Программа подготовительного курса по развитию речи и подготовке к обучению грамоте « По дороге к Азбуке» для старших дошкольников
рабочая программа на тему

Программа подготовительного курса по развитию речи и подготовке к обучению грамоте « По дороге к Азбуке» для старших дошкольников по УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno-tematicheskoe.doc84 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Дата

Кол-во  часов

Тип

занятия

Планируемые результаты

Форма

 органи

зации

 познава

тельной

деятель

ности

Формы конт-роля

Органи

зация

самос-

тоятель

ной

деятель-

ности

Нагляд-ность,

ИКТ

Приме-

чание

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

знать

уметь

1.

Мы живём в России

1

Комбинированный

Знать название страны, столицы, символы государства.

Уметь отличать национальный костюм своего народа.

умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

  умение сохранять заданную цель,

умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

 умение контролировать свою деятельность по результату,

умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

умение слушать собеседника;

знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Фронтальная и индивидуальная работа

текущий

Ответы на вопросы, составление предложений, составление схем слов, чтение слогов и слов, составление рассказа по картинкам, речевое творчество.

УМП

с.7

2

Предметы вокруг нас.

1

Знать предметы личной гигиены, названия пассажирского транспорта, сказки.

Уметь рассказывать, для чего нужны определённые предметы, определять название сказки по предмет, сравнивать предметы, слушать стихотворения, отгадывать загадки.

УМП

с.9

3

Как прекрасен этот мир, посмотри!

1

Знать основные цвета и оттенки, названия овощей и цветов.

Уметь заканчивать узор по образцу, делить предметы на группы, разгадывать загадки.

УМП с.11

4

Мир полон звуков.

1

Знать речевые и неречевые звуки.

Уметь выделять конкретные звуки из общего потока, находить предметы, издающие похожие звуки, отгадывать звуки с закрытыми глазами.

УМП с.13

5

Знакомство с предложением.

1

Знать принципы составления схем предложения, знать народные и авторские сказки.

Уметь составлять схемы предложений, уметь составлять предложения по схемам, уметь слушать рассказ, отгадывать загадки., выполнять действия по заданному образцу.

УМП с.15

6

Кто придумал все слова. Звуки речи. Гласные  и согласные звуки.

1

Знать принцип составления звуковой схемы слова, знать разные значения слов,знать гласные и согласные звуки.

Уметь составлять звуковые схемы слов, составлять слова по звуковым схемам, уметь сравнивать рисунки, отличать гласные и согласные звуки и выделять их в словах.

УМП с.17,19

7

Слово делится на части. Знакомство с ударением. Как хорошо уметь читать.

1

Знать принцип деления слов на слоги, знать названия животных

Уметь делить слова на слоги при помощи скандирования, выделять ударный слог, определять место гласного звука в слове, отгадывать загадки, подбирать схемы к словам.

УМП с.21,23

8

Гласный звук [a] Буквы Аа. Открываем театр.

1

Знать обозначение звука а написание букв Аа, название фруктов.

Уметь определять местоположение звука а в слове, уметь составлять предложения, уметь выразительно произносить звуки.

УМП с.25

9

Согласные звуки [м]. Буквы Мм. Твёрдые и мягкие согласные звуки.

1

Знать обозначение звука м и написание букв Мм, знать твёрдые и мягкие согласные звуки.

Уметь определять местоположение звука  м в слове, уметь составлять предложения, уметь выразительно произносить звуки, выделять определённые слоги в словах.

УМП с.27

10

Гласный звук [у]. Буквы Уу. Знакомство с восклицательным знаком.

1

Знать обозначение звука у и написание букв Уу, знать восклицательный знак.

Уметь читать слоги и короткие слова, уметь составлять рассказ по рисункам.

УМП с.29

11

Согласные звуки [н]. Буквы Нн. Большая буква в именах.

1

Знать обозначение звука н и написание букв Нн.

Уметь читать слоги и короткие слова,уметь определять местоположение звука  н в слове, уметь составлять предложения, уметь выразительно произносить звуки, выделять определённые слоги в словах.

УМП с.31

12

Гласный звук [о]. Буквы Оо. Использование в речи слов он, она, оно.

1

Знать обозначение звука о и написание букв Оо.

Уметь читать слоги и короткие слова,уметь определять местоположение звука  н в слове, уметь составлять предложения, уметь выразительно произносить звуки, выделять определённые слоги в словах, определять количество предложений, уметь использовать в речи слова он, ога, оно.

УМП с.33

13

Читай, смекай, рассказывай! Согласные звуки [с]. Буквы Сс. «Снежная» страничка.

1

Знать обозначение звука с и написание букв Сс.

Уметь определять местоположение звука  с в слове, уметь составлять предложения, отгадывать загадки,уметь читать слоги и короткие слова.

УМП с.35,37

14

Гласный  звук [ы]. Буква ы. «Один-много» Гласный звук [и]. Буквы Ии. Учимся задавать вопросы.

1

Знать обозначение звука ы и написание буквы ы.

Знать обозначение звука и и написание букв Ии.

Уметь определять местоположение звука  ы и в слове, уметь составлять предложения, отгадывать загадки,уметь читать слоги и короткие слова, уметь задавать вопросы.

УМП с.39,41

15

Согласные звуки [л]. Буквы Лл. «Лисичкина» страничка.

1

Знать обозначение звука л и написание букв Лл.

Уметь определять местоположение звука  л в слове, уметь составлять предложения, отгадывать загадки,уметь читать слоги и короткие слова, уметь определять количество предложений, находить общеее между предложениями.

УМП с.43

16

Согласные звуки [к]. Буквы Кк. Учимся образовывать слова. Согласные звуки [р]. Буквы Рр. Страничка юного техника.

1

Знать обозначение звука к и написание букв Кк.

Знать обозначение звука р и написание буквы Рр.

Уметь определять местоположение звука  к,  р в слове, уметь составлять предложения, отгадывать загадки,уметь читать слоги и короткие слова,

УМП с.45,47

17

Согласный звук[ й]. Буквы Йй.В гостях у доктора Айболита

1

Ком

би-

ни-

ро-

ван

ный

Знать обозначение звука Й, написание буквы Й

Уметь определять местоположение буквы в слове,определять границы предложения

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению

Фронтально-индивидуальная работа

текущий

Ответы на вопросы, составление предложений, составление схем слов, чтение слогов и слов, составление рассказа по картинкам, речевое творчество

УМП,

с.49

18

Согласные звуки

 [ т].[ д] Буквы Т,т

Д,д. Домашние питомцы

1

Знать

обозначение звуков т,д, напичсание букв Т,Д

Уметь составлять звуковые схемы слов,расказывать о домашних питомцах

УМП, с.51,53

19

Согласные звуки

[в ] Буквы В,в

Страничка о воде.

1

Знать обозначение звуков в, написание буквы В

Уметь

читать слоги, образовывать новые слова по образцу

УМП, с.55

20

Гласный звук [ э.] Буквы Э,э. Играй,смекай расказывай!

1

Знать  обозначение звука э, написание буквы Э, правила вежливого поведения

Уметь 

читать слоги и слова, описывать предметы , классифицировать слова по определённому признаку

УМП, с.57,59

21

Согласные звуки

 [ б] Буквы Б,б

1

Знать

обозначение звуков б, написание буквы Б

Уметь

произносить скороговорки четко и быстро, видеть различие в словах

УМП, с.61

22

Согласные звуки

 [ г]

Буквы Г,г

1

Знать обозначение звуков г, написание буквы Г

Уметь  различать мягкий и твёрдый звуки, выстраивать последовательность событий

УМП,

с.63

23

Согласные звуки

 [п ]

Буквы П,п

1

Знать обозначение звуков П, написание буквы П

Уметь  отвечать на вопросы по тексту, делить текст на части

УМП,

с.65

24

Согласные звуки [ ф] Буквы Ф,ф

1

Знать обозначение звуков  ф, написание буквы Ф

Уметь подбирать сорва на заданный звук, составлять схемы слов

УМП, с.67

25

Согласные звуки [ж,ш] Буквы Ж,ж Ш,ш

1

Знать обозначение звуков ж,ш и написание букв Ж,Ш

Уметь читать скороговорки, сочинять чистоговорки, разгадывать ребусы

УМП,

с.69,71

26

Согласные звуки [ з ] Буквы З,з «Зайкина страничка»

1

Знать  обозначение звуков з, написание буквы З

Уметь  выделять первые звуки в слове, составлять рассказ на заданную тему, инсценировать эпизоды сказки

УМП,

 с.73

27

Буквы Е,е

Ё,ё. Играй,смекай рассказывай!

1

Знать написание букв Е,ё и то, что обозначает 2 звука

Уметь использовать предлоги в речи, читать слова, выделять гласные звуки

УМП,

с.75,77,

79

28

Буквы Я,я

Ю,ю

1

Знать  написание букв
Я,Ю,что они обозначают 2 звука

Уметь

выделять мягкие звуки, отвечать на вопросы по рассказу, подбироть слова на определённый звук

УМП,

с.81,83

29

 Звуки [ х].Буквы Х,х

1

Знать обозначение звуков х,, написание букв Х,

Уметь объяснять смысл пословиц, читать слоги и слова

УМП,

с.85,87

30

 Звук

[ц ]Буквы Ц,ц

1

Знать

обозначение звука ,ц, написание буквы Ц

Уметь опрелелять количество слогов, определять порядок слогов

УМП,

с.87

31

Звуки [  ч,щ ] Буквы Ч,ч Щ,щ

1

Знать

обозначение звуков ч,щ, написание  букв Ч,Щ

Уметь находить общее в словах, отвечать на вопросы по тексту, придумывать окончание текста

УМП, с.89,91

32

Знакомство с мягким и твёрдым знаками. Алфавит.

1

Знать

обозначение твёрдого и мягкого знаков.

Уметь читать пары слов, договаривать по смыслу слова, объяснять смысл пословицы.

УМП,

с.93



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Данная авторская программа «По дороге к Азбуке»  разработана в соответствии с   Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к дошкольному образованию и воспитанию,   требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, Законом «Об образовании в Российской Федерации», программой общеобразовательных учреждений. Начальная школа.1 класс. УМК «Планета Знаний». Под общей редакцией И.А.Петровой.

       Курс развития речи и подготовки к обучению грамоте рассчитан на детей 5 – 7 лет.

     «По дороге к Азбуке» является подготовительным звеном начального курса русского языка и литературного чтения.

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
     
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
      Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
     Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
      Программа «По дороге к Азбуке» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи:

-сохранение и укрепление здоровья;

-развитие личностных качеств;

-формирование ценностных установок и ориентаций;

-развитие творческой активности;

-формирование и развитие психических функций познавательной сферы;

 -развитие эмоционально-волевой сферы;

-развитие коммуникативных умений;

-развитие умений действовать по правилам.

     Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
     Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

                            Планируемые результаты освоения программы.

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Ребенок
научится:
-распознавать первый звук в словах;
-внимательно слушать литературные произведения;
-называть персонажей, основные события;
-отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;  
-составлять элементарный рассказ по серии картинок;
-обсуждать нравственные стороны поступков людей;
-участвовать в коллективных разговорах;
-использовать принятые нормы вежливого речевого общения;

Ребенок
получит возможность научиться: 

-устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
-различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
-различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(32ч)

Речевые и неречевые звуки.Знакомство с предложением. Звук. Правильное произношение всех звуков русского языка. Гласные и согласные звуки. Место звука в слове.  Деление  на слоги. Ударение.Чистоговорки, скороговорки, работа над артикуляцией. Детские потешки, загадки, сказки. Передача настроения в интонации при чтении. Диалог. Мимика, жесты. Сочинение сюжетных рассказов по картине, из опыта, по игрушкам.  
      Содержание программы позволяет осуществить
системно-деятельностный подход в обучении, обеспечивая овладение учащимися предметными и  метапредметными УУД.

      Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи.          

       Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком.
                   СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ    ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  ПРЕДМЕТА

        Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.
      Формирование предпосылок УУД и предметных умений определяется с помощью диагностических методик, указанных в пособии «Что нужно знать и уметь ребёнку при поступлении в школу» Е.Городецкая, М.Пукач, С.Циновская, О.Чистякова.
                                        Литература для учителя.

  1. В мире звуков и букв:Учебно-методическое пособие для подготовки к школе. Т.М.Андрианова, И.Л.Андрианова.-Москва: Астрель,2013.
  2. Е.Городецкая, М.Пукач, С.Циновская, О.Чистякова.«Что нужно знать и уметь ребёнку при поступлении в школу» -Москва, Астрель, 2010

                                     Литература для ученика.

1. В мире звуков и букв:Учебно-методическое пособие для подготовки к школе. Т.М.Андрианова, И.Л.Андрианова.-Москва: Астрель,2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи учащихся в период обучения грамоте

Задание можно использовать в период обученияграмоте. Они обогощают и пополняют словарный запас детей, способствуют развитию устной и письменной речи. Занимательный материал включает ребусы, шарады, кр...

Программа по РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Цель программы: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.Задачи: Расширять словарный запас, уточнять знания об окружающем. Развивать интонационную выразительность речи. Закреплять...

Программа по развитию речи для подготовки к обучению будущих первоклассников в «Малышкиной школе»

подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи и подготовке к обучению грамоте.

Рабочая программа расчитана на два раза в недею с октября по апрель...

Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовке к обучению грамоте

Дополнительная общеобразовательная программапо развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамотедля группы детей предшкольной подготовкиСрок реализации программы: 2017-2018 учебный год....

Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки

Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки предназначена для педагогов, ведущих занятия в "Школе будущих первоклассников...

Отчёт по самообразованию Сенаук Алёны Андреевны. Развитие речи учащихся в период обучения грамоте

В отчёте по самообразованию представлен опыт работы с первым классом в период обучения грамоте и зафиксирован план, по которому процесс развития речи станет успешным....