Конспект классного часа "Я - ученик" (2 кл)
классный час (2 класс) на тему

Суворина Марина Александровна

Цели: формировать новый социальный статус и социальную  роль «Я - ученик», формирование  у школьников представлений о качествах ученика

Планируемые результаты:

Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе, принять образ хорошего ученика;

Метапредметные: умение контролировать и оценивать учебные действия, излагать свое мнение; умение высказывать свою точку зрения и доказывать ее, умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей,  умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_uchenik.docx44.68 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Погорельская Наталья Павловна

Студент: Суворина Марина

Методист: Посадских Лидия Семеновна,

Тема« Я-ученик»

Цели: формировать новый социальный статус и социальную  роль «Я - ученик», формирование  у школьников представлений о качествах ученика

Планируемые результаты:

Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе, принять образ хорошего ученика;

Метапредметные: умение контролировать и оценивать учебные действия, излагать свое мнение; умение высказывать свою точку зрения и доказывать ее, умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей,  умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации.

Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал(листочки, шаблоны)


Этапы

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте ребята, сегодняшний урок у вас буду вести я, а зовут меня Марина Александровна. Я очень рада вас всех видеть. Настроимся на продуктивную работу и тихо-тихо присаживаемся.

Приветствуют учителя

Положительный эмоциональный настрой на работу

Л: самоопределение к учебной деятельности

Р: самоорганизация

Актуализация знаний

Словесный: слово учителя;

Наглядный: учебная презентация;

2 мин

Кто может прочитать слова А. Суворова? (Ученье- свет, а неученье- тьма). Как вы понимаете это высказывание? Что такое свет и тьма? Почему их сравнивают с учением и неучением?
Хорошо, а какие пословицы на тему ученья вы еще знаете? (терпение и труд все перетрут, век живи , век учись, грамоте учиться, всегда пригодится)

Отвечают на

Вопросы

Высказывают свое мнение

Беседуют с учителем

К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач

Постановка темы и учебной задачи

Словесный: слово учителя;

Наглядный: учебная презентация

4 мин

Я расскажу вам сказку, а вы внимательно слушайте, потому что после рассказа, я задам вам  вопросы по тексту. «О муравьишке, который пошел в школу»

(автор – Елена Катынская)

Чтение сказки.

Вопросы для обсуждения

— Почему Усатику было сначала грустно в школе?

Какие самые грустные слова он произнес? («Там нет мамы»)

— Как понимать слова капельки «Надо научиться быть учеником»?

Разве этому нужно учиться?

— Попробуйте сказать слова «Я ученик» так же гордо, как их произнес бы Усатик.

- А теперь давайте все вместе поставим задачи нашего урока:

Кто такой ученик?

1. Узнать каким  должен быть ученик.

 2. Найти ответ на вопрос «Настоящий ли   я  ученик?»

 Ребята, дайте определение понятию «Ученик». Кто это, как вы считаете?

Прочитайте. Сравните ваше определение слова «ученик» с определением, данным в толковом словаре Сергея Ожегова

1- Ученик – это тот, кто учится в школе или обучается какой-нибудь профессии, мастерству.

2 - Ученик – это последователь чьего-нибудь учения.

3 – Ученик - тот, кто изучал что-нибудь под руководством кого-нибудь.

 Где мы еще можем найти ответ на наш вопрос, помимо словарей? (В книгах, в Интернете, …)

Посмотрите на слайд.

1. Учеником называют учащегося школы;

- Вы учащиеся начальной, далее средней школы.

 2.Человека, который учится чему-либо.

- Вы  чему – либо учитесь?  Чему?(ответы детей)

За время учебы в средней школе ученик решает около 30 000 задач;

Прочитывает 800 000 страниц текста;

Из-под его пера выходят  500 сочинений и изложений;

Он получает около 2000 отметок! ! !

Воспринимают информацию на слух

Анализируют сказку

Отвечают на вопросы учителя

Ставят цель и определяют задачи урока

Работают с понятиями

Р: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности

П:выявлять существенное:

осознавать познавательную задачу; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

построение логической цепи рассуждений;

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Основная часть

Словесный: слово учителя;

Наглядный: учебная презентация;

4 минуты

Ребята, а как вы думаете, как давно существует само понятие школа и ученик?

На самом деле, школы появились еще в 3-2 тыс. до н. э

Древний Египет

 Первые школы появились в Древнем Египте как раз в это время. Уже тогда изучали историю, географию, математику, зоологию, медицину, а так же физические и военные упражнения.

 В древней Греции было раздельное обучение, т.е. мальчики и девочки учились отдельно.

 Девочки учились петь, читать, писать, считать, метать копье и диск. 

У мальчиков все было сложнее. До 7 лет они воспитывались дома.

После 7 лет и до 18 они учились борьбе, рукопашному бою, привыкали к лишениям(голод, холод, жажда), учились переносить любую боль

. С 18 лет они несли военную службу.

Воспринимают информацию на слух

П: осознанное построение речевого высказывания

К: учет различных точек зрений; построение речевого высказывания.

Л: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Физ минутка

Практич.:

выполняют упражнения

2 мин

Ребята, вы не устали сидеть? Давайте проведем физ. минутку и разомнемся! Сейчас мы сыграем с вами в игру «Это я»! Докажем, что и мы ученики и тоже многое умеем!
Я буду задавать вопросы, если этот вопрос будет про вас вы делаете следующие движения (два раза показываете на себя, а потом делаем круговые движения руками) проговаривая  
«Это я, это я, это все мои друзья!», а если вы не согласны, вы приседаете до следующего вопроса. Давайте попробуем.

-  Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?! (Это я ...)
-  Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?! (Это я...)
-  Кто из вас такой ловкач, лучше всех бросает мяч?! (Это я ...)
--  Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?! (Это я...)
-  Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?! (Нет, не я...)
- Кто домашний свой урок Выполняет точно в срок?! (Это я...)
-  Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?! (Нет, не я...)
-  Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?! (Нет, не я...)
-  Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?! (Нет, не я...)
-  Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?! (Это я...)

- Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?! (Это я...)

Внимательно слушают учителя

Р: преодоление импульсивности, непроизвольности;

умение взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Основная часть

Словесный: слово учителя; учебный диалог. Наглядный: учебная презентация;

Практич.: анализ ситуаций.

20 минут

--  Что случится, если люди не будут учиться и как следствие не смогут создавать, производить, чинить, готовить и т.д.?

--  Кто создал все, что нас окружает - дома, машины, предметы быта, одежду?

( Это все сделал человек, который учился. Правильно. Прежде чем что-то создать, должен получить необходимое количество знаний, овладеть определенными умениями, приобрести навыки в работе).

-  Всегда ли легко учиться? Как преодолевать трудности в учении?

Альберт Эйнштейн – лауреат Нобелевской премии   по физике 1921 году.

В старших классах вы будете изучать теорию относительности Альберта Эйнштейна, которая принесла ему мировую славу. Но интересна сама история этого простого человека, которого знает весь мир.

Сам Эйнштейн вспоминал: «Моим слабым местом была плохая память, особенно на слова и тексты». Преподаватель греческого языка как-то сказал ему: «Из вас никогда ничего путного не выйдет».

В то же время ученый отмечал, что благодаря самостоятельным занятиям по физике и математике он шел далеко впереди школьной программы. Ребенком Эйнштейн читал популярные научные издания, по его собственным словам, «затаив дыхание».

Самостоятельные занятия помогли ему не только обогатиться новыми знаниями, но и сделать великие научные открытия. Таких примеров, когда самообразование, упорный труд изменяли жизнь людей, в истории много. Вы можете в этом убедиться, познакомившись с биографиями М.В. Ломоносова, И.П. Кулибина, Т.Г. Шевченко и других выдающихся ученых, изобретателей, исторических деятелей. 

- Для чего вы учитесь, приходите в школу,  добываете знания?

Любая профессия требует знаний. После окончания школы, вы выбираете специальность, учитесь уже на ту профессию, которая вам по душе, которая вам нравится. И идете работать. Работая, вы продолжаете учиться, вы учитесь общаться с людьми, учите что-то новое для совершенствования своей работы. И так всю жизнь.

Сейчас мы с вами поработаем в группах, давайте вспомним, правила для этой работы. (слушать друг друга, высказывать свое мнение, отвергаешь – предлагай)

После выполнения этих заданий, вам будет необходимо представить классу результат своей работы.

Решаем проблему: что нужно для того, чтобы хорошо учиться?

1 подгруппа

Какие базовые качества ученика, составляют  основу умения учиться?

Заготовка - Слайд

 Во-первых, для этого требуется сила воли. Воля - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-либо.

Во-вторых, нужно помнить, что учение - это не разовое усилие, а систематический труд. Изо дня в день нужно проявлять усердие, терпение.

В-третьих, надо иметь способности к учебе, но они - дело наживное (как, впрочем, и трудолюбие, и воля).

Итак, базовыми качествами ученика, составляющими основу умения учиться, являются воля, трудолюбие, способности.

2 подгруппа

 Как развить силу воли?

Заготовка - Слайд

•Во-первых, учитесь управлять собой. Умение приказывать себе - важнейшее качество волевого человека. Воля развивается, закаляется в постоянной борьбе между «хочу» и «надо».

•Во-вторых, «Дал слово - держи!» Привычка ответственно относиться к своему слову есть важнейшее условие воспитания воли.

•В-третьих,  верьте в себя.

3 подгруппа

 Как сосредоточиться на уроке, проявлять внимание?

Заготовка - Слайди

•Во-первых, научиться думать - самая трудная задача ученика.

Чаще, мы не хотим думать, потому что думать тяжело. Умственный труд тяжелее физического, человек быстрее устает, да и результаты не всегда налицо.

•Во-вторых,   необходимо сосредоточиться на словах учителя?

В голове у нас великое множество интересных мыслей: о вчерашнем фильме, ссоре с товарищем, планах на выходные

•В-третьих, собранный человек, не двигается и внимание его само собой концентрируется. Оказывается, поза, состояние мускулов очень связаны с вниманием.

 Если мы хотим быть внимательными на уроке, прежде всего нужно изменить позу: сядем прямо, соберемся, приготовимся слушать...

 Самодиагностика  Что является залогом успешного учения?

На доске вы видите лесенку. Посмотрите внимательно. Это не простая лесенка, а Лесенка "Школьные успехи".

Найдите свою ступеньку, как вы считаете, на какой вы находитесь в данный момент.

1 ступень --Развиваю  свою активность, трудолюбие и упорство;

 2 ступень - люблю учиться, получать  знания;

3 ступень  Учусь учиться самостоятельно;

 4 ступень -стремлюсь развивать самого себя;

Кто считает, что он на первой ступеньке поднимите руку. На второй? Третьей? Четвертой? Молодцы, теперь вы понимаете, к чему вам следует стремиться.

Вывод:  Ваша главная задача в школе:

1.Развивать  свою активность, трудолюбие, организованность, инициативу,

2.Постоянно добывать знания, изучать опыт других;

3. Учиться и развивать самого себя.

Познакомьтесь с лучшими качествами учеников, соотнесите их,  со следующими ситуациями:

Организованность –умение составлять план своих  действий, и придерживаться его в достижении цели

Доброта - проявление искренних чувств, полезных другим, не требующих вознаграждения

Уверенность- это твёрдое устойчивое убеждение истинности чего-либо, отсутствие сомнений.

Ситуация 1: Катя и Лена были самые ответственные девочки класса. Катя могла собрать весь класс и повести за собой, а Лена быстро схватывала требования своего учителя и доносила до класса. Они всегда первые готовы к работе. Какое хорошее качество присутствует у Лены и Кати?

 (Организованность.) 

Ситуация 2: На уроке математики, Марья Васильевна задаёт сложный вопрос своему классу, на который ребята затруднялись ответить.  Ира знала ответ, но не поднимала руку. Даша смело подняла руку и ответила на вопрос учителя.   О каком качестве здесь идёт речь ?   (Уверенность )

Ситуация 3 : Коле родители подарили красивую ручку, но он решил, что она будет нужнее его соседу по парте Саше, и подарил свою ручку ему. Каким хорошим качеством обладает Коля? (Доброта).

Какой вывод можем сделать?

1. Надо организовывать себя!

2. Надо ставить цели!

3. Надо знать, как себя воспитывать!

4.  Надо верить в свой успех !!!

В школе есть определённые правила, которые НАСТОЯЩИЙ ученик должен соблюдать.

- Давайте проверим, знаете ли вы эти правила.

Ребята, я начинаю, а вы продолжаете,  подбирая правильное словечко:

 Приказания не жди,

В школу вовремя …(иди)

Для всех закон, а не желание –

 Приходим в класс без … (опоздания!)

Ты сиди за партой стройно

 И веди себя … (достойно).

 На уроке будь старательным,

 Будь спокойным и  … (внимательным).

 Не бойся ошибиться –

 Ведь ты пришёл … (учиться),

 Не унывай, не мучайся –

 Ведь на ошибках … (учатся).

  Если друг стал отвечать,

  Не спеши … (перебивать).

  А помочь захочешь другу –

  Подними спокойно… (руку).

Формулируют аргументированное высказывание

Выполняют задание учителя

Отвечают на вопросы

Воспринимают информацию на слух

Отвечают на вопросы учителя

Работают в подгруппах

Выполняют задания учителя

Осуществляют самооценку

Работают с понятиями

Представляют ситуации

Делают вывод

Выполняют задания учителя

К: допускать возможность различных точек зрения

правильно выражать свои мысли в речи,

уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

П: осознанное построение речевого высказывания; анализ.

Р: обоснования своего суждения

К: строят речевые высказывания.

 допускать возможность различных точек зрения;

 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

К: формулировать собственное мнение и позицию;

Л: Самооценка;

ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков, поступков окружающих людей;

мысленное воспроизведение ситуации.

Заключение

Словесный: слово учителя, беседа;

Наглядный: учебная презентация

5 мин

– Сегодня мы начали обсуждение интересной темы, которая посвящена учению, ученику.

Как вы думаете,  достигли мы цели урока?

Продолжите фразу:

«Ученик  может назвать себя волевым человеком, потому что…»                                                  

« Я   хочу учиться, потому что…»

« Приближая свою мечту, я должен…»

«Чтобы хорошо учиться, надо…»

Беседуют с учителем

 Делают выводы

К: учет различных точек зрений; построение речевого высказывания.

Л: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания

Рефлексия

Словесный: беседа

Наглядный: учебная презентация

3 минуты

Выскажите свое мнение о нашем уроке, используя любое начало фразы, предложенных вам.

 Сегодня я узнал…

-   Я понял, что…

-   Я научился…

-   У меня получилось …

-   Я смог понять…

-   Я попробую…

-   Меня удивило…

Ребята, я убедилась  в том,  что вы уже настоящие ученики.

Каждый из вас может уверенно сказать: «Я – ученик!». Напоследок, мне бы хотелось, чтоб вы прочитали и задумались  над словами Василия Александровича Сухомлинского, выдающегося педагога.
Человек должен учиться, потому, что он человек. В.А.Сухомлинский.

Спасибо за урок!

Анализируют урок
Дают оценку своей проделанной работе

К: Построение речевого высказывания
П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект классного часа - часа общения "Мягкие лапки, а в лапках царапки"

Конспект открытого классного часа, проведенного во 2 классе. Материал рассчитан на учащихся 7-9 лет....

Конспект классного часа. Тема: "Личные качества ученика. Самостоятельность" 2 класс

Тема: «Личные качества ученика. Самостоятельность».Цель деятельности учителя: сформировать представление о самостоятельности в учебной деятельности как личностном качестве, необходимом уче...

Конспект классного часа. Тема: "Личные качества ученика. Самостоятельность" 2 класс

Тема: «Личные качества ученика. Самостоятельность».Цель деятельности учителя: сформировать представление о самостоятельности в учебной деятельности как личностном качестве, необх...

Конспект классного часа для учеников начальной школы «День снятия блокады Ленинграда»

О стойкости народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны...