Программа подготовительного курса по развитию речи и подготовке к обучению грамоте « По дороге к Азбуке» для старших дошкольников
рабочая программа на тему
Программа подготовительного курса по развитию речи и подготовке к обучению грамоте « По дороге к Азбуке» для старших дошкольников по УМК "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe.doc | 84 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Тип занятия | Планируемые результаты | Форма органи зации познава тельной деятель ности | Формы конт-роля | Органи зация самос- тоятель ной деятель- ности | Нагляд-ность, ИКТ | Приме- чание | |||
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные | |||||||||||
знать | уметь | ||||||||||||
1. | Мы живём в России | 1 | Комбинированный | Знать название страны, столицы, символы государства. | Уметь отличать национальный костюм своего народа. | умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; умение контролировать свою деятельность по результату, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; умение слушать собеседника; знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению. | Фронтальная и индивидуальная работа | текущий | Ответы на вопросы, составление предложений, составление схем слов, чтение слогов и слов, составление рассказа по картинкам, речевое творчество. | УМП с.7 | ||
2 | Предметы вокруг нас. | 1 | Знать предметы личной гигиены, названия пассажирского транспорта, сказки. | Уметь рассказывать, для чего нужны определённые предметы, определять название сказки по предмет, сравнивать предметы, слушать стихотворения, отгадывать загадки. | УМП с.9 | ||||||||
3 | Как прекрасен этот мир, посмотри! | 1 | Знать основные цвета и оттенки, названия овощей и цветов. | Уметь заканчивать узор по образцу, делить предметы на группы, разгадывать загадки. | УМП с.11 | ||||||||
4 | Мир полон звуков. | 1 | Знать речевые и неречевые звуки. | Уметь выделять конкретные звуки из общего потока, находить предметы, издающие похожие звуки, отгадывать звуки с закрытыми глазами. | УМП с.13 | ||||||||
5 | Знакомство с предложением. | 1 | Знать принципы составления схем предложения, знать народные и авторские сказки. | Уметь составлять схемы предложений, уметь составлять предложения по схемам, уметь слушать рассказ, отгадывать загадки., выполнять действия по заданному образцу. | УМП с.15 | ||||||||
6 | Кто придумал все слова. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. | 1 | Знать принцип составления звуковой схемы слова, знать разные значения слов,знать гласные и согласные звуки. | Уметь составлять звуковые схемы слов, составлять слова по звуковым схемам, уметь сравнивать рисунки, отличать гласные и согласные звуки и выделять их в словах. | УМП с.17,19 | ||||||||
7 | Слово делится на части. Знакомство с ударением. Как хорошо уметь читать. | 1 | Знать принцип деления слов на слоги, знать названия животных | Уметь делить слова на слоги при помощи скандирования, выделять ударный слог, определять место гласного звука в слове, отгадывать загадки, подбирать схемы к словам. | УМП с.21,23 | ||||||||
8 | Гласный звук [a] Буквы Аа. Открываем театр. | 1 | Знать обозначение звука а написание букв Аа, название фруктов. | Уметь определять местоположение звука а в слове, уметь составлять предложения, уметь выразительно произносить звуки. | УМП с.25 | ||||||||
9 | Согласные звуки [м]. Буквы Мм. Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 1 | Знать обозначение звука м и написание букв Мм, знать твёрдые и мягкие согласные звуки. | Уметь определять местоположение звука м в слове, уметь составлять предложения, уметь выразительно произносить звуки, выделять определённые слоги в словах. | УМП с.27 | ||||||||
10 | Гласный звук [у]. Буквы Уу. Знакомство с восклицательным знаком. | 1 | Знать обозначение звука у и написание букв Уу, знать восклицательный знак. | Уметь читать слоги и короткие слова, уметь составлять рассказ по рисункам. | УМП с.29 | ||||||||
11 | Согласные звуки [н]. Буквы Нн. Большая буква в именах. | 1 | Знать обозначение звука н и написание букв Нн. | Уметь читать слоги и короткие слова,уметь определять местоположение звука н в слове, уметь составлять предложения, уметь выразительно произносить звуки, выделять определённые слоги в словах. | УМП с.31 | ||||||||
12 | Гласный звук [о]. Буквы Оо. Использование в речи слов он, она, оно. | 1 | Знать обозначение звука о и написание букв Оо. | Уметь читать слоги и короткие слова,уметь определять местоположение звука н в слове, уметь составлять предложения, уметь выразительно произносить звуки, выделять определённые слоги в словах, определять количество предложений, уметь использовать в речи слова он, ога, оно. | УМП с.33 | ||||||||
13 | Читай, смекай, рассказывай! Согласные звуки [с]. Буквы Сс. «Снежная» страничка. | 1 | Знать обозначение звука с и написание букв Сс. | Уметь определять местоположение звука с в слове, уметь составлять предложения, отгадывать загадки,уметь читать слоги и короткие слова. | УМП с.35,37 | ||||||||
14 | Гласный звук [ы]. Буква ы. «Один-много» Гласный звук [и]. Буквы Ии. Учимся задавать вопросы. | 1 | Знать обозначение звука ы и написание буквы ы. Знать обозначение звука и и написание букв Ии. | Уметь определять местоположение звука ы и в слове, уметь составлять предложения, отгадывать загадки,уметь читать слоги и короткие слова, уметь задавать вопросы. | УМП с.39,41 | ||||||||
15 | Согласные звуки [л]. Буквы Лл. «Лисичкина» страничка. | 1 | Знать обозначение звука л и написание букв Лл. | Уметь определять местоположение звука л в слове, уметь составлять предложения, отгадывать загадки,уметь читать слоги и короткие слова, уметь определять количество предложений, находить общеее между предложениями. | УМП с.43 | ||||||||
16 | Согласные звуки [к]. Буквы Кк. Учимся образовывать слова. Согласные звуки [р]. Буквы Рр. Страничка юного техника. | 1 | Знать обозначение звука к и написание букв Кк. Знать обозначение звука р и написание буквы Рр. | Уметь определять местоположение звука к, р в слове, уметь составлять предложения, отгадывать загадки,уметь читать слоги и короткие слова, | УМП с.45,47 |
17 | Согласный звук[ й]. Буквы Йй.В гостях у доктора Айболита | 1 | Ком би- ни- ро- ван ный | Знать обозначение звука Й, написание буквы Й | Уметь определять местоположение буквы в слове,определять границы предложения | Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. | мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению | Фронтально-индивидуальная работа | текущий | Ответы на вопросы, составление предложений, составление схем слов, чтение слогов и слов, составление рассказа по картинкам, речевое творчество | УМП, с.49 | ||
18 | Согласные звуки [ т].[ д] Буквы Т,т Д,д. Домашние питомцы | 1 | Знать обозначение звуков т,д, напичсание букв Т,Д | Уметь составлять звуковые схемы слов,расказывать о домашних питомцах | УМП, с.51,53 | ||||||||
19 | Согласные звуки [в ] Буквы В,в Страничка о воде. | 1 | Знать обозначение звуков в, написание буквы В | Уметь читать слоги, образовывать новые слова по образцу | УМП, с.55 | ||||||||
20 | Гласный звук [ э.] Буквы Э,э. Играй,смекай расказывай! | 1 | Знать обозначение звука э, написание буквы Э, правила вежливого поведения | Уметь читать слоги и слова, описывать предметы , классифицировать слова по определённому признаку | УМП, с.57,59 | ||||||||
21 | Согласные звуки [ б] Буквы Б,б | 1 | Знать обозначение звуков б, написание буквы Б | Уметь произносить скороговорки четко и быстро, видеть различие в словах | УМП, с.61 | ||||||||
22 | Согласные звуки [ г] Буквы Г,г | 1 | Знать обозначение звуков г, написание буквы Г | Уметь различать мягкий и твёрдый звуки, выстраивать последовательность событий | УМП, с.63 | ||||||||
23 | Согласные звуки [п ] Буквы П,п | 1 | Знать обозначение звуков П, написание буквы П | Уметь отвечать на вопросы по тексту, делить текст на части | УМП, с.65 | ||||||||
24 | Согласные звуки [ ф] Буквы Ф,ф | 1 | Знать обозначение звуков ф, написание буквы Ф | Уметь подбирать сорва на заданный звук, составлять схемы слов | УМП, с.67 | ||||||||
25 | Согласные звуки [ж,ш] Буквы Ж,ж Ш,ш | 1 | Знать обозначение звуков ж,ш и написание букв Ж,Ш | Уметь читать скороговорки, сочинять чистоговорки, разгадывать ребусы | УМП, с.69,71 | ||||||||
26 | Согласные звуки [ з ] Буквы З,з «Зайкина страничка» | 1 | Знать обозначение звуков з, написание буквы З | Уметь выделять первые звуки в слове, составлять рассказ на заданную тему, инсценировать эпизоды сказки | УМП, с.73 | ||||||||
27 | Буквы Е,е Ё,ё. Играй,смекай рассказывай! | 1 | Знать написание букв Е,ё и то, что обозначает 2 звука | Уметь использовать предлоги в речи, читать слова, выделять гласные звуки | УМП, с.75,77, 79 | ||||||||
28 | Буквы Я,я Ю,ю | 1 | Знать написание букв | Уметь выделять мягкие звуки, отвечать на вопросы по рассказу, подбироть слова на определённый звук | УМП, с.81,83 | ||||||||
29 | Звуки [ х].Буквы Х,х | 1 | Знать обозначение звуков х,, написание букв Х, | Уметь объяснять смысл пословиц, читать слоги и слова | УМП, с.85,87 | ||||||||
30 | Звук [ц ]Буквы Ц,ц | 1 | Знать обозначение звука ,ц, написание буквы Ц | Уметь опрелелять количество слогов, определять порядок слогов | УМП, с.87 | ||||||||
31 | Звуки [ ч,щ ] Буквы Ч,ч Щ,щ | 1 | Знать обозначение звуков ч,щ, написание букв Ч,Щ | Уметь находить общее в словах, отвечать на вопросы по тексту, придумывать окончание текста | УМП, с.89,91 | ||||||||
32 | Знакомство с мягким и твёрдым знаками. Алфавит. | 1 | Знать обозначение твёрдого и мягкого знаков. | Уметь читать пары слов, договаривать по смыслу слова, объяснять смысл пословицы. | УМП, с.93 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная авторская программа «По дороге к Азбуке» разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к дошкольному образованию и воспитанию, требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, Законом «Об образовании в Российской Федерации», программой общеобразовательных учреждений. Начальная школа.1 класс. УМК «Планета Знаний». Под общей редакцией И.А.Петровой.
Курс развития речи и подготовки к обучению грамоте рассчитан на детей 5 – 7 лет.
«По дороге к Азбуке» является подготовительным звеном начального курса русского языка и литературного чтения.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа «По дороге к Азбуке» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи:
-сохранение и укрепление здоровья;
-развитие личностных качеств;
-формирование ценностных установок и ориентаций;
-развитие творческой активности;
-формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
-развитие эмоционально-волевой сферы;
-развитие коммуникативных умений;
-развитие умений действовать по правилам.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Планируемые результаты освоения программы.
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
-распознавать первый звук в словах;
-внимательно слушать литературные произведения;
-называть персонажей, основные события;
-отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
-составлять элементарный рассказ по серии картинок;
-обсуждать нравственные стороны поступков людей;
-участвовать в коллективных разговорах;
-использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
Ребенок получит возможность научиться:
-устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
-различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
-различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(32ч)
Речевые и неречевые звуки.Знакомство с предложением. Звук. Правильное произношение всех звуков русского языка. Гласные и согласные звуки. Место звука в слове. Деление на слоги. Ударение.Чистоговорки, скороговорки, работа над артикуляцией. Детские потешки, загадки, сказки. Передача настроения в интонации при чтении. Диалог. Мимика, жесты. Сочинение сюжетных рассказов по картине, из опыта, по игрушкам.
Содержание программы позволяет осуществить системно-деятельностный подход в обучении, обеспечивая овладение учащимися предметными и метапредметными УУД.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи.
Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.
Формирование предпосылок УУД и предметных умений определяется с помощью диагностических методик, указанных в пособии «Что нужно знать и уметь ребёнку при поступлении в школу» Е.Городецкая, М.Пукач, С.Циновская, О.Чистякова.
Литература для учителя.
- В мире звуков и букв:Учебно-методическое пособие для подготовки к школе. Т.М.Андрианова, И.Л.Андрианова.-Москва: Астрель,2013.
- Е.Городецкая, М.Пукач, С.Циновская, О.Чистякова.«Что нужно знать и уметь ребёнку при поступлении в школу» -Москва, Астрель, 2010
Литература для ученика.
1. В мире звуков и букв:Учебно-методическое пособие для подготовки к школе. Т.М.Андрианова, И.Л.Андрианова.-Москва: Астрель,2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи учащихся в период обучения грамоте
Задание можно использовать в период обученияграмоте. Они обогощают и пополняют словарный запас детей, способствуют развитию устной и письменной речи. Занимательный материал включает ребусы, шарады, кр...
Программа по РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Цель программы: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.Задачи: Расширять словарный запас, уточнять знания об окружающем. Развивать интонационную выразительность речи. Закреплять...
Программа по развитию речи для подготовки к обучению будущих первоклассников в «Малышкиной школе»
подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи и подготовке к обучению грамоте.
Рабочая программа расчитана на два раза в недею с октября по апрель...
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовке к обучению грамоте
Дополнительная общеобразовательная программапо развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамотедля группы детей предшкольной подготовкиСрок реализации программы: 2017-2018 учебный год....
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки предназначена для педагогов, ведущих занятия в "Школе будущих первоклассников...
Отчёт по самообразованию Сенаук Алёны Андреевны. Развитие речи учащихся в период обучения грамоте
В отчёте по самообразованию представлен опыт работы с первым классом в период обучения грамоте и зафиксирован план, по которому процесс развития речи станет успешным....