Методический семинар "Учитель Года 2019"
презентация к уроку по теме

Смолина Наталья Михайловна

Формирование экологического образования у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и при изучении курса «Окружающий мир»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel_goda_2019.pptx1.23 МБ
Файл uchitel_goda_2019.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель Высшей категории Смолина Наталья Михайловна Должность: учитель начальных классов Место работы: МБОУ Арефинская СОШ Стаж: 38 лет Профессиональное кредо: «Учитель работает над самой ответственной задачей – он формирует человека!» ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Слайд 2

ТЕМА ПРЕЗЕНТАЦИИ А ктуальность Сельская школа всегда имела значение для выживания села: демографическое – закрепление молодежи на селе , экономическое – наращивание потенциала села, она готовит будущих хозяев земли, т.е. сельская школа – условие и средство возрождения села. Реальность сегодня такова, что каждый сельский школьник со своим опытом жизни, понятием, мыслями вмешивается в жизнь села для осуществления на практике своих замыслов и идей. Я считаю, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. « Формирование экологического образования у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности (по ФГОС) и при изучении курса «окружающий мир »

Слайд 3

Список изученной литературы по анализу исследуемой проблемы: Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.-Киев , Выготский Л.С. Собрание сочинений.- Т.4. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства.- Пермь, Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры у детей, Труды философов: Хаплераков А.Я., Василенко В.А.,Коган М.С., Труды психологов: Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Запорожец А.В., Менчинская Н.А., Якобсон П.М., Демченко О.М., Кошелева А.Д. и другие.

Слайд 4

Мнение автора учебника «Окружающий мир» Виноградовой Н.Ф. Автор учебника «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова подчёркивает, что необходим начальный этап эмоционального общения детей непосредственно с окружающими их природными объектами – «…как основа доброжелательного отношения, нравственного поведения, познавательного интереса и желания вновь вступать во взаимодействие с природой».

Слайд 5

Формирование «основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях ; Необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде », Формирование «основ экологической грамотности»; Формирование «экологического мышления, ценностного отношения к природе и жизни»; Развивать «умение анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды». Важно , что стандартом не только предусматривается механизм достижения этих задач, но и технологичные способы измерения их решения. Задачи экологического образования, предусмотренные требованиями ФГОС:

Слайд 6

Воспитание ценностного отношения к миру природы Моя педагогическая деятельность в воспитании ценностного отношения к миру природы Внеурочная деятельность Литературное чтение Окружающий мир

Слайд 7

Цель и задачи педагогической деятельности Цель: Экологическое образование школьников, становление у детей научно- познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения" к окружающей среде и своему здоровью Формирование навыков наблюдений за природными объектами и явлениями. Задачи Формирование системы элементарных научных экологических знаний Развитие познавательного интереса к миру природы; Формирование первоначальных умений и навыков экологической грамотности Воспитание бережного отношения к миру природы

Слайд 8

Экологическое просвещение младших школьников Ожидаемый результат Обучение детей использованию научных знаний, приобретенных на уроках по окружающему миру, Создание системы педагогического взаимодействия по экологическому развитию детей Формы и методы экологического образования и воспитания Э кскурсии и прогулки Беседа Дискуссия Моделирование экологических ситуаций Природоведческий практикум Работа по экологическим проектам Творческие средства Ролевые игры Наблюдения

Слайд 9

Ведущая педагогическая идея Привлечение родителей к решению проблемы экологического воспитания Ведущей педагогической идеей является: Включение учащихся в собственный исследовательский поиск на предметных уроках, а также во внеурочной и внеклассной работе. Разработка собственных методик и диагностик для определения уровня сформированности экологического мировоззрения

Слайд 10

Система педагогического взаимодействия по экологическому развитию детей Целевое назначение : освоение основ экологической грамотности, правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Начиная с 1-го класса на уроке окружающего мира (и не только) была поставлена цель: изучить уровень сформированности и характер окрашенности отношения детей к миру природы. Технология реализации : Д ифференцированный подход в образовательной деятельности Экспериментальная деятельность Проектная составляющая Проведение диагностик и анкетирований Участие в экспериментальной площадке Формирование экологического воспитания на уроках литературного чтения, технологии, изобразительного искусства Место в структуре образовательного процесса: урочная и внеурочная деятельность, работа с родителями

Слайд 11

Мероприятия по экологическому воспитанию Конкурс добротворчества «Эффект бабочки» в рамках сетевого проекта "Проектирование воспитательной системы образовательной организации как условие профилактики асоциальных проявлений в школьной среде». Номинация «Добрый Город» Экологическое мероприятие «Книжка малышка о природе» в рамках Муниципальной конференции проектных и исследовательских работ младших школьников «Звездочка» (посещение детского сада «Сказка») Областной социальный конкурс при поддержке Законодательного Собрания Нижегородской области «Голос ребенка » (победители 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 гг ). Работы экологического направления Участие во Всероссийском литературном конкурсе « Иван-да-Марья » 2018 (работы экологической тематики размещены в журнале ) Экологическое мероприятие « Экология на территории завода» в рамках Муниципальной конференции проектных и исследовательских работ младших школьников «Звездочка»

Слайд 12

Мероприятия по экологическому воспитанию Эколого-краеведческий проект «Экологическая среда школьного помещения» Экологический проект «Экологическая среда школьного помещения и защитной полосы пришкольного участка » Эколого-краеведческий проект «Экологическое состояние местного участка леса» Классный час "В судьбе природы – наша судьба" Проведение открытого экологического урока по теме: «КУЛЬТУРА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ » Муниципальный фестиваль «Безопасное будущее» Тема работы: Шалость детей с огнем – причина пожаров

Слайд 13

Д иагностика экологических знаний младших школьников собственной разработки, основанная на методике О.А. Соломенниковой , кандидата педагогических наук. Разработка памятки «Правила поведения в лесу» Оформление стенгазет на экологическую тематику Шефская работа с младшей группой детского сада (организация выставки детских книг экологической тематики, инсценирование экологической сказки) Из опыта работы

Слайд 14

Результаты работы по экологическому воспитанию в урочной деятельности Повысился уровень знаний учащихся по предмету «Окружающий мир» Отслеживая уровень качества знаний учащихся за три года, Отношение к предметам Процент учащихся Нравится и очень нравится 100 % Не нравится и очень не нравится 0 Отношение учащихся к учебным предметам. можно сделать вывод, он находится на эффективном уровне

Слайд 15

Сравнительные данные по выявлению уровня сформирован н ости экологической культуры Уровни Сентябрь 2016 Май 2017 Январь 2018 Декабрь 2018 Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей % Высокий 2 15 3 25 6 50 7 62 Средний 6 50 6 50 3 35 4 30 Низкий 4 35 3 25 2 25 1 8 По результатам анкеты собственной разработки (внеурочная деятельность )

Слайд 16

Эколого-краеведческий проект «Экологическая среда школьного помещения » Цель исследования – определение степени загрязненности атмосферного воздуха школьной территории. Задачи : Дать оценку степени загрязненности воздуха школьного пространства; Определить условия, влияющие на степень загрязнения; Привлечь внимание общества к проблемам окружающей среды. Методы исследования: Анализ различных источников информации; Сравнение и классификация; Наблюдение; Эксперимент; Обобщение. Из опыта работы

Слайд 17

Описание работы 1-ый этап: Занятие 1. Постановка задач и целей. Занятие 2. Изучение зеленой защитной полосы пришкольного участка. Занятие 3. Оценка загрязнения воздуха. Занятие 4. Определение степени запыленности воздуха. Занятие 5. Определение уровня антропогенного загрязнения среды. 2-ой этап: Занятие 1. Окончательная обработка результатов. Занятие 2. Выводы и обобщение.

Слайд 18

Изучение зеленой защитной полосы пришкольного участка Измерения Полученные результаты Санитарно –гигиенические нормы, м Ширина защитной полосы из деревьев 1,8 1,5 Расстояние от школы до деревьев 15 10 Расстояние от школы до кустарников 5 5 Расстояние между деревьями 4 -7 5 - 6 Определение уровня антропогенного загрязнения среды Тип автотранспорта Количество штук за 20 мин. Легковые автомобили 14 Грузовые автомобили 6 Дизельные автомобили 3 Результаты проведенного исследования представлены в таблице:

Слайд 19

Мы бутылки из-под лимонада Превратили в горшочки для рассады. Мы цветы посадили в эти плошки И поставили в классе на окошке

Слайд 20

Ещё в нашем селе есть небольшой завод по выпуску слесарно-монтажного инструмента – ООО «СМИ». Предприятие хоть и небольшое, но, как любое производство, природу загрязняет. Мы сочинили и оформили несколько плакатов, и передали их в заводоуправление ООО «СМИ».



Предварительный просмотр:

Формирование экологического образования у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и при изучении курса

«Окружающий мир»

Смолина Наталья Михайловна

Учитель МБОУ Арефинская COШ

Цель: Экологическое образование школьников, становление у детей научно - познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Задачи:

  • Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка;
  • Развитие познавательного интереса к миру природы;
  • Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы;
  • Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

Ожидаемый результат:

  • Экологическое просвещение младших школьников;
  • Создание системы педагогического взаимодействия по экологическому развитию детей (обучение, совместная деятельность учителя с детьми, самостоятельная деятельность детей);
  • Обучение детей использованию научных знаний, приобретенных на уроках по окружающему миру, чтобы сделать заключение о состоянии окружающей природы и ее изменениях под влиянием деятельности человека.

Актуальность: Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека всех возрастов и профессий. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания нравственно- экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Новизна: Для достижения поставленных задач применялись методы  моделирования собственной разработки, исследования и проектная деятельность учащихся.

Экологическое образование школьников

 «Все начинается с детства»...

Сложно полемизировать с этим известным высказыванием. Начальный школьный возраст-это период жизни, когда человек делает первые шаги по достаточно сложной дороге познания окружающего мира. У ребёнка, в процессе общения с предметами, объектами, действительности, формируется система представлений о мире. Взаимодействуя с рукотворным миром, миром природы и людей, ребенок учится понимать и ценить добро и противостоять злу; у него формируются основы мироощущения, мировоззрения, ценностного отношения ко всему тому, что его окружает.

    Однако сегодня данная проблема - проблема воспитания ценностного отношения подрастающего поколения к окружающей действительности - является одной из актуальных проблем, к которой обращены ученые целого ряда наук, изучающие человека в разных его аспектах и проявлениях (философы, психологи, педагоги, социологи и т.д.).

    Автор учебника «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова также  подчёркивает, что необходим начальный этап эмоционального общения детей непосредственно с окружающими их природными объектами - «...как основа доброжелательного отношения, нравственного поведения, познавательного интереса и желания вновь вступать во взаимодействие с природой».

МБОУ «Арефинская средняя общеобразовательная школа» Вачского района Нижегородской области, как и многие другие сельские школы, является самой точной социологической моделью общества. Это особое звено социологической системы со свойственными ей проблемами, которыми озабочены жители села. Сельская школа всегда имела значение для выживания села: демографическое – закрепление молодежи на селе, экономическое – наращивание потенциала села, она готовит будущих хозяев земли, т.е. сельская школа – условие и средство возрождения села. Реальность сегодня такова, что каждый сельский школьник со своим опытом жизни, понятием, мыслями вмешивается в жизнь села для осуществления на практике своих замыслов и идей.   Я считаю, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительные процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать,   улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем селе, районе и в стране.

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

     

 Приступая к работе по экологическому воспитанию учащихся, я поставила перед собой  цель: создать условия для формирования у моих учеников основ экологической культуры, правильного отношения к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения.    Экологическое образование – одно из направлений реализации Программы духовно- нравственного развития и воспитания в начальной школе и Программы воспитания и социализации в основной школе ФГОС.

В практике моей педагогической деятельности воспитание ценностного отношения к миру природы более тесно связано с уроками окружающего мира и внеурочной деятельности.

Начиная с 1-го класса на уроке окружающего мира (и не только) была поставлена цель: изучить уровень сформированности и характер окрашенности отношения детей к миру природы.

В рамках образовательной программы по окружающему миру для формирования экологического воспитания я использовала такие темы, как: «Наш уголок природы», «Хвойные деревья», «Жизнь птиц», «Наша страна — Россия», «Богата природа России» и другие. (Окружающий мир, 1 класс, Часть 2, Виноградова Н.Ф., 2016.). Далее во 2-ом классе  было продолжено  экологическое воспитание  при изучении тем: «Что такое окружающий мир», «Кто живёт рядом с тобой», «Мы — жители Земли», «Природные сообщества», «В некотором царстве. Царства природы.» и др. Третий класс (текущий учебный год) стал продолжением изучения данной проблемы, были рассмотрены такие темы, как: «Значение воды для жизни на Земле», «Растения встречаются повсюду», «Если бы на Земле не было растений»,  «Растения – живые тела (организмы)», «Цветок – самый красивый орган растения», «Красная книга России», «Какова роль животных в природе»  и др.

Внеурочный компонент экологического образования также   является обязательной составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения. Он представлен внеурочной формой деятельности обучающихся, реализующей системно-деятельностный подход преемственно с учебными задачами экологического образования урочного компонента, но в иных условиях, на другом материале, в разнообразных личностно- и социально- значимых учебно-проектных и социально-практических ситуациях экологической направленности.

В результате этой работы по формированию экологического отношения к природе дети усвоили ведущие мировоззренческие идеи: единство неживой и живой природы, их взаимосвязи, человек как часть природы.

Работа с родителями по экологическому воспитанию школьников

Экологическое воспитание детей невозможно без привлечения участия в нем родителей. Работа с родителями по экологическому воспитанию школьников является одной из составных частей работы школьного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI веке.

Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание.

Например, при организации родительского собрания на тему «Экология и дети» сначала мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их представлений, связанных с экологическим воспитанием детей. Родительское собрание начали с КВНа между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие.

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов. Мною, с поддержкой родителей,  были подготовлены информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета «Береги природу!».

Взаимодействие школы с семьей по экологическому воспитанию можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Формы и методы экологического образования и воспитания

Не меньшее значение, на мой взгляд, имеет и выбор методов и приемов работы с учащимися. В 1-2 классе они должны быть направлены, в первую очередь, на развитие эмоций и чувств детей, на стимуляцию устойчивой потребности в организации общения, взаимодействия с природными объектами.

В своей практике я использую различные формы и методы экологического образования и воспитания: беседа, дискуссия, рассказ, моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, природоведческий практикум, работа по экологическим проектам и т.д.

Большое воспитательно-образовательное значение имеют экскурсии и прогулки. На прогулках дети  фиксируют красивый пейзаж,  делают зарисовки и составляют рассказы по своему рисунку. Большое значение в экологическом воспитании детей придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка.

   В последнее время большее внимание уделяю таким методам обучения, как моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников, природоведческий практикум, работа по экологическим проектам.

Заключение

Таким образом, для духовного развития личности человека важно, чтобы он с самого раннего детства наблюдал природу, непосредственно общался с ней.

Изучение экологического потенциала современных учебников, детских энциклопедий, справочников, художественной литературы, детских периодических изданий по окружающему миру показало, что в них имеются большие возможности для формирования у младших школьников экологического сознания.

Внеурочную работу по формированию у младших школьников экологического отношения необходимо рассматривать как неотъемлемую часть всего учебно-воспитательного процесса и включать в неё нетрадиционные формы: экологические праздники, выставки различных творческих работ  детей, компьютерное экологическое моделирование, экологический практикум, эколого-психологические тренинги.

Значительное внимание нужно уделять практическому участию младших школьников в экологической деятельности.

Таким образом, благодаря продуманной, систематической урочной и внеклассной работе в начальной школе   можно заложить основы формирования личности с новым образом мышления и типом поведения – экологическим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Учитель года - 2019"

Сочинение-рассуждение...

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС УЧИТЕЛЬ ГОДА 2019

технология нетрадиционного рисование ,как средство развития творчеких способностей на занятиях в кружке "Творческая мастерская"...

Эссе «Я – учитель» на конкурс «Учитель года-2019».

Главное в моей профессии учителя- не забывать правило, которое сформулировал Л.Н.Толстой: « Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем . Если учитель имеет только любовь ...

"Учитель года -2019" школьный этап

4-ку класска ажык кичээл Темазы: Кылыг сөзүнүң эрткен үези.Катаптаашкын....

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР" , конкурс "УЧИТЕЛЬ ГОДА- 2019".

Компьютерная презентация с пояснительной запиской, содержащие описание педагогического опыта....