ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРЕПОДАВАЕМОГО КУРСА ОРКСЭ
статья (4 класс)

Олеся Юрьевна Грибова

C 1 сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с поручением Президента РФ был введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), включающий 6 модулей. Одними из приоритетных задач данного курса является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРЕПОДАВАЕМОГО КУРСА ОРКСЭ

Умей чувствовать рядом с собой человека,
умей понимать его душу,
видеть в его глазах сложный духовный мир
– радость, горе, беду, несчастье.
Думай и чувствуй,
как твои поступки могут отразиться
на душевном состоянии другого человека»
В.Сухомлинский.  (СЛАЙД №2)

C 1 сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с поручением Президента РФ был введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), включающий 6 модулей. Одними из приоритетных задач данного курса является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора. В нашей школе из курса ОРКСЭ был выбран модуль «Основы светской этики». Мнение родителей по выбору этого модуля было единым. Курс состоит из 34 уроков.  Проблема воспитания толерантности и нравственной идентичности подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. На каждом  уроке вопросы формирования толерантности можно рассматривать очень широко.

Считаю, что на каждом уроке вопросы формирования толерантности можно рассматривать очень широко. Например, темы: Добро и зло, Россия - наша Родина, Дружба, Справедливость, Честь и достоинство, Совесть, Моральный долг и др.

Тема «Добро и зло» (СЛАЙД 3)

Задачи: формирование представлений о нравственной ответственности человека за свои поступки; воспитывать доброту и милосердие; стремление совершать добрые дела,  отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.

  1. Введение в тему через эпиграфы: «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То , что люди не любят во мне, и есть мои пороки» (Древнекитайское изречение) (СЛАЙД 4)
  2. Чтение притчи о двух волках. ( Притча как и басня содержит поучение, но только скрытое, не видное на первый взгляд, которое человек должен понять, размышляя над притчей. Краткий иносказательный поучительный рассказ)( СЛАЙД  5  )

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Ученики рассказывают о своих мыслях и чувствах.

В притче говорится о том, что в человеке есть и добро, и зло.

Учитель: -  Как вы думаете, что значит «накормить доброго волка», а что «означает «накормить злого волка»?

Ученики: «Доброго волка можно «накормить» надеждой, лаской, дружбой, взаимопомощью, заботой, и тогда он победит.

А можно и наоборот: «злого волка накормить» унижением другого человека, ненавистью, неуважением, злостью, обманом, и тогда победа будет на стороне зла.

Учитель: Многое зависит от того, какого волка каждый из вас будет кормить. Предлагаю накормить «правильного волка» Разделите слова на группы. (СЛАЙД № 6   )  ( Работа в группе)

  1. Рассказы о своих поступках или о поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетельные или порочные.
  2.  «Соотнеси определения и понятия» (СЛАЙД № 7 ) (работа в паре)

  1. Игра “КОМПЛИМЕНТЫ”  (Рефлексия) (СЛАЙД 8)

Сидя в команде, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кру

Тема : «Дружба»

Задачи: формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить беречь дружбу, общаться в коллективе;

воспитывать способность сопереживать чувствам других людей, толерантное отношение в общении с окружающими.  

 1.Орг. момент

Для приветствия образуем два круга  с одинаковым количеством   детей. Внешний круг стоит на месте, а внутренний двигается по часовой стрелке до тех пор,  пока  дети со всеми не поздороваются.   

Определение темы через понятия : друг, товарищ, приятель.

Предлагаю определить вопросы на которые хотели бы получить ответ на данном уроке.

2.Работа с толковым словарем.

Ожегов: « Дружба – близкие отношения , основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

В.И.Даль : «Дружба - ..это бескорыстная приязнь.

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что  выгодно. Ты   дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

  1. Разбей слова на два столбика (работа в парах) (СЛАЙД №   )
  2. Решение конфликтных ситуаций на основе своего жизненного опыта ( вместе находим выход из этой ситуации, ребята делают вывод: правильно ли поступили) (групповая работа) (СЛАЙД №    )
  3. Создать  правила дружбы. (Групповая работа)
  4. Рефлексия  «5 добрых слов»

Участники предварительно делятся на группы по 5-6 человек.

Участники рассаживаются в круг. Каждый должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать своё имя. Потом вы передаёте свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из пальчиков, на полученном рисунке, вы должны будете написать какое-нибудь положительное слово-качество, подходящее обладателю листка (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых» и т.д.) и так пока лист не вернётся к владельцу.

Ведущий собирает листки и уже все вместе угадывают,  о ком написаны комплименты, которые зачитывает ведущий с каждого листа. Лист вручается владельцу и остаётся у него.

  1. Домашнее задание: взять интервью у родителей на тему «Невыдуманные истории о дружбе»
  2. Написать сочинение «Мой друг»

Тема «Семейные праздники»

На этом уроке используем проектную деятельность. Рассказ о семейных традициях , о костюмах, о национальных блюдах, о праздниках своей семьи. (СЛАЙД  №   )

Младший школьный возраст является периодом наиболее интенсивного становления моральных установок, поэтому нравственное воспитание в этот период приобретает особую значимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста

Статья призвана сформировать у детей толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....

«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» Методическая разработка по воспитанию культуры толерантности у детей младшего школьного возраста

Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.В наши дни, многие люди — мирные жители,  оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. ...

Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"

Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...

Доклад на тему: "Воспитание культуры поведения у детей младшего школьного возраста"

Воспитание культуры поведения у старшего дошкольного возраста одна из основных проблем. Культура поведения - многогранное понятие и в себя включает разнообразие аспектов. моральные устои, общение слюд...

Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой и...