать, какой он, этот необычный зверек.

Как, по-вашему, какой рисунок было легче сделать: Колабо или Лошарика? Чем они отличаются друг от друга?

Воображение - это способность человека представлять то, чего нет. Можно представить себе то, что вы уже видели когда-то, мысленно воссоздать знакомый образ. Труднее придумать что-то, чего никто никогда не видел.

Наши занятия будут посвящены развитию творческого воображения. Вы научитесь сочинять увлекательные сказки, придумывать необычные загадки, составлять мудрые пословицы, решать творческие задачи.

Представьте себе вот такую ситуацию. Однажды Эмиль попал в страшную пещеру Великана. Великан обрадовался легкой добыче, ведь Эмиль был только маленький мальчик. Но для забавы решил поиграть с Эмилем вот в такую игру. Если сможет Эмиль Великана из пещеры выгнать, отпустит он его на свободу, ну а не сможет... поджарит и съест. Как помочь Эмилю? (Чтобы узнать одно из возможных решений, выделите строки ниже. - прим. ДК) 
Один из возможных вариантов решения. Эмиль предлагает Великану сыграть в другую игру: он, Великан, в свою пещеру войти не сможет. Какому же Великану понравится такая игра. Вот он и выбежит из пещеры, и... проиграет спор.

Эмиль знает еще очень много таких задач, но что еще важнее, он может научить их решать, используя правила.

Вас ждут увлекательные приключения, ведь Колабо научит вас сочинять сказки. Вас ждут встречи с волшебниками и их удивительными друзьями, ведь в сказках всегда живут чудеса.

Желаем вам удачи и красивых решений!

 


 

ТЕМА 1: Что из чего состоит?

(система - целое, состоящее из частей).

В Цветочном городе появилось существо вот с таким загадочным описанием: 
на кирпиче висят две тряпочки, для устрашения и еды вставлены ножи, из-за которых выглядывает розовый лист. На конце блестящая, черная пуговица. Все это может звучать, если захочет. Есть еще перекладина, которая стоит на четырех мохнатых колоннах, на ней висит бочонок и веник с мотором. Все это покрыто ковром. Что же это за необычное существо? ................................

Разгадать эту загадку и научиться самим придумывать такие же вам поможет малыш, который умеет в самой грустной картине увидеть веселое весеннее солнышко; умеет так нарисовать знакомый предмет, что его и не узнать; умеет смешивать краски так, чтобы получить цвет радости или печали. 
Вспомните, как зовут этого художника.

 

Разберите на части ручку на вашем столе. У вас появилось несколько деталей. Каждая из них по отдельности не может красиво написать буквы в словах. Если же вы снова соберете их вместе, можно будет написать или нарисовать все, что захочешь.

 

Система - целое, состоящее из частей. Система в целом может выполнять такую работу, которую не может выполнить каждая отдельная часть.

Напишите или нарисуйте три системы:

 

Попробуйте найти несистему.

 

Части системы называются подсистемами.

Загадайте систему.

Из каких подсистем она состоит?

Напишите названия подсистем

Нарисуйте, на что они похожи

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

Теперь закроем левую часть таблички. Получилась заготовка для загадочного описания. Загадайте вашу загадку.

Пришло время разгадать загадку художника .....................

Впишите названия подсистем, которые загадал художник.

 

Кирпич

 

две тряпочки

 

Ножи

 

розовый лист

 

Пуговица

 

Перекладина

 

четыре колонны

 

Бочонок

 

веник с мотором

 

Ковер

 
Нарисуйте загадочное существо

 

Эмиль получил задание написать или нарисовать, из чего состоит кошка:

Две следующие схемы заполните самостоятельно:

Знаете, почему Эмиль всегда легко справляется с такими заданиями? Ему помогает знакомый Волшебник Дели-Давай. Волшебник Дели-Давай умеет все разъединять и объединять. Как-то раз Дели-Давай помогал заполнять схемы, а проказник Эмиль стал рассказывать такую смешную историю, что Волшебник не заметил, как перепутал части разных животных.

Нарисуйте фантастического зверя, получившегося у Дели-Давая

Хотите прямо сейчас в своей тетради увидеть портрет Дели-Давая? Нарисуйте слева пуговицу и кисточку, а справа то, что получится, если их соединить.

"Дели - Давай":

 
 

 
 

Дели-Давай и Колабо играют в слова. Отвечая на вопросы Волшебника, не забудьте, что слова, как все системы, состоят из частей.

-- Что есть в море, в озере, в болоте, в океане, а в речке нет? 
Ответ: буква "О".

-- Летела стая совсем небольшая, сколько птиц и какие? 
Ответ: семь сов.

-- Есть ли в кисточке буква "Л"? 
Ответ: например, кисточка покрыта лаком.

 


 

ТЕМА 2: Кто где живет?

(система - часть надсистемы).

Эмиль и Колабо смотрели кинофильм о военных летчиках. Один из эпизодов заставил их поволноваться.

"Летчик сообщает по радио диспетчеру:"В баках нет ни капли горючего!" Диспетчер отвечает: "Держитесь! Используйте все свое мастерство! Мы постараемся помочь Вам!" Жертв не было." Как же летчикам удалось спастись?

Вам поможет один капитан, который во время своего путешествия попадал в трудные, почти непреодолимые ситуации, и все-таки достиг своей цели. Вспомните имя этого капитана.

 
Нарисуйте, где живет этот капитан.

 

Мы уже знаем, что любая система состоит из частей или .........................

Чтобы получился красивый рисунок, все части ручки должны быть вместе. Но для рисунка, кроме ручки, необходимы листок бумаги, умелая рука, интересный сюжет для картинки.

 

Любая система является частью надсистемы.

Дополните список и назовите получившиеся надсистемы: 
парты, доска, учебники, ручки, ......................: ............................ 
цветы, ручеек, солнышко, бабочки, .......................: ........................... 
волны, парусник, чайки, облака, .................: ...................

Найдите лишнее, дайте название оставшейся группе слов.

  1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф. ..............................................
  2. Молоко, сливки, яблоко, сметана, сыр. ..................................
  3. Сладкий, горячий, горький, кислый, соленый ........................
  4. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр. .................................
  5. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный. ..............
  6. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол. .................

Вы, наверное, помните, как капитан Врунгель учил матроса Фукса разбираться в корабельных снастях. Он просто создал для картежника привычную надсистему - развесил на парусах игральные карты и скомандовал: 
-- К повороту приготовиться! Развязать шестерку пик, подтянуть валета червей, смотать бубновую десятку! Фукс быстро находил знакомые карты и делал все правильно.

А что если мысленно изменить надсистему в задаче о военных летчиках. Догадались? Конечно, это был учебный тренажер, точно повторяющий устройство самолета.

 

Выберите три краски, наиболее подходящие друг другу. Заполните ими всю рамочку. На что похож рисунок? Дайте название вашей картинке.

 

Эмиль получил новое задание: нужно написать, из чего состоит Мышонок (или его подсистемы) и где он живет (или ту надсистему, в которой он сейчас находится). 

Следующую схему заполните для пингвиненка:

 

Заполните схемы:

над/надсистема

 

надсистема

пенал

система

карандаш

подсистема

корпус

под/подсистема

 

над/надсистема

транспорт

надсистема

 

система

Автомобиль

подсистема

 

под/подсистема

Провода

над/надсистема

 

надсистема

Лес

система

 

подсистема

Лист

под/подсистема

 

над/надсистема

 

надсистема

текст

система

 

подсистема

 

под/подсистема

буква

 


 

ТЕМА 3: Что какое? Кто какой?

(свойства систем).

Дели - Давай загадал Эмилю загадку: в черном ящике маленький предмет. Что это?

(Эмиль задал Волшебнику всего три вопроса).................................

 
Нарисуйте изобретательного Эмиля.

Свойства - признаки системы, которые можно изменять. По свойствам можно отличить одну систему от другой. Например, у всех систем есть свойство делиться на части.

Узнайте по описанию:

белый, прямоугольный, маленький, оставляет след: ___________ 
белая, тонкая, мнется: ______________ 
круглая, с рисунком, звенит и бьется: _______________ 
прямоугольная, мягкая, белая, убирает следы карандаша: ___________ 
длинные, блестящие, острые, твердые: ______________

Чтобы решить все задачи Волшебника Дели-Давай, Вам нужно помнить об изменяющихся свойствах систем.

  1. Крупный пароход "Великобритания" после ремонта не смог выйти из дока. Почему?
  2. Один человек объявил во всеуслышание, что в определенный день и час он пройдет реку Гудзон "аки посуху". В назначенное время при большом скоплении народа он ступил на воду реки в самом широком ее месте и через 20 мин благополучно достиг противоположного берега. Как ему это удалось?
  3. Какого цвета "стоп-кран" в самолете?
  4. Черное-черное, на одной ноге. Что это?
  5. Черное-черное, на двух ногах. Что это?
  6. Черное-черное, на трех ногах. Что это?

 

Форма

Перед Вами головоломка Пифагора.

Назовите фигуры, которые Вы увидели. 
Аккуратно вырежьте фигуры.

 
А теперь сложите квадрат снова.

Цвет

В доме было тихо-тихо. Эмиль, уставший от игр и уроков, решил пораньше, часиков в 6, лечь спать и, чтобы не проспать утром, поставил будильник на 7 часов, как обычно. Пролетела ночь... Прозвенел будильник... Эмиль вскочил, оделся. 
"Сколько же я проспал?" - подумал Эмиль.

А как думаете Вы? ................................

Проснулся Эмиль рано утром, а за окном чудо - чудное, диво -дивное: цветное коромысло над речкой повисло, что это такое? - Радуга! 
-- Из чего состоит радуга?

Каждый - 
Охотник - 
Желает - 
Знать - 
Где - 
Сидит - 
Фазан -

Нарисуйте радугу. 

 

 

ТЕМА 4: Как узнать?

(органы чувств)

Эмиль и Лошарик отправились в поход. Денек выдался солнечный, безветренный. Друзья весело шагали по лесной дорожке. 
-- Давай в прятки играть, - предложил Лошарик, - чур, я прячусь! 
-- Только далеко не убегать и на деревья не запрыгивать!

Веселая получилась игра, ведь в лесу так удобно прятаться. Неудивительно, что друзья не заметили, как быстро пролетело время - пора возвращаться домой. Но вот беда: ни Эмиль, ни Лошарик не могут вспомнить, в какую сторону нужно идти. Лес вокруг дремучий, незнакомый, потерялась из виду и дорожка, по которой они пришли. Заблудились... Как помочь нашим друзьям?

Отгадайте загадки, и Вы узнаете, кто может помочь в решении этой задачи.

Оля смотрит на кота, 
На картинки-сказки. 
А для этого нужны 
Нашей Оле ............

Оля слушает в лесу 
Как кричат кукушки. 
А для этого нужны 
Нашей Оле ..............

Оля трогает снежок - 
Холодно касаться. 
А для этого нужны 
Нашей Оле .............

Перед Олей пирожок, 
У него румян бочок. 
Откуси-ка пирожок... 
Вкусно? - скажет ............

Мама на кухне 
Готовит поднос. 
Что на подносе 
Подскажет нам ..........

 

 

ТЕМА 5: Кто что умеет или для чего?

(функции систем)

У Эмиля для вас новая задача.

При измерении температуры у больных малышей врачи часто встречаются с проблемой: ребенок никак не может выдержать необходимого для выполнения этой процедуры времени. Как быть? Вам поможет: 
Добрый .............. ................. 
Он под деревом сидит, 
Приходи к нему лечитьс 
И корова, и волчица... 

 
Нарисуйте, что умеет делать Ваш новый помощник.

 

Назовите части ручки, которые помогают писать....................... 
А можно ли писать без ручки? 
Докажите 
........................................ 
........................................ 
........................................ 
........................................

 

Функция - то, для чего система предназначена. Каждая система может выполнять много функций, в зависимости от различных свойств.

В одном волшебном лесу жил маленький Мышонок. Однажды вышел он из норки и увидел Белку. И сказал сам себе Мышонок: "Не хочу я больше быть просто Мышонком. Вот бы и мне как Белка по веткам прыгать!" А лес, в котором жил Мышонок, был волшебным и мог исполнять некоторые желания. Как Вы думаете, чего не хватало Мышонку, чтобы как Белка прыгать? 
..........................................

Обиделся Мышонок: "Не хочу как Белка прыгать." И тут он увидел Лису. "Хочу, как Лиса быстро бегать!" 
..........................................

"Хочу, как Медведь громко реветь." .......................... 
"Хочу, как Ласточка летать." ....................................... 
"Хочу, как утка плавать." ............................................. 
"Хочу, как павлин красоваться." ....................................

 

 

ТЕМА 6: Что было и что будет?

(изменения систем во времени)

Его нельзя вернуть назад 
И нет нигде ему преград. 
Его нельзя остановить, 
В нем все на свете может жить. 
Оно подскажет вам, когда 
Случилась радость и беда, 
Когда наступит день рождения, 
Когда закончится движение. 
Тянуться может бесконечно, 
То вдруг промчится быстротечно. 
Диктует людям разных стран, 
Когда включить телеэкран. 
И даже в диком племени 
Знают все о...

 
Нарисуйте время.

СЕГОДНЯ - ПЕРВЫЙ ДЕНЬ 
ВСЕЙ ТВОЕЙ БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ 
ПОСТАРАЙСЯ НЕ ПОТЕРЯТЬ ЕГО!

Нарисуйте, как вы утром собираетесь в школу: 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 

 

ТЕМА 7: Стеклянный город.

Волшебник Дели - Давай передавал Вам привет и новое задание: заполните схему системного оператора для стеклянного зонтика.

Джанни Родари

Стеклянный город

Наш бродяга Джованнино, 
По прозванью Бейбаклуши, 
Как-то раз, катаясь в лодке, 
Отдохнуть решил на суше. 
Он попал на странный остров 
Из прозрачного стекла. 
Все сверкало там на солнце: 
И деревья, и дома. 
Как хрусталь, прозрачны люди,

Точно чистая вода; 
Оттого чужие мысли 
Там читают без труда. 
Стоит приподнять лишь шляпу, 
И тотчас пойдет молва: 
Вмиг узнает каждый встречный, 
Как идут у вас дела. 
Но проходят люди мимо, 
Шляп они не поднимают. 
Не всегда же нам приятно, 
Когда все о нас узнают.

 

 

ШКОЛА СКАЗОК
курс развития творческого воображения

(на основе теории решения изобретательских задач)

(c) Рубина Наталья Викторовна, Петрозаводск, 1998

Рабочая тетрадь 
1 класс 
2 полугодие. 
Ученика (цы) ......................................... 
.................. класса.

 

Предисловие

Мы живем в быстро изменяющемся мире. Одни только знания, подобно застывшему слепку прошлого, уже не всегда в полной мере помогают нам в решении возникающих задач. Умение решать творческие задачи, развитое воображение - эти качества во многом определяют личность не только завтрашнего, но и сегодняшнего дня.

На основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) автором данной работы разработана и опробована "Программа курса развития творческого воображения для начальной школы". Управляемая фантазия позволяет человеку быстрее и проще адаптироваться к быстро изменяющимся условиям, может быть, поэтому курс РТВ активно используется психологами для диагностики и психологической коррекции детей начальных классов.

С целью облегчить работу по этой программе для детей и учителей созданы рабочие тетради, которые и представляются вашему вниманию.

Вся программа рассчитана на три класса: "Школа Сказок" - 1 класс; "Город Фантазий" - 2 класс; "Планета неразгаданных тайн" - 3 класс. По данной программе обучались дети 1-3 классов 17 средней школы в течение 6 - и лет. Занятия проводились 1 раз в неделю, классы делились на две группы. Программа опробована учителями нескольких школ (занятия по РТВ ведут учителя начальных классов 17 средней школы, 43 средней школы и др.)

Автор выражает большую благодарность И.Н.Мурашковске, А.А.Нестеренко, М.С.Гафитулину, Сергею и Светлане Сычевым, Н.Н.Хоменко, В.И.Тимохову, Анатолию и Светлане Гин, М.С.Рубину, разработки которых очень помогли в создании курса РТВ и рабочих тетрадей к этому курсу. И конечно, неоценима помощь учеников 1-3 классов 17 средней школы г.Петрозаводска. Спасибо вам, мои маленькие волшебники.

Ваши замечания и предложения присылайте по адресу: 
185014 г.Петрозаводск, а.я.8 ОО "ТРИЗ - Карелия", Рубиной Н.В.

Приглашение в сказку

 

Вы бывали когда-нибудь в сказке?

В тридевятом царстве - в тридесятом государстве жил - был царь...

В одной далекой стране, где раньше всех встает солнце и цветы распускаются раньше всех...

А как еще может начинаться сказка? Как может начинаться сказка о нашем классе?

 

 
Нарисуйте сказку нашего класса.

 

 

Тема 1. Сказки о системах (повторение)

Я вижу

Я слышу

Я чувствую

Мне не нравится

Мне смешно

Мне нравится

 
Нарисуйте вашу загадку.

 

 

Тема 2. Сказки от слова "почему?"

  1. Выберите любую систему, необычное свойство или интересное явление (СТАЛО).
  2. Представьте, что когда-то все было не так (БЫЛО).
  3. Объясните, почему так произошло. 
    __________________________________________________________________ 
    __________________________________________________________________ 
    __________________________________________________________________

 
Нарисуйте вашу сказку.

 

 

Тема 3. "Испорченные" сказки

 

  1. Выберите сказку.
  2. Расскажите ее в "испорченном" варианте.
  3. Угадайте, что это за сказка.

 

 

 
Нарисуйте "испорченную" сказку

 

 

Тема 4. Конструктор для сказок (карты Проппа).

Давайте уточним, что такое конструктор? 
А что же такое конструктор для сказок?

Сегодня мы научимся мастерить сказки...

Вспомните известные сказки, подберите примеры к каждой карте. Вам помогут примеры в конце тетради (см. приложение 2). Теперь нарисуйте, как Вы представляете сюжеты каждой карты.

1. Отлучка кого - либо из членов семьи.

 

 

 

 

2. Запрет, обращенный к герою.

 

 

 

 

3. Нарушение запрета.

 

 

 

 

4. Вредительство (или недостача).

 

 

 

 

5. Получение волшебного средства (даритель).

 

 

 

 

6. Начинающееся противодействие.

 

 

 

 

7. Беда ликвидируется.

 

 

 

 

8. Возвращение героя.

 

 

 

 

9. Герою предлагается трудная задача.

 

 

 

 

10. Победа, подарок, радость.

 

 

 

 

Попробуйте сочинить сказку о нашем классе, используя карты Проппа. 
__________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________

 
Нарисуйте сказку нашего класса.

Мы уже знаем, что получится, если "испортить" сказку. А что будет, если перепутать, "испортить" конструктор для сказок?

Перемешайте карты Проппа. 
Выберите героя для новой сказки. 
Попробуйте сочинить сказку, используя "перепутанный" конструктор.

__________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________

 
Нарисуйте иллюстрацию к вашей сказке.

 

 

Тема 5. "Сказка ложь, да в ней намек..." (пословицы)

А вы умеете сочинять пословицы? 
Пословица, как и любая система, состоит из частей.

Что посеешь, - Действие 
то и пожнешь. - 
Результат

Как могла появиться эта пословица? 
Нарисуйте

действие и результат 

  • Вспомните свои пословицы.
  • Выделите действие и результат.
  • Нарисуйте иллюстрации.

У нас получилась небольшая история. А что если попробовать сочинять пословицы по известным историям или сказкам.

Нарисуйте по кадрам действия сказки.

В каком кадре изображено действие, в каком результат?

Составьте пословицы. 
__________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________

Нарисуйте по кадрам действия сказки.

В каком кадре изображено действие, в каком результат?

Составьте пословицы. 
__________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________

 

 

приложение 1. ДА-НЕТКИ ИЗ СКАЗОК

Задача 1. Ариадна и Тезей.

Давным-давно греческий город Афины каждый год платил дань самыми красивыми юношами и девушками критскому царю Миносу. А Минос отдавал их на съедение чудовищу по имени Минотавр. Жил Минотавр в Лабиринте. Кто входил в Лабиринт, тот уже не мог найти выход наружу и долго блуждал внутри, пока не попадал на обед к чудовищу. Когда в очередной раз пришла пора Афинам платить дань, то среди остальных жребий пал и на смелого богатыря Тезея. На Крите пленников встретил царь Минос со своей свитой. Была в свите и его дочь Ариадна. Так понравился Тезей Ариадне, что не захотела она его гибели и тайком передала юноше меч, чтобы он мог убить Минотавра. Но что делать герою, даже если он победит чудовище, из Лабиринта еще никто сам не смог найти выход?

 

Задача 2. Трактор дяди Федора.

Дядя Федор выписал себе с завода трактор. Вначале все были рады, трактор оказался маленьким, удобным и симпатичным. Но скоро начались неприятности. Трактор нужно было заправлять, но не бензином, а продуктами. Молока в хозяйстве было достаточно, заправляли трактор регулярно, но тому все было мало. Только выедут в деревню, трактор сразу учует, где блины пекут или борщ варят, - остановится и стоит, пока не покормишь. Дядя Федор возмущался: 
-- Так и будем возле каждого дома останавливаться? И у столовых тоже? Это не трактор, а бегемот какой-то! 
Как же сделать, чтобы трактор ездил куда нужно, не останавливаясь?

 

Задача 3. Кольцо Прометея.

Прометей очень жалел людей и однажды передал им частицу Божественного огня из кузницы Гефеста. Зевс был разгневан и велел покарать Титана - приковать его навечно к скале! Так и было сделано. Но однажды великий герой Геракл освободил Прометея. Видя как сильны люди, сохранившие Божественный огонь, Зевс готов отпустить Прометея, но Громовержец не может нарушить свое слово: Титан навечно должен быть прикован к скале. Как поступил Бог богов?

 

Задача 4. Джумак и меч царя (памирская сказка).

Пастух Джумак вместе с дочерью царя убежал в другую страну и поступил на службу к другому царю. Однажды везир увидел жену Джумака (царскую дочь). И так покорила его ее красота, что решил он от Джумака избавиться, а царскую дочь взять себе в жены. Подговорил он царя, и тот стал придумывать для Джумака поручения трудные и опасные. Один Джумак и не справился бы с ними, но жена его, царская дочь, была не только прекрасна, но и мудра. Она помогала мужу справляться с царскими задачами. Из каждого путешествия Джумак привозил себе жен, одну прекраснее другой.

Царь и везир уже и не знали как Джумака извести. И вот царь придумал одну хитрость. Вызвал он Джумака и говорит: 
-- Джумак, сто лет тому назад умер мой отец. Тогда мы положили в могилу вместе с телом меч. Если ты принесешь этот меч - хорошо, если же нет - я тебя изведу и все твои корни повыведу.

Джумак спросил царя: 
-- А ты знаешь, где могила твоего отца?

Царь в ответ: 
-- Знаю я или не знаю - это мое дело! Я тебе приказал - твое дело выполнять!

Опечалился Джумак. Пришел домой. Новая жена его спрашивает: 
-- Что с тобой? Почему такой печальный?

Джумак поведал ей свое горе.

Рассмеялась жена и сказала: 
-- Из-за этого ты так печален!? Я помогу в твоем горе! Меч царя у меня. О нем не беспокойся. Пойди к царю и скажи, чтобы он разложил костер; пусть тебя поставят на этот костер и подожгут его: мол, ты отправишься на тот свет, чтобы узнать у его отца, где его могила и где меч. А я тебя сниму оттуда, а потом мы напишем письмо от имени отца и матери царя. Это письмо ты отдашь царю.

Джумак отправился к царю. Сказал ему все так, как велела ему жена.

Вы, наверное, уже догадались, что же было в этом письме от "отца и матери царя". Мудрая жена и Джумака спасла и от царя и везира избавилась. Как же ей это удалось?

 

Задача 5. Лиса и крестьянин (памирская сказка).

В давние времена подружились Лиса и Крестьянин. Стали вместе работать: Крестьянин - на мельнице, а Лиса - отару овец на пастбище пасет. Лиса каждый день съедала по одной овце. Осталась от отары одна черная овца. Настал день отдавать овец Крестьянину. Лиса, как известно, хитра и изворотлива, но как же рассчитаться с Крестьянином, если от отары осталась всего одна овца?

 

Задача 6. Человек и медведь (памирская сказка).

Как-то пахал человек поле на своих волах. Вдруг видит из лесу идет медведь, в лапах палку несет. Отдал медведь палку человеку. Тот приспособился палкой волов погонять. Вспахал человек поле, пустил воду, посеял пшеницу, убрал, смолотил, засыпал в мешки.

Тут из лесу медведь идет с большим мешком: "Отдавай мою долю!" 
"Какую еще долю?" - удивился человек. 
"Я же палку тебе принес, часть пшеницы моя."

Призадумался человек. Отдать медведю пшеницу - самому ни с чем остаться, не отдать - беды не оберешься. Как же быть?

 

 

приложение 2. КОММЕНТАРИИ К КАРТАМ ПРОППА

(отрывки из известных сказок)

1. Отлучка кого - либо из членов семьи.

Жила-была старая коза. Было у нее семеро козлят, и она их так любила, как может любить только мать. Раз собралась она идти в лес, корму принести... 
("Волк и семеро козлят". Братья Гримм)

 

2. Запрет, обращенный к герою.

- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек... 
("Гуси-лебеди". Русская народная сказка)

 

3. Нарушение запрета.

В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашел там лягушачью кожу и бросил ее в печь, сжег на огне... 
(Царевна-лягушка. Русская народная сказка)

 

4. Вредительство (или недостача).

Пошел волк на реку, опустил хвост в прорубь, сидит и приговаривает:

-- Ловись, рыбка, и мала и велика 
Ловись, рыбка, и мала и велика! 
А лисица ходит около волка и приговаривает: 
-- Ясни, ясни на небе звезды, 
Мерзни, мерзни, волчий хвост!...

(Лиса и волк. Русская народная сказка)

 

5. Получение волшебного средства.

-- А ну тащи меня, старая карга! 
-- Огниво взял? - спросила ведьма. 
-- И то верно, - отвечал солдат, - совсем было забыл. - Пошел и взял огниво.

Вытащила его наверх ведьма, и вот он опять на дороге, только теперь карманы его, и сапоги, и ранец, и кивер полны денег. 
-- На что тебе огниво? - спросил солдат. 
-- Не твое дело! - отвечала ведьма. - Получил свое - отдавай мое! Ну же! 
-- Как бы не так! - сказал солдат. - Сей же час говори, на что оно тебе, не то саблю из ножен - и голова с плеч! 
-- Не скажу! - упорствовала ведьма.

Тут солдат взял да и отрубил ей голову. Упала ведьма замертво, а он связал все деньги в ее передник, взвалил узел на спину, огниво - в карман и прямиком в город... 
(Огниво. Ганс Христиан Андерсен)

 

6. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков.

Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит: 
-- По щучьему веленью, 
По моему хотенью - 
Ну-ка, печь, поезжай к царю.

Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю... 
(По щучьему веленью. Русская народная сказка)

 

7. Беда или недостача ликвидируются.

Открылись ворота, и когда девушка оказалась под ними, вдруг пошел сильный золотой дождь, и все золото осталось на ней, так что вся она была сплошь покрыта золотом. 
-- Это тебе за то, что ты так хорошо работала, - сказала госпожа Метелица и вернула ей также и веретено, упавшее в колодец. 

(Госпожа Метелица. Братья Гримм)

 

8. Возвращение героя.

Ни много, ни мало прошло времени - стосковался Иван по своим родителям, захотелось ему на святую Русь. 
-- Что невесел, муж дорогой? - спрашивает Василиса Премудрая. 
-- Ах, жена моя любимая, видел я во сне отца с матерью, дом родной, сад большой, а по саду детки бегают. Может, то братья мои да сестры милые, а я их наяву и не видывал.. 
Опустила голову Василиса Премудрая: 
-- Вот когда беда пришла! Если уйдем мы, будет за нами погоня великая. Сильно разгневается морской царь, лютой смерти нас предаст. Да делать нечего надо ухитряться.
 
(Сказка про Василису Премудрую. Русская народная сказка)

 

9. Герою предлагается трудная задача.


Стало на сердце попа веселее, 
Начал он глядеть на Балду посмелее. 
Вот он кричит: "Поди-ка сюда, 
Верный мой работник Балда. 
Слушай: платить обязались черти 
Мне оброк до самой смерти; 
Лучшего б не надобно дохода, 
Да есть на них недоимки за три года. 
Как наешься ты своей полбы, 
Собери-ка с чертей оброк мне полный".

(Сказка о попе и работнике его Балде. А.С.Пушкин)

 

10. Победа, подарок, радость.

Сыграли свадьбу царевны с Иванушкой и сделали пир на весь мир. 
(Сивка-бурка. Русская народная сказка)

 

 

Приложение 3. ПОСЛОВИЦЫ ДЛЯ РАБОТЫ НА УРОКЕ

  1. Утро вечера мудренее - трава соломы зеленее.
  2. Утопили щуку, да зубы остались.
  3. Каково волокно, таково полотно.
  4. Солнце низенько, так и вечер близенько. Солнце встает, так и день настает.
  5. Саночки - самокаточки, а без коня нельзя.
  6. У нас (в лесу) дрова рубят, а к вам (в город) щепки летят.
  7. Мороз не велик, а стоять не велит.
  8. Был бы лес, а топор найдем.
  9. Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
  10. Много говорено, да мало сказано.
  11. Не спеши языком, торопись делом.
  12. Ворона и за море летала, да вороной вернулась.
  13. Какой рекой плыть, такой и славой слыть.
  14. Как ни бодрись ворона, а до сокола далеко.

(Пословицы русского народа. Сборник В. Даля. М. "Художественная литература", 1984)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Рассказ по картинке" с использованием методики ТРИЗ

Конспект занятия "Рассказ по картинке" с использованием методики ТРИЗ...

ФГОС Конспект занятия "Уроки творчества" (ТРИЗ)

Занятие проводилось на районном семинаре в МКОУ СОШ №40 по теме "Внедрение ФГОС НОО". ...

Занятие по ТРИЗ курсу "Усовершенствование школьного значка"

Занятие по ТРИЗ курсу "Усовершенствование школьного значка"...

Конспект занятия по ТРИЗ

Цель: Учить детей придумывать самостоятельно сказку, основываясь на полученных ранее знаниях.Задачи:Образовательные: способствовать формированию у детей умения придумывать сказку, основываяс...

Занятие по ТРИЗ

Развитие  воображения путём решения  открытых задач.Развитие образного мышления, логики, речи.Организация досуга развивающими играми....

Занятие по ТРИЗ

Развитие  воображения путём решения  открытых задач.Развитие образного мышления, логики, речи.Организация досуга развивающими играми....