Формирование читательских умений у младших школьников на уроках чтения.
статья на тему

Ятманова Нина Петровна

       Читательские умения - это специфические умения, которые направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения. Они необходимы для восприятия и понимания художественного литературного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_tat._den.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Н.П.Ятманова (МБОУ «Новоубеевская ООШ», Дрожжановского р-а, учитель)

Формирование читательских умений у младших школьников на уроках чтения.

             В связи с переходом системы начального образования на ФГОС, сформированность читательских умений относится к наиболее значимым. У любого учащегося должны быть сформированы умения работать с текстом как источником информации. Уровень овладения читательскими умениями у младших школьников  имеет решающее значение для успешного обучения на следующей ступени.

       Уметь читать в широком смысле этого слова - значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, -говорил великий педагог К. Д. Ушинский,- Читать- это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное- вот в чем главное».

       Читательские умения - это специфические умения, которые направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения. Они необходимы для восприятия и понимания художественного литературного произведения.

         Какие же специфические читательские умения необходимы для полноценной деятельности настоящего читателя?

         Рассмотрим их.

1. Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка.

Основой для верного восприятия и оценки изобразительно – выразительных средств языка послужит представление о слове как о средстве создания художественного образа и выражения авторского отношения, которое дети приобретают в процессе анализа текста. Нужно научить школьника адекватно воспринимать те выразительные средства, с которыми он встречается при чтении, то есть, вникая в построение фразы, в выбор слова, задумываться над авторским выбором.

2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.

 Важнейшим читательским умением является умение воссоздавать в воображении художественные картины, изображенные писателем с помощью слова. Без этого умения читатель в принципе не сможет воспринимать литературные образы. Это связано с тем, что писатель с помощью слова  задает лишь ключевые детали вымышленного мира. Остальное должен дополнить сам читатель с помощью работы своего воображения.

3. Умение устанавливать причинно – следственные связи.

Данное умение направлено на постижение композиции. Младшие школьники не могут освоить понятие «композиция» в полном объеме, но важно приучать юных читателей прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта, т.е. познакомить с сюжетом и его элементами – вступлением, завязкой, развитием действия, заключением – и их ролью в раскрытии идеи.

4. Умение целостно воспринимать образ – персонаж.

В художественном произведении основная роль в раскрытии идеи принадлежит образам героев. Целостное восприятие персонажа предполагает, что у читателя возникает эмоциональное отношение к нему, что читатель соотносит мотивы, последствия поступков героя, видит развитие образа, становление характера персонажа.

5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.

       Данное умение можно рассматривать как составную часть каждого из перечисленных выше умений. Это умение позволит направить внимание читателя на постижение авторской позиции в самом художественном  произведении, а не только в прямых авторских оценках.

6. Умение осваивать художественную идею произведения.

         Освоение идеи – это цель анализа, и если она не достигнута, то и членение художественного произведения на части не оправдано. Освоение идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего и рождается более глубокое его восприятие.

           В реальном процессе восприятия все читательские умения взаимно обогащают друг друга , каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно , поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы

         Таким образом, формирование читательских умений и навыков младших школьников на уроках литературного чтения возможно только при организации системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников, через введение в преподавание учебного предмета специальных приёмов, методов и технологий.

    Исходя из вышесказанного, работу над художественным произведением я строю в определенной последовательности.

Вначале я провожу подготовку к восприятию текста. Ее цель –   ввести учащихся в обстановку, в которой будут развиваться события, описанные в произведении; привлечь их жизненный опыт для опоры на него при последующем чтении, сообщить необходимые сведения об авторе, что повышает интерес и к писателю, и к его произведению.

После подготовительной работы я провожу первичное восприятие текста (самостоятельное чтение, чтение учителем, чтение вслух учащимися – выбор зависит от сложности произведения). При первичном восприятии происходит знакомство с общим содержанием произведения,   его эмоциональной направленностью. Дети определяют для себя, близка ли им тема, герои, узнали ли они что-нибудь   новое, понравилось ли произведение и т. д. Целесообразно использовать приём словесного рисования применительно к произведению:

-Что нарисуем на первом плане?

-Как об этом сказано у автора?

-Что нужно изобразить неподалёку?

-Что мы ещё не нарисовали?

-Каким увидел поэт  (осенний лес)?

-С каким чувством он описывает его?

Вторая ступень восприятия при повторном чтении – знакомство с персонажами, связями и причинами их поступков; ориентировка в структуре и языке произведения.

Так, например, дети подчеркивают нужные слова в тексте, подбирают синонимы, рассуждают о том, почему именно это слово употребил автор или герой. Для работы со стихотворениями и рассказам – описаниями выписываю на  доске  образные слова, выражения, которые автор использует для описания какого – либо события: дождя, ветра, росы, снега и т. д.   В дальнейшем учащиеся используют эти выражения для пересказа, творческих работ (устных и письменных). Для сравнения персонажей произведений я использую составление сравнительных таблиц. Необходимо познакомить с сюжетом и его элементами - вступлением, завязкой, развитием действия, заключением - и их ролью в раскрытии идеи, используя приёмы:

-Определить к какому эпизоду подходит данная иллюстрация;

 -Соединить иллюстрацию с ее описанием;

 -Расположить иллюстрации в той последовательности, в которой происходили события;

Третья ступень – формирование умений осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное, т. е. умений, с помощью которых осуществляется углубленное, полноценное восприятие произведения.

Основой для правильного восприятия текста является так же многократное обращение к тексту, перечитывание его отрывков каждый раз с новым заданием. Тогда ребенок и открывает в нем что-то новое, чего не заметил ранее. Чтобы многократное обращение к тексту не было утомительным для ребенка, я использую разные виды работ над текстом. Вот некоторые из них:

1. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

2. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

3. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль произведения.

4. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

5. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

6. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, весело, печально и т. д.

7. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

Очень важно приучить детей вдумчиво выяснять логические связи, заложенные в произведении:

-что является в рассказе самым главным;

-какие причины вызвали события;

-почему совершён тот или иной поступок;

-как следует оценить поведение действующего лица;

-какие чувства возникают при чтении рассказа?

-как автор относится к поступку главного героя произведения?

Использование в своей работе всех перечисленных приемов, видов работы с текстом приводит к правильному осмыслению детьми логических связей произведения, они лучше понимают чувства автора, у них развивается речь, творческое мышление.

   Поэтапно реализуемая работа с текстами даёт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников проверяется состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом.

        Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Воюшина М.П. Анализ художественного произведения. //Начальная школа – 1989 - №55.
  2. Гиршман М. М. /Литературное произведение: теория и практика анализа: Учеб. Пособие.-М.: Высш. Шк., 1991.-160 с./
  3. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений //Начальная школа – 2000 - №11
  4. Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения //Начальная школа. – 1990 - №3.
  5.  Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения //Начальная школа. – 1991. - №9 с.
  6. Уроки литературного чтения в современной школе: сборник статей / Составитель В.А Лазарева. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексических умений у младших школьников на уроках родного языка

Краткие результаты исследования, целью которого выступила разработка и обоснование комплекса упражнений, способствующих эффективному формированию лексических умений у младших школьников в процесс...

Формирование читательских умений у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Прпоектная работа Формирование читательских умений у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование читательских умений у младших школьников

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование читательских умений у младших школьников...

Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения

Читательская грамотность-это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые мы , как читатели получаем из ...

Формирование познавательных универсальных действий младших школьников на уроках чтения

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование познавательных универсальных действий младших школьников на уроках чтения»...

Средства и приёмы работы по формированию читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения

В данной статье рассматривается проблема формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения. Выделены приемы формирования читательской грамотности у младших школьников на уроках лите...

Доклад на тему "Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения"

Доклад по данной теме можно использовать учителям начальной школы, молодым специалистам, студентам и практикантам....