Групповой проект "Удивительный цветок - подснежник"
проект (2 класс) на тему

Архипова Светлана Васильевна

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.

Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).

Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл devochki._proekt.docx195.59 КБ

Предварительный просмотр:

                        Визитная   карточка   проекта

Руководитель проекта:                         Архипова Светлана Васильевна  

                                                                    МБОУ СОШ №137 г.о.Самара

 

Адрес учреждения:                              ул. Урицкого 3                                                    

Творческое название проекта:      «Удивительный цветок – подснежник»

Предметные области:                           окружающий мир

Раздел  тематического учебного плана:        

                                                 Природа.  Дикорастущие и культурные растения 

Проект соответствует школьному предмету:        

                                                            окружающий мир

Возраст учащихся:                           начальная школа (1-2 класс)

Дидактические  цели проекта:                    

Формирование интереса к изучению предмета, учить детей работать с информацией (подбирать, анализировать, отбрасывать ненужную), понимать  структуру построения рассуждений, выражать свои мысли и чувства при изложении подобранного материала, анализировать  полученные результаты.

Самостоятельные исследования по вопросам:

- опрос класса по вопросу «Как выглядит подснежник?»;

- чем подснежник похож и чем отличается от   раннецветущих растений;

- какую пользу приносит подснежник людям;

- как изображён цветок в литературе разных стран ;

- какие интересные факты из жизни подснежника интересны моим одноклассникам;

 Оформление проекта:

          презентация, книга – альбом  «Удивительный цветок – подснежник»

Сроки выполнения проекта: 2 месяца (сентябрь, октябрь)

Краткая аннотация проекта:

                                     Работа начинается с постановки цели и задач. Вначале авторы знакомят с историей происхождения названия цветка «подснежник» (галантус). Затем приводят результаты опроса класса о том, как выглядит этот цветок в природе и с какими раннецветущими растениями его чаще всего путают. В основной части подробно раскрываются  отличительные признаки цветка, его полезные свойства  и интересные факты из жизни этого первоцвета. Красной нитью работы является призыв о сохранении этого сокровища нашей природы.  

Продуктом проекта являются  презентация, которую автор предлагает использовать на уроках окружающего мира в 1 и 2 классах и книга – альбом «Удивительный цветок – подснежник»  с мифами и легендами разных народов о подснежнике.

                                                         

                                                     

                               Тема проекта

             Удивительный цветок - подснежник

                                                                                               

                                                               

                                                                                   

C:\Users\ФГОС2\Desktop\IMG_0085.JPG     

                                                 Выполнили:

                                                 Абрамова Анастасия

                                                                     Сеничева Софья                                                                          

                                                                     Суслова Виктория      

                                                                     ученицы 2 «Б» класса

                                                                     МБОУ СОШ №137

                                                                     им. М.П.Агибалова

                                                                      г.о. Самара

                                            Самара 2015 год

                                       

                                           

Паспорт учебно- исследовательского проекта

(заполняется авторами)

  1.  Название проекта.            «Удивительный цветок – подснежник»

  1. Авторы проекта: Абрамова Анастасия,  Сеничева Софья,                                                                         Суслова Виктория, ученицы 2 «Б» класса,  МБОУ СОШ №137

           им. М.П. Агибалова  г.о. Самара

3.Научный руководитель проекта Архипова Светлана Васильевна, учитель начальных классов

4.Цель проекта.

Узнать

- как  выглядит подснежник;

- с какими раннецветущими растениями его путают и почему?

- интересные факты из жизни подснежника; 

5. Гипотеза. Подснежник имеет ряд отличительных особенностей, по которым его легко распознать в природе.

6. Методы, использованные в работе над проектом:

Исследовательский.

7. Продукт проектной работы:

компьютерная презентация, альбом – книга «Удивительный цветок – подснежник»

8.Образовательные и культурно- просветительские учреждения, на базе которых выполнялся проект: школьная библиотека, домашний и классный компьютер (ресурсы сети интернет), школьная библиотека.

9. Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта:

  • Артюшенко З. Т.. Критический обзор рода Galanthus L. Ботанический журнал. М.-Л.: 1966г
  • Лозина-Лозинская А. С.  Подснежник — Galanthus L.  И: АН СССР, 1935г
  • Артюшенко З. Т. Амариллисовые СССР. — Л.: Наука, 1970. 
  •  Головкин Б. Н. и др. Декоративные растения СССР. — М.: Мысль, 1986. 
  • Диев М. М. Галянтусы. — М.: КМК, 2014. 

 Ссылки

                                             Содержание

Введение

  1. Научное описание растения «подснежник»
  2. Подснежники и первоцветы
  3. Интересные факты из жизни подснежника
  • День подснежника
  • Подснежник в мифах и легендах разных народов

Заключение

Список литературы

Электронные ресурсы

                                              Введение

Красива наша планета! И во многом – благодаря цветам!  Кажущиеся обычными растения наших лесов и лугов заключают в себе столько скрытой красоты красок и форм, что каждый, кто способен хоть немного видеть, будет ими околдован.  Они не только очень красивы, но и полезны для человека.

Как только начинает отступать зима и отдавать свои права красавице весне, на проталинках спешат появиться удивительные цветы, которые мы называем подснежники.

     

Цели нашей работы узнать:

Познакомиться с удивительным цветком - подснежником

- как выглядит подснежник;

- с какими раннецветущими растениями его путают и почему?

- интересные факты из жизни подснежника;

Задачи:

  • Ознакомиться с познавательной литературой о подснежниках;
  • Сравнить подснежник с другими раннецветущими  цветами;
  • Выявить полезные свойства  подснежников;
  • Составить книгу - альбом «Удивительный цветок - подснежник»

        

Объект исследования: первый весенний цветок - подснежник

Весной все становится другим. После долгих зимних ночей утреннее солнце кажется просто чудом. Нежное, спокойное, оно прикасается тихонечко к жизни и всем дарит радость.

В народе  шутят: « В марте  просыпаются медведи и начинают сажать подснежники»

 

А какие цветы мы называем подснежниками? На этот вопрос мы бы и хотели ответить  своим проектом.  

Научное описание растения «подснежник»

Название  – “подснежник”,  популярное   особенно в России,   растение получило в связи с очень ранним цветением, буквально из-под снега..

Научное название подснежника - галантус.                                

       Слово происходит от двух греческих корней: «гала» - «молоко» и «антус» - «цветок», т. е. в переводе на русский язык значит «молочный цветок»

И, действительно, цветки подснежника молочно-белые. Крупный бутон, готовый вот-вот раскрыться, похож на висящую каплю молока.

           Галантусы широко распространены в Европе, но самое большое число видов встречается на Кавказе (16 видов)

Подснежники и первоцветы

Проводя опрос класса о том, как выглядит подснежник, мы выяснили, что их  очень часто путают с первоцветами, которые первыми появляются  после таяния снега.  

Вот эти растения:

1. Пролéска

2. Анемона лесная

3. Первоцвет жёлтый  и др.

Мы решили найти сходства и различия этих растений

Перечислим их сходства:

все они имеют

  • общее название  - раннецветущие -  первоцветы;

являются

  • Многолетними  травянистыми растениями;

большая их часть

  • Подснежник, первоцвет жёлтый, анемона лесная  - лекарственные растения
  • Все внесены в Красную книгу

Но есть  отличительные особенности:

  1. Цвет и форма: подснежники - белые капли – колокольчики,

 пролески  - голубые, первоцвет– желтые цветы

2. Они принадлежат к различным семействам: подснежник – семейство Амариллисовых, Анемона лесная и пролеска -  семейство Лютиковых, а Первоцвет жёлтый – семейство Первоцветных

3. Следующее отличие - время цветения:  цветы  подснежника появляются сразу из-под снега, в  конце  марта, начале апреля. Пролеска – цветёт в  апреле, первоцвет жёлтый в  конце  апреля, в начале мая,  анемона лесная – в конце мая, июне.  

Подснежник является единственным растением, способным выживать в суровых условиях ранней весны. Его побеги  легко переносят низкую температуру почвы, потому, что в соке, который их наполняет, содержится сахар. Сахарные растворы во время небольших морозов не замерзают

4. Количество видов этих цветов : пролески (в России) – только один вид, первоцвет жёлтый – 600 видов, анемона лесная – свыше 2000 видов, подснежников 16 - 18 видов.

 Как ни печально, все восемнадцать видов   подснежника находятся на грани исчезновения .

Не покупать, не выкапывать, не срывать   - призывы защитников природы. Чтобы сохранить подснежники в природе, наши учёные вывели новые сорта этих цветов, которые выращиваются в тепличных условиях

  1. Различие по медицинским показаниям:                                           пролеска – ядовитое растение, а подснежник – лекарственное.

       В луковицах подснежника содержится вещество алкалоидной природы, которое влияет на проводимость нервных импульсов в мышечные волокна.

       В честь галантуса это вещество названо галантамин, оно входит в список жизненно необходимых лекарственных препаратов.    

 

Интересные факты из жизни подснежника

               

   Нам кажется, всем интересно знать!!!  Подснежники являются первыми цветами, с которых пчелы собирают нектар

                       Военнообязанный цветок

История подснежника в Англии напрямую связана с войнами.                   Впервые на английской территории этот хрупкий цветок оказался в I веке, во время римского завоевания, но тогда он не произвел на коренное население никакого впечатления.                                                                                            Лишь в середине XIX века, во время Крымской войны, британские офицеры полюбили этот цветок и стали носить его в петлице. На долгое время он стал символом военного и обязательной деталью мундира.

Изучив различную литературу, мы узнали, что в 1984 году в Англии зародилась традиция ежегодно 19 апреля праздновать День подснежника, подхваченная впоследствии другими странами. 

         Подснежник – первый весенний цветок, поэтому  в культуре каждой из стран  существует своя легенда. 

Самыми главными в Англии считаются две сказки о происхождении белого цветка.

Согласно первой, после изгнания Адама и Евы на землю, они впервые увидели снег и стали замерзать. Ева расплакалась, вспоминая о райских садах, а милосердный бог превратил пару снежинок в подснежники, чтобы утешить ее и подарить надежду на лучшее будущее.

По второй, весна раздавала цветам наряды к первому солнечному дню, подснежнику достался белый, но снег тоже пожелал принять участие в празднике, и смелый цветок разделил с ним свое платье. Вместе празднуя, они так сдружились, что до сих пор не расстаются.

В России каждый взрослый и ребёнок знают сказку С. В. Михалкова   « 12 месяцев», в которой подснежник – главный герой.

                             

                             

                              Заключение

Вы познакомились с удивительным первым весенним цветком -подснежником и узнали, как он выглядит.  Мы надеемся, что теперь вы уже не спутаете его с другими первоцветами. Верим, что каждый из вас запомнил, как полезен и как раним этот чудный цветок!

         С каждым годом в природе их становится всё меньше и меньше. Не покупать, не выкапывать, не срывать — призывы защитников природы становятся отчаянней с каждым годом, а стоимость крохотного букетика растет, делая прибыль браконьеров все более ощутимой.                                    

Чтобы сохранить подснежники в природе, наши учёные вывели новые сорта этих цветов, которые выращиваются в тепличных условиях.

Основное  использование  цветов подснежника в настоящее время -  это ландшафтный дизайн.

         Конечно, хочется встретить этот праздник, вдыхая аромат лесных подснежников, но лучше вспомнить о том, что их и без того осталось мало, и не покупать скромный букетик по нескромной цене. А если вы хотите поучаствовать в этом празднике с пользой для его символа, лучше посадите небольшой кустик подснежников у себя на даче или просто отправляйтесь в лес и полюбуйтесь его первыми цветами.

  Подснежник  -  настоящее сокровище, а сокровища надо беречь!

                                           

                                

                          Список литературы

                      Интернет – ресурсы 

  • Артюшенко З. Т.. Критический обзор рода Galanthus L. Ботанический журнал. М.-Л.: 1966г
  • Лозина-Лозинская А. С.  Подснежник — Galanthus L.  И: АН СССР, 1935г
  • Артюшенко З. Т. Амариллисовые СССР. — Л.: Наука, 1970. 
  •  Головкин Б. Н. и др. Декоративные растения СССР. — М.: Мысль, 1986. 
  • Диев М. М. Галянтусы. — М.: КМК, 2014. 

 Ссылки


Исследовательская работа

План работы:

1.Изучить литературу о подснежниках;

2. Составить сравнительную таблицу подснежников и первоцветов;

3. Рассказать одноклассникам о выводах проделанной работы;

Подснежники

Первоцвет (пролеска, первоцвет жёлтый, анемона лесная)

Сходства

 Первоцветы – общее название раннецветущие

Многолетние травянистые растения

Подснежник, первоцвет жёлтый, анемона лесная  -лекарственные растения

Все внесены в Красную книгу

Различия

                              Цвет и форма

Белые капли - колокольчики

Пролески  - голубые цветы

Первоцвет – желтые цветы

Анемона лесная - белые цветы

                               Семейства

Семейство Амариллисовых.

Анемона лесная и пролеска -  семейство Лютиковых

Первоцвет жёлтый – семейство Первоцветных

                          Время цветения

 Цветы появляются сразу из-под снега – конец марта, начало апреля

Пролеска – апрель

Первоцвет жёлтый - конец апреля, май

Анемона лесная – конец мая, июнь

                              Количество видов

16 - 18 видов

Пролеска (в России) – только один вид

Первоцвет жёлтый – 600 видов

Анемона лесная – свыше 2000 видов

                     Медицинские показания

Лекарственное растение

Пролеска – ядовитое растение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа как форма взаимодействия и сотрудничества. Обсуждение с детьми их групповой работы.

Детей надо планомерно учить строить свои высказывания. Программы ФГОС второго поколения содержат требования о достижениях младшими школьниками метапредметных результатов. Среди которых есть и такие: о...

Авторская разработка Конспект мастерской по русскому языку в 3 классе «Обезьянки и подснежники» (типы текстов)

Урок русского языка, целью которого было ознакомление учащихся 3 класса с основными типами текстов,  проведен в соответствии с принципами технологии педагогических мастерских. Дети почувствовали себя ...

Подснежники.

Интересные истории о первоцветах....

Поделка из пластилина "Подснежники"

Презентация может использоваться на уроках технологии в 1-2 классе. Дается пошаговая работа....

Конспект урока "Первый весенний цветок-подснежник"

Урок разработан по ИЗО  для 2 класса....