Нетрадиционные формы уроков русского языка как средство обобщения изученного материала в начальных классах
статья (1, 2, 3, 4 класс)

 

В настоящее время любой метод и любую организационную форму обучения следует рассматривать с точки зрения их эффективности, реализации возможностей познавательной деятельности учащихся. Иначе говоря, все методы и организационные формы обучения должны быть активными по своей сути.

Сейчас учителя обращают внимание на нестандартные формы проведения уроков. Это, конечно, не значит, что другие традиционные методы и формы обучения отходят на второй план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nestandartnye_uroki.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс введения ФГОС нового поколения в деятельность образовательных учреждений требует серьезного переосмысления основных направлений работы, опирающихся на системно-деятельностный подход в процессе обучения, на формирование УУД и умения учиться, способствующих саморазвитию и самосовершенствованию личности путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Важно создать не только новые условия, но и изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.

Школе, учителю в настоящее время необходимо не столько сформировать у детей программные умения и навыки, но, главное, научить школьников творчески распоряжаться своими знаниями, применяя их на практике и в новой ситуации. Наибольшую радость дети получают от работы, позволяющей им проявить себя как личность, раскрыть свои способности, возможности. Благоприятные условия для этого создаются на нестандартных уроках или при включении элементов нестандартного обучения в традиционные уроки. При проведении нетрадиционных уроков выявляются и развиваются личностные качества ученика, воспитывается культура учебного труда, культура взаимоотношений, умение грамотно вырабатывать собственную активную позицию.        

Кроме того, младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Организация нетрадиционных уроков поможет учесть эти психологические особенности обучающихся.

По определению С. В. Кульневич, нестандартный урок – это   импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.

Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС НОО:

  • общекультурное развитие;
  • личностное развитие;
  • развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся;
  • формирование умения учиться;

развитие коммуникативной компетентности.

Признаки нестандартного урока

Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, творческой. Есть и другие признаки:

1. Самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи.

2. Необычные условия работы.

3. Активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

4. Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)

5. Место проведения урока – не только кабинет в школе, это может быть музей, лес, поле и т.д.

6. Использование внепрограммного материала, углублённое проблемное рассмотрение взятой на урок темы.

7. Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством учащихся и учителя.

8. Возможность привлечения для организации и обеспечения необходимого содержания людей разных профессий.

9. Подключение эмоциональной сферы школьников. Создание ситуаций успеха для каждого ученика с учётом его возрастных особенностей, и индивидуальных способностей, и интересов.

10. Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке. Самооценка учащихся, самокоррекция, взаимокоррекция деятельности.

11. Не отвергать даже кажущиеся невероятными формы нестандартного урока, виды деятельности на уроке, предложенные учащимися.                

Виды нестандартных уроков

Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нестандартных уроков, остановимся на наиболее распространенных типах нетрадиционных уроков, которые используют именно в начальной школе.

Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-выставка и другие. Целью таких уроков является становление творческих способностей при работе с содержанием учебного материала.

Уроки, основанные на имитации каких-либо занятий или видов работ: урок-экскурсия, урок-путешествие, защита проектов. Целью таких уроков является расширение кругозора учащихся.

Уроки на состязательно-игровой основе: урок-игра, урок-КВН, урок –

«Что? Где? Когда?», уроки-викторины, урок-эстафета. Цель этих уроков – стимулирование познавательного интереса.

С целью приобщения к активным формам внешкольной жизни можно использовать урок-праздник, урок-театр, урок-концерт, урок-мастерская, инсценировка художественного произведения.

Особый вид нетрадиционного урока – интегрированный урок. Это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов. Он дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам, позволяет учителю с первых шагов обучения научить ребенка представлять мир, окружающий его, как единое целое.

Практика учителей показывает, что все 100 % педагогов используют в своей деятельности нетрадиционные формы обучения. Учителя отмечают, что нетрадиционные формы проведения урока позволяют им внедрить в работу разнообразные методы и приемы, способствующие вовлечению каждого ребенка в познавательный процесс, нацеливают его на положительный результат, предоставляют возможность учащимся:

- проявить себя с позиции творческого субъекта;

- включаться в деятельность для испытания своих возможностей;

- проявить свой интерес и активность;

- шире развивать познавательные способности.                

В основном ими проводятся: уроки – путешествия, уроки – сказки, разнообразные игры, уроки – соревнования, интегрированные уроки, уроки типа КВН, уроки – экскурсии, уроки – эстафеты.

Если рассматривать частоту использования данных форм, то можно отметить, что учителя начальных классов больше предпочитают:

уроки-путешествия - 70 % учителей;

уроки, с использованием игровых ситуаций - 40 % учителей;

уроки-сказки - 30 %;

интегрированные уроки - 25 %;

уроки типа КВН - 20 %.

уроки-экскурсии -30 %                


Уроки – путешествия

Уроки – путешествия в основном рекомендуется использовать на этапе обобщения знаний, умений и навыков по определённой теме. В начальных классах приемлемы следующие виды данных уроков:

урок – путешествие с любимым героем;

урок заочного путешествия на выбранный объект (лес, фабрика и др.);

урок – путешествие по выбранному маршруту (по городам-героям, городам области, странам, планетам, сказкам);

урок – путешествие на определенном транспорте (на автобусе, корабле, ракете, поезде, машине, самолете и т. д.).

Данный тип урока требует большой предварительной подготовки, специального подбора материала, логической увязки каждого упражнения с идеей урока. На уроках – путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия и воспитываются нравственные качества.                

Уроки – игры

Необходимо спланировать работу так, чтобы игровой сюжет проходил через весь урок. В начале урока детям сообщаются правила игры, определяется, какую роль должны будут выполнять дети в процессе игры. Необходимо продумать урок таким образом, чтобы каждый ребёнок мог принять участие и получил от этого удовольствие. Существует мнение, что игра создает проблемы с дисциплиной. Но мы считаем, что если учитель четко называет правила, то таких проблем не будет. И потом, это же «рабочий» шум, который доказывает, что ученикам интересна игра, что они желают играть.

 Уроки – сказки

В эти уроки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания, ведь сказки – верные спутники ребят. Они учат детей добру, учат общаться, радоваться, выражать свои чувства, огорчаться, сопереживать, разбираться в мотивах поступков.        

Уроки типа КВН

Проводятся в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд: разминка, практические задания, поединок капитанов, физкультминутки.

Каждая команда имеет название, выбираются капитаны команд, приглашается жюри. Вопросы и задания по содержанию носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.        

Интегрированные уроки

Предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Потребность преодолеть эти противоречия привела к использованию учителями интегрированных уроков.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Все школьные дисциплины обладают своеобразным интегрированным потенциалом, но их способность сочетаться зависят от многих условий. В начальной школе интегрировать область русского языка можно с окружающим миром, краеведением, литературным чтением, изобразительным искусством.                                                                                        

При планировании таких уроков необходимо учитывать следующие условия:

- в интегрированном уроке объединяются блоки двух-трех различных предметов, поэтому важно определить главную цель интегрированного урока;

- если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;

- интегрированный урок могут проводить и несколько учителей главное, помнить, что цель занятия достигается только их совместными, объединенными усилиями.                

За методикой интегрированного преподавания большое будущее, так как благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. Интеграция содержания позволяет исключить повторы в разных учебных предметах, углубить изучение материала без дополнительных временных затрат, реализовать взаимную систематизированную согласованность, стимулировать учащихся к применению знаний в повседневной жизни.

Уроки-мастерские

Мастерская – это нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса. Она предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной карты мира и ценностного отношения к нему.

Цель – предоставить ученикам психологическое средство, позволяющее им лично саморазвиваться, осознавать самих себя, свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности развития мира.

На уроке мастер вводит своих учеников в поиск знания, а не прямо передаёт информацию, обучает умению ставить проблемы и творчески искать ответ, создаёт атмосферу, позволяющую им осознать и научиться понимать себя и свое место в мире, понимать других людей, воспитывает уверенность в своих способностях.

Структура:

1. Индуктор – толчок, трамплин, мотивация, творческое начало.

2. Работа с материалом:

- деконструкция – смешение, разложение, развёртывание;

 - выбор;

- реконструкция – создание своего мира, текста, рисунка и т. д.

3. Первичная социализация – представление промежуточного результата;

4. Самокоррекция – сравнение своего и чужого, обмен материалом, доработка;

5. Информационный запрос – дополнение из разных источников;

6. Творчество – чистый лист – итоги работы (сочинение, рассказ, решение, таблица и т. д.)

7. Новая социализация – представление своей работы всем. Разрыв между старым и новым знанием.

8. Общая рефлексия.

Происходит самоанализ сделанного, анализ движения мысли, чувства, знания, мироощущения:

- Что испытывал вначале? Каким путём решил идти? Как пришёл к тем выводам, которые есть в работе? С каким чувством заканчивал работу?

Виды деятельности в мастерской:

- игры, импровизация;

- работа в парах, группах, коллективе, в целом:

- самостоятельная индивидуальная работа;

- обмен наработанным материалом;

- выбор видов работы, заимствование у других;

- исследование, поиск, собственный ответ.        

Деловые игры

В ходе проведения деловых игр на уроках поддерживается высокое эмоционально-интеллектуальное напряжение, участникам игры предоставляется возможность выбора своей роли, а сама игра оказывается, проникнута духом соревнования. В деловой игре рождается взаимодействие в рабочей группе, ярко проступают отношения между членами команды, в открытой форме выступают учебные, личностные, социальные отношения участников игры друг к другу.

Цель проведения деловой игры – расширить представления учащихся о том или ином событии, совершенствовать знания в доступной ненавязчивой (игровой) форме, учить детей слушать и слышать друг друга, взаимодействовать и помогать друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: Закрепление изученного материала по теме: «Местоимение». 4 класс

При закреплении материала используются интересные игры, "хитрые вопросы", шарады, кроссворды, осуществляется связь с материалом литературного чтения....

Разработка урока русского языка на тему:"Обобщение изученного об имени существительном"

Цели:    обобщить полученные знания об имени существительном, закрепить  правила написания мягкого знака на конце имен существительных    (в начальной форме)  после букв ...

конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного о глаголе"

На уроке учащиеся обобщают и закрепляют знания о глаголе как части речи, неопрнделённой форме глагола, временах глагола, спряжении, правописании безударных личных окончаний, воспитываеться любовь к ру...

Исследовательская работа "Использование нетрадиционных форм уроков русского языка,как средство формирования коммуникативных УУД"

Современное общество характеризуется быстрым развитием науки и техники, высокими темпами обновления знаний. На протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профес...

Урок русского языка то теме "Обобщение учебного материала за 4 класс"

В выходные прошла  Масленица.  Значит,  Зима  уходит и наступает Весна.  А  весной мы  будем  сдавать экзамены,  ВПР.  Поэтому,  необходимо к ним...

Проверочная работа по русскому языку по теме "Обобщение изученного материала"- 1 класс, 3 четверть

Проверочная  работа  по  пройденным темам:  жи-ши, ча-ща, чу-щу;  чк, чн, щн, нч, нщ, рщ - без Ь;   имена собственные;  слова с Ь, обозначающим мягкость со...