Дифференциация предлогов и приставок у младших школьников (Игры и задания).
статья (1 класс) на тему

Дифференциация предлогов и приставок у младших школьников (Игры и задания).

Целесообразность  начать работу над предлогами в первом классе обусловлена потребностями самой учебной практики первоклассников. Уже в букварный период дети составляют предложения из разрезной азбуки или пишут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация предлогов и приставок у младших школьников (Игры и задания).

Целесообразность  начать работу над предлогами в первом классе обусловлена потребностями самой учебной практики первоклассников. Уже в букварный период дети составляют предложения из разрезной азбуки или пишут.. Известно, что учащиеся начальной школы в правописании предлогов допускают ошибки  трех видов:

 1) слитное написание предлога со следующим за ним словом («кморю», «срадостью»); 2)графически неправильное написание предлога («ис кувшина», «бес пальто»); 3)пропуск предлога («прыгнул воду»), «подошёл костру»).

Наличие в письме учащихся ошибок того или иного из указанных видов часто зависит от фактической ситуации, в которой оказывается предлог. Поэтому фонетическим трудностям уделяется особое внимание в работе над предлогами в первом классе.

В опыт работы с первоклассниками вводятся написания предлогов как совпадающие, так и не совпадающие с произношением. Трудности постепенно усложняются. Специальные исследования убеждают в том, что навык графически правильного написания предлогов формируется успешнее при условии сопоставления написаний, совпадающих с произношением, с написаниями, которые расходятся с произношением (в лесу – в траве, с подругой – с братом, к морю – к дому). Навык графически правильного начертания предлогов по своей природе  одинаков с навыком написания слов, не проверяемых правилом. Чтобы написать предлог графически правильно, ученик должен знать его зрительный образ и помнить, что предлог пишется всегда одинаково, независимо от его произношения.

Следовательно нужно было создать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились в зрительной памяти детей. С этой целью каждый «новый» предлог, который встречается в тексте букваря или в упражнении, записывается на отдельную карточку и выставляется на наборное полотно. К концу букварного периода на наборном полотне окажутся карточки с предлогами у, на, за, в, во, с, со, к, из, под, над, про, до, без, по, для, о, об. Это элементарная таблица предлогов. К ней учащиеся обращаются во время упражнений, особенно когда нужно записать предложение, в котором написание предлога расходится с произношением. Таблица используется и для составления устных предложений с тем или иным предлогом. Чтобы облегчить первоклассникам запоминание графического образа предлогов, во втором полугодии можно провести классификацию предлогов: предлоги с буквой а, предлоги с буквой о.

на, за

а

над

во, со,

про, до

о

по, о

об

Работу с предлогами целесообразно начать с наблюдения предлогов в предложении, тексте. Например в предложении «Люблю смотреть на синее море» дети видят, что предлог «на» напечатан отдельно, как и другие слова. Ставится вопрос: «Люблю смотреть на что? – на море. Море какое? – синее».

Игры  и задания при работе с предлогоми

Нужно не забывать, что любой материал лучше усваивается детьми, если он преподносится в игровой форме. Вот здесь можно использовать такое занимательное стихотворение:

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я должен   твердо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «ПО»?

Что значит – «ЗА»?

И «ЗА» и «ПО» – предлоги…»

А хорошо бы – ЗА порог

И мчаться ПО дороге!..

Какой бы выдумать предлог,

Логопед рассказывает сказку.

Жили в стране Слов предлоги. Они были такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились с существительными, что те обиделись на задир. Предлоги смеялись над словами. Когда с предлогами рядом ставили существительные и местоимения, то они так сильно отодвигались от них, что между ними умещались прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Теперь она стали жить в разных домах. Они не стали разговаривать с бывшими соседями.

Предлоги стали отдельными словами.

Тогда решили записать в книгу Правил то, что предлог – это слово; с другими словами он всегда пишется раздельно.

Учитель: Вот так и стали предлоги отдельными словами.

На протяжении многих лет в практике работы находит своё применение метод дидактических игр.  Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс. В игре ребенок выступает активным преобразователем действительности.

Существует большое разнообразие таких игр: различные лингвистические, игры-путешествия, головоломки, лингвистические сказки и др.

Вот пример одной из сказок.

В далекой-далекой стране, в городе Предложенск жили-были слова. Слова были разные и старались между собой не ссориться, но держаться как-то поодаль. Так слова, обозначающие предмет, жили на Предметной улице, слова, обозначающие действие, на Глагольной улице, слова обозначающие признак предмета, на Признаковой улице. Каждое слово что-то обозначало и отвечало на какой-то вопрос. И лишь на маленькой  безымянной улице жили маленькие слова: «в», «на», «за» и др. Всего около двухсот. Они не знали, что обозначают, не отвечали ни на какие вопросы. Другие слова над ними смеялись. Как-то на площади встретились слова «книга», «стол», «лежать». Смотрят друг на друга, косятся. А тут из-за угла вывернуло маленькое слово «на». «Книга», «стол», «лежать» начали над ним смеяться: «Что ты такое? Что ты обозначаешь?» Маленькое слово бегало между ними и просило замолчать. И тут неожиданно оказалось оно между словами «лежать» и «стол». Все замолчали: слова поняли, что они не должны ссориться, что они все связаны и помогают им в этом маленькие слова, которые с тех пор стали называться предлогами, а улица – Предлоговая.

Рассказывание сказки целесообразно сопровождать показом красочных иллюстраций. В конце составляется предложение: «Книга лежит на столе».

Детям предлагается ответить на вопросы к сказке:

- О какой новой части речи мы вспомнили  из сказки? (О предлогах)

- Что такое предлог? (Это слово)

- Для чего служит предлог в предложении? (Для связи),)Чтобы помогать)

- Как пишется предлог с другими словами? (Отдельно)

 Также можно использовать

дерево с кармашками и отдельно слова: над, на, под, у (предлоги в виде листиков, грибочка, птички, ежика).

Вынимая из кармашка, вставляя и располагая вокруг дерева маленькие слова дети убеждаются, что они «живут» самостоятельно, отдельно от предмета. Затем предлагается записать слова с предлогами и с некоторыми из них составить предложения.

Вторая ступень работы – конструктивная: школьники сами вводят предлоги в составляемые по картинке словосочетания и предложения:

птичка – клеткой (над)

птичка – клетке (в)

птичка – клеткой (под)

птичка – клеткой (за)

мальчик вышел – леса (из)

мальчик вошел – лес (в)

Для закрепления материала целенаправленно использовать такие упражнения: еще один вид упражнения «Помощник». Задание: Помогите вернуть предлоги на свои места.

Я         утра        лесу гуляю

          росы я весь промок

Но зато теперь я знаю

     березку и      мох,

      малину, ежевику,

      ежа и        ежиху,

       которой      ежат

Все иголочки дрожат

В работе с детьми можно использовать и такой занимательный материал:

Я колобок, колобок

        амбару метен

        сусекам скребен,

        сметане мешен,

        печку сажен

        окошке стужен,

Я       дедушки ушел,

Я        бабушки ушел,

А      тебя, зайца,

Не хитро уйти.

Еще вариант конструктивного упражнения: Добавьте необходимые предлоги. Прочитайте, что получилось.

голову

плечи

НАДЕВАЕТ

ноги

пальто

ведра

лейки

ПОЛИВАЕТ

шланга

цветы

лото                                                         лапту

мяч                                   ИГРАЕТ                                     гитаре

скрипке                                                   пластинке

Можно использовать в работе и другой дидактический материал.

1. Покажи маленькие слова (показываем на грибах)

в

под

за

над

у

С полученными словами составьте предложения и запишите их. подчеркните предлоги.

2. Найдите предлоги, которые можно употреблять с каждым словом (с двумя, одним). Придумайте свои предложения.

на       от

у          к

с           в

                            дом

перед         от

без               за

под

девочка                                                                           стол

Придуманные предложения записываем в тетрадь.

Можно немного усложнять задания.

3. Используя схемы, составьте предложения. Нужные предлоги подберите сами.

Составьте предложения, используя схемы и употребив предлоги.

Таким образом к моменту изучения предлогов во 2 классе дети уже будут знать, что это маленькие слова, которые пишутся отдельно от других.

Одним из этапов работы является работа над приставкой

Рифмовки

1. У-, Вы-, При-, По-, До-, На-, Пере-

Перед корнем пишут, перед!

Под-, За-, Об-, Со-, В-, С-, От-

Знаем мы наперечет.

Перед корнем подставляем

И приставкой называем.

2. Зачитался, засмеялся,

нагулялся, наигрался –

здесь в приставках За- и На-

Буква А стоять должна!

3.Подумал, долил, добежал, сосчитал,

Отвесил, вогнул, обошел, подписал –

в словах здесь приставки на О отыщи,

Запомни и правильно их напиши.

4. Поиграл да поплясал,

почитал да пописал,

приготовился, поел, полежал, пошил, попел,

кошку Мурку рисовал,

а потом пошел поспал…

Все приставки ты узнал?

Можно использовать и такую игру:

- Представьте, что вы сидите перед телевизором.

- Представили.

- Я вам скажу «В». Что вы сделаете?

- Включим телевизор.

- А если я скажу «Пере»?

- Переключим на другую программу.

- А если я скажу «Вы»?

- Значит, надо выключить!

- Хорошо! Теперь представьте себе, что мы с вами сидим на стульях, на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я  скажу: «Подо»?

- Пододвинемся к вам вместе со стульями.

- А если я скажу «Ото»?

- Тогда отодвинемся.

В результате дети подводятся к выводу, что каждая приставка имеет свое значение.

Навык закрепляется при выполнении упражнения на различение приставок-антонимов.

Так предлагается подобрать слова с приставками с противоположными значениями.

Выехать – въехать

взбежать – сбежать

входить – выходить

завязать – развязать

уплыть – приплыть

унести – принести

запереть – отпереть.

Значения слов с разными приставками сравниваются.

Для обобщения полученных знаний можно предложить такую работу. На доске записывается стихотворение.

Заболел сегодня слон,

Написал записку он,

Небольшой листок бумаги

Обписал со всех сторон:

Записал температуру,

Попросил прислать микстуру

Подписал конверт с тревогой

И отправил в путь-дорогу.

Слон письмо отдал Кроту,

Чтоб отправили Коту,

Кот послал Слону пакет,

Отписал ему ответ,

Что лекарство посылает

И ещё большой привет.

Подписал, устал немножко,

Посмотрел потом в окошко,

Описал ещё погоду,

Прописал бочонок мёду

Дописал привет друзей,

Подписался

Кот Матвей

Детям предлагается прочитать его и выписать однокоренные слова с разными приставками. Корень и приставка выделяются. Получается следующая запись:

Написал

Обписал

Записал

Подписал

Отписал

Подписал

Описал

Прописал

Дописал

      Подписался

Дети объясняют, как изменилось значение слова с изменением только одной его части – приставки.

(Написал – закончил писать;

Обписал – написал со всех сторон, не оставил свободного места;

Записал – написал о чём-то ещ1;

Прописал – добавил к уже написанному и т.д.)

С 2-3 словами (по выбору) составляются предложения.

Чтобы облегчить детям запоминание приставок, целесообразно использовать рифмованные упражнения.

Например, такие:

При- или Пре-? Пре- или При-?

Это совсем не секрет.

Ты на значение слова смотри –

Сразу получишь ответ

Приставка При-

(приближение)

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из Вселенной

В словах придет, прилетит, приплывет

Пишется при-, несомненно.

(присоединение)

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело.

Пишем мы при-, говоря обо всем,

Что добрые руки приделали.

(нахождение около)

На пригорке, придорожье,

В пригороде приморском,

На пришкольном участке пригожем

Даже привередливому – приволье.

(незакончен. неполнота действия)

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригорело – не значит сгорит.

Помни – что сделано, но не совсем,

Пишем с приставкой при-.

(объяснить правописание трудно – следует запомнить)

С детских лет, признаюсь вам,

Всё привык я делать сам,

Каждый день трудился,

И – скажу на милость-

В пятницу со мною

Чудо приключилось.

Приставка Пре-

( в значении очень)

Предлинный достанет до крыши рукой

Прежадный не даст вам конфету.

Если «очень такой» или «очень сякой»,

Пре- мы напишем при этом.

(искл.: прискорбный, причудливый)

(сходна с пере-)

Дожди проливные льют в октябре,

Но грамотный дождь – не преграда.

Где очень похожи пере- и пре-,

Писать только пре- там надо.

(объяснить правописание трудно – следует запомнить)

Словам преследовать, презрение

Ты не найдешь здесь объяснения.

Пренебрегать, преследовать, презрение.

Запомнить их – разумное решение!

Учащиеся заучивают рифмовки наизусть.

Практика показала, что хороший результат дает такая форма работы:

1. «Цветок»

В серединку цветка вставляются слова, при помощи данных приставок нужно образовать новые.

2. «Кораблик»

От данных слов образуй однокоренные слова с помощью приставок.

Каждую группу однокоренных слов запиши с новой строчки.

3.

Запиши предложение в четыре стихотворные строки. В однокоренных словах выделите приставку и корень.

Широкое распространение таких игр способствует повышению интереса к этой работе.

На занятии целесообразно составить алгоритм различения предлога и приставки. Здесь можно использовать тот же алгоритм..

Алгоритм распознавания предлога

1 шаг

Обозначает предмет, признак или действие Д2                                                 Д2: это не предлог

http://images.km.ru/education/referats/img/15145004.gifhttp://images.km.ru/education/referats/img/15145005.gif2 шаг

Можно ли поставить вопрос от предлога? Да: это предлог                           Нет: это не предлог

http://images.km.ru/education/referats/img/15145006.gif3 шаг

Указать какие слова связывает предлог

Образец рассуждения: Проверим написание слов «влетела в комнату». Слово «влетела» обозначает действие, предлог при таком слове не употребляется, писать надо слитно.

«В комнату» – обозначает предмет, значит «в» может быть предлогом. Проверим, поставим вопрос: во что? – «в комнату»; в какую комнату? – «в большую». «В» – это предлог, отдельное слово; оно связывает слова «влетел» и «комнату».

Второй алгоритм позволяет проверить написание предлога:

http://images.km.ru/education/referats/img/15145007.gifhttp://images.km.ru/education/referats/img/15145008.gif1 шаг

Есть ли ударение на предлоге, или он безударный? Без ударения                       Под ударением. Пиши как слышишь.

http://images.km.ru/education/referats/img/15145009.gif2 шаг

Проверь написание предлога по словарю

Вариант алгоритма для случаев типа «от дома» [  домъ]

1 шаг

Произнеси отдельно «слово-предмет» и предлог; поставь вопрос от предлога к «слову»

2 шаг

Проверь предлог, его написание по словарику предлогов. Напиши предлог и «слово-предмет».

Р азвитие умения различать предлоги и приставки, правильно писать их.

I. Выборочный диктант на правописание гласных и согласных в приставках.

Сошлись как-то четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. Сошлись да и заспорили: кто из них лучше нарисует? Спорили-спорили и порешили в судью выбрать Красное Солнышко. Первой вызвалась написать картину Зимушка-Зима. Покрыла Зима землю свежим пушистым снегом. Побелели поля. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

- Напишите только слова с приставками. (Повторно читает текст)

Последние три предложения записывают полностью.

- Что вы знаете о правописании приставок?

- Что вам известно о предлогах?

II. Сравнение предлогов и приставок.

1. Образуйте слово с корнем –кат- и приставкой с-. Слово должно отвечать на вопрос что делали? или что сделали?

2. Составьте предложение с этим глаголом и употребите предлог с. Запишите предложение. (Например: Дети весело скатились с горы).

Аналогичное задание: 1) корень –бег-, приставка по-, предлог по; 2) корень –лёт-, приставка в-, предлог в.

III. Для закрепления игра

ты - волшебник

Преврати слова с приставками в слова с предлогами.

http://images.km.ru/education/referats/img/15145010.gifhttp://images.km.ru/education/referats/img/15145011.gif

http://images.km.ru/education/referats/img/15145012.gifнарукавная повязка                                        повязка

http://images.km.ru/education/referats/img/15145013.gifhttp://images.km.ru/education/referats/img/15145014.gif

http://images.km.ru/education/referats/img/15145015.gif         календарь                                         настенный календарь

http://images.km.ru/education/referats/img/15145016.gifhttp://images.km.ru/education/referats/img/15145017.gif

http://images.km.ru/education/referats/img/15145018.gif      подземный переход                                                   переход

http://images.km.ru/education/referats/img/15145019.gifhttp://images.km.ru/education/referats/img/15145020.gif

        камни                                                подводные камни

http://images.km.ru/education/referats/img/15145021.gif


http://images.km.ru/education/referats/img/15145022.gifhttp://images.km.ru/education/referats/img/15145023.gif

http://images.km.ru/education/referats/img/15145024.gif        предрассветный час                                                       час

Составьте предложения со словами с предлогами.

Закреплению изученного материала способствуют следующие упражнения.

1. Найдите в стихотворении С.Есенина слова с приставками и запишите их в тетрадь.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я  в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Приставки выделите. С 1-2 словами составьте предложения.

Выпишите из текста слова с приставками.

В далёкие времена была сильная война между зверями и птицами. Летучая мышь не пристала ни к тем, ни к другим и всё выжидала, чья возьмет. Сначала птицы стали побивать зверей, и тогда летучая мышь пристала к птицам, летала с ними и называла себя птицей, но потом, когда звери стали одолевать, летучая мышь передалась зверям. Она показала им свои зубы и лапы, и уверяла, что она зверь и зверей любит.

2. Пользуясь «колесом приставок» образовать возможные слова от корней, которые вставляются в центр круга: «плыл, бросил, качает, клею, свистеть, копать, грузить, смотреть».

В центр колеса поочередно вставляются слова, а учащиеся при помощи приставок образуют новые слова.

3. Изложение (2 кл.)

Ручная белка

Жила у Вовы ручная белка. Она свила себе гнездо на лыжах. Лыжи были подвешены к стене. Хорошо устроилась белочка в своем гнезде.

Изложение (2 кл.)

Три котёнка

Три серых котенка увидели мышку. Они бросились за ней. Мышка прыгнула в банку с мукой. Котята – за ней. Мышка убежала. А из банки вылезли три белых котенка.

Занимательный материал по данной теме.

Вставь предлоги

Слезть     . . .         крыши

Полезный  . . .      здоровья

Автобус    . . .       кондуктора

Отрывок   . . .       рассказа

Смеяться  . . .       клоуном

Ах, эти приставки

http://images.km.ru/education/referats/img/15145025.gif

http://images.km.ru/education/referats/img/15145026.gif            под         придумай сам

http://images.km.ru/education/referats/img/15145027.gif

http://images.km.ru/education/referats/img/15145028.gif

http://images.km.ru/education/referats/img/15145029.gif


http://images.km.ru/education/referats/img/15145030.gif

http://images.km.ru/education/referats/img/15145031.gifподпилить

http://images.km.ru/education/referats/img/15145032.gif                                  подстричь

Игра «Нужный предлог»

- Возьмите из корзины нужные предлоги, которые употребляются с существительными в родительном падеже

уехал        . . .    мамы

позвонил  . . .    города

доехал      . . .    деревни

пришёл     . . .    тетради

стоял         . . .     дороги

посылка    . . .     друга

стоял         . . .     электровоза

С полученными словосочетаниями составьте предложения.

Дательного падежа требуют предлоги к, по. Рассмотрим занимательное упражнение по этому вопросу.

Игра «Кто первый достигнет вершины?»

Учащимся раздаются карточки (отдельно: существительные в разных формах и различные предлоги).

Задание такое: кто первый выберет все слова и предлоги стоящие в дательном падеже. (Например)

в     на

за     по

по парку                                                          к        по        о

по суше                                                               от         до

к маме                                                                       для

к дороге

к другу

по улице                                                    маме             суше         парку

                                                                                  алле           папы

                                                                      улице             другу

                                                                                   дороге

http://images.km.ru/education/referats/img/15145033.gifТот, кто первый достиг вершины, составляет словосочетания с данными словами с предлогами. И ему, как покорителю вершины, вручается карточка-приз с предлогами.

в, за

на,по

от,до

  для

Винительного падежа требуют предлоги про, через (чрез).

При изучении этой темы можно использовать такой занимательный материал:  «Собери букеты».

Задание: Соберите нужные «цветы» в вазу.

http://images.km.ru/education/referats/img/15145034.gifhttp://images.km.ru/education/referats/img/15145035.gifhttp://images.km.ru/education/referats/img/15145036.gif

              сказка                                    улицу                                землю

http://images.km.ru/education/referats/img/15145037.gifhttp://images.km.ru/education/referats/img/15145038.gifhttp://images.km.ru/education/referats/img/15145039.gif

                                         щуку                    машины               песенку

http://images.km.ru/education/referats/img/15145040.gifhttp://images.km.ru/education/referats/img/15145041.gif

                                                     речку                       мышка

  про

через

- С 2-3 существительными с предлогами составьте предложения.

С формой творительного падежа употребляются предлоги над, перед (пред), с.

Можно в этой теме использовать такой игровой материал.

Игра «Найди нужного жителя»

Дан домик, в котором живут предлоги, найди слова в творительном падеже и посели в домик.

http://images.km.ru/education/referats/img/15145042.gif


http://images.km.ru/education/referats/img/15145043.gifhttp://images.km.ru/education/referats/img/15145044.gifhttp://images.km.ru/education/referats/img/15145045.gifhttp://images.km.ru/education/referats/img/15145046.gifhttp://images.km.ru/education/referats/img/15145047.gifhttp://images.km.ru/education/referats/img/15145048.gifhttp://images.km.ru/education/referats/img/15145049.gif                                       морем      другом     мамой      лесом

над  перед   с                            судьбой       ракета       река

                                                         утку           родиной

С формами предложного падежа употребляется предлог при, а также на, в, о.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. "Дифференциация предлогов и приставок"

Тема: «Дифференциация предлогов и приставок» Цель:    Обучающая - формирование у детей четкого представления о роли приставок в  слове и предлогов в речи человека, умение отличать...

Дифференциация предлогов и приставок и адекватное их употребление

Данный конспект урока может заинтересовать учителей-логопедов , работающих на логопедическом пункте общеобразовательной школы....

"Дифференциация предлогов и приставок"

Занятие способствует закреплению навыка дифференциации предлогов и приставок, развитию способности словообразования, расширению словарного запаса, развитию связной речи уч-ся; а также, совершенствован...

Методическая разработка - презентация к логопедическому занятию по теме «Дифференциация предлогов и приставок»

Дифференциация предлогов и приставок - одна из важнейших тем логопедической коррекционной работы с учащимися с ОВЗ, которые часто допускают ошибки на слитное написание предлогов. В презентации предста...

Метадическая разработка - конспект логопедического занятия для учащихся 2-3-ых классов с ОВЗ по коррекции дисграфии с применением, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Дифференциация предлогов и приставок»

Сегодня как никогда важно активно внедрять в процесс обучения детей с ОВЗ здоровье сберегающие технологии. Медики отмечают, что состояние здоровья младших школьников вызывает тревогу. Грамотно, интере...

Дифференциация предлогов и приставок.Логопедическое занятие .

Цель: развивать слуховую память и слуховое восприятиеразвитие навыков звукового анализа в процессе упражнений на дифференциацию предлогов и приставок...