Музейное пространство для развития детской одаренности
опыты и эксперименты

Павлова Людмила Борисовна

   Музейная среда и детская одаренность. Как соотносятся данные понятия. Выводы ученых, моя собственная педагогическая практика позволяют понять, что они тесно взаимосвязаны в процессе развития талантливости и одаренности современного ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_31_1.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Секция: Социализация и профессиональное самоопределение одаренных детей одаренных детей

Музейное пространство для развития детской одаренности

Павлова Л.Б., учитель начальных классов МАОУ СОШ № 32

   Музейная среда и детская одаренность. Как соотносятся данные понятия. Выводы ученых, моя собственная педагогическая практика позволяют понять, что они тесно взаимосвязаны в процессе развития талантливости и одаренности современного ребенка.

    Что такое одаренность? Под одаренностью мы понимаем не только то, что даровано человеку природой, но и то, что может быть приобретено в процессе жизни, развито в условиях определенной среды. Среда либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться. Поэтому ценится не сама одаренность, а то, чего достиг человек.

      Благоприятная среда и квалифицированный педагог способны превратить этот природный дар в выдающийся талант, который может быть получить поддержку и развитие в музейной среде. Музей позволяет учителю значительно расширить информационные и визуальные возможности для развития личности ребенка.   

        Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться – это технологические и мыслительные шаги на пути к успеху учащегося и развитию у него определенных компетентностей (интеллектуальных, коммуникативных, проектных).

       Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. С помощью музейной педагогики, используя значительный опыт поколений в виде экспонатов (писем, фото, предметов и т.д.), я воспитываю творческую личность, способную самостоятельно принимать решения в непредсказуемых ситуациях. Это еще и значительное средство социализации ребенка в процессе воспитания в условиях музейной среды.

        Участвуя в городских программах воспитания и дополнительного образования на базе Краеведческого и Художественного музеев, проводя уроки в школьном музее Боевой славы 19 Гвардейской дивизии, стараюсь создать учащимся условия для развития, а одаренным и талантливым - для воплощения проектных и исследовательских идей.

       Использование средств музейной педагогики позволяет адаптировать детей к современной жизни, восприятию окружающего мира на основе законов культуры, традиций, общечеловеческих ценностей. Активное приобщение детей к постижению культуры, воспитание гражданского и патриотического самосознания позволяет правильно сориентировать ребенка на духовные ценности, дает надежду на возрождение высоко духовного российского общества.

       Музей способствует социализации личности, включая, индивида в жизнь общества через усвоение личностью норм поведения, приобщение его к ценностям. Музей – особое пространство, которое   приближает современное искусство к ученику, позволяет ему творчески развиваться.

       Музейные уроки направлены на формирование умения видеть – наблюдать, анализировать, переживать, обобщать, размышлять, сравнивать и фантазировать по поводу увиденного.     

     При планировании занятий по музейной педагогике использую следующие методические принципы:

  • деятельность - постоянный процесс открытия новых знаний;
  • вариативность - право выбора решения проблемной ситуации (ученик всегда прав, если может объяснить свою точку зрения);
  • креативность и поощрение  творчества ребенка через коллективную и индивидуальную деятельность;
  • непрерывность - получение знаний не заканчивается на занятиях, а продолжается на других уроках.

     Изложенное выше позволило мне сформировать свою собственную методическую систему, позволяющую развиваться ребенку в современных условиях среды, в том числе и на базе музея. То, что ранее критиковалось, не признавалось (музейные уроки), в условиях нового ФГОС стало нормой, обеспечивающей качество образования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Светлана Ивановна ТопчиеваМБОУ КСОШ № 32         Каждый человек, а творе...

Педагогический проект "Система развития детской одаренности"

Педагогический проект состоит из разделов: 1. Анализ ситуации. 2. Проблема. 3. Планируемые результаты. 4. Система работы. 5. Диалогический инструментарий. 6.Условия, обеспечивающие достижения новых об...

«Особенности развития детской одаренности в условиях перехода на ФГОС»

Феномен детской одарённости интересует многих психологов и педагогов. Любое дарование, талант, одарённость необходимо распознать и вовремя начать развивать. Именно поэтому, приоритетным направлением в...

Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО

Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогла, когда использует этот талант.И.В.Гёте...

Презентация к областному семинару совещанию по проведению профессионально – педагогической экспертизы дополнительных образовательных программ, направленных на развитие детской одаренности. апрель 2019 г.

Презентация к областному семинару  совещанию по проведению профессионально – педагогической экспертизы  дополнительных образовательных программ, направленных на развитие детской одарен...