Современный урок. Использование дидактических игр на уроках обучения грамоте.
статья (1 класс)

Басейн Зинаида Семеновна

В этой статье описание дидактических игр, которые можно использовать на уроках обучения грамоте с учетом ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроках обучения грамоте.

Учитель Басейн Зинаида Семеновна

   Обучение звуковому анализу слов начинается на занятиях по подготовке детей к изучению основ грамоты еще в старшем дошкольном возрасте. Задача этих занятий – обеспечить ребятам равные стартовые возможности для последующего обучения в начальной школе.

   На уроках обучения грамоте большая роль отводится звуковому анализу слова:  умению различать гласные и согласные звуки, ориентироваться в звуковой структуре слова, подбирать слова к предложенным моделям.

   В процессе этой работы особое внимание учитель должен уделить дидактическим играм, так как их основная цель – обучающая. В ходе такой игры ребенок должен правильно выполнить предложенное задание, а игровая ситуация или персонаж помогает ему в этом.

   Очень важно, чтобы каждая игра имела основные структурные элементы и был подведен ее результат ( итог).

    Приведу примеры игр для первоклассников, которые я использую на  уроках обучения грамоте.

Игра 1.  Поезд – слово.

Цель: Научить детей составлять слова из заданных букв.

Оборудование: стилизованные картинки с изображением вагончиков поезда, в центре каждого вагончика – буква.

  Детям предлагается добавить к паровозу вагончики  так, чтобы можно было прочитать слово.

Игра 2. Найди свой дом.

Цель: Научить детей соотносить первые звуки в словах с изображениями букв.

Развитие зрительно-моторной координации у детей.

 Оборудование: предметные картинки по числу участников игры. Стилизованные картинки с изображением домиков, в центре каждого дома – буква.

    Участникам предлагается картинка с предметом. Учитель просит назвать первый звук этого слова. По сигналу  дети занимают места рядом с домиком, на котором изображена нужная буква.

Игра 3. Перейди через речку.

Цель: Научить детей находить заданный звук в слове.

Развитие двигательной активности.

Оборудование: Полоса синей ткани или бумаги ( речка). Модели печатных букв ( мостики).

  Дети располагаются на одном берегу реки. Чтобы перейти через речку по мостику нужно придумать слово, в котором есть такая буква. Если ребенок сам затрудняется выполнить задание, учитель может  предложить помощь в виде загадки или описания предмета с данной буквой.

Игра 4. Запрещенное слово.

Цель: развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Ход игры: Детям предлагается встать у своего места. Учитель называет ( четко произнося ) « запрещенное» слово.

Взрослый перечисляет слова, близкие по звучанию с « запрещенным». ( лягушка, подушка, квакушка, сушка, кружка и т.д.) . При произнесении учителем нужного слова, ребенок должен сесть на место. Игра повторяется несколько раз с разным набором слов.

Игра 5. Бусы.

Цель: Научить детей подбирать слова разного звукового состава и соотносить их со звуковыми схемами.

Оборудование: Звуковые схемы слов ( отдельные звуки, слоги-слияния), шнурок или веревочка ( можно прикрепить ее к доске).

Ход игры: Учитель показывает детям предмет и предлагает составить схему этого слова из « бусинок», одевая их на нитку.

Игра 6. Всему свое место.

Цель: потренировать детей в определении места данного звука в слове.

Оборудование. Коробки с прорезями. Предметные картинки.

Ход игры: Учитель раздает детям картинки и предлагает определить место данного звука в слове. Опустить картинку нужно в определенную прорезь коробку ( начало, середина, конец).

Итогом игры становится выставка картинок, попавших в одну прорезь. Они могут быть объединены общей темой, тогда легко найти ошибку.

Игра 7. Дорисуй букву.

Цель: Закрепление зрительных образов букв, развитие пространственного воображения.

Оборудование: Листы с изображением печатных или письменных букв. ( изображения должны быть незавершенными).

Ход игры: Детям предлагается рассмотреть рисунки, узнать и дорисовать букву. Можно предложить придумать слова из составленных букв.

      Предложенный материал я использую в первом классе на уроках обучения грамоте и письма, но он может использоваться и во внеклассных занятиях с логопедом или воспитателем группы продленного дня.

      Такие игры помогают ребенку сознательно оперировать звуковой стороной языка, его элементами. От четких и устойчивых представлений о звуковом составе слова часто зависит успех обучения чтению и письму, следовательно усвоение программы первого класса.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников

Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе у...

Использование дидактических сказок в процессе обучения

Как сделать обучение наиболее эффективным? Какими  методами, средствами поддерживать интерес к учению?Всем известно, что использование игровых моментов и уроков в игровой форме, особенно в 1-м кл...

Дидактическая игра в период обучения грамоте в 1 классе "Собери слово".

Материал может быть использован при знакомстве с буквой Б на уроке обучения грамоте в 1 классе....

Особенности использования дидактической игры в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта.

Роль  дидактической игры  в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта....

Дидактическая игра в период обучения грамоте "Ь"

Материал содержит презентацию, методические рекомендации к проведению игры, карточки для организации парной и групповой работы....

Технологическая карта урока “Гласные и согласные звуки“ по обучению грамоте (азбука) 1 класс с использованием образовательной платформы Учи.ру

Технологическа я карта урока по обучению грамоте (азбука) для 1 класса по теме "Гласные и согласные звуки" с использованием карточек образовательной платформы Учи.ру. Технологическая карта урока подой...