Родительское собрание "Как любить своего ребенка"
материал на тему

Хусаинова Энже Мунировна

Цель: формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания ребенка.

Задачи: осознать свои способы выражения любви к ребенку; формировать представления о разных способах выражения любви; формировать установки на саморазвитие; осознать эффективность используемых в общении с ребенком средств выражения любви.

Форма проведения: лекторий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: «Как любить своего ребенка».

Цель: формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания ребенка.

Задачи: осознать свои способы выражения любви к ребенку; формировать представления о разных способах выражения любви; формировать установки на саморазвитие; осознать эффективность используемых в общении с ребенком средств выражения любви.

Форма проведения: лекторий

Подготовительная работа:

1.Анонимное анкетирование детей:

   1 вопрос: «Что  означает слово семья?»

   2 вопрос: «Что значит «счастливая семья?»  

2.Обработка анкет.

3.Подготовить слайды с теоретическим материалом.

                               Подготовка  оформления:

1.Провести конкурс рисунков « Отдыхаем всей семьей»

( Подвести итоги конкурса на классном часе).

2.Выписать цитату (Л.Толстой «Анна Каренина»).

                              Оформление класса.

1.На доске  красиво оформленная цитата :

«Все счастливые семьи похожи друг на друга…» Л.Толстой.

2.Рисунки детей «Отдыхаем всей семьей».

                                 Ход собрания.

(раздать конфеты)

  1. Вступительное слово учителя.

Как появилось слово семья?

Когда-то о нём не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

 - Сейчас я тебе семь вопросов задам.

 Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила:- Я.

 Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева всё также ответила:-Я.

Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает , украсит жильё?

Ответь на вопросы, подруга моя?

 На всё это Ева ответила:-Я.

Сказала она знаменитых семь Я

 Вот так на земле появилась семья

Добрый день уважаемые родители! Я рады вас приветствовать у нас в гостях . Нашу беседу я хочу начать  цитаты из произведения Л.Н.Толстого «Анна Каренина»:

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Фраза, сказанная великим писателем более 100 лет назад, превратилась в одну из самых известных психологических формул, описывающих взаимоотношения в семье. Вряд ли кто – нибудь  возьмется ее оспаривать.

2. Стадия вызова.

-А сейчас, уважаемые родители, я  попрошу вас ответить на один вопрос:

-Что вы вкладываете в понятие «счастливая семья»?

(Ответы родителей и одновременное составление корзины идей  учителем на доске)

                                           

                                                    Счастливая семья

                                                                                                                                   Доверие

Любовь       взаимопонимание          взаимопомощь

                                            Полноценная семья         уважение        забота

-Послушайте теперь, что думают ваши дети.  Из … опрошенных детей

… человека считают свою семью счастливой.

А вот какие определения счастливой семьи дали ваши дети.

(на слайде всплывают ответы)

Счастливая - это такая семья, в которой:

-каждый выходной ездят к бабушке в гости;

-мама с папой не ссорятся;

-все всегда радостные и счастливые всю жизнь;

- все всегда благополучно, всегда достаток, все счастливые и любят друг друга;

-в выходные все вместе отдыхают в лесу или в гостях;

-хорошо живется тем, у кого есть деньги;

- не ругаются;

-не ссорятся, но иногда немного ругаются;

- детям все покупают;

-все спокойно;

-все добрые;

-у ребенка есть компьютер

- полная семья, есть мама и папа.

Ответы детей на вопрос: «Что значит счастливая семья»? можно трактовать как оценку достоинств этой семьи, а можно - как обозначение проблем, которые в ней существуют.

Никто из детей не сказал, что «счастливая семья - это такая, в которой родители любят детей». Отсюда мой вывод: все дети считают, что они любимы своими родителями. А значит понятие любви это прежде всего любовь к нашим детям.

 Предлагаю небольшую ситуацию (вызываю 4 человека по оберткам конфет)

У меня есть четыре небольших подарка (выкладываю яблоко, крем для рук , шоколад, пачку салфеток). Попрошу вас написать на листках ваше имя и тот подарок, который вы бы хотели получить. Сложите листочки и отдайте их мне.

После того как участники написали записки, учитель вручает невпопад каждому из них подарок на память о встрече.

Обсуждение:

• Кто получил тот подарок, который хотел?

• Что вы чувствовали, когда совпали ваше желание и подарок? (Радость, удовольствие.)

• Что вы чувствовали, когда ваше желание и подарок не совпали? (Горечь, обиду, разочарование, ощущение того, что тебя не поняли.)

Учитель: В моей жизни тоже были такие ситуации, когда мне на праздник дарили не то, что мне хотелось бы получить. Эту шкатулку (достаю первую) мне подарили на день рождения, эту(достаю вторую) мне подарили на день учителя, а эту (достаю третью) мне привезли с юга. А мне так хотелось, чтобы мне подарили цветы. Я очень люблю, когда мне дарят цветы.

Вывод: неоправданные ожидания наталкивают на мысль, что меня не понимают, не учитывают или не знают моих интересов. И если такая ситуация повторяется три, пять, семь раз — это лишь подтверждает мнение, что меня не любят, этим людям я не дорога. Почему? Потому что они не понимают, что мне нужно.

Наша любовь к детям — это безусловный подарок, который мы дарим каждый день.

-Вопрос к вам, уважаемые родители:

-Как вы выражаете свою любовь к детям?

-говорим ласковые слова;

-улыбаемся ребенку;

-гладим по голове;

-целуем его;

-прижимаем к себе;

-делаем подарки, которые желает ребенок

- Как вы думаете, о чем пойдет наша беседа? (Ответы)

- Да, действительно,  сегодня мы поговорим о любви к своему ребенку и о способах её выражения родителями.

На столах перед вами лежат листочки с таблицей, на которых я бы попросила письменно ответить на вопросы в левом столбике. Я даю вам на это 3 минут. (На данном этапе  результаты не обсуждаются.)

По каким вашим действиям ребенок понимает, что вы его любите?

Способы выражения любви

2. Стадия осмысления:

Да, каждый родитель по-своему выражает свою любовь к детям. Мы дарим детям любовь, и формы любви, как и подарки, бывают разные. Существует несколько языков любви. Известный консультант в сфере супружеских отношений доктор философских наук Гэри Чепмэн выделяет несколько основных способов выражения любви: каждый из этих способов принципиально важен.

 На ваших столах есть текстовая информация о разных способах выражения любви к детям. Сейчас вы самостоятельно читаете каждый пункт и попытаетесь заполнить правую часть вашей таблицы, какой же способ используете вы конкретно. (минут 5)

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЛЮБВИ

  1. Слова поощрения

Свою любовь мы можем выразить, поддерживая друг друга словами.

- похвала и благодарность

Не пользуйтесь похвалой, чтобы добиться своего. Это не любовь. Хвалите детей, чтобы доставить им радость. И все-таки таков закон: когда нас хвалят, мы благодарны, и нам, скорее всего, захочется выполнить любую просьбу.

- ободряющие слова

Бывает, в той или иной области мы чувствуем себя неуверенно. Нам не хватает смелости, и это часто мешает добиться того, чего бы мы хотели и к чему у нас есть способности. Возможно, ваш ребенок ждет, чтобы вы поддержали и ободрили его.

- добрые слова

Любовь добра. И если мы хотим рассказать о ней, нужно выбирать добрые слова.

- просьбы

 

2. Время

Проводить с ребенком время — значит отдавать ему все ваше внимание. Если он еще мал, вы можете, сидя на полу, катать с ним мячик. С ребенком постарше — играть в куклы, в машинки, строить замки в песочнице. Возможно, вы думаете: не пристало серьезному человеку заниматься такой ерундой. Постарайтесь понять, сейчас вы не хотите войти в его мир, потом он сам не впустит вас туда. Ребенок взрослеет, у него появляются новые интересы. Пусть они станут и вашими. Ему нравится баскетбол — он должен понравиться и вам, играйте с ним, водите его на матчи. Он играет на пианино — сядьте рядом, когда он занимается, и слушайте. Если вы внимательны к ребенку, он чувствует, что важен для вас, что вам приятно быть с ним.

Многие не помнят, что говорили им в детстве родители, но помнят, что те делали.

Язык времени, как и предыдущий, объединяет множество диалектов. Один из самых распространенных — беседа. Этим словом обозначают доверительный дружеский разговор; обмен мыслями, чувствами, желаниями.

Язык времени включает еще один диалект — совместные занятия. Вместе мы можем делать все, что интересно хотя бы одному из нас. Неважно, что вы делаете, важно — для чего вы это делаете. Цель — быть вместе.

3.Подарки

На этом языке любви говорят все родители. И многие считают, что он единственный. Загляните в магазин игрушек, и вы убедитесь: если средства позволяют, детей заваливают подарками. Одному кажется, что это лучший способ выразить любовь. Другой хочет дать ребенку все, о чем сам мечтал в детстве. Однако если ребенок не говорит на этом языке, никакие подарки не заставят его почувствовать вашу любовь.

Если подарки быстро надоедают ребенку, если он не бережет их, если никогда не похвалит новую игрушку и даже забывает сказать спасибо, вряд ли подарки — его родной язык. Напротив, если ребенок благодарит вас, если показывает подарок приятелям и хвалит вас, если хранит его на видном месте, подолгу с ним играет, наверное, это его родной язык. Как быть, если подарки — родной язык вашего ребенка, а вы недостаточно обеспечены? Помните, «дорог не подарок, дорого внимание». Для ребенка самодельные игрушки иногда дороже магазинных. Часто малышам больше нравится играть с коробочкой, в которой лежал подарок, чем с ним самим.

Подарок — это не плата за оказанную ребенком услугу, он дарится потому, что родитель хочет поделиться своей безусловной любовью с ребенком. Его вручение должно сопровождаться определенной церемонией.

Вы можете подбирать сломанные игрушки и вместе с ребенком чинить их. Дарить подарки могут не только богатые. 

4. Помощь

О маленьком ребенке нужно заботиться все время. Без нашей помощи он погибнет. Родители кормят его, купают, пеленают, стирают и гладят ползунки. Все это требует много сил. Ребенок подрос — появляются новые заботы: собрать завтрак, отвести в школу, проверить домашние задания. Обычно дети воспринимают эти хлопоты как должное. Но некоторые видят в них любовь.

Если ребенок благодарит вас за любую мелочь, которую вы сделали для него, значит, ваша забота ему важна. Помощь означает любовь. Он радуется, что вы помогаете ему с уроками не только из-за отметок. Он говорит себе: «Меня любят». Вы чините ему велосипед, он счастлив не только потому, что снова сможет кататься. Если ребенок во всем старается помочь вам, возможно, помощь — его родной язык.

5. Следующий  способ выражения любви к ребенку – Прикосновения

Все мы знаем, как важны для детей прикосновения. Младенцы, которых часто берут на руки, развиваются быстрее, чем те, которые не знают ласки, — утверждают врачи. Малышей держат на руках, укачивают, целуют, обнимают. Задолго до того, как они узнают слово «любовь», они любовь чувствуют. Ребенку хочется ласки. С подростком сложнее. Ему может не нравиться, что его целуют, как маленького, особенно если рядом приятели. Если он отталкивает вас, это вовсе не значит, что прикосновения ему не нужны. Ребенок, растущий в доме, где родители щедро одаривают его этими ценными дарами, будут чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с окружающими людьми. Ему будет легко обращаться, а следовательно, он будет пользоваться всеобщей симпатией.

Выражение любви родителей с помощью физического контакта должно соответствовать возрасту детей.  Если мы со дня рождения до 6-7 лет часто целуем детей (им это нравится), что в 8-10 лет можно обнять, прижать к себе, ласково потрепать.

А в подростковом возрасте многие дети считают такие проявления любви со стороны родителей «телячьими нежностями». Девочки тянутся больше к мамам. Им нравится, когда мама их целует и обнимает; мальчики же начинают это отвергать. Их больше тянет к отцам, но потребность в физическом контакте остается. Поэтому возня, борьба, похлопывание по плечу, шутливые потасовки и толкания позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, а также чувствовать мужскую поддержку отца.

- Итак, о каких же способах выражения любви вы узнали?

3.Стадия рефлексии:

  А сейчас поработаем в парах.

Итак, задание: определите, на каком языке любви говорит ребенок, впишите его в графу рядом.

№ п/п

Ситуация

Способ выражения любви

1.

«Я не уверен, что мои родители любят меня. Они никогда не делали мне сюрпризов, как родители Паши, они покупают то, что мне не надо, не знают, что бы я хотел даже на мой день рождения»

Подарок

2.

«Вы никогда не помогаете мне делать домашнюю работу, вот почему у меня плохие оценки»

Помощь

3.

Девятилетний Паша спрашивает: «Папа, когда мы пойдем в поход?»

Время

4.

«Вчера мама сказала, что я безответственный и что, если я не изменюсь, я никогда ничего не добьюсь. Она говорит, что я неповоротливый и невежливый»

Поощрение

5.

«Когда я пытаюсь поговорить с тобой, ты никогда не уделяешь мне внимания. Ты то шьешь, то читаешь книгу, то работаешь, то смотришь телевизор, то стираешь, то еще что-нибудь делаешь. Ты всегда чем-то занята. У меня такое чувство, словно я тебе мешаю. Когда пытаюсь поговорить с тобой, мне хочется, чтобы иногда ты просто посидела со мной и поговорила, ничего больше не делая в это время»

время

6.

Мария, 10 лет: «Мой папа больше не обнимает меня, как раньше. Наверное, он думает, что я уже взрослая и в этом не нуждаюсь. Но мне не хватает его объятий. Они заставляют меня чувствовать себя особенной»

прикосновения

- Итак, какой способ в 1, 2, …..6 ситуации?

-Что стало основным приобретением для вас сегодня?

- Какой новый опыт вы получили?

- Для вас подготовлены памятки, я надеюсь, что они пригодятся вам в воспитании ваших детей

- И нашу беседу я хочу закончить историей:

Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт семилетний  сын.

— Папа, можно у тебя кое-что спросить?

— Конечно, что случилось?

— Пап, а сколько ты получаешь?

— Это не твоё дело! — возмутился отец. — И потом, зачем это тебе?

— Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?

— Ну, вообще-то, 2000. А что?

— Пап, — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. — Пап, ты можешь занять мне 700?

— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведёшь.

Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да чёрт с ними, с семью сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.

— Ты не спишь, сынок? — спросил он.

— Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.

— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец. — У меня был тяжёлый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.

Мальчик сел в кровати и улыбнулся.

— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.

Затем он залез под подушку и достал ещё несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребёнка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе и тщательно пересчитал купюры, а затем снова посмотрел на отца.

— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.

— Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребёнок.

— Папа, здесь ровно 2000. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.

Вывод: Уроки детства — самые прочные, ведь они остаются с человеком на всю жизнь. Так пусть те уроки, которые мы даём своим детям, будут уроками добра и любви, настоящей любви — без условий. Сколько бы ни было лет вашему любимому человечку — никогда не поздно начать. А начать придется с себя. Начните сегодня, начните сейчас. Спасибо за внимание! Вы молодцы и отличено поработали сегодня!

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! 
Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Какая хорошая Ваша семья! 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

1.Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Смотрите в глаза ребёнку ,чтобы он знал, что вы сосредоточены на том, что он вам говорит. Благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство.

2.Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, считают, что заласканному ребёнку будет в жизни трудно. Не бойтесь. Ласка смягчает душу ребёнка, снимает напряжение.

3.Никогда не упрекайте ребёнка ни возрастом: «Ты уже большой!», ни полом: «А ещё мальчик!», ни куском хлеба: «Мы тебя поим, кормим!»

4.В спорах с сыном или дочерью иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно не правы.

5.Мы привыкли, что дети о чём-то просят родителей. А сами вы умеете просить детей, или только приказываете? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.

6.Провожайте ребёнка до дверей, советуйте ему быть осторожным на улице. Встречайте ребёнка у дверей, когда он возвращается домой из школы или с прогулки. Пусть он видит , что его возвращению рады.

7.Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ждать того, что он не в силах сделать.

8.Старайтесь поддерживать дома эмоционально благоприятную обстановку.

9.Не кричите на ребёнка из-за каждого пустяка.

10.Любите своего ребёнка. Ведь это так просто с одной стороны и так сложно с другой! 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Профилактика правонарушений. « Умеете ли вы любить своего ребенка»

Цель: Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку. Задачи: Рассмотреть положите...

Родительское собрание "Умеете ли вы любить своего ребенка"

Цель: Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку.Задачи: 1....

Родительское собрание "Умеете ли вы любить своего ребенка".

Любить своего ребенка можно всегда, независимо ни от чего, даже от его плохого поведения. Но, не всегда могут сказать об этом искренне. На этот вопрос  мы пытались ответить на родительском собран...

Родительское собрание "Что значит - любить своего ребенка?"

Формировать представление у родителей о ребёнке как ценности и помочь им научиться воспринимать ребёнка таким, каков он есть....

Родительское собрание "Умеете ли вы любить своего ребенка?"

Родительское  собрание "Умеете ли вы любить своего ребенка?" предназначено для родителей детей 10-12 лет....

Родительское собрание по теме "Искусство любить своего ребенка""

В данной разработке содержится подробный план проведения родительского собрания....