"Культура общения для 1-5 классов"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Макарова Марина Викторовна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_obshcheniya_dlya_1-5_klassov.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

"Культура общения" для 1-4 классов

(Автор-составитель: Макарова Марина Викторовна)

Пояснительная записка.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом.

Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.

Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и так нужно делать, чтобы не попасть в просак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: "Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни".

Предлагаемые занятия – это практический психолого-педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Знания, полученные детьми на таких занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей сформируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Они приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребёнка и подготовке его к жизни.

Знания, полученные в процессе усвоения материала, должны убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Цели и задачи программы.

  1. Развивать умение и привычку к постоянной оценке своего поведения.
  2. Почувствовать важность человеческой взаимности.
  3. Определение своей моральной позиции.
  4. Развитие устной и письменной речи, умение правильно общаться с окружающими.
  5. Обучать детей говорить красиво, разборчиво, громко, выразительно, правильно.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

1 класс

№ урока

Тема урока.

1.

Учимся представляться.

Цель: Изучение правил речевого поведения во время знакомства.

2.

Правила поведения за столом. Хорошие манеры.

Цель: Формирование на материале примеров правильного и неправильного поведения за столом, выражений приглашения, благодарности, извинения, представлений об этикете.

3.

Правила гостеприимства.

Цель: Научить ребёнка вежливо разговаривать со своим гостем; дать представление о правилах начала разговора с гостем, вежливых выражениях приветствия.

4.

Прощание с гостем.

Цель: Ознакомление учащихся с правилами речевого поведения при прощании, а также с этикетными выражениями приглашения в гости и благодарности за приём.

5.

Игра в гости.

Цель: Повторение и закрепление знаний, полученных детьми по темам "Знакомство", "Приём гостя", "Поведение в гостях".

6.

Пора ложиться спать. Прощание перед сном.

Цель: Ознакомление детей с традиционными русскими пожеланиями спокойной ночи и приятных сновидений перед сном, которые адресуются близким.

7.

Традиционные приветствия в момент пробуждения. Утреннее приветствие. 

Цель: Ознакомление детей с традиционными приветствиями, которыми обмениваются утром в момент пробуждения.

8.

О том, как быть уступчивым.

Цель: Объяснение детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу.

9.

Вежливая просьба.

Цель: Ознакомление детей с формами выражения просьбы, адресованной незнакомому или близкому человеку, который старше тебя, а также ровеснику в разных ситуациях.

10.

Вежливая просьба.

Цель: Повторение и закрепление знаний детей о речевых формулах вежливой просьбы с помощью игровых ситуаций.

11.

Общественный транспорт. Правила поведения.

Цель: Показать ребенку, как нужно вести себя в общественном транспорте, обучить несложным правилам проезда.

12.

Идём в театр. Поведение у театральной кассы.

Цель: Обучить детей правилам приобретения билета в театр и одновременно ввести в активный речевой запас этикетные выражения, необходимые в ситуации приобретения билета в кино (театр).

13.

В театре (кино, цирке, на концерте, на стадионе).

Цель: Познакомить с основными правилами поведения в театре и других подобных местах.

14.

Вы заболели. Правила поведения в поликлинике. 

Цель: Познакомить ребят с правилами речевого поведения в регистратуре поликлиники, а также в кабинете зубного врача.

15.

Для тех, кто умеет читать. Правила поведения в детской библиотеке.

Цель: Ввести в активный речевой запас ребёнка этикетные выражения, необходимые в разговоре с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и выборе книг для чтения.

16.

Посещение мест общепита. Поведение в кафе.

Цель: Ознакомить ребят с правилами речевого общения в кафе, научить их вежливо беседовать с буфетчицей.

17.

Правила поведения в парикмахерской.

Цель: Ознакомить детей с правилами поведения в парикмахерской. Объяснить, что стрижка волос не причиняет боли.

18.

Сострадание. Утешение. Милосердие. Забота.

Цель: Соединить сопереживание со словесным выражением сочувствия, ввести в активный словарь ребёнка слова утешения.

19.

В доме больной. Правила поведения у постели больного.

Цель: Освоить этикетные правила речевого общения с больным (продолжение разговора о доброте и чуткости, желание и умение поддержать и утешить человека).

20.

Разговор с младшим, как разговор сильного со слабым.

Цель: Напомнить детям о том, что к малышам нужно относиться с заботой и вниманием, внести в речевой обиход некоторые слова и выражения, которые помогают успокоить и ободрить  младшего.

21.

Обращение к взрослому знакомому.

Цель: Закрепить обращение к взрослому по имени и отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости.

22.

Разговор с незнакомым на улице.

Цель: Ввести в речевой обиход вежливые формы обращения к незнакомому человеку.

23.

Правила общения по телефону. Вежливый разговор по телефону.

Цель: Сформировать навыки вежливого разговора по телефону.

24.

Правила общения по телефону.

Цель: Как следует и не следует говорить по телефону.

25.

Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными.

Цель: Поговорить с детьми о том, что такое доброе отношение к животным.

26.

Правила поведения с животными.

Цель: Разыгрывание сценок с целью придумывания конца истории.

27.

Правила поведения при торжественных событиях. Поздравление и пожелания.

Цель: Разъяснить положение о праздничном дне и праздничных словах, ввести в речевой обиход выражения поздравления и пожелания.

28.

Правила поведения при торжественных событиях.

Цель: Разыгрывание игровых ситуаций.

29.

Правила расставания. Прощание с близкими перед отъездом.

Цель: Соединить добрые чувства к близким с добрыми словами, которые принято говорить перед расставанием. Это слова прощания, пожелания, обещания писать и звонит

30.

Правила расставания.

Цель: Разыгрывание игровых ситуаций.

31.

Правила поведения в школе.

32.

Обобщающий урок.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

2 класс

№ урока

Тема урока

Речь - средство передачи мыслей и чувств.

Цель: Познакомить учащихся с видами речи: устной и письменной, их значение.

Значение речи в деятельности человека.

Цель: Показать важность речи в различных профессиях.

Грамотность, как свойство устной речи.

Цель: Познакомить учащихся с интонацией в разговоре.

Чего ребёнок ждёт от общения с разными собеседниками.

Цель: Дать представление о том, как нужно вести себя, общаться с разными людьми.

В гостях у друга.

Цель: Учить правильно вести в гостях у друзей.

Утреннее приветствие с близкими.

Цель: Познакомить с видами утренних приветствий.

Прощание перед сном.

Цель: Познакомить с видами вечерних прощаний.

Попроси, вежливо.

Цель: Познакомить со способами вежливой просьбы.

Выздоравливай!

Цель: Учить правильно общаться с больными людьми, прощаться с ними.

Разговор с маленькими детьми.

Цель: Учить правильно разговаривать с младшими братьями и сестрами.

Разговор по телефону.

Цель: Познакомиться учащихся с правилами этикета при разговоре по телефону. Научить некоторым особенностям пользования телефонными переговорами.

Правила поведения за столом.

Цель: Познакомить детей с правилами поведения за столом, научить правильно сидеть во время обеда, пользоваться столовыми приборами.

Угощая чаем.

Цель: Познакомить детей с таким видом гостеприимства, как "чаепитие", вечерний чай. Научить правильно сервировать стол к чаю.

Сервировка стола.

Цель: Познакомить с некоторыми правилами сервировки стола.

К вам пришли гости.

Цель: Познакомить с правилами приёма гостей, как вести себя за столом, как принимать подарки, как развлечь гостей, как держаться хозяину и как надо вести себя в гостях.

Добро пожаловать к нам в гости.

Цель: Учить правильно принимать приглашение в гости.

Стол для ужина.

Цель: Познакомить школьников с правилами сервировки стола к ужину.

Стол для завтрака.

Цель: Познакомит учащихся с порядком сервировки стола к завтраку, показать отличие сервировки стола к ужину и завтраку.

Десять правил едокам.

Цель: Познакомить с правилами поведения за столом во время еды дома или в гостях, как пользоваться столовыми приборами и салфеткой.

Урок галантности.

Цель: Познакомить с термином "Галантность" и как её проявлять.

Правила поведения в общественных местах.

Цель: Познакомить учащихся с некоторыми правилами поведения в общественных местах при общении со старшими и сверстниками, манерами приветствия и другими нормами этикета.

В общественном транспорте.

Цель: Познакомить с правилами поведения в общественном транспорте, умение вести себя с пожилыми людьми.

В детской библиотеке.

Цель: Познакомить с правилами поведения в читальном и абонентском залах.

В поликлинике.

Цель: Познакомить с правилами поведения в регистратуре и кабинете врача.

Поведение в кино.

Цель: Познакомить с правилами поведения в кинотеатре (раздевалке, фойе, зрительном зале).

Школьная перемена.

Цель: Познакомить с правилами поведения во время школьной перемены.

Во время урока

Цель: Совершенствовать правила поведения во время урока.

Интересная игра.

Цель: учить правильному поведению во время подвижных и настольных игр.

Разговор с незнакомыми людьми.

Цель: Учить правильному поведению при разговоре с незнакомыми людьми.

Поведение в зоопарке.

Цель: Учить правильно вести себя в зоопарке.

Правила поведения в местах культурного отдыха.

Цель: Познакомить учащихся с правилами поведения в местах культурного отдыха (парках, скверах, аллеях).

Поздравления и пожелания.

Цель: Учить правильно поздравлять с праздниками, уметь принимать пожелания от друзей и взрослых.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

3 класс

№ урока

Тема урока

Речь. Речь как отличительная способность человека.

Повторение – слушание, письмо – чтение как важные речевые умения.

Культура речи. Признаки речевой культуры человека.

Что такое этикет (этикет школьной жизни).

О вежливости. (Вежливость – необходимое проявление общей культуры).

Обращение к взрослому человеку.

Разговор с младшим как разговор сильного со слабым.

Поведение в общественном транспорте.

Утреннее приветствие, прощание перед сном.

Разрешите мне "сказать".

Разговор с незнакомцем на улице.

Мимика и жесты в устной речи.

Знакомство.

Скороговорка.

Уметь слушать собеседника.

Значение речи в деятельности человека.

Обращение с просьбой.

Словесная вежливость.

Самое беспокойное на свете слово.

Обманчивое "Потому" (показать учащимся, что объяснение должно быть верным и правдивым).

Сочинение сказки.

Самый речистый.

Разговор по телефону.

Как нужно вести себя во время разговора.

Слова благодарности.

Извинение.

Считалка.

Составление поздравлений.

Пожелание друзьям.

Веселые рассказы.

Не ссориться и не обижать друг друга.

Шиворот – навыворот.

Веселая викторина (итоговый).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

4 класс

№ урока

Тема урока

I.

Этика общения.

Доброе слово, что ясный день.

Ежели мы вежливы.

Да здравствует мыло душистое.

Когда идёшь по улице

Практическое занятие.

Узнай себя.

Нам счастья не сулит обида чья-то

Подарок коллективу.

Правильно ли мы говорим.

II.

Этикет.

Простые правила этикета.

11.

Повседневный этикет.

12.

Веселые правила хорошего тона.

13.

Сказка об этикете.

14.

Продолжаем сказку об этикете.

15.

Путешествие в страну этикета.

16.

Просим к столу. (Новогодний праздник).

III.

Этика отношений к окружающему.

17.

Путешествие в волшебную сказку.

18.

Я могу быть волшебником.

19.

Маленькое дело лучше большого безделья.

20.

Любимый уголок родной Отчизны.

21.

У каждого народа свои герои.

22.

Мы соберем большой хоровод.

23.

Я люблю маму милую свою.

24.

Поздравляем наших мам.

25.

Люби всё живое.

IV.

Этика отношений в коллективе.

26.

Если радость на всех одна.

27.

Мой класс – мои друзья.

28.

Самолюб – никому не люб.

29.

Поиграем и подумаем.

30.

О дружбе мальчиков и девочек.

31.

Путешествие в мир мудрых мыслей.

32.

Мы сочиняем сказку.

33.

Один за всех – все за одного.

34.

Доброта – что солнце (Итоговое занятие).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

5 класс

№ урока

Тема урока

Речь нужна, чтобы влиять на поступки людей.

Письменные объявления.

Знакомство с различными видами объявлений

Афиша.

Школьная реклама.

Культура общения в классном коллективе.

Употребление обращений к разным людям.

Вежливые формы отказа в просьбе.

Тема текста и подтемы.

Заголовки плана.

Вежливость при обсуждении спорных вопросов.

Языковые особенности текста.

Сжатый пересказ.

Аннотация – разновидность сжатого изложения.

Рассуждение.

Художественное и деловое описание.

Сравнительная характеристика.

Роль сравнительной характеристики при передаче событий.

Рассказы на основе услышанного.

Ведение личного дневника.

Письмо родным и близким.

Письмо в газету.

Устный репортаж. Деловая игра.

Самое беспокойное на свете слово ("Почему?").

Обманчивое "Потому".

Описание.

Обобщение пройденного за год.

Литература.

1.

Н.Е. Богославская, Н.А. Купина. Екатеринбург, 1997.

Веселый этикет

2.

Е. Кузина

Заводные игры

3.

Г.И. Сорокина, Р.И. Никольская

Журналы Начальная школа

4.

О.В. Корчинова

Детский этикет

5.

Т.А. Ладыженская

Речь, речь, речь

6.

Б.Н. Триубенко

Трудовое обучение

7.

Л. Васильева-Гангус, 1984.

Азбука вежливости

8.

Б.В. Бушелева. Просвещение, 1986.

Поговорим о воспитанности.

9.

М.П. Павлова. Москва, 1960.

Азбука воспитания

10.

С.В. Петерина

Воспитание культуры поведения детей.

11.

В.А. Сухомлинский

Хрестоматия по этике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по культуре общения "Язык мой - друг мой" в начальных классах

Заниматься таким предметом, как русский язык, совсем не скучно, а наоборот, очень увлекательно и интересно. Этот урок о богатстве русского языка....

Открытый классный час в 3 классе "Культура общения"

Конспект открытого классного часа и презентация...

Классный час на тему «Культура общения. Речевое поведение ». 3 класс

Данный материал предназначен для учащихся 3-4 классов....

программа внеклассных мероприятий по формированию культуры общения и профилактике конфликтов "Общение"

По мнению В.В. Давыдова: «Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера. Общение удовлетворяет особую потре...

Родительское собрание по теме: "Культура речи и культура общения"

Представлены высказывания великих писателей о русском языке, правила общения, нормы произношения , вжливые слова....

Классный час на тему "Общение как средство формирования и развития культуры общения младших школьников.»

Классный час на тему "Общение как средство формирования и   развития культуры общения младших школьников.»...