урок шахмат по теме "Ставим мат"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Баранова Ирина Владимировна

Данный урок разработан во 2-м классе  по УМК Сухина И.Г  "Шахматы - школе" (первый год обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_shahmat_stavim_mat.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока шахмат, проведённого учителем начальных классов Барановой И.В.

   Урок шахмат проведён во 2-а  классе. Дети обучаются по УМК И.Г. Сухина «Шахматы - школе» первый год обучения.  До ведения данного урока играло в шахматы – 5 человек. Остальные 22 человека знали лишь название фигур.

    Тема данного урока: Ставим мат в один ход.

    Цель урока: учиться ставить мат в один ход.

    Задачи урока:

Предметные:

- формировать представление о мате как о чётко продуманной системе ходов

- повторить понятия «шах-мат»

- обобщить знания детей по шахматной терминологии: название фигур, ценность фигур, шахматная нотация

- закреплять основные правила игры: уйти, побить, закрыться.

Метапредметные:

- формировать умения действовать в уме: составлять план игры, прогнозировать исход игры, анализировать ход игры

- формировать умения работать с диаграммами (схемами)

- формировать навыки работы в паре с  соблюдение правил общения

- формировать умение правильно оформлять устное высказывание

- формировать творческую активность

Личностные:

- формировать позитивное отношение к процессу обучения

- формировать чувство личной ответственности за принятое решение.

Ожидаемые результаты от урока:

- учащиеся учатся  анализу собственных действий и поступков, планированию действий;

- развитие  адекватной самооценки;

-воспитание доброжелательного отношения к учителю и сверстникам;

-развитие познавательных способностей.

    Данный урок: 2 час  по теме «Ставим мат» (из 5 часов). Рассчитан на постановку мата в один ход на простых примерах. Сейчас класс находится на стадии тренинга постановки мата в один ход. 1-3 четверть прошли «доматовую стадию» обучения детей шахматным азам (обучение без объяснения термина «мат»). Основными методами обучения являются: словесный, наглядный, практический. Основные формы организации деятельности учащихся: парная, фронтальная, игровая Технологии, применяемые да данном уроке: ЗОТ, СДП, РО.

   Тип данного урока: урок решения частных задач.

   Основываясь на теории поэтапного формирования умственных действий по П.Я.Гальперину, данный урок построен с учётом следующих этапов:

- формирование умственных действий с внешнего, практического действия с материальными предметами (шахматные фигуры, игра с шахматными фигурами)

- замена реального предмета схемой (работа с диаграммами)

- выполнение действия с помощью «громкой речи» (проговаривание ходов, использование в речи шахматной терминологии и нотации).

    Для достижения цели урока учащимся предложены различные задания: работа на карточках по повторению нотации, фигур, шахматного поля; работа с диаграммами в учебнике, работа самостоятельная в паре, практическая игра в шахматы.

   Все задания и структура урока позволили решать как предметные, так и метапредметные задачи.

   Эмоциональная атмосфера на уроке достигалась тем, что урок представлял собой занятие без проигравших.

   Считаю, что урок цели достиг.

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деят-ть учащихся

Примечание

1. Орг. момент

- приветствие учащихся

- эмоц. настрой учащихся на урок

касаются друг друга ладошками и говорят друг другу хорошие слова на урок

2. Вв. – мотив этап

Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите?

- Правильно, это всё игры.

-У каждой из этих игр есть своя цель. Как вы думаете, какая цель у игры в футбол, хоккей, баскетбол?

- А у игры в шахматы какая цель?

- Конечно. Основная цель игры в шахматы – это поставить мат.

- Это и будет темой нашего урока. мы будем учиться ставить мат.

- А что мы должны знать, чтобы поставить мат?

- А чтобы правильно поставить мат, что нам нужно сделать?

- Молодцы! А теперь давайте приступим к решению цели нашего урока.

ответы детей

1 слайд- футбол, хоккей, баскетбол

на доске фиксируются ответы

2 слайд-

-знать, что такое мат и шах

-уметь продумывать ходы

- уважать соперника

- соблюдать правила: уйти, побить, закрыться

2. Опер- содер. этап

Акт-я знаний

Решение

 УЗ

Первичное закрепление

Практическая игра

- Перед любой игрой обязательно бывает разминка. Как вы думаете, какая разминка может быть в шахматах?

- Мы сейчас с вами проведём шахматную разминку.

- У каждого ряда на партах есть карточки с заданиями разминки. Мы начинаем. У вас есть 3 минуты. Начали!

- А теперь проверим.

- Посмотрите. Некоторые задачи на урок мы уже выполнили. Молодцы! Но наша главная цель – научиться ставить мат.

- Давайте ещё раз повторим, что такое мат. И проговорим правила: уйти, побить, закрыться.

- Для того, чтобы поставить мат, нужно много тренироваться и, конечно, думать. Сейчас мы с вами вместе поработаем с диаграммами. Открываем стр. учебника с. 51

(разбор диаграмм коллективно- 28, 29, 30)

(физминутка)

- Отдохнули? А теперь поработаем самостоятельно. Ведь настоящий шахматист думает сам.  Предлагаю вам решить самостоятельно диаграммы 31, 32, 33. Моими помощниками будут Илья и Антон. Если возникает вопрос – попросите у них совета.

- Давайте проверим, что у вас получилось. Антон, Илья – ваше мнение?

- Ребята, а как вы думаете- возможно поставить мат за 5 минут? Давайте проверим. Расставляем шахматы в начальную позицию  и со своим партнёром  начинаем игру.

- Илья и Антон разыграют партию  у доски. И пригласят для игры наших гостей.

- Молодцы! Наше время заканчивается и пора подводить итоги нашего урока.

ответы детей

работают по карточкам

дети проверяют со слайда

работают коллективно с диаграммами с проговариваем выбирают лучший ход

дети показывают, как двигаются литературные герои

работают самостоятельно с диаграммами.

консультанты оценивают работу одноклассников

ответы детей

2 человека разыгрывают партию у доски

дети убирают шахматы.

1 ряд – расставить фигуры по лесенке и указать их ценность

2 ряд- повторение шахматной доски (горизонталь, диагональ, вертикаль, обозначение букв и цифр)

- 3 ряд – записать шахматной нотации (краткое обозначение фигур, ход, взятие, шах, двойной шах, мат)

3 слайд – с ответами на карточки

на доске ставим + около задачи на урок, которую решили

(попутные вопросы по ходу урока)

загадки

И.Г. Сухина

Илья, Антон проверяют

повторить:

- уйти, побить, закрыться

- уважать партнёра

- перед игрой пожать руки

- не обижаться на проигрыш

- не дразнить проигравшего

- думать за себя и за партнёра

Рефл. – оцен. этап

- Ребята, давайте вернёмся в начало урока. Кто помнить, какую цель на урок мы поставили? Как вы думаете, удалось нам достигнуть этой цели?

- Как вы оцените свою работу сегодня на уроке?

- Чтобы ещё лучше научиться ставить мат, нужна тренировка и повторение. Поэтому д/з – стр. 18- 20 в рабочей тетради.

 - Спасибо за урок!

научиться ставить мат

учиться ставить мат

- ответы детей

невозможно научиться на один урок всегда  ставить правильно мат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок шахмат на тему "Сила коня"

Тема: Сила коня.Цели:1.      Знакомство с новыми словами. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Дидактические задания и игры.2.      Раз...

Конспект урока шахматы

Конспкт урока шахматы по теме "Шахматная доска"...

Урок шахмат "Матование одинокого короля"

Ознакомить с наиболее распространёнными способами матования одинокого короля;Побудить интерес к игре в шахматы...

Урок шахмат " Тактический прием "перекрытие"

Изучить  новый тактический приём " перекрытие"; познакомить с особенностями данного приёма....

Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"

Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....

Технологическая карта урока шахмат.

Технологическая карта урока по предмету "Шахматы -школе" для 1 класса. Тема "Шахматная доска"....

[8] Материал к уроку "Шахматы" по теме "Сила коня" в 1 "В" классе

План-конспект и технологическая карта к уроку  Шахматы "Сила коня"...