Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста
статья по теме

Статья призвана сформировать у детей толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Воспитание культуры толерантности

у детей младшего школьного возраста».

Автор: Карданова Жанна Сафарбиевна

Должность: воспитатель

Место работы: ГБОУ Школа № 8 «Музыка»

Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга.

Если попросить разных людей охарактеризовать современный сегодняшний мир, то можно услышать: страшный, жестокий, разобщённый. И действительно, в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолёте. Но ещё страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.

Поэтому в последнее время всё чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, то есть о мире без насилия и жестокости; мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, не достаточно. Толерантность нужно воспитывать. Но сначала необходимо разобраться, что же такое толерантность?

Толерантность (от латинского «толеран») – терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует её как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие – это положительное отношение к таким отличиям. Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в школе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Именно поэтому появилась необходимость разработать программу «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста» и апробировать её на учащихся младшего школьного возраста, тем более что отношения между современными школьниками, к сожалению, нельзя назвать идеальными.

Представленная система классных часов и коллективно-творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за её пределами.

Исходя из поставленной цели и ожидаемых результатов, оптимальным вариантом их реализации является организация системы дел в каждом классе на протяжении 4-х лет. Каждый учебный год начинается с проведения диагностики (социометрия, анкетирование, интервьюирование, психологическое тестирование) и заканчивается итоговым коллективно – творческим делом.

1 класс «Я и моя семья»

Для учеников младшего школьного возраста характерны следующие особенности:

  • возникновение и закрепление личностной характеристики ребёнка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности;
  • безграничное доверие к взрослым, главным образом родителям и учителям, подчинение и подражание им.

Учитывая эти возрастные особенности, имеет смысл в течение учебного года проводить коллективные дела, которые помогут каждому ребёнку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, знакомых с ним уже не первый год, может быть, найти новых друзей.

Поскольку для детей 7 – 10 лет очень важно признание и одобрение со стороны взрослых людей, необходимо опираться на те доверительные отношения, которые складываются у ребёнка в семье, и активно привлекать родителей к делам класса. Все эти действия помогут первоклассникам легче перенести адаптационный период при переходе в начальную школу.

Цель воспитательного процесса в 1 классе: помочь каждому ребёнку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника.

Задачи воспитательного процесса в 1 классе:

  • изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива;
  • воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим;
  • активно привлекать родителей к внеклассным мероприятиям;
  • помочь первоклассникам легче перенести адаптационный период.

Предлагаемые формы работы.

месяц

форма работы

Сентябрь

Диагностика учащихся (опросник для индивидуального знакомства с ребёнком).

Октябрь

Утренник «День бабушек» (в рамках декады пожилых людей).

Ноябрь

Классный час «Моя семья» (выставка рисунков, семейные газеты, «круглый стол»).

Декабрь

Праздничный концерт «Новогодняя карусель». Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку «Мастерская деда Мороза».

Январь

Классный час «На кого я хочу быть похожим» (беседа).

Февраль

Конкурс «Сильные, смелые, ловкие, умелые», Участники конкурса – мальчики и папы класса.

Март

Праздник для мам и девочек «Дорогие и любимые» (форма проведения – утренник).

Апрель

«Трудом красивым славен человек» (родительское собрание совместно с учащимися; рассказ о профессии родителей).

Май

Игра – марафон «Весёлый поезд».

2 класс «Ты, да я, да мы с тобой»

Для младших школьников повышенное значение приобретают отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях. Для психологического комфорта ребёнка необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушить ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой коллективом.

Целью воспитательного процесса во 2 классе становится формирование и развитие чувства сплочённости классного коллектива.

Задачи воспитательного процесса во 2 классе:

  • обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе;
  • обучать детей разделению труда при выполнении заданий;
  • воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;
  • формировать традиции классного коллектива.

Предлагаемые формы работы.

месяц

форма работы

Сентябрь

Диагностика учащихся (анкета «Классный коллектив глазами ребёнка»). Классный час «Ты, да я, да мы с тобой».

Составление Декларации прав и обязанностей учеников 2 класса.

Октябрь

Аукцион «Книга рекордов нашего класса».

Ноябрь

Диспут «Легко ли быть настоящим другом?»

Декабрь

Читательская конференция по сказкам Г.Х. Андерсена.

Новогодний бал – маскарад «Новогодний коктейль».

Январь

Классный час «Я и моё имя» (беседа).

Февраль

Праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».

Март

Конкурс «Мисс и мистер класса».

Апрель

Классный час «О дружбе» (диспут).

Май

КВН «Наш класс».

3 класс «Вместе лучше!»

В наши дни, в связи с тем, что ситуация в мире неспокойная, очень много людей – мирных жителей оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Поэтому к нам в школу с каждым годом приходит всё большее количество детей разных национальностей. Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.

Целью воспитательного процесса в 3 классе становится формирование толерантных отношений между детьми, с какими-либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.

Задачи воспитательного процесса в 3 классе:

  • воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванными национальными, религиозными, половыми различиями;
  • формировать стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать;
  • воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать её историю, традиции и обычаи.

Предлагаемые формы работы.

месяц

форма работы

Сентябрь

Классный час «Культура мира. Человек среди людей» (заочное путешествие).

Октябрь

Знакомство с русской национальной культурой. Фольклорный праздник «Русские посиделки».

Ноябрь

История национального костюма (познавательная экскурсия в краеведческий музей), Осенние игры и состязания.

Декабрь

Как встречают Новый год в разных странах? (Игра – путешествие), Новогодний праздник «Святки».

Январь

Классный час «Мы – команда одного корабля» (викторина).

Февраль

Праздник «Масленица» (совместно с родителями).

Март

Читательская конференция по сказкам народов мира «По дорогам сказок» (совместно с районной библиотекой).

Апрель

Классный час «Стремись делать добро» (беседа).

Май

Праздник «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

4 класс «Учимся договариваться».

Как уже отмечалось, для младших школьников необычайно важны признание и одобрение со стороны значимых для них взрослых людей (родителей и учителей), но также важно для ребёнка как его оценивают сверстники со стороны сверстников приводит к возникновению форм не толерантного поведения у некоторых учащихся, что ведёт к увлечению конфликтных ситуаций в классе.

Поэтому целью воспитательного процесса в 4 классе становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.

Задачи воспитательного процесса в 4 классе:

  • создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;
  • развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Наряду с этическими беседами, формирующими нравственные ценности ребёнка, с праздниками, походами, помогающими делать коллектив класса более дружным, необходимо проводить психологические тренинги, которые показывают детям реальные пути выхода из конфликта. Поэтому программа этого года предусматривает тесное сотрудничество с психологом.

Психологические знания, полученные четвероклассниками на занятиях, помогут им завершать конфликты без насилия и во взрослой жизни.

Также следует отметить, что если в классе постоянно случаются конфликтные ситуации, то ребёнок может искать комфортную для себя группу за пределами класса и даже школы. К сожалению, часто в подобных группах поощряются такие вещи, как курение, противоправные действия.

Предлагаемые формы работы.

месяц

форма работы

Сентябрь

Диагностика «Наши отношения». Классный час «О правах и обязанностях ребёнка». Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка и Устава школы.

Октябрь

Психологическая игра «Необитаемый остров».

Ноябрь

Домашняя игротека.

Декабрь

Пресс-конференция (с участием родителей) «Однажды в моём классе…».

Январь

Классный час «Шесть шагов разрешения конфликта» (ролевая игра).

Февраль

Встреча с инспектором отдела профилактики правонарушений.

Март

Классный час «Учимся договариваться».

Апрель

Классный час «Улыбка и смех приятны для всех» (викторина, конкурсы).

Май

Игровая программа «Час общения» (по станциям)

PS. Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель – ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определённых демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребёнка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника. И ещё очень важный момент: воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле «родитель + дети + учитель».

Литература.

  1. Об организации работы по реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2008 гг)». Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250.//Вестник образования 2001, № 20.
  2. «Конвенция о правах ребёнка», принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 20.11.89.
  3. Маленкова Л. В одном классе – два разных мира.// Народное образование, 2002, № 1.
  4. Немов Р.С. Психология. М., Просвещение: Владос, 1995.
  5. Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.
  6. Риэрдон Бетти Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001.
  7. Степанов П. Как воспитать толерантность?// Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.
  8. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. М., Бонфи, 2002.
  9. Хейнс У., Станеки – Козвоски М. и другие. Мой мир и я. Путь к единению. Международный Фонд Образования,1994.
  10. Степанова Е.Н., Александрова М.А. «Классному руководителю о классном часе» М., 2002.
  11. Кузнецова В.Г. «Игры, викторины, праздники в школе и дома». «Аквариум», ГПГТВ. 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» Методическая разработка по воспитанию культуры толерантности у детей младшего школьного возраста

Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.В наши дни, многие люди — мирные жители,  оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. ...

Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"

Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...

Доклад на тему: "Воспитание культуры поведения у детей младшего школьного возраста"

Воспитание культуры поведения у старшего дошкольного возраста одна из основных проблем. Культура поведения - многогранное понятие и в себя включает разнообразие аспектов. моральные устои, общение слюд...

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРЕПОДАВАЕМОГО КУРСА ОРКСЭ

C 1 сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с поручением Президента РФ был введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (О...

Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой и...