Основные характеристики ООП в условиях реализации ФГОС НОО ( части ООП формируемые участниками образовательных отношений)
статья на тему

Гаврилова Татьяна Владимировна

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) представляет совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями.

ФГОС НОО предъявляет требования к структуре ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (далее— ООП) начального общего образования, которые должны быть реализованы в каждом общеобразовательном учреждении. Данный раздел ФГОС содержит характеристику обобщенной ООП, которая должна быть в каждом образовательном учреждении. По сути дела в этом разделе представлена структура ООП НОО образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гаврилова Татьяна Владимировна

Учитель начальных классов

1 К.К. МБОУ СОШ № 61

Основные характеристики ООП в условиях реализации ФГОС НОО

 ( части ООП формируемые участниками образовательных отношений)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) представляет совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями.

ФГОС НОО предъявляет требования к структуре ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (далее— ООП) начального общего образования, которые должны быть реализованы в каждом общеобразовательном учреждении. Данный раздел ФГОС содержит характеристику обобщенной ООП, которая должна быть в каждом образовательном учреждении. По сути дела в этом разделе представлена структура ООП НОО образовательного учреждения.

Таким образом, ООП НОО, которая должна быть разработана и реализована в каждом образовательном учреждении, содержит компоненты, которые относятся именно к образовательному учреждению. Это в полной мере соответствует п. 6 ст. 9 Закона: «Основные общеобразовательные программы начального общего, основного обще го и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федеральной государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательной учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

На основе ФГОС НОО разрабатывается примерная основная образовательная программа начального общего образования, которая по своему формату представляет обобщенную модель ООП НОО образовательного учреждения. Примерная основная образовательная программа начального общего образования призвана помочь образовательным учреждениям в самостоятельной разработке ООП НОО.

И уже на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, должно самостоятельно разработать с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников основную образовательную программу начального общего образования КОНКРЕТНОГО образовательного учреждения.

Что необходимо читывать при разработке ООП НОО школы?

В п. 15 ФГОС НОО фиксируется, что «обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования».

Данное соотношение при разработке школой ООП НОО на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования может быть реализовано различными способами.

1.  Соотношение 80%: 20% имеет место для всех структурных компонентов ООП

начального общего образования. Причем подразумевается, что это процентное соотношение может быть выражено как в конкретных цифрах (часах), например' относительно БУП, так и в содержательном смысле. То есть имеется в виду соотношение содержательных блоков в каждой отдельной программе, которая входит в ООП начального общего образования как составная часть (задачи, направления работы и др., определяемые участниками образовательного процесса именно с учетом региональных, этнокультурных и местных особенностей).

2.  Соотношение 80% : 20% относится к ООП НОО как к целостности, то есть образовательное учреждение, условно, из девяти разделов может полностью без изменений и дополнений взять семь, а два компонента ООП НОО определить полностью самостоятельно (например, полностью из примерной основной образовательной программы взяты семь структурных компонентов, а два компонента школа разрабатывает полностью самостоятельно).

3.     Соотношение 80%: 20% обеспечивается суммированием неравноценных по отношению друг к другу частей различных компонентов ООП НОО (например, часть, формируемая участниками образовательного процесса, составляет: в пояснительной записке—10%, в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования — 10%, в учебном плане — 30%, в программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования – 10%, в программах учебных предметов, курсов – 20%, в программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – 30%, в программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни – 30%, в программе коррекционной работы – 30%, в системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования – 10%).

Очень важным при разработке ООП НОО школы на основе примерной основной образовательной  программы начального общего образования является необходимость четкого понимания, что входит в ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ часть ООП НОО, а что входит в часть, ФОРМИРУЕМУЮ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (таблица 1).

Таблица 1

 

Структурные компоненты ООП НОО

 Обязательная часть

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

1

2

3

Пояснительная записка

— отражает особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения;

— учитывает характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования

— конкретизирует цели реализации основной образовательной программы с учетом потребностей контингента обучающихся, их родителей (законных представителей);

 — уточняет принципы и подходы к формированию основной образовательной программы на основе согласованного мнения участников образовательного процесса

Планируемые

результаты освоения обучающимисяосновной образовательной программыначального общего образования

— уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов;

— адекватно отражают требования ФГОС НОО, соответствуют возрастным возможностям обучающихся

— передают специфику образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении;

 — являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов

Учебный план начального общего образования

— определяет состав обязательных учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения

— обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся; — включает время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки, и внеурочную деятельность

Программа формирования универсальных учебных действий

— содержит описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; — описывает связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

— обеспечивает преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

— уточняет характеристики и типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий

Программы отдельных учебных предметов, курсов

— обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

 — определяют структуру программ отдельных учебных предметов, курсов

— определяют (согласно структуре, указанной в обязательной части) программы учебных предметов, курсов, входящих в часть, формируемую участниками образовательного процесса

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

— направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества;

—содержит ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества

— интегрирует традиции и особенности воспитательной системы (системы воспитательной работы) образовательного учреждения;

 — формирует целостную образовательную среду, включающую урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

— представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

— содержит базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни

— расширяет и дополняет базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования

— обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

 — предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения; — позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся

— предусматривает использование разнообразных, взаимно дополняющих друг друга методов и форм оценки;

 — обеспечивает оценку планируемых результатов освоения основной образовательной программы в части, формируемой участниками образовательного процесса

Особого внимания при разработке ООП НОО школы требует понимание п. 19.3 ФГОС НОО «Учебный план начального общего образования».

Следует обратить внимание на то, что обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть, может быть использовано:

• на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

•  на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

•  на внеурочную деятельность.

И если заданы общий ОБЪЕМ учебных часов(не менее 2904 ч. и не более 3210 ч.) и объем внеурочной деятельности (до 1350 ч.) за четыре учебных года, то можно просчитать ОБЪЕМ обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Итак, основная образовательная программа начального общего образования школы:

•  определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

•  содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса;

•  обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования;

•  разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

Выступление на МО по теме "Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС"...

Программа логопедического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ в условиях реализации ФГОС НОО

Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениям...

«Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС»

В данной статье содержится материал, раскрывающий важность преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС....

ПРОГРАММА деятельности муниципальной инновационной стажировочной площадки « Стратегии смыслового чтения в условиях реализации ФГОС НОО и ООО». Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №7

Организация и  реализация в  МБОУ СОШ № 7  инновационных видов образовательных технологий направленных на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся ...

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

Адаптация учащихся пятых классов при переходе их из младших классов в среднее звено школы. Из опыта работы....

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.

Вопрос о преемственности между начальной и средней школой далеко не новый, он был актуален всегда. Актуален он и сегодня.  Поскольку преемственность между начальным и основным общим образованием ...