О ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ
статья на тему

статья для выступления на республиканском семинара

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_vospitanii_kultury_tolerantnosti.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

О ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ

 З.Т. Багманова

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15

                                                   с углубленным изучением отдельных предметов»

                                                   Советского района г.Казани

«Согласие между людьми, разными народами - 
это самое драгоценное и сейчас самое необходимое 
для человечества»

Д.С. Лихачев

            Судьба нашего общества во многом зависит от менталитета молодых граждан, в котором интегрируются национальные и универсальные ценности. Образование и воспитание в духе демократии и прав человека с учетом национально-религиозных ценностей – одно из приоритетных направлений развития российской школы.

            В программе ЮНЕСКО «Школы XXI века» констатируется, что выпускник школы должен творчески, по-новому смотреть на привычные вещи, самоопределяться, брать на себя ответственность за свое образование, быть толерантным, эмоционально устойчивым, доброжелательно относится к многообразию жизни.

            Толерантность, по определению академика В.Тишкова, «личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу»[1]. Успешность формирования толерантной личности школьника во многом определяется толерантной культурой учителя. В своей педагогической деятельности мы исходим из следующих принципов: принимать ребенка таким, каков он есть; каждый школьник – самобытен; верить в способности ребенка, стимулировать его творческую активность; уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка; не унижать достоинство личности; не сравнивать никого ни с кем, сравнивать только результаты действий; каждый имеет право на ошибку; каждый имеет право на свое мнение, никто не имеет право смеяться над суждениями окружающих.

            Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся овладеть знаниями и навыками, а также выработать позицию толерантности.

            Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно-терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто - живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют.

            Есть известное еще с глубокой древности «золотое правило нравственности»: не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.

               Согласно определению, данному в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира»[2].

            Нормы толерантности, хотя и без упоминания этого слова, зафиксированы во многих конституциях, в том числе российской. Без толерантности были бы невозможны права человека, которые, прежде всего, утверждают право отдельного человека на внешнюю и внутреннюю непохожесть.

            Толерантность - это терпимость к другим культурам, вероисповеданиям, мнениям, взглядам. Каждый человек имеет собственное представление о жизни, окружающем мире, людях и обществе. Человек, способный с уважением и пониманием относиться к мнению и взглядам других людей, является толерантным. Человек живет в демократичном обществе, которое отличается этническим, религиозным и политическим разнообразием. О толерантности человека можно говорить в том случае, если он с уважением относится к представителям другой расы, их политическим и религиозным взглядам.

            В Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., определено понятие толерантности. Толерантность - это уважение к праву человека жить так, как он хочет, при условии, что его поступки не противоречат закону.

            Толерантность не дается нам с рождения и не возникает самопроизвольно. Она является результатом соответствующего воспитания. Для того, чтобы воспитать толерантность в ребенке, уважение к мнению и убеждениям других людей, прежде всего необходимо поощрять его любознательность. Даже тогда, когда его вопросы утомляют, нельзя отвечать на них однозначно. Только демонстрируя понимание, можно научить ребенка понимать других людей. Очень скоро он осознает, что существуют разные формы и цели воспитания, что иерархические системы ценностей в разных культурах различаются, что каждый человек испытывает на себе влияние социально-экономических и многих других факторов, которые делают его отличным от других. Для того, чтобы воспитать в детях толерантность, взрослые сами должны быть толерантны по отношению к ним. Как известно, наилучшим способом воспитания является обучение «на собственном примере»[3].

            Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

            Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.

            Формирование нравственности происходит в школе не только на уроках. Своеобразной школой нравственного воспитания являются занятия младших школьников в  классной театральной мастерской. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках. Это мир очень яркий и выразительный, и поэтому он интересен для детей. Ещё в нем привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным участником. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка.

Изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей. Например, на уроке литературного чтения в 1-ом классе изучили русскую народную сказку «Под грибом»: читали по ролям, составили план пересказа. Затем вместе с детьми написали по сказке сценарий и после нескольких репетиций показали спектакль родителям. Все были довольны: дети своим трудом, а родители детьми. Эту и лёгкую, и сложную работу одновременно стараюсь проводить с детьми постоянно.

            В. А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребёнка лишь при условии яркой наглядности3 очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

     Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности.

     Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство[4].

     Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

Литература

  1. Асмолов А.Г. О смыслах понятия толерантность. Век толерантности/А.Г.Асмолов, Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова // Век толерантности. - 2001. - № 1. - С. 8.
  2. Декларация принципов толерантности: [утв. резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 нояб. 1995 г.] // Первое сентября. - 2000. - № 66.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Электронный  ресурс]. – Режим доступа:  http://iro.sakha.ru/files/NEWS/2010/1kv/jon_sov/materialy/ulusy/Концепция%20духовно-нравственного%20воспитания%20 российских%20школьников.doc
  4. Захарченко М.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://www.spbda.ru/news/a-551.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста

Статья призвана сформировать у детей толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....

«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» Методическая разработка по воспитанию культуры толерантности у детей младшего школьного возраста

Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.В наши дни, многие люди — мирные жители,  оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. ...

Программа воспитательной работы в начальных классах «Воспитание культуры толерантности младших школьников в рамках ФГОС» «Мир принадлежит терпеливым»

Наименование программы Программа «Воспитание культуры толерантности младших школьников» «Мир принадлежит терпеливым».Основание для разработкиЦель  программы: формирование у детей навыко...

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Данная презентация раскрывает секреты моего педагогического опыта в вопросах воспитания у детей уважения к себе, сверстникам и старшим, приобщение к особенностям мировых культур....

Программа «Воспитание культуры толерантности младшего школьника»

Новизна программы и инновационная направленность выражается в новом комплексном подходе к организации духовно – нравственного воспитания обучающихся и их родителей, путем системной работы над...