Статья "Использование загадок на уроках"
статья ( класс) на тему

Дегтерева Татьяна Борисовна

Небольшая статья "Использование загадок на уроках". В ней хочу поделиться опытом использования в работе на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и окружающего мира. Загадки часто использую на занятиях вов неурочной деятельности, во внеклассной работе, на классных часах,  ввикторинах и конкурсах, за более чем 40 лет работы собран немало загадок по разным темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zagadok.docx15.06 КБ

Предварительный просмотр:

Использование загадок на уроках.

Учитель начальных классов  Дегтерёва Татьяна Борисовна

             Не случайно этот жанр широко применяли в обучении детей великие педагоги К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них как необходимый компонент народные загадки. По этому поводу Ушинский писал: «Загадку я помещал не стой целью, чтобы ребёнок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, т.к. многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребёнка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребёнка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные». В качестве примера Ушинский приводил возможную работу над изучением народной загадки о росе:

*Заря-заряница,

Красная девица

По лесу гуляла,

Ключи потеряла.

Месяц увидал—

Не сказал,

Солнце увидало—

Не подняло.

По мнению великого педагога, эта загадка позволяет учителю поставить ряд вопросов:

Почему заря называется красной девицей?
почему говорится, что заря теряет росу?

Почему месяц не поднял росы?

Как солнышко подымет росу?

«Какая живая и полезная беседа может быть закреплена в душе дитяти подобной живописной загадкой! Словом, я смотрел на загадку как на картинное описание предмета»,-- писал Ушинский.

Интересными загадками пересыпаны страницы «Азбуки» Л.Н. Толстого. он широко использовал загадки, отражающие быт крестьянина, природу.

В наше время возможности использования загадок возрастают в связи с тем, что загадка, некогда бывшая фольклорным жанром, стала жанром литературным. В их загадках отражены явления, окружающие современного ребёнка, природа, знакомый ребёнку мир.

Загадки можно и нужно использовать не только на уроках русского языка, но и в процессе изучения предмета «Окружающий мир», на уроках математики, технологии, изобразительного искусства, на занятиях по внеурочной деятельности, во внеклассной работе, на классных часах, в викторинах, в конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альбом загадок к уроку немецкого языка

Альбом загадок к уроку немецкого языка...

Использование загадок на уроках математики.

На уроках математики, особенно в начальных классах, устная работа занимает достаточно большое место. Среди различных видов устной работы важное значение имеют упражнения с применением загадок. З...

Использование загадок на уроках музыки в начальной школе

Загадки являются эффективным средством в воспитании и обучения детей. Мир загадочен. А в загадках – реальный мир, понятный детям, он помогает формировать конкретные представления.Загадки оживляю...

Статья по теме "Использование загадок на уроках"

Рекомендовано для учителей начальных классво....

Использование загадок на уроках русского языка во 2 классе

Отгадывание загадок развивает самостоятельность, быстроту реакции, находчивость, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.  Применение на уроках загадок даёт воз...

Воспитательная и образовательная роль загадок на уроках в 3 классе.

Загадка - один из самых распространенных жанров устного народного творчества. Знакомство младших школьников с загадками носит только характер усвоения содержания....