Курсовая работа
материал на тему

Костромина Анастасия Евгеньевна

Введение

Актуальность проблемы исследования. Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать. Этого можно достичь, поставив перед собой определенные цели деятельности.

Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Психологи, изучающие процесс обучения, полагают, что при интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях- теоретической, практической и прикладной. Главная цель – изучить особенности интегрированного урока математики. В настоящее время внимание уделяется задачам формирования  коммуникативной компетенции учащихся. Профессор Е.Полат считает, что для формирования коммуникативной компетенции недостаточно насытить урок условно-коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Актуальность проблемы исследования. Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать. Этого можно достичь, поставив перед собой определенные цели деятельности.

Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Психологи, изучающие процесс обучения, полагают, что при интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях- теоретической, практической и прикладной. Главная цель – изучить особенности интегрированного урока математики. В настоящее время внимание уделяется задачам формирования  коммуникативной компетенции учащихся. Профессор Е.Полат считает, что для формирования коммуникативной компетенции недостаточно насытить урок условно-коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем чтобы акцентировать внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей. [2]

Отдельные аспекты совершенствования обучения и воспитания школьников с позиций интеграции в обучении рассматривались в трудах известных педагогов-классиков, в работах советских дидактов: И.Д. Зверева, М.А. Данилова, В.Н. Максимовой, С.П. Баранова, Н.М. Скаткина; ученых-психологов Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.Талызиной, Ю.А. Самарина, Г.И. Вергелиса; ученых-методистов М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, Н.Н. Светловской, Ю.М. Колягина, Г.Н. Приступы и др.

На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Интегрированные уроки математики   в начальной школе».

Для выполнения курсовой работы мы определили задачи исследования:

  • проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу;
  • раскрыть методические основы проведения интегрированных уроков;
  • выявить особенности проведения интегрированных уроков математики в начальной школе;
  • составить  конспекты  интегрированных уроков математики.

При выполнении работы были использованы следующие методы исследования:

  • анализ;
  • классификация;
  • систематизация;
  • обобщение.


Глава 1. Интеграция учебных дисциплин в образовании

1.1.Понятие интеграции, её цель и направления

Интеграция - процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. [2]

В словарях понятие «интеграция» определяется как объединение в одно целое ранее изолированных частей, элементов, компонентов, что сопровождается осложнением и укреплением связей и отношений между ними. Психологи, изучающие процесс обучения,  полагают , что при интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях - теоретической, практической и прикладной. [1] Интегрированная система предполагает равномерное, равноправное соединение родственных тем всех школьных предметов, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе урока.

Главная цель интеграции - создание у школьника целостного представления об окружающем мире, то есть формирование мировоззрения. Рассмотрим некоторые возможности при интегрированном  построении учебного процесса, позволяющие качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся:

  • переход от внутри предметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира;
  • увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника, заставляет искать новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности;
  • интеграция учебного материала  
  • ведет  к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы;
  •   увеличивает информативную емкость урока;
  •  является  средством мотивации учения, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости. [6]

1.2. Исторический обзор реализации интеграции в практике отечественной и зарубежной школы.

Идея о единстве научных знаний находила отражение в работах древних мыслителей: Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Платона. К этой проблеме обращались Г. Гегель и И.Кант, Л. Фейербах.

И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий. Блестящим примером проведения интегрированных уроков был опыт В.О. Сухомлинского, его «уроки мышления в природе», которые он проводил в Павлышской школе для шестилетних детей. Это – интеграция основных видов познавательной деятельности (наблюдения, мышления, речи) с целью обучения, воспитания и развития детей. Новая попытка интеграции образования была сделана уже в советской школе (1923 – 1933 гг.). [13]

Проблема интеграции учебных предметов рассматривалась в связи с разработкой теории содержания общего среднего образования, в частности, принципов построения учебного плана средней школы. Необходимо указать, что эти вопросы не разрешены полностью и до сегодня. Что касается принципов построения учебного плана, то среди педагогов всего мира точатся большие дискуссии. Скажем, что изучается вопрос о том создавать ли планы по отдельным учебным предметам, либо же комплексные, в которых знания различных наук группировались бы вокруг какой-нибудь сферы знания. В то время советские и западные педагоги работали в одном направлении: они стремились усилить связь обучения с жизнью. За границей это проявилось в том, что школу захлеснула волна утилитаризма. Школьные курсы, например, природоведение «обогатились» экономичными темами: «Домашние животные», «Культурные растения», «Вредители» и пр. В американской школе под действием прагматических идей Дж. Дьюи учебный материал группировался вокруг курсов, которые как бы отвечали интересам и желаниям детей: первая медицинская помощь, уход за ребёнком и пр. В начале 30-х годов в связи с задачами индустриализации страны прошли изменения в образовательной политике нашего государства. Постановления ЦК ВКП(б) 1931-1933гг. запретили развитие интегрированных курсов. Была возвращена дисциплинарная система обучения. После этих постановлений в школе остались отдельные интегрированные темы в дисциплинарных предметах (например, «Культурные растения», «Домашние животные» и др.)  В то время, когда в советской педагогике отказались от интегрированного подхода в обучении, на Западе, под действием развития науки, техники и промышленности в конце 50-х начале 60-х годов педагогика интеграции имела особое значение. [13]

Интересный подход к реализации интегрированного подхода в обучении  был предложен школами США. Обучение имело междисциплинарный характер. Оно организовывалось по принципу создания расширенных учебных программ, когда объединяются различные предметы; стержневых программ, когда вокруг одной программы-стержня объединяются материал с различных областей знаний. Выбор темы и её раскрытие определяются, прежде всего, задачей ориентации учащихся, помощи им в познании себя и окружающего мира. Такой подход позволяет учащимся выявить взаимосвязи между различными областями знаний, создаёт условия для более гибкого планирования учебной работы и развития индивидуальных особенностей учащихся. Так возник интегрированный учебный курс «Социальные науки», который включал элементы истории, географии, обществоведения.

Вообще считается, что в практике зарубежной школы реализуются чаще  всего два вида интеграции – предметная и проблемная – в зависимости от того интегрируются ли в определённом курсе сведения с нескольких традиционных предметов или наук, или же синтезирующим началом является конкретная проблема. Иногда курсы, которые интегрируют  знания какой-нибудь проблемы или темы, часто называют проектами. Примером могут быть курсы «Силы в природе», «Энергии» и пр., которые в комплексе рассматривают  проявление и природу различных сил, особенности различных видов энергий, их взаимопревращение, проблемы использования человечеством. [13]

В различных странах проблему конструирования интегрированных курсов, особенно отбора содержания для них развязывали по-разному. Так, в  школах Англии местные органы управления образования отбирали содержание с учётом традиций, что сложились, в зависимости от количества выделенных на потребности школы средств, от потребностей и интересов учащихся, от наличия учителей, от престижности в данном округе того или иного учебного  заведения а также с учётом требований  вступления в колледж. Часто при создании интегрированных курсов отдают предпочтения интересам учащихся, которые являются определяющим фактором. Учитель перестает быть «снабженцем» знаний, а становится консультантом, лидером. Структура содержания учебного материала чётко не определяется, она чаще модифицируется в ходе дискуссии  учителя и учеников, в процессе развязки проблемы (задачи, проекта).

Интегрированные курсы содействовали формированию у учащихся качественно новых знаний, что характеризуются высшим уровнем осмысленности, динамичности применения в новых ситуациях, повышением их действенности и системности в результате системного преподавания учебного материала в новых органичных взаимосвязях. [14]

Идея интегрированного обучения сегодня особенно актуальна, поскольку способствует успешной реализации новых образовательных задач, определённых государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.

1.3. Понятие «интегрированный урок»

К традиционным школьным  занятиям  принадлежат,  как  известно,  уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки  и учета приобретенных знаний, умений и  навыков,  анализа  контрольных  работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или  раздела.  Наряду с  этими  форми  обучения  в  последнее  время   широко   используются   и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, уроки-семинары,  зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные  уроки,  занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематичные игровые уроки, благодаря  которым  ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Одно из новых направлений совершенствования обучения в начальной школе – организация и проведение интегрированных уроков.

«Интегрированный урок (от лат. «полный», «целостный») – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов»,- утверждает ученый И.П. Подласый. [22, с.232]. Такой урок  имеет ряд преимуществ: способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения интересного материала, который позволяет с различных сторон познать явление или предмет изучения.

Авторитетный ученый, автор учебника «Педагогика начальной школы» И.П. Подласый пишет: «Интегрированные уроки отличаются от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. В интегрированных уроках объединяются блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной теме. Поэтому чрезвычайно важно  правильно определить  главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для её реализации. Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала – нелегкая задача для учителя». [22, с.233].

Подласый И.П. отмечает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков уже в первом классе дает сочетание предметов:

- обучение грамоте: ознакомление с окружающим, музыка, рисование;

- математика: ознакомление с окружающим, труд, рисование, физкультура;

Во втором классе вокруг изучения родного языка может быть интегрировано содержание отдельных уроков чтения, рисования, ознакомления с окружающим, музыки; вокруг математики – ознакомление с окружающим, труд, рисование, физкультура; вокруг музыки – чтение, рисование, ознакомление с окружающим, физкультура и т.д.

Подласый И.П. считает, что содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения привлекательную для учеников новизну, отменят суровые границы предметного преподавания. Они помогают учащимся лучше понять смысл и содержание наиважнейших понятий, изучаемых в начальной школе. Эти понятия, явления, процессы рассматриваются целостно и в то же время разносторонне. Доля интегрированных уроков должна постепенно возрастать. [ 22, c. 234].

1.3.1. Требования к проведению интегрированных уроков

Отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут изучаться изолированно друг от друга.

Ученый Л.А. Горлова утверждает: «Установление межпредметных связей способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Одним из путей реализации межпредметных связей являются интегрированные уроки. Такие уроки устраняют дублирование в изучении материала, создают благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся. Интеграция через уроки предметов естественно-научного цикла способствует формированию научного мировоззрения учащихся; единству материального мира, взаимосвязи явлении в природе. Интегрированные уроки также способствуют повышению научного уровня обучения, систематизации знаний, развитию логического мышления и творческих способностей учащихся». [6, с. 3].

Л.А. Горлова считает, что основные дидактические требования к интегрированному уроку можно свести к пяти аспектам, которые отражены в схеме:

Дидактические требования к интегрированному уроку

(по Л.А. Горловой)

                                                                                                                   схема 1.1.

Автор учебника Л.А. Горлова пишет: «Структура интегрированного урока зависит от содержания материала и от формы организации урока. Сведения, полученные на уроках по другим предметам, чаще всего либо используют в качестве опорных знаний, либо для выдвижения проблемы, либо для углубления и закрепления знаний». [6].

Также важным фактором для правильного планирования интегрированных уроков являются взаимные контакты учителей-предметников, обмен опытом и коллективное решение общих для них вопросов. Успех и интенсивность интегрированного урока обеспечивается тщательной предварительной подготовкой к нему учителей и учащихся.

Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в школе, лицее, гимназии. [6, с. 4].


Вывод по главе 1

В данной главе рассмотрена проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе. Проведен анализ психолого-педагогической  и методической литературы, позволяющий выявить различные подходы признанных педагогов-классиков к указанной проблеме.

На интегрированных уроках каждый ребенок приобщается к делу как к общему, учатся совместно действовать для достижения общей цели. Здесь нет слабых и сильных, поэтому ученик чувствует себя комфортно, урок привлекает его, доставляет ему чувство удовлетворения. Такие уроки развивают умение выслушивать каждого члена группы, принимать участие в обсуждении проблем, не нарушая общей тишины на уроке, вставать на точку зрения другого ученика и использовать свои знания.

Огромное влияние на методическую разработку теории интеграционных связей оказали многие педагоги, особенно К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов и др.


Глава 2. Интегрированные уроки математики в начальных классах

2.1. Роль математики в интеграции

Главная задача начального образования - формирование учебной деятельности школьников, включающей в себя общеучебные, общелогические, информационно - коммуникативные умения. Эта задача в значительной мере может быть решена в рамках уроков математики. [8].

Изучение всех предметов естественнонаучного цикла связано с математикой.

В последнее время в теории и практике начального обучения идут поиски оптимальных вариантов преподавания отдельных учебных дисциплин. В связи с этим разрабатываются различные формы изучения системы знаний. Особо актуальной становится задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем, начиная с младшего школьного возраста.

Математика дает учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, а также важных для изучения смежных дисциплин (физики, химии, черчения, технологии и др.).

На основе знаний по математике у учащихся формируются обще предметные расчетно-измерительные учения. Изучение математики опирается на преемственные связи с курсами природоведения, физической географии, технологии. При этом раскрывается практическое применение получаемых учащимися знаний и умений, что способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, представлений о математическом моделировании как обобщенном методе познания мира.

На уроках математики можно увидеть и географические карты, и таблицу Менделеева, и Книгу рекордов Гиннеса, энциклопедии, толковые словари и т.д. Интеграция на основе сюжетного построения урока позволяет побуждать детей к разнообразным занятиям, перерастающим в активное их участие в групповых, парных и других формах коллективных занятий. Домашние задания способствуют раскрытию творческого потенциала детей. Ребята составляют интересные задания для одноклассников: ребусы, кроссворды, чертежи, таблицы.

Включение системы содержательно-логических заданий, дидактических игр, нестандартных задач и специальных заданий, направленных на развитие познавательных процессов младших школьников. Способствует более осознанному усвоению изучаемого материала на качественно ином, более высоком уровне.

2.1.1. Методика преподавания математики в начальной школе

Методика преподавания математики (МПМ) – наука, предметом которой является обучение математике, причём в широком смысле: обучение математике на всех уровнях, начиная с дошкольных учреждений и кончая высшей школой.

МПМ развивается на базе определённой психологической теории обучения, т.е. МПМ представляет собой «технологию» применения психолого-педагогических теорий к начальному обучению математике. Кроме того, в МПМ должна отражаться специфика предмета обучения – математики.

Цели начального обучения математике:

  • общеобразовательные - овладение учащимися определённого объёма математических ЗУНов в соответствии с программой;
  • воспитательные - формирование мировоззрения, важнейших моральных качеств, готовности к труду;
  •  развивающие - развитие логических структур и математического стиля мышления;
  • практические - формирование умения применять математические знания в конкретных ситуациях, при решении практических задач. [14]

Взаимосвязь учителя и ученика происходит в виде передачи информации в двух противоположных направлениях: от учителя к ученику (прямая), от учения к учителю (обратная).

Системы образования в начальной школе и их принципы.

«Школа России» - это учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов общеобразовательных учреждений, который обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). [18]

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий.

Главная идея программы «Школа России»: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Ее основа - это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, их исключительная ценность и значимость.

Перспективная начальная школа

Основная идея программы «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. [18]

Математика занимает в системе наук особое место. Изучает она, в конечном счете, природу, и это дает основание отнести ее к естественным наукам. Но в отличие от других наук о природе она пользуется не методами наблюдения и эксперимента, а дедуктивным методом, носящим чисто умозрительный характер, и это сближает ее с гуманитарными науками. Математика с ее специфическим содержанием является средством развития теоретического мышления и тем самым обеспечивает полноту интеллектуального формирования личности ученика.

Основные принципы концепции "Перспективная начальная школа":

- Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка.

- Принцип целостности картины мира.

- Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.

- Принципы прочности и наглядности.

- Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.

Школа 2100

Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип "минимакса": учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. [18]

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.

Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики. [13]

Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной ЖИЗНИ В обществе;
  • сформировать умение учиться;
  • сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
  • сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
  • сформировать устойчивый интерес к математике;
  • выявить и развить математические и творческие способности. [18]

Принципы построения математики в начальной школе (Л.В. Занков): 1) обучение на высоком уровне трудности; 2) обучение быстрым темпом; 3) ведущая роль теории; 4) осознание процесса учения; 5) целенаправленная и систематическая работа.

Учебная задача – ключевой момент. С одной стороны она отражает общие цели обучения, конкретизирует познавательные мотивы. С другой стороны позволяет сделать осмысленным сам процесс выполнения учебных действий.

Этапы теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин): 1) предварительное ознакомление с целью действия; 2) составление ориентировочной основы действия; 3) выполнение действия в материальном виде; 4) проговаривание действия; 5) автоматизация действия; 6) выполнение действия в умственном плане. [12]

Приёмы укрупнения дидактических единиц (П.М. Эрдниев): 1) одновременное изучение сходных понятий; 2) одновременное изучение взаимообратных действий; 3) преобразование математических упражнений; 4) составление задач учащимися; 5) деформированные примеры.

Урок математики в начальных классах. Различные подходы к построению урока математики.

В методике начального обучения математике всё обстоит значительно сложнее, особенно со структурой урока. Это обусловлено тем, что при построении конкретного урока необходимо учитывать не только определённые этапы обучения (актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль, повторение) и специфику математического содержания, но и основную цель урока, его логику и те методические приёмы, которые способствуют её достижению. [8]

Учебные задания выстраиваются на уроке обычно в такой последовательности: 1) задания на подражание; 2) тренировочные задания, требующие самостоятельного применения знаний; 3) тренировочные задания, требующие применения ранее приобретённых знаний; 4) частично-поисковые и творческие задания.

Наиболее распространённым типом урока математики являются комбинированные уроки. Например: 1 – закрепление и проверка ранее изученного материала; 2 – изучение нового материала; 3 – закрепление этого материала; 4 – задание на дом. Внутренняя структура уроков находит отражение в учебниках.

 Например, на уроке изучения нового, детям предлагают частично-поисковые или творческие задания, которые выполняют мотивационную функцию.

Повторение ранее изученного материала тесно связано с усвоением нового содержания и носит обучающий, а не контролирующий характер.

Каждое задание, предназначенное для закрепления, активизирует мыслительную деятельность школьников, реализуя тем самым развивающие функции урока.

Общий способ планирования урока можно представить в виде следующей последовательности вопросов:

Какие понятия, свойства, правила, вычислительные приёмы рассматриваются на данном уроке? Что я сам знаю о них? С какими из них дети знакомятся впервые? С какими уже знакомы? Когда они познакомились с ними? Какова функция учебных заданий данного урока (обучающая, развивающая, контролирующая)? Какова дидактическая цель данного урока? Какие трудности могут возникнуть у детей при выполнении каждого задания, какие ошибки они могут допустить в процессе их выполнения; как организовать их деятельность по предупреждению и исправлению ошибок? Ориентируясь на данные вопросы, можно научиться планировать содержательные, выстроенные в определённой логике уроки.

Методический анализ урока.

На первом этапе учитель сам оценивает, удалось ли ему реализовать намеченный план на практике. Чего он не смог учесть при планировании урока? Пришлось ли ему отступить от запланированных им действий и почему? Заметил ли он свои речевые ошибки, недочёты, неудачно сформулированные вопросы? Считает ли учитель, что урок достиг поставленной цели? Что является критерием этой оценки? [5]

На втором этапе все эти вопросы – предмет дальнейшего обсуждения урока коллегами, присутствующими на уроке. План этого обсуждения можно представить в виде следующей последовательности вопросов:

Соответствует ли логика урока его цели?

Какие виды учебных заданий использовал учитель на уроке: тренировочные, частично-поисковые, творческие? Какие из них заслуживают положительной оценки? Почему?

Соответствуют ли учебные задания, подобранные учителем, цели урока?

Какие функции выполняют задания, предложенные учителем: обучающую, развивающую, контролирующую? Что заслуживает положительной оценки?

Грамотно ли учитель использовал математическую терминологию, предлагал учащимся вопросы и задания?

Какие методические приёмы, используемые учителем на уроке, заслуживают положительной оценки? При работе над отдельными заданиями, при изучении нового, при закреплении, проверке?

Какие формы организации деятельности учащихся (индивидуальная, фронтальная, групповая), применяемые учителем на уроке, заслуживают положительной оценки?

Удалось ли учителю установить контакт с детьми (обратная связь), успешно осуществлять коррекцию их действий, создавая ситуации успеха, реализовать идею сотрудничества? Какие моменты заслуживают положительной оценки с этой точки зрения.

2.2. Интеграция математики с другими предметами

В современной начальной школе методически грамотное преподавание математики позволяет помочь учащимся получить в начальной школе «не беспорядочную группу знаний, а систему, в которой каждая дисциплина имеет свою логику, а все вместе составляют органически связное целое…», [17, с. 178]. При этом повышается дидактическое значение межпредметных связей.

Научное обоснование методики осуществления межпредметных связей на уроках математики в начальной школе Интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира, характерные для нашего времени, находят отражение в концепции современного школьного образования и, в частности, в научном обосновании методики осуществления межпредметных связей на уроках математики в начальной школе. Реализация межпредметных связей в обучении математике в начальных классах школы нуждается в надлежащей методике интеграции вопросов из различных учебных дисциплин и объединении в одном задании знаний из разных областей. Учитель должен овладеть методами, приемами, способами уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе, чтобы помочь учащимся решить задачу формирования понятий, общих для разных учебных предметов, которые являются объектом изучения разных наук. Усваивая их на уроке математики, младший школьник углубляет свои знания о признаках опорных понятий, обобщает их, устанавливает причинно-следственные связи, тем самым усваивая программу непосредственно по математике на совершенно ином качественном уровне осознания материала, чем без осуществления межпредметных связей. Еще в советский период истории начальной школы Бахарева Л.Н., Ильенко Л.П., Колягин Ю.М. и др. пытались привлечь внимание к связям урока математики с другими предметами начальной школы. В современной начальной школе методически грамотное преподавание математики позволяет помочь учащимся получить в начальной школе «не беспорядочную группу знаний, а систему, в которой каждая дисциплина имеет свою логику, а все вместе составляют органически связное целое…», [17 , с. 178]. При этом повышается дидактическое значение межпредметных связей. Александрова Э.И., Бантова М.А., Бельтова Г.В., Волкова С.И., Истомина Н. Б., Моро М.И., Пышкало А.М. и др. в своих трудах дают современному учителю возможность обучаться: созданию дидактической модели межпредметных связей в учебной теме; грамотному использованию структурных особенностей межпредметных связей (знаний и умений из первой предметной области; знаний и умений из второй предметной области; интеграция этих знаний и умений в процессе обучения); использованию передовых технологий. Научная база по исследуемой проблеме имеет общую основу – три ведущих принципа, которые предопределяют интегративную организацию образования в целом и связь урока математики с другими предметами начальной школы в частности: принцип единства интеграции и дифференциации; антропоцентрический характер интеграции; культуросообразность интеграции образования. Имеет смысл подчеркнуть, что соблюдение этих принципов в их взаимодействии требует от учителя младших классов высокого уровня профессионализма, постоянной работы над повышением квалификации, системного изучения научной методической литературы. Научные обоснования методики осуществления межпредметных связей на уроках математики в начальной школе обеспечивают содержание математического образования, которое в российской начальной школе со времен ее основания претерпело не только исторические изменения, но и меняется в условиях современной школы очень интенсивно, имея на сегодняшний день задачу «воспитания делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений» [18]. Опыт установления многосторонних связей математики с другими учебными предметами в начальной школе Установление многосторонних связей математики с другими учебными предметами в начальной школе имеет свою специфику, обусловленную содержанием обучения в начальной школе в целом, конкретикой программы по курсу математики, возрастными психо-физиологическими особенностями учащихся, условиями микросоциума, а также определенными аспектами частного характера. Все эти составляющие необходимо постоянно учитывать на уроках математики в начальных классах. Представляется возможным выделить взаимосвязь математики начального курса школы с уроками окружающего мира, уроками русского языка (по большому счету – с филологией), технологией (фактически – с непосредственным участием в экономическом процессе). В контексте осуществления связи математики с уроками окружающего мира особенное значение имеют интегрированные уроки, структура которых подчиняется не только цели данного урока, но и в обязательном порядке системной цели повышения умственной активности учащихся. Интегрированный урок математики и окружающего мира должен быть в структурном плане предельно четким, компактным, имеющим разумно сжатый учебный материал; логически взаимообусловленным, взаимосвязанным с материалом интегрируемых предметов на каждом этапе; оптимально информативным по емкости используемого на уроке учебного материала. Важно учитывать, что в привычной структуре школьного обучения содержательные и целенаправленные интегрированные уроки математики и окружающего мира, отличаясь новизной и оригинальностью, изначально (авансом) имеют определенные преимущества. Такие уроки повышают мотивацию к прилежанию на уроке, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня результативности урока как в плане усвоения учебного материала, так и в части воспитания учащихся; способствуют формированию целостной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной; позволяют систематизировать знания; способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций; формируют в большей степени общеучебные умения и рациональные навыки учебного труда. Готовя интегрированный урок математики и окружающего мира, учитель должен: определить уровень интеграции содержания (высокий, средний, низкий); сформулировать конечную (конкретную) цель урока, акцентируя его предметную, как правило, математическую, составляющую; запрограммировать использование понятийной и мировоззренческой форм организации содержания; предусмотреть использование интегрированных, проблемно-поисковых технологий и технологии опережающего обучения. Учителями, владеющими методикой интегрированного урока, наработан определенный опыт, в частности, относительно интегрированных уроков математики и окружающего мира [19]. Руководствуясь практикой, имеет смысл подчеркнуть, что тип такого урока по образовательной цели – обобщение и систематизация знаний; что задания должны подбираться с обязательным учетом уровня развития познавательного интереса учащихся; что достижение условно именуемой «математической» цели является базисом для обобщения и закрепления понятий, связанных с окружающим миром в части его экономических характеристик.

2.3. Особенности построения и проведения интегрированных уроков математики

Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся. Практика подтверждает, что наиболее распространенным приемом, дающим возможность подготовить урок математики с интегрированным содержанием является решение математических задач с экологическим сюжетом на основе краеведческого материала своего окружающего.

Решение таких задач пополняет знания учащихся интересными известиями об окружающем мире. При этом также развивается и совершенствуется их математический язык, внимание, память, умение не только вести диалог с одноклассниками, но и научиться выслушивать мнения других. Развиваются вычислительные умения и навыки, логическое мышление, воспитываются элементы основ экологической культуры [16].

От учителя требуется тщательная отработка всех этапов урока, введение определённых наглядных пособий, чёткая формулировка вопросов исключающих односложные ответы, постановка конкретных заданий и анализ их выполнения и т.д.

Интегрирование природоведческих знаний в общеобразовательные дисциплины углубляет содержание урока, повышает его познавательное значение, активизирует деятельность учащихся, пробуждает в них интерес к познанию жизни природы, а учителю предоставляет возможность показать свой высокий профессионализм.

Вывод по главе 2

В этой главе были рассмотрены такие понятия, как: методика преподавания  математики. Освещены вопросы, связанные с интегрированными  методами обучения, в зависимости от задач и целей, которые ставит учитель при обучении.

Также была рассмотрена проблема о том, как учить, чтобы добиться высоких образовательных и воспитательных результатов в обучении при использовании  интегрированных уроках в начальной школе. Проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы, позволяющий выявить методику преподавания интегрированных уроков в начальной школе.


Заключение

 На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал.

В данной курсовой работе мы выявили, что данная проблема довольно актуальная и разносторонняя, изучение которой на практике дает возможность подойти по новому к построению учебного процесса, к конструированию содержания обучения.

Данная работа носит теоретический характер. Обобщая опыт зарубежной и отечественной школы, она дает полный анализ проблемы интеграции, в общем, и интегрированным урокам как форме ее проявления. Знание теоретических основ поможет на практике творчески подойти к реализации данной темы.

Проанализировав существующую литературу, по проблеме исследования, мы пришли к следующим выводам:

1. Современный уровень развития науки и общества обуславливает необходимость использования системного подхода к теории и практике обучения, направленного на интеграцию знаний и формирование системного мышления.

2. Интеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов, тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким последовательным и многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений.

3. При разработке системы интегрированных уроков информатики учителю необходимо определить их цель, пересмотреть содержание изучаемого материала, выбрать методы, средства и формы организации обучения, адекватные поставленной цели, спрогнозировать результат.

4. Система интегрированных уроков должна занимать большую часть годовой программы учебной дисциплины.

5. Многогранное раскрытие явлений и процессов, основанное на взаимодействии естественнонаучных, гуманитарных и художественно-эстетических знаний, способствует формированию личности ребенка, умеющей мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать в окружающей среде.

6. Способствовать повышению знаний, умений и навыков. [16]

Изучение процесса интеграции и интегрированных уроков ведет  к тому, что единого понимания пути этого явления нет.

С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала.

Введение интегрированной системы может с большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

В дипломной работе мы планируем составить сборник конспектов интегрированных уроков математики с другими учебными дисциплинами.


Список литературы

  1. Бабанский, Ю.К Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. / Бабанский, Ю.К. – М, 2000.- 14-18с.
  2. Татарченко С.С, Проблемы качества образования и их решение  в образовательном учреждении: Учебно- метод. Пособие / Татарченко С.С. – СПб.: КАРО, 2012. – 120с.
  3. Бахарева, Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе: Начальная школа. / Бахарева, Л.Н,  2001. - №8. – 48-51с.
  4. Боярчук, В.Ф.  Межпредметные связи в процессе обучения – Вологда. / Боярчук, В.Ф, 2000. – 74с.
  5. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение./ Кабанова-Меллер, Е.Н   –  М, 2000. – 12- 37с.
  6. Колягин, Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе:  Начальная школа. / Колягин, Ю.М,  2000. - №3. – 52-53с.
  7. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учеб.: Пособие для студентов пед.

колледжей. /  Подласый, И.П – М, Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-400с.: ил.

  1.  Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в начальном обучении: Начальная школа,  1990. - №5. – 57-58с.
  2.  Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения. / Скаткин, М.Н.  – М, 2001. – 32- 45с.
  3.  Сухаревская, Е.Ю. Технология интегрированного урока.  Педагогика нового времени. / Сухаревская, Е.Ю,  2003. -3-18с.
  4. В. А. Сластенин. Педагогика : учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – 5-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия» , 2013. – 496 с.
  5.  Педагогика начальной школы : Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 400 с.
  6. Дик, Ю.И. Интеграция учебных предметов. Советская педагогика. / Дик, Ю.И., Пинский, А.А., Усанов, В.В,  2000. - №9. – 42-47с.
  7. Колягин, Ю.М. Интеграция школьного обучения: Начальная школа. / Колягин, Ю.М., Алексеенко, О.Л,  2001 - №9. – 28-31с.
  8. М. А. Данилова. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы соврем. Дидактики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / М. А. Данилова , М. Н. Скаткина. М.: «Просвещение», 1975. – 303 с.
  9. Н. К. Ббабич, О. А.  Современные интегрированные уроки в начальной школе как средство формирования универсальных учебных действий (как показать мир в многообразии связей) : методическое пособие для учителей начальных классов / Н. К. Ббабич, О. А. Горовая, М. Д. Даниловская, Т. А. Носова. – Челябинск Цицеро, 2011. – 144 с.
  10.  Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах. – М.: Педагогика, 1974. – Т.1. – 584 с.
  11. Басынина Л.Н. Целостно-интегрированный подход на уроках в начальных классах. // Начальная школа (электронная версия). – 2011. // festival.1september.ru›articles/563147/
  12. Бондаренко Е.В. Интегрированный урок математики и окружающего мира «Сложение и вычитание в пределах 100. Уравнение». // http://festival.1september.ru/articles/550864/



Предварительный просмотр:

Школа: №______            

Класс: 4

Кабинет:______

Учитель:___________

Дата ___________

Методист: ____________________

Студентка: ____________________

                                                     ____группа.

        Тема урока: «Формирование вычислительных навыков.

Правописание безударных гласных»

Тип урока: Интегрированный урок математики и русского языка.

Цель: формировать вычислительные навыки учащихся: закреплять умение детей решать задачи; уравнения; способствовать развитию внимания и памяти; привить навыки самообучения.

Планируемые результаты:

 Предметные:  Совершенствовать вычислительные навыки;

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные: уметь сотрудничать при групповой работе и работе в парах, задавать вопросы, учитывать мнение одноклассников, отстаивать свою точку зрения; адекватно себя оценивать на  уроке.

Оборудование: Проектор, компьютер, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Этап урока

Время

 Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

1мин.

Здравствуйте ребята, садитесь.

 Проверьте, чтобы на партах у вас лежал учебник, рабочая тетрадь, ручки и дневник.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Метод: словесный.

Прием: рассказ.

Приветствуют, слушают учителя.

Личностные: воспринимать речь учителя непосредственно обращенную к учащимся.

2.Подготовка к основному этапу занятия

5 мин.

Сегодняшний урок и обычный, и необычный одновременно. Обычный потому, что мы будем говорить о хорошо знакомых вещах, но и необычный, т.к. речь пойдет о русском языке и о математике одновременно.
 Заспорили два школьных приятеля, какой предмет важнее – математика или русский язык? “Миром управляют числа. Поэтому математика – самая важная наука”, – утверждает один из них. “А язык мой – друг мой. Так что русский язык главнее математики”, – отвечает другой. Ребята, а вы как считаете?

Выскажите свое мнение, какой предмет важнее – русский язык или математика?

Давайте, сегодня на уроке попробуем подтвердить или опровергнуть мнение ребят.

Итак, приготовились к чистописанию

Запишите числа 1; 6; 10; 16; 33

Запишите, буквы, которые расположены в алфавите под этими номерами.

а е и о я

Посмотрите на наше чистописание и предположите тему нашего урока. Да, по русскому языку тема «Повторение написания безударных гласных», а по математике будем упражняться в вычислительных навыках.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Метод: словесный, наглядный

Прием: беседа, анализ.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге.

3.Усвоение новых знаний и способов действий.

 15 мин

Итак, собираемся в дорогу. Графический словарный диктант.

Посмотрите на слайд и запишите только пропущенные в словах буквы по порядку:

Ч__модан, ваг__н, бил__т, д__рога, па__сажир, автом__биль, пут__шествие, б__гаж, экс__урсия, р__кзак, интересн__, гор__зонт, т__варищ.

Теперь поменяйтесь тетрадями со своим соседом, возьмите в руки ручку другого цвета и плюсиками отмечайте правильно написанные буквы, минусом не правильные.

Все внимание на слайд, проверяем работу:

Е, о, е, о, с, о, е, а, к, ю, о, и, о.

Сейчас все заканчиваем проверять работы соседа, и меняемся тетрадями обратно. Все поменялись?

Посмотрите на карту (презентация)  Какая огромная наша страна! Общая протяженность границ России 60933 км. Из них 38808 км – морские границы. Каждый в своей тетради составьте уравнение и найдите длину сухопутных границ.

Сейчас (Катя) напишет на доске уравнение, которое у нее получилось и его решение, а все остальные внимательно смотрят и если находят ошибку, то поднимают руку и говорят.

Х + 38 808 = 60 933.

X= 60 933-38 808

X=22 125

--------------------

22 125+ 38 808= 60 933.

Контролирует выполнение работы.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи.

Метод: словесный, наглядный.

Прием: чтение, ответы на вопросы

Слушают, анализируют.

Словесный метод: беседа по вопросам.

Коммуникативные: участвовать в диалоге.

4.Первичная проверка понимания знаний

4 мин

 Земля наша огромная, но каждый маленький кусочек страны, каждая пядь, как говорили в старину, дорога русскому человеку.

Просклоняйте имена существительные 1 ряд – дельфин, 2 ряд – море, 3 ряд – зерно.

Будьте внимательны с безударными падежными окончаниями.

Дельфин

И.п (кто? что?)Дельфин

Р.п ( нет кого? Чего) Дельфина

Д.п ( дать кому? Чему?)Дельфину

В.п( кто? что?) Дельфина

Т.п(творить кем? Чем?) Дельфином

П.п(думать о ком?О чем?) О дельфине

Море

И.п (кто? что?) Море

Р.п (нет кого? чего?) Моря

Д.п(дать кому? чему?) Морю

В.п (кто? Что?) Море

Т.п(творить кем? Чем?) Морем

П.п (думать о ком? О чем) О море

Зерно

И.п. (кто? что?) Зерно

Р.д. (нет кого? чего?)Зерна

Д.п. (дать кому? чему?) Зерну

В.п. (кто? Что?)Зерно

Т.п.(творить кем? Чем?) Зерном

П.п. (думать о ком? О чем?)О зерне

Все закончили? Теперь посмотрим на слайд и проверим себя.

Слушают рассказ, решают примеры.

Метод практический.

Отвечают на вопросы учителя, решают примеры.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения

5.

Физкультминутка

3 мин

Одна дана нам голова.(Круговые движения головой)

А глаза два, и уха два,     (Движения глазами. Подергивание мочек ушей)

И два виска, и две руки, (Точечный массаж висков. «Сухое  умывание» кистей рук.)

Зато один и нос и рот.    (Глубокий вдох и выдох через нос)

Как хорошо, что не наоборот!

Показывает движения.

Повторяют движения.

6.Закрепление знаний и способов действий.

10мин

Посмотрите на слайд и составьте предложение из слов, объясните правописание безударных гласных.

На слайде:

Оленеводство, занятие, тундры, население, основное. Разобрать по составу слово оленеводство.

Давайте решим задачу.

Одно нанайское поселение держит 3 стада оленей по 197 голов в каждом, а эскимосское поселение – 4 стада оленей по 158 голов каждом. Сколько всего голов оленей в этих поселениях?

Каждый решает задачу в своей тетради.

(Миша) запиши, пожалуйста, свое решение на доске.

  1. 197+197+197=591. В первом поселении.
  2. 158+158+158+158=632. Во втором поселении.

А как еще можно решить эту задачу?

Катя, запиши, пожалуйста, как по-другому можно решить эту задачу?

  1. 197*3= 591
  2. 158*4= 632

Хорошо запишите, пожалуйста, эти два способа решений.

Решим еще одну задачу, (Вова) пойдет и решит задачу у доски, а все остальные в своих тетрадях.

Самая широкая часть тайги 2000 км, самая узкая часть – 500 км. Во сколько раз узкая часть тайги меньше широкой? Запишите и выполните действие.

2000 : 500 =4

Запишите предложение, проверьте написание безударных  гласных.

В тайге ж__вут     р__знообразные животные и птицы: к__дровка, бурунду__, л__тяга, м__дведь, з__йцы,   п__левки.  

Определите склонение имен существительных – названий животных.

Сверьте свои ответы, со слайдом  и ручкой другого цвета подчеркните слово, где вы правильно вставили букву, если не правильно вставили букву, поставьте на полях палочку на этой строчке. Итак, внимание на слайд.

И, а, е, к, е, е, а, о.

Все справились с заданием? Положите ручки на парту.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Метод: практический, словесный.

Контролирует выполнение работы.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи.

Отвечают на вопросы учителя.

Решают примеры.

 Регулятивные уметь выполнять работу по предложенному плану; Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные -  применять усвоенный способ действий к решению новой задачи

7.Контроль и самопроверка знания

4 мин

Итак, ребята нам надо подвести итоги урока.

У вас на партах вопросы теста. Выберите правильные ответы и запишите цифрами в строчку.

В какой строчке во всех словах пропущена буква Е?

1.        б__лить, б__леть, с__жать

2.        св__стеть, к__петь, св__тить

3.        вр__дить, в__зать, р__бить

4.        б__жать, цв__сти, ч__рнеть

Сколько будет 2+2·2?

1.   8

2.   6

3.  10

В какой строчке все имена существительные стоят в родительном падеже?

1.От ёлки, без дороги, с крыши

2.На востоке, по площади, у Коли

3.В апреле, в роще, к реке

Площадь прямоугольника со сторонами 5 см и 6 см равна:

1.        22 см

2.        30 см2

3.        22 см2

Прочитайте число, которое у вас получилась?

Правильный ответ будет звучать так: 4212

Метод-словесный

 Слушают учителя, решают задания

Личностные: воспринимать речь учителя непосредственнее обращенную к учащимся.

8. Итог урока

2 мин

давайте скажем ~24 гражданам нашего города, собравшимся сейчас в нашем классе какой же предмет важнее, русский язык или математика? Математика и русский язык как учебные предметы различны не только по названию, но и по содержанию. Аргументы обоих спорящих приятелей, которые вы поддержали, справедливы. Если говорить о жизни вообще, как о существовании вселенной, то математика и русский язык наряду с другими науками составляют целостную систему окружающей нас действительности. Поэтому однозначно ответить на вопрос что важнее нельзя. Как сказал М.В.Ломоносов: “Все науки в грамматике нужды имеют”.

Подводит учащихся  к выводу

Высказывают свое мнение, делятся впечатлениями.

Регулятивные -  Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

9.Рефлексия. 

3 мин

Чему научил вас сегодняшний урок? Какая работа понравилась больше всего? – Почему?

 Что нового вы узнали на уроке?

Если вам понравилось, как вы работали на уроке- погладьте себя по голове-  если вам понравилось, как  работал ваш сосед по парте- похлопайте его по плечу.

  Побуждает к высказыванию своего мнения.

Осуществляют самооценку, высказывают свое мнение.

Регулятивные анализировать собственную работу на уроке.

10.Информация о домашнем задании

Ваше домашнее задание решить задачу на странице…….

Решить примеры со страницы…….

Комментирует домашнее задание.

Метод: словесный.

Прием: объяснение.

Записывают домашнее задание, задают вопросы.



Предварительный просмотр:

Школа: №______            

Класс: 1

Кабинет:______

Учитель:___________

Дата ___________

Методист: ____________________

Студентка: ____________________

                                                     ____группа.

        Тема урока: «Вычитание из чисел 6,7. Табличное сложение и

вычитание в пределах 10. Когда жили динозавры»

Тип урока: Интегрированный урок математики и окружающего мира

Цель:  Познакомить учащихся с приемом вычитания на основе соответствующего

примера на сложение; продолжать работу над задачами, развивать навыки счета

Планируемые результаты:

 Предметные:  уметь правильно употреблять табличное сложение и вычитание в пределах 10

Совершенствовать вычислительные навыки

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные: уметь сотрудничать при групповой работе и работе в парах, задавать вопросы, учитывать мнение одноклассников, отстаивать свою точку зрения; адекватно себя оценивать на  уроке.

Оборудование: Проектор, компьютер, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Этап урока

Время

 Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

1мин.

Здравствуйте ребята, садитесь.

 Проверьте, чтобы на партах у вас лежал учебник, рабочая тетрадь, ручки и дневник.

Проверяет готовность учеников к уроку.

Метод: словесный.

Прием: рассказ.

Приветствуют, слушают учителя.

Личностные: воспринимать речь учителя непосредственнее обращенную к учащимся.

2.Подготовка к основному этапу занятия

5 мин.

Ребята, урок у нас сегодня необычный, мы совместим урок математики и окружающий мир.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Чётко, громко говорим и тихонечко сидим.

Отдохнуть вы все успели?

А теперь вперед – за дело. Математика нас ждет.

 Приглашаю вас, друзья

В древность окунуться  я.

 

Ребята, сегодня на уроке мы с вами окунемся в прошлое, в древние времена, когда на Земле еще не было людей. Не было даже почти никаких птиц и зверей.

Наш с вами урок сегодня необычный. А почему?  

 Мы побываем  сразу на 2 уроках- уроке окружающий мир и уроке математики, и даже совершим не обычное путешествие, а «сказочное», математическое.  

 Вы  откроете для себя тайны давно минувших веков, узнаете много нового и интересного, совершите увлекательное путешествие в неведомый мир.

А сопровождать нас будет вот этот симпатичный динозаврик.  

( Показать игрушку динозаврика, Слайд № 1)

О чем же мы с вами будем говорить  на нашем уроке, мы узнаем, выполнив 1 задание, разгадав зашифрованное слово.

( примеры записаны на доске)

Каждый решает примеры у себя в тетрадке и рядом с ответом пишет букву, затем кто-то один пойдет и запишет свои ответы на доске, а остальные будут сверять свои ответы.

3         +         2         =         5   д                

5         -         3         =         2   н        

9         -         8         =         1   а        

5         +         2         =         7   в        

4         +         4         =         8   р

8         -         5         =         3   о

4         +         2         =         6   з

7         -         3         =         4   и        

Ребята, кто  пойдет и запишет ответы?

А сейчас все остальные посмотрите на доску, сравните свои ответы и скажите есть ли ошибка на доске?

Если вы нашли у себя ошибку в тетради то исправьте ее.

о  и  н  з  а  в  д  р

3  4  2  6  1  7  5  8

 

Посмотрите на эти буквы и составьте слово. Какое слово у нас получилось? ( динозавр, на слайде)

Поднимите руки все те, кто справился с заданием без ошибок?- какие молодцы опустите ручки, а теперь поднимите руки те, у кого была 1-2 ошибки? Ребята вам нужно внимательно решать примеры, опустите ручки.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Метод: словесный, наглядный

Прием: беседа, анализ.

Отвечают на вопросы.

Решают примеры, составляют слово.

Рассматривают иллюстрации, изображающие динозавров.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге.

3.Усвоение новых знаний и способов действий.

 15 мин

А что вы уже знаете о динозаврах? ( Ответы детей)

А хотели бы вы пополнить свои знания о динозаврах? Что бы вы хотели еще узнать? ( Ответы детей)

Динозавры обитали на земле от 200 до 65 миллионов лет назад. Они населяли Землю в течение примерно 132 миллионов лет.  

Обитало огромное количество самых  разнообразных видов динозавров, однако не все они жили в одно время.

 Царствование динозавров продолжалось долгое время, но 65 миллионов лет назад все эти огромные рептилии вымерли.  

Ученые до сих пор спорят о причинах их гибели.

Но некоторые древние виды( соседи динозавров)  — черепахи, крокодилы, ящерицы — живут на нашей планете и по сей день, почти не изменившись за 300 миллионов лет.

А сейчас у нас с вами новое задание  « Назови соседа». По цепочке с первой парты, первого ряда вы называете число, которое должно стоять в пустом окошечке.

( картинка на слайде)

Сейчас посмотрите на  слайд, нам будет отвечать третий ряд, с первой парты по цепочке, а все остальные внимательно слушают и если услышат ошибку поднимают руку и исправляют.

Сколько останется, если:          

из 6 вычесть 1?          

из 6 вычесть 3?          

из 6 вычесть 4?

 Какое число получится, если:

 7 уменьшить на 2?          

 из 7 вычесть 1?

7 уменьшить на 3?

Контролирует выполнение работы.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи.

Метод: словесный, наглядный.

Прием: чтение, ответы на вопросы

Слушают, анализируют.

Словесный метод: беседа по вопросам.

Коммуникатив

ные: участвовать в диалоге.

4.Первичная проверка понимания знаний

4 мин

Самым свирепым хищником был Тираннозавр. Весил он свыше 8 тонн (8000 кг), а в длину достигал почти 15 метров.

Как вы думаете, какой динозавр был хищником, а какой питался растениями?

(Ответы детей)

Вот мы сейчас  с вами и попробуем проглотить новую тему и познакомимся с приемом вычитания на основе примера на сложение.

На  доске  записаны разности:

6 – 2                  7 – 3

6 – 3                  7 – 2

6– 5                  7 – 1

Решите их у себя в тетрадях, а потом кто-то один выйдет и запишет ответы на доске, а мы с вами проверим.

Слушают рассказ, решают примеры.

Метод практический.

Отвечают на вопросы учителя, решают примеры.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения

5.

Физкультминутка

3 мин

Ребята давайте разомнемся , встаньте

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в сторону, вперед. (2)

Чудеса у нас на свете:  

Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. (2)

Тихо сели и опять начинаем изучать.

Показывает движения.

Повторяют движения.

6.Закрепление знаний и способов действий.

10мин

А сейчас мы с вами решим задачу, кто пойдет, решат задачу у доски?

Задача .

В корзине лежало 7 яблок, а на тарелке – 2 яблока. Сколько всего яблок?

 Давайте все вместе составим рисунок к задаче, сколько яблок лежало в первой корзине? (7)

А на второй тарелке? (2)

Что нам нужно найти?  Мы можем  сразу ответить на вопрос задачи? Каким действием?

Запишите решение.

  1. 7 + 2 = 9 (яб.). Всего 9 яблок.

У кого получился такой же ответ? Молодцы ребята, а есть те кто не справился с заданием? нет? молодцы.

А сейчас давайте посмотрим небольшой видеоролик о динозаврах . (Ролик « Динозавры») Как вы думаете, какой динозавр был хищником, а какой питался растениями?

Помогают нам узнать о динозаврах ученые - палеонтологи.

В Москве есть Палеонтологический музей, в котором собрано огромное количество различных экспонатов, найденными палеонтологами .

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Метод: практический, словесный.

Контролирует выполнение работы.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи.

Отвечают на вопросы учителя.

Решают примеры.

 Регулятивные уметь выполнять работу предложенному плану; Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные -  применять усвоенный способ действий к решению новой задачи

7.Контроль и самопроверка знания

4 мин

Посмотрите на слайды.

Самыми маленькими динозаврами были Компсогнаты . Длина их тела

равнялась 60 см, то есть они были размером с курицу. Питались они

насекомыми и умели очень быстро бегать.

Брахиозавр - это были огромные растительноядные ящеры, длина их тела превышала 20 м., высота – 12 м., и весили они около 20 тонн, т.е. больше чем 20 слонов. Брахиозавр немного походил на жирафа. Вместе с тем он был совершенно неагрессивным и вступал в схватку только при нападении хищников.  

Метод словесный

 Слушают учителя, смотрят иллюстрации.

Личностные: воспринимать речь учителя непосредственн обращенную к учащимся.

8. Итог урока

2 мин

Чему научил вас сегодняшний урок? Какая работа понравилась больше всего? – Почему?

Для того, чтоб ещё больше узнать, получить ответы на свои вопросы, можно вам самим, или попросить  родителей прочитать вам книги, энциклопедии о динозаврах.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Подводит учащихся к выводу

Высказывают свое мнение, делятся впечатлениями.

Регулятивные -  Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

9.Рефлексия. 

3 мин

 К сожалению, даже самое увлекательное путешествие всегда подходит к концу.  

 

Что нового вы узнали на уроке?

Как вы думаете, кто из животных, живущих в наше время,  мог бы быть родственником динозавра?  (ящерица, крокодил, черепаха)

Как мы должны относится к природе, чтобы больше ничего не исчезло?  Жизнь на Земле очень хрупка. Нам надо сохранять и беречь природу.

Если вам понравилось , как вы работали на уроке- погладьте себя по голове-  если вам понравилось, как  работал ваш сосед по парте- похлопайте его по плечу.

  Побуждает к высказыванию своего мнения.

Осуществляют самооценку, высказывают свое мнение.

Регулятивные анализировать собственную работу на уроке.

10.Информация о домашнем задании

Ученые не смогли восстановить  окраску динозавров. Дома  закрасьте карандашами  рисунки динозавров из  раскраски.

Комментирует домашнее задание.

Метод: словесный.

Прием: объяснение.

Записывают домашнее задание, задают вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"

Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...

Курсовая работа "Анализ работы с детьми в ГПД"

Психологические исследования...

«Дидактические игры на уроках русского языка» (из опыта работы учителя). Курсовая работа.

Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным методом является дидактическая игра, которая может выступать как ведущая деятельность до с...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

КУРСОВАЯ РАБОТА "Организация воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период"

СодержаниеВведение….…………………………………………………………………………..31.Теоретические аспекты проблемы организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников..……………………………..51.1. Организация во...

Курсовая работа "Роль и значение аттестации персонала в организации кадровой работы"

В системе управления персоналам аттестация сотрудников занимает особое место. Следует помнить, что аттестация - это всего лишь один из методов оценки персонала, т.е. полную оценку персоналу только атт...