Образовательная программа внеурочной деятельности «Русские народные игры»
рабочая программа (1 класс) на тему

kulikov_AS1975

Программа внеурочного мероприятия (кружка) по физической культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkie_narodnye_igry.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Нащекинский филиал МБОУ

Бондарская средняя общеобразовательная школа

                                                                                       

Образовательная  программа

внеурочной деятельности

«Русские народные игры»

(для обучающихся 1 класса)

                                                                                                  Составил: Куликов А.С

                                                                                                учитель физической культуры.

                                                                                                 

   

                                                             

2014

Пояснительная записка

Цели и задачи

Цель: Воспитать духовно-нравственную, интеллектуальную и  физически здоровую личность, способной реализовываться в условиях современной жизни.

Задачи:

  • Расширить знания обучающихся о русских народных играх как части национальной культуры;
  • Сплотить детский коллектив;
  • Приучать детей к соблюдению правил, умению контролировать свои поступки;
  • Собрать материал о русских народных играх;
  • Развивать у школьников чувство прекрасного.

Педагогическая идея программы

Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. И чем ярче, счастливее были детские годы, тем добрее и лучше вырастет человек.

   Что же является связующей нитью между поколениями? Песни, танцы и, конечно, игры. Игра – увлекательное занятие для всех. Играть любят и дети, и мамы с папами, и даже бабушки с дедушками. Во что же играли наши предки? Чем заполняли свой досуг? Какие игры дошли до наших времён? Ответы на эти вопросы можно узнать, посетив занятия кружка «Русские народные игры». Игры существуют с незапамятных времён и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, создаётся множество усложнённых вариантов, но их двигательная основа остаётся неизменной. Важнейшее достоинство народных подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, бросание и ловлю – и потому являются самым универсальным и незаменимым средством физического развития детей.

Движение – это жизнь! Как показали специальные исследования, 85% времени досуга школьники проводят в сидячем положении, а это плохо влияет на их состояние здоровья. Подвижные игры – самое лучшее лекарство от двигательного «голода» - гиподинамии.

Игра способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра должна органически войти в жизнь каждого детского коллектива, умело сочетаться с другими видами деятельности. Она уместна во многих случаях. Если дети устали от занятий и им нужна разрядка, если расшалились и их надо успокоить – в этих случаях игра всегда придёт на помощь. Игра поможет сплотить детский коллектив. Кроме того, игры сближают учителя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Как известно, дети – самые лучшие распространители и пропагандисты игр. Затейники могут приходить к младшим школьникам и помогать им проводить досуг.  

В программу включены не только мероприятия для организации и проведения спортивных и подвижных игр, но и информационно-практический материал по истории происхождения и развития различных народных игр. Программа дает представление о самобытности соседствующих народных культур в играх. Вводятся понятия   структуры игры, правил игры, правил общения, правил безопасности.  

Продолжительность занятий

 Продолжительность образовательного процесса 1 год.

Режим занятий 2 раза в неделю.

Возраст

 Программа составлена с учётом возрастных особенностей, рассчитана на один год обучения для детей 6-8 лет

Место проведения занятий

 Для реализации программы имеется проветриваемое, светлое помещение игровой комнаты, спортивный зал.

По мере необходимости используется компьютер, аудио и видеотехника, а также современные проектные методики, которые позволяют детям проявить творческую активность и индивидуальность.

Виды деятельности

  Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: инсценировки, театрализованные представления, беседы о правилах общения и безопасного поведения во время игры.  

Психолого – педагогические принципы

  Большое значение русских народных игр состоит в том, что «игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которое они им доставляют».

 В игре дети живут; все житейское отстает от них в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями.

  Процесс игры приводит в движение все существо играющего: как физическое, так и духовное. Начиная играть, дети хотят именно играть, т.е. приятно провести время, и эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы для игры. И здесь зачастую проявляется острая наблюдательность малышей, обнаруживается природная русская сметка.

  Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

 -   актуальность;

 -   доступность;

 -   системность;

 -   занимательность;

 -   научность;

 -  сознательность и активность;

 -  индивидуальный подход к обучающимся.

Методы деятельности

В процессе изучения программы используются разнообразные формы и методы обучения:

- беседы,

- творческие задания,

- практические работы,

- самостоятельный поиск,

-постановка драматических сценок, спектаклей;

-прослушивание песен и стихов;

-разучивание и исполнение песен;

-организация подвижных игр.

Ожидаемый результат

Образовательная программа ориентирована на достижение результатов первого уровня. Обучающиеся

 должны знать:

  • историю возникновения русских народных игр;
  • правила проведения игр, эстафет и праздников;
  • основные факторы, влияющие на здоровье человека;
  • правила поведения во время игры.

должны уметь:

  • выполнять упражнения в  игровой ситуации;
  • проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
  • владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;
  • применять игровые навыки в жизненных ситуациях.

Форма подведения итогов работы

Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будет осуществляться в форме конкурса на лучшее проведение русской народной игры, создание электронной версии проекта на тему « Движение – это жизнь».

                                                     

Учебно - тематический план

Наименований разделов и тем

Всего часов

Из них

Вид занятий

аудит.

внеаудит.

1

Введение

8

3

5

1.1

Вводное занятие

1

1

1.2

История происхождения и развития различных народных игр.

1

1

1.3

Общие подвижные символические игры. «Бабки», «Борющаяся цепь» ,«Редька», «Бес соли соль», «Серый волк»,  «Платок», «Пирожок».

5

5

1.4

Классификация русских народных игр

1

1

2

Игры малой подвижности

8

2

6

2.1

Игры малой подвижности

2

2

2.2

Игры в камешки

1

1

2.3

Современные варианты игр в камешки

1

1

2.4

Жмурки обыкновенные

2

2

2.5

Жмурки на местах. Круговые жмурки

2

2

3

Подвижные игры

23

23

3.1

Игры с бегом

6

6

3.2

Игры в кругу.

4

4

3.3

Игры с прыжками

5

5

3.4

Игры с мячом

8

8

4

Конкурс на лучшее проведение русской народной игры,

1

1

5

Создание электронной версии проекта на тему « Движение – это жизнь».

3

3

5.1

Подготовка

4

4

5.2

Презентация проекта

1

1

6

Итоговое занятие

1

1

                                                   Итого

44

9

35

Содержание программы

1. Введение.

Русские народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.

Русские народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности. Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Основу  составляют игры, сходные  по определённым признакам:

  • по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла);
  • по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);
  • по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);
  • по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные);
  • по физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).

  1. Игры малой подвижности

Игры малой подвижности пригодны для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке. Эти игры увлекательны и полезны, воспитывают внимание, сосредоточенность, находчивость, развивают ловкость рук и пальцев, точную координацию движений

      3. Подвижные игры 

Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу). Игры разнообразны по своему содержанию, тематике и организации. Одни игры имеют сюжет, правила их тесно связаны с сюжетом (например, «Коршун», «Курочка», «Гуси – лебеди», «Стадо»). В играх типа «Ляпка», «Много троих, хватит двоих», «Горячее место» сюжет и роли отсутствуют, всё внимание детей направлено на движение и правила. Есть игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом. В игре «Краски» покупатель переговаривается с водящим.

 Привлекательны для детей в русских играх различные попевки. В игре «Уголки» каждая пробежка сопровождается попевкой. При последнем слове играющие меняются местами, а покупающий -водящий стремится занять освободившийся во время пробежки угол.

Обеспечение программы

Для реализации курса используются спортивный инвентарь, видеосюжеты для практических занятий

                                                        Литература:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. Просвещение, 2010 г.
  2. Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. М. : Знание, 1987.
  3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М.»Просвещение, 1987г.

      4.  Барканов С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков.                     Учебно-методическое пособие  /Владос, 2001.

      5.   Журнал «Практика» (№ 4/2004 г.).5.

      6.   Панкеев И. Русские народные игры.- Москва, 1998.7.

      7.   Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе.- /Новая школа/, Москва,  1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по внеурочной деятельности "Подвижные народные игры"

Авторская программа по внеурочной деятельности "Подвижные народные игры" рассчитана для учащихся 1 класса....

Программа внеурочной деятельности в 1 классе "Русские народные игры"

Программа курса «Русские народные игры»1 класс (66 ч)Пояснительная записка  Безусловно, содержание обучения должно максимально предусматривать физическое, трудовое, нравственное, эмоциональн...

Внеурочная деятельность: «Русские народные игры». Тема: Игры – веснянки.

Игры издавна служили средством самопознания,здесь проявляли лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку. Данная внеурочная деятельность "Русские народные игры" способствует укреплению здоров...

Внеурочная деятельность "Подвижные народные игры"

Ресурсы детской игры поистине огромны. Помимо развивающей, обучающей и воспитательной функций игра обладает еще и «диагностическим, коррекционным» потенциалом. В игре ребенок развивается у...

Внеурочная деятельность "Подвижные народные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительное направление "Подвижные народные игры"...

Внеурочная деятельность "Подвижные народные игры" 2 класс

Календарно-тематическое планирование  "Подвижные народные игры"...