Методы поддерживающего оценивания для диагностики и оценки показателей уровня и динамики освоения УУД обучающимися
материал

Давыдова Наталья Евгеньевна
Методы поддерживающего оценивания для диагностики и оценки показателей уровня и динамики освоения УУД обучающимися

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика личностных УУД

Типовые задачи

Самоопределение и смыслообразование

Методика «Беседа о школе»

(модифицированный вариант

Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 6,5—8 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание задания: ученик должен ответить на вопросы:

  1. Тебе нравится в школе?
  1. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
  2. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой — хороший ученик?» Что ты ему ответишь?
  3. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?

5.        Представь, что есть школа А и школа Б. В школе
А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение,
математика,  письмо  и только  иногда рисование,  музыка, физкультура. В школе Б другое расписание — там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

  1. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: «…?» Подумай, о чем он тебя может спросить.
  2. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или пятерку в журнал».

Критерии оценивания:

  1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.
  2. Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.
  3. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, 1988).

Уровни оценивания:

  1. Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.
  2. Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
  3. Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.

3.Сочетание ориентации на социальные и собственно
учебные аспекты школьной жизни.

Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»

Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие — умение задавать вопрос.

Возраст: 6,5—8 лет.

Метод оценивания: чтение незавершенной сказки в индивидуальном обследовании.

Описание задания: ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ему вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»

Критерии оценивания:

  1. Интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки.
  2. Адекватность высказывания, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.

Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень: ребенок не проявляет интереса к чтению сказки, не задает вопросов.
  2. Средний уровень: ребенок проявляет интерес к сказке, но инициатива в продолжении чтения отсутствует; после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку.
  3. Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.

Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна)

Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 9—10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: каждому учащемуся предлагается написать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?».

Критерии оценивания:

1.        Дифференцированность — количество категорий (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства, оценочные суждения).

  1. Обобщенность — степень обобщенности суждений-характеристик «Я».
  2. Самоотношение — соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений.

Уровни оценивания:

•        Дифференцированность

  1. 1—2 определения, относящиеся к 1-й, 2-й категориям.
  2. 3—5 определений, преимущественно относящихся ко 2-й, 3-й категориям (социальные роли, интересы, предпочтения).
  3. От 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств.

•        Обобщенность

  1. Учащиеся называют конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы.
  1. Совмещение категорий 1-й и 3-й.
  2. Учащиеся указывают свою социальную роль (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый).

•        Самоотношение

  1. Преобладание отрицательных оценочных суждений о себе или одинаковое количество отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение).
  2. Незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение).

3.        Преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).

Рефлексивная самооценка учебной деятельности

Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников в учебной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

Возраст: 10,5—11 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос. Описание задания: учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы:

  1. Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика.
  2. Можно ли тебя назвать хорошим учеником?
  3. Чем ты отличаешься от хорошего ученика?
  4. Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя: «Я — хороший ученик»?

Критерии оценивания:

— адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению).

Уровни рефлексивной самооценки школьника:

  1. Называет только одну сферу школьной жизни.
  2. Называет две сферы школьной жизни.
  3. Называет более двух сфер школьной жизни; дает адекватное определение отличий «Я» от «хорошего ученика».

Уровни оценивания:

  1. Называет только успеваемость.
  2. Называет успеваемость и поведение.
  3. Дает характеристику по нескольким сферам; дает адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»:

1 — нет ответа, 2 — называет достижения, 3 — указывает на необходимость самоизменения и саморазвития.

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса

(по Г.Ю. Ксензовой)

Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса школьника.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.

Возраст: 7—10 лет.

Метод оценивания: индивидуальный опрос учителя.

Описание задания: методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение школьника к учебным задачам и выраженность его учебно-познавательного интереса. Учителю необходимо отметить наиболее характерные особенности поведения каждого ученика при решении учебных задач

 (см. табл.2).

Таблица 2

Оценка уровня учебно-познавательного интереса

Уровень интереса

Критерий оценки поведения

Дополнительный

диагностический

признак

1

2

3

1. Отсутствие интереса

Интерес   практически не обнаруживается.     Исключение составляет  реакция на яркий, смешной, забавный материал

Безразличное     или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более   охотно   выполняет привычные действия, чем осваивает новые

2. Реакция на новизну

Интерес   возникает лишь к новому материалу,   касающемуся      конкретных фактов, но не теории

Оживляется, задает вопросы    о    новом фактическом   материале, включается в выполнение задания,   связанного   с ним, но длительной устойчивой   активности не проявляет

3. Любопытство

Интерес   возникает к новому материалу, но не к способам решения

Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение задания, но интерес быстро иссякает

4. Ситуативный учебный интерес

Интерес   возникает к   способам   решения новой частной единичной     задачи (но не к системам задач)

Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ   решения   и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается

5. Устойчивый учебно-познавательный интерес

Интерес   возникает к   общему   способу решения  задач,  но не выходит за пределы       изучаемого материала

Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво,   принимает    предложения найти новые применения   найденному способу

6. Обобщенный учебно-познавательный интерес

Интерес   возникает независимо            от внешних     требований   и   выходит   за рамки     изучаемого материала.   Ориентируется на общие способы     решения системы задач

Интерес   —   постоянная    характеристика,     проявляется выраженное    творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Имеется   мотивированная избирательность интересов

Уровень 1 может быть квалифицирован как несформирован-ность учебно-познавательного интереса; уровни 2 и 3 — как низкий познавательный интерес; уровень 4 — удовлетворительный; уровень 5 — высокий; уровень 6 — очень высокий.

Опросник мотивации

Цель: выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника.

Возраст: 8—10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал: 1 — отметка;

 2 — социальная мотивация одобрения — требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания);

3 — познавательная мотивация;

 4 — учебная мотивация;

 5 — социальная мотивация – широкие социальные мотивы;

6 — мотивация самоопределения в социальном аспекте;

7 — прагматическая внешняя утилитарная мотивация;

 8 — социальная мотивация — позиционный мотив;

9 — отрицательное отношение к учению и школе.

Ниже приведены высказывания учащихся, соответствующие каждой из перечисленных шкал.

1.        Отметка:

  • чтобы быть отличником,
  • чтобы хорошо закончить школу,
  • чтобы получать хорошие отметки.

2.        Социальная мотивация одобрения — требования авто
ритетных лиц:

  • чтобы родители не ругали,
  • потому что этого требуют учителя,
  • чтобы сделать родителям приятное.

3.        Познавательная мотивация:

  • потому что учиться интересно,
  • потому что на уроках я узнаю много нового,
  • потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы.

4.        Учебная мотивация:

  • чтобы получить знания,
  • чтобы развивать ум и способности,
  • чтобы стать образованным человеком.

5.        Социальная мотивация — широкие социальные мотивы:

         –   чтобы в будущем приносить людям пользу,

  • потому что хорошо учиться — долг каждого ученика перед обществом,
  • потому что учение — самое важное и нужное дело в моей жизни.

6.        Мотивация самоопределения в социальном аспекте:

  • чтобы продолжить образование,
  • чтобы получить интересную профессию,
  • чтобы в будущем найти хорошую работу.

7.        Прагматическая внешняя утилитарная мотивация:

  • чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать,
  • чтобы получить подарок за хорошую учебу,
  • чтобы меня хвалили.

8.        Социальная мотивация — позиционный мотив:

  • чтобы одноклассники уважали,
  • потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтоб меня уважали,
  • потому что не хочу быть в классе последним.

9.        Негативное отношение к учению и школе:

  • мне не хочется учиться,
  • я не люблю учиться,
  • мне не нравится учиться.

Ученик должен внимательно прочитать приведенные ниже высказывания своих сверстников о том, зачем и для чего они учатся. Затем ответить, что он может сказать о себе, о своем отношении к учебе. С некоторыми из этих утверждений он может согласиться, с некоторыми нет.

Учащийся должен оценить степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале: 4 балла — совершенно согласен; 3 — скорее согласен; 2 — скорее не согласен, чем согласен; 1 — не согласен.

  1. Я учусь, чтобы быть отличником.
  2. Я учусь, чтобы родители не ругали.
  3. Я учусь, потому что учиться интересно.
  4. Я учусь, чтобы получить знания.
  5. Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу.
  6. Я учусь, чтобы потом продолжить образование.
  7. Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать.
  8. Я учусь, чтобы одноклассники уважали.
  9. Я не хочу учиться.
  1. Я учусь, чтобы хорошо закончить школу.
  2. Я учусь, потому что этого требуют учителя.
  3. Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового.
  4. Я учусь, чтобы развивать ум и способности.

14.Я учусь, потому что хорошо учиться — долг каждого ученика перед обществом.

15.Я учусь, чтобы получить интересную профессию.

16.Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу.

17.Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали.

  1. Я не люблю учиться.
  2. Я учусь, чтобы получать хорошие отметки.
  3. Я учусь, чтобы сделать родителям приятное.

21.Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы.

22..Я учусь, чтобы стать образованным человеком.

23.Я учусь, потому что учение — самое важное и нужное дело в моей жизни.

24.Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу.

25.Я учусь, чтобы меня хвалили.

26.Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним.

27.Мне не нравится учиться.

Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой шкале. Строится профиль мотива-ционной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.

Критерии оценивания: Интегративные шкалы:

  • учебно-познавательная — суммируются баллы по шкалам (3 — познавательная +4 — учебная);
  • социальная — суммируются баллы по шкалам (5 — широкие социальные мотивы +6 — мотивация самоопределения в социальном аспекте);
  • внешняя мотивация — суммируются баллы по шкалам (1 — отметка +7 — прагматическая);
  • социальная — стремление к одобрению — суммируются баллы по шкалам (2 — требования авторитетных лиц +8 — социальная мотивация — позиционный мотив);

•        негативное отношение к школе — 9.
Уровни оценивания:

  1. Пик на шкале «негативное отношение к школе».
  2. Пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная — одобрение).
  3. Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.
  4. Пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.

Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха

(Рефлексивная оценка — каузальная атрибуция неуспеха)

Цель: выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности.

Вариант 1

Возраст: 6,5—7 лет.Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: учитель задает вопросы, ребенок отвечает.

В о п р о с. Бывает так, что ты рисуешь, лепишь или складываешь конструктор и у тебя не получается?»

При утвердительном ответе задается второй вопрос: «А как ты думаешь, почему у тебя не всегда получается?»

При отрицательном ответе можно сделать вывод о низкой рефлексии или некритичной самооценке.

В о п р о с. Какие задания ты любишь — трудные или легкие?

При ответе «У меня всегда получается» опрос прекращается.

Критерии оценивания:

  1. Собственные усилия — не старался, бросил, надо учиться, надо попросить, чтобы объяснили, помогли и пр.
  2. Объективная сложность задания — очень трудная, сложная, не для детей, для более старших и т. д.
  3. Способности — не умею, у меня всегда не получается.
  4. Везение — просто не получилось, потом (в другой раз) получится, не знаю почему, случайно.

Уровни оценивания:

  1. Ребенок ссылается на способности, везение.
  2. Ссылается на объективную трудность и на недостаточность усилий.
  3. Ссылается на недостаточность усилий.

Вариант 2

Возраст: 9—10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: учащимся предлагается заполнить все пункты анкеты, включающей следующие шкалы: собственные усилия, способности, везение и объективная сложность задачи.

Критерии оценивания:

1.        Собственные усилия:

  • мало стараюсь/очень стараюсь,
  • плохо подготовился к контрольной работе/много работал, хорошо подготовился,
  • не выучил (плохо выучил) урок/хорошо выучил урок.

2.        Объективная сложность задания:

  • задание было слишком сложным/легким,
  • таких заданий раньше мы не делали/раньше нам объясняли, как выполнять такие задания,

—        было слишком мало времени на такое задание/времени
было вполне достаточно.

3.        Способности:

  • плохо понимаю объяснения учителя/понимаю объяснения учителя быстрее многих одноклассников,
  • мне трудно/легко на уроках,
  • я не успеваю делать все так быстро, как остальные ученики/я делаю все намного быстрее, чем другие одноклассники.

4.        Везение:

  • мне просто не повезло/повезло,
  • учительница строгая/добрая,
  • все списывали, а мне не удалось списать/удалось списать.

Анкета

1.        Оцени, пожалуйста, уровень своей успешности в школе. Выбери один из предложенных вариантов и отметь его:

  • очень высокий,
  • достаточно высокий,
  • средний,
  • ниже среднего,
  • низкий,
  • по одним предметам высокий, по другим — средний и низкий.

2.        Бывает так, что ты не справляешься с контрольной ра
ботой или с ответом у доски и получаешь совсем не ту оцен
ку, на которую рассчитывал.

Ниже приведены возможные причины неуспеха. Оцени, пожалуйста, насколько эти причины подходят к твоему случаю. Если ты считаешь, что твой неуспех связан именно с этой причиной, ставь около нее 2 балла. Если ты считаешь, что это обстоятельство повлияло незначительно, ставь 1 балл. Если ты считаешь, что эта причина вообще не имеет никакого отношения к твоему неуспеху, то ставь 0 баллов.

Если у меня что-то не получается в школе, то это потому, что я:

  1. Мало стараюсь.
  2. Плохо понимаю объяснения учителя.
  3. Задание было слишком сложным.
  4. Мне просто не повезло.

5.Плохо подготовился к контрольной работе/много работал, хорошо подготовился.

6.Мне трудно на уроках.

7.Таких заданий раньше мы не делали.

8.Учительница строгая.

9.Не выучил (плохо выучил) урок/хорошо выучил урок.

10.Не успеваю делать так же быстро, как остальные ученики.

11.Было слишком мало времени на такое трудное задание.

12. Все списывали, а мне не удалось списать.

Если у меня все получается в школе, то это потому, что я:

  1. Много работал, хорошо подготовился.
  2. Мне легко на уроках.
  3. Задание было легким.
  4. Учительница добрая.
  5. Очень стараюсь.

6.Понимаю объяснения учителя быстрее многих одноклассников.

7.Раньше нам объясняли, как выполнить такое задание.

8.Мне повезло.

9.Хорошо выучил урок.

  1. Я делаю все намного быстрее, чем другие ученики.
  2. Времени было вполне достаточно.
  3. Мне подсказали.

Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой шкале: «Собственные усилия», «Способности», «Объективная сложность задания» и «Везение» — для объяснения причин успеха/неуспеха. Соотношение баллов дает представление о преобладающем типе казуальной атрибуции.

Уровни оценивания:

  1. Преобладание атрибуции «Везение».

2.Ориентация на атрибуции «Способности», «Объективная сложность задания».

  1. Ориентация на атрибуцию «Собственные усилия».

Универсальные учебные действия

 нравственно-этической ориентации

В таблице 3 представлены основные критерии нравственно-этической ориентации и типовые задачи для учащихся младших классов.

Таблица 3

Критерии формирования действия нравственно-этической ориентации

Действие нравственно-этической ориентации

Основные

критерии

ориентации

Типовые задачи

1

2

3

Выделение морального содержания ситуации нарушения моральной нормы/следования моральной норме

Ориентировка на

моральную норму

(справедливого

распределения,

взаимопомощи,

правдивости)

После уроков (норма взаимопомощи)

2. Дифференциация конвенциональных и моральных норм

Ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое по сравнению с конвенциональными нормами

Опросник Е. Кургановой

3. Решение моральной дилеммы на основе де-центрации

Учет ребенком объективных    последствий    нарушения нормы.

Учет мотивов субъекта  при  нарушении нормы. Учет чувств и эмоций  субъекта  при нарушении нормы. Принятие решения на основе соотнесения    нескольких моральных норм

«Булочка» (модификация задачи Ж. Пиаже) (координация трех норм:

ответственность, справедливое распределение, взаимопомощь — и учет принципа компенсации)

4. Оценка действий с точки зрения на-рушения/соблюдения моральной нормы

Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения    моральной нормы

Все задания

5. Умение аргументировать необходимость  выполнения моральной нормы

Уровень   развития моральных  суждений

Все задания

Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи

Цель: выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания — выделение морального содержания ситуации; учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений.

Возраст: 7—8 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: учитель читает рассказ ребенку и задает ему вопросы. Пол героя рассказа и соответственно его имя меняются в зависимости от пола исследуемого ребенка. Для мальчиков персонаж — мальчик, для девочек — девочка.

Т е к с т   р а с с к а з а:

Мама, уходя на работу, напомнила Андрею (Лене), что ему (ей) надо есть на обед. Она попросила его (ее) помыть посуду после еды, потому что вернется с работы уставшей. Андрей (Лена) поел(а) и сел(а) смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал(а). Вечером пришли с работы мама и папа. Мама увидела грязную посуду, вздохнула и начала мыть ее сама. Андрею (Лене) стало грустно, и он (она) ушел (ушла) в свою комнату.

В о п р о с ы:

  1. Почему Андрею (Лене) стало грустно?
  2. Правильно ли поступил(а) Андрей (Лена)?
  3. Почему?
  4. Как бы ты поступил(а) на месте Андрея (Лены)?

Критерии оценивания:

  1. Ориентация на эмоции и чувства героя в выделении морального содержания ситуации (ответ на вопрос 1).
  2. Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 4).
  3. Ориентация на норму взаимопомощи (ответы на вопросы 2 и 3). Возможно выделение и вербализация нормы ребенком уже при ответе на вопрос 1.

4.        Уровень моральных суждений (ответ на вопрос 3).
Выделение установки ребенка на просоциальное поведе
ние (ответ на вопрос 2).

Уровни выделения морального содержания поступка: К   в о п р о с у 1:

  1. Ребенок не выделяет морального содержания рассказа, у него нет адекватного ответа (не знаю). Ориентировка на связь эмоций Андрея (Лены) и невыполненного поручения отсутствует.
  2. Ребенок ориентируется на связь эмоций матери и Андрея (Лены), но еще не выделяет морального содержания рассказа — грустно, потому что мама вздохнула.
  3. Ребенок выделяет моральное содержание рассказа, ориентируясь на чувства героев, указывает на невыполненную просьбу матери — ему грустно, потому что мама его попросила, а он не сделал. Ориентировка на связь эмоций ребенка и невыполненной просьбы мамы.
  4. Ребенок выделяет моральное содержание рассказа и дает ответ с указанием причины негативных эмоций героя — невыполнения нормы взаимопомощи — грустно, потому что нужно помогать, когда тебя просят.

Уровни ориентации на просоциальное поведение:

К   вопросу 2:

  1. Установка на просоциальное поведение отсутствует — нет ответа, неадекватная оценка поведения.
  2. Неустойчивая ориентация на просоциальное поведение — и верно, и неверно.
  3. Принятие установки на просоциальное поведение — указание на неправильное поведение героя.

Уровни развития моральных суждений: К   вопросу 3:

  1. Указание на власть и авторитет — мама (папа) накажет.
  2. Инструментальный обмен — не дадут мультики смотреть.
  3. Межличностная конформность — не будет больше просить, обидится; хорошие дети так не делают.
  4. Называет норму как правило — надо помогать.

Уровни решения моральной дилеммы:

К   вопросу 4:

  1. Нет выделения морального содержания ситуации — нет ответа.
  2. Отсутствует ориентация на выполнение нормы — поступил бы, как Андрей (Лена); возможно добавление развлекательных действий — поиграл, попрыгал.

3.        Ориентация на норму взаимопомощи как основание
поступка — помыл бы посуду, помог бы маме помыть посу
ду, старшим надо помогать.

Для уровня начальной школы показателями благополучия морального развития являются: 1) ориентация на чувства и эмоции героев (грустно, вздохнула) как показатель децентра-ции (учет позиции матери);

 2) установка на просоциальное поведение;

3) уровень развития моральных суждений — конвенциональный уровень,

3-я стадия межличностной конформности (пай-мальчик или девочка)

Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы

(модифицированная задача Ж. Пиаже, 2006)

Цель: выявление ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации).

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев.

Возраст: 6,5—7 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: то же, что в предыдущем.

 Текст   рассказа:

Маленький мальчик Сережа захотел помочь маме помыть посуду. Он вымыл чашку и хотел поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли чашки. Пять чашек разбилось.

Другой мальчик Петя, когда его мамы не было дома, захотел взять из буфета варенье. Полка, на которой стояла банка, была высоко, и он встал на стул. Пытаясь достать варенье, он зацепил чашку. Она упала и разбилась.

Вопросы:

  1. Кто из детей больше виноват?
  2. Кто заслуживает наказания? Почему?

Критерии оценивания: выделение мотивов поступка (ответ на вопросы 1 и 2).

Уровни оценивания:

К   вопросу 1:

  1. Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка — ответа нет, оба виноваты.
  2. Ориентация на объективные следствия поступка — виноват больше Сережа, потому что разбил 5 чашек, а Петя только одну.
  3. Ориентация на мотивы поступка — Сережа хотел помочь маме, а Петя — съесть варенье, виноват больше Петя.

К   вопросу 2:

  1. Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка — следует наказать обоих: оба виноваты, оба поступили плохо.
  2. Ориентация на объективные последствия поступка — следует наказать Сережу: Сережа виноват больше, он разбил больше (много) чашек.
  3. Ориентация на мотивы поступка — Петя виноват больше, ведь Сережа хотел помочь маме, а Петя — удовлетворить свои желания. Ориентация на намерения героя. Проявление децентрации как учета намерений героя рассказа.

Задание на выявление уровня моральной децентрации

(Ж. Пиаже)

Цель: выявление уровня моральной децентрации как способности к координации (соотнесению) трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм.

Возраст: 7—10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: учитель читает рассказ ребенку и задает ему вопросы.

Текст   рассказа:

Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Во время прогулки она дала каждому ребенку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду.

Вопросы:

  1. Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку?
  2. Почему?
  3. Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать и почему?

Критерии оценивания:

  1. Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 1).
  2. Способ координации норм (ответ на вопрос 2).
  3. Решение моральной дилеммы с усложнением условий (ответ на вопрос 3).

Уровни оценивания:

  1. Отказ дать малышу еще одну булочку с указанием необходимости нести ответственность за свой поступок — нет, он уже получил свою булочку, он сам виноват, уронил ее (норма ответственности и санкция). Осуществляется учет только одной нормы (справедливого распределения). Не учитываются все обстоятельства, включая намерения героя.
  2. Предлагается осуществить повторное распределение булочек между всеми участниками — дать еще, но каждому (норма справедливого распределения). Координация нормы справедливого распределения и принципа эквивалентности. Переход к координации нескольких норм.
  3. Предложение дать булочку самому слабому — дать ему еще, потому что он маленький (норма взаимопомощи и идея справедливости с учетом обстоятельств, принцип компенсации, снимающий ответственность с младшего и требующий оказать ему помощь как нуждающемуся и слабому). Децент-рация на основе координации нескольких норм на основе операций эквивалентности и компенсации (Л. Кольберг).

Моральная дилемма

(норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами)

Цель: выявление усвоения нормы взаимопомощи в условиях моральной дилеммы.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания.

Возраст: 7—10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: то же, что в предыдущем задании.

Т е к с т   р а с с к а з а:

Олег и Антон учились в одном классе. После уроков, когда все собирались домой, Олег попросил Антона помочь найти свой портфель, который пропал из раздевалки. Антону очень хотелось пойти домой поиграть в новую компьютерную игру. Если он задержится в школе, то не успеет поиграть, потому что скоро придет папа и будет работать на компьютере.

В о п р о с ы:

  1. Что делать Антону?
  2. Почему?
  3. А как бы поступил ты?

Уровни оценивания: ориентация на интересы и потребности других людей; направленность личности — на себя или на потребности других.

К   в о п р о с у 1 (3):

  1. Решение проблемы в пользу собственных интересов без учета интересов партнера — пойти домой играть.
  2. Стремление к реализации собственных интересов с учетом интересов других — найти кого-то, кто поможет Олегу, взять Олега к себе в гости поиграть в компьютер.
  3. Отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи, — остаться и помочь, если в портфеле что-то очень важное, если больше некому помочь найти.

Уровни развития моральных суждений:

К   в о п р о с у 2:

  1. Стадия власти и авторитета — Олег побьет, если Антон не поможет, Антон уйдет, потому что дома будут ругать, если он задержится в школе.
  2. Стадия инструментального обмена — в следующий раз Олег поможет Антону, нет, Антон уйдет, потому что Олег раньше ему не помогал.
  3. Стадия межличностной конформности и сохранения хороших отношений — Олег — друг, приятель, друзья должны помогать, и наоборот.
  4. Стадия «закона и порядка» — люди должны помогать друг другу.

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм

по Э.  Туриелю в модификации Е.А. Кургановой

и О.А. Карабановой, 2004)

Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм (см. табл. 4).

Оцениваемые универсальные учебные действия: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: 7—10 лет.

Метод оценивания: фронтальное анкетирование.

Описание задания: детям предлагают оценить поступок мальчика/девочки (причем ребенок оценивает поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки.

Детям предстоит оценивать разные поступки таких же, как они, мальчиков и девочек, всего 18 поступков. Напротив каждой ситуации они должны поставить один из выбранных ими баллов. В верхней части анкеты есть таблица, в которой указано, что означает каждый балл. После обсуждения значения каждого балла дети приступают к выполнению задания.

Таблица 4

Конвенциональные и моральные нормы (по Э. Туриелю)

Виды социальных норм

Категории социальных норм

Мини-ситуации

нарушения

социальных норм

1

2

3

Конвенциональные

Ритуально-этикетные:

—        культура внешнего вида,

—        поведение   за столом,

—        правила и фор
мы   обращения   в семье.

Организационно-административные:

—        правила поведе ния в школе,

—        на улице,

—        в общественных местах

—        не почистил зубы,

—        пришел в грязной
одежде в школу,

—        накрошил на столе,

—        ушел   на   улицу
без разрешения

—        встал без разрешения на уроке,

—        мусорил на улице,

—        перешел дорогу в
неположенном месте

моральные

Альтруизм:

Помощь, щедрость

Ответственность, справедливость и законность

Ответственность за нанесение морального ущерба

- не предложил друзьям помощь в уборке класса

- не угостил родителей….

- взял у друга книгу и порвал ее

Ниже представлены:

  • семь ситуаций, включающих нарушение конвенциональных норм

(1, 3, 6, 9, 11, 13, 16);

  • семь  ситуаций,  включающих нарушение моральных норм (2, 4, 7, 10, 12, 14, 17);
  • четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки

 (5, 15, 8, 18).

Анкета Оценка поступка в баллах

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

Так делать можно

Так делать иногда можно

Так делать нельзя

Так делать нельзя ни в коем случае

И н с т р у к ц и я: поставь оценку в баллах мальчику (девочке) в каждой ситуации.

  1. Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.
  2. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.
  3. Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.
  4. Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убраться в квартире.
  5. Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.
  6. Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и на-крошил(а) на столе.
  7. Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.
  8. Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.
  9. Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.
  1. Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком.
  2. Мальчик (девочка) бросил(а) на землю фантик от конфеты.

12.        Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и
порвал(а) ее.

  1. Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.
  2. Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.
  3. Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.
  4. Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.
  5. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спря-тал(а) ее.
  6. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и вклю-чил(а) свет.

Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм.

Уровни оценивания:

  1. Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, более чем на 4 балла.
  2. Суммы равны (±4 балла).
  3. Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующую недопустимость нарушения конвенциональных норм, более чем на 4 балла.



Предварительный просмотр:

Критерии оценки развития качеств личности  (уровни развития)

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Работоспособность

школьника

сохраняет высокую работоспособность в течение всех уроков;

сохраняет нормальную работоспособность в течение всех уроков, обнаруживая несущественное проявление признаков утомляемости в конце рабочего дня;

 обнаруживает низкую работоспособность, быстро утомляется уже в середине рабочего дня, что проявляется в вялости, сонливости или раздражительности на уроках, в резком снижении в середине урока внимания, в появлении описок, ошибок в элементарных вычислениях, при переписывании текста;

Умение выделять существенное в изучаемом

ученику легко и быстро удается выделить существенное в изучаемом материале, дать название прочитанному отрывку текста, составить план его изложения, коротко рассказать о самом главном в тексте, сделать резюме, вывод;

в основном справляется с выделением существенного в изучаемом материале, допуская незначительные ошибки, которые не сказываются на усвоении сущности изучаемого в дальнейшем;

обычно не справляется с выделение существенного в изучаемом, концентрирует внимание на деталях, второстепенных признаках, свойствах, фактах;

Самостоятельность мышления

проявляет самостоятельность в мышлении, сам умеет найти проблему и способы ее решения, активно участвует в овладении знаниями, в проблемных рассуждениях высказывает предпроложения, стремится лополнить ответы товарищей, вносит самостоятельные элементы в содержание сочинений, в решение задач, проявляет оригинальность в выполнении упражнений, элементы рационализма, изобретательности и пр., может сам составить задачи;

обнаруживает средний уровень самостоятельности мышления, стремится самостоятельно выполнять учебные задачи, выдвигаемые учителем, делает попытки решить задачу, несмотря на встречающиеся трудности, задачи составляет по аналогии;

не обладает самостоятельностью мышления, стремится заимствовать готовые решения, нуждается в постоянной помощи (опеки);

Умение работать в должном темпе

темп выполнения основных учебных навыков (чтение, письмо и др.) выше, чем у большинства уч-ся класса.

темп выполнения основных учебных навыков как у большинства уч-ся.

темп выполнения основных учебных еавыков ниже, чем у большинства учащихся класса.

Самоконтроль при изучении учебного материала

самоконтроль стал привычкой в учебной работе ученика, он всегда проверяет степень усвоения изученного дома с помощью контрольных вопросов из учебника, при необходимости сжато пересказывает изученное, проверяет правильность вычислений обратными действиями, правильность решения физических задач действиями над наименованиями, оценивает жизненную реальность получаемых результатов.

в основном выполняет названные выше требования, допуская отступления, не существенно сказывающиеся на усвоении знаний, умений, навыков.

практически не применяет приемов самоконтроля в учебной деятельности.

Сознательность обучения

ученик, осознавая общественную и личную значимость учения, аккуратно выполняет учебно-воспитательные требования учителей и ученического коллектива, проявляя инициативу, активность, настойчивость в обеспечении выполнения этих требований всеми учащимися.

ученик, осознавая общественную и личную значимость учения, в основном выполняет учебно-воспитательные требования учителей и ученического коллектива.

ученик недостаточно осознает значимость учегия, не выполняет требования учителей и ученического коллектива.



Предварительный просмотр:

Лист достижений метапредметных результатов первоклассника

ФИО _______________________________________________Класс _________

Показатели

декабрь

март

май

Регулятивные универсальные учебные действия

1.

Определять и сохранять цель урока

2.

Проговаривать порядок действия (планирование)

3.

Высказывать своё предположение (версию)

4.

Работать по плану

5.

Давать оценку своей работе на уроке (самооценка)

6.

Отличать верно выполненное задание от выполненного неверно

Познавательные универсальные учебные действия

1.

Отличать новое от уже известного (постановка проблемы)

2.

Ориентироваться в учебнике (поиск информации)

3.

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке (преобразование информации)

4.

Сравнивать и группировать предметы

5.

Делать выводы на уроке

Коммуникативные универсальные учебные действия

1.

Оформлять свою мысль в устной речи

2.

Пересказывать небольшие тексты, называть тему

3.

Умение слушать и понимать речь других

4.

Вступать в беседу на уроке и в жизни (диалоговая форма коммуникации)

5.

Уметь задавать вопросы

6.

Уметь выполнять различные роли в группе (сотрудничество)

7.

Уметь договариться по возникшим противоречиям



Предварительный просмотр:

Лист индивидуальных достижений по формированию УУД

УУД

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Познавательные УУД

1.

Подготовка дополнительной литературы к урокам    
   
всегда (В), редко (Р), иногда (И)                                 

2.

Проявление  познавательного интереса всегда
(В), редко (Р), иногда (И)

Регулятивные (организационные) УУД

3.

Умение организовывать и контролировать деятельность  на уроке
     
всегда (В), редко (Р), иногда (И)                                     

4.

Самостоятельность в учебной деятельности    
всегда (В), редко (Р), иногда (И)

5.

Понимание смысла учебной деятельности   (формирует цель)

всегда (В), редко (Р), иногда (И)

Личностные УУД

6.

Отношение к учебе в целом

положительное/негативное (П, Н)

7.

Темп работы на уроке опережает темп работы с класса с высоким качеством, недостаточным, соответ. темпу класса, отстаёт

8.

Оформление работ по всем требованиям требования частично нарушены, аккуратно, грязно

9.

Домашние задания выполнялись

всегда (В), редко (Р), иногда (И)

Коммуникативные УУД

10.

Участие в работе класса на уроке

постоянное, частое, редкое

11.

Взаимоотношения с товарищами

положительные, безразличные, негативные

12.

Соблюдение норм и правил поведения

удовлетворительное/неудовлетвор.

Подпись учителя
(классного руководителя)

С результатами ознакомлен:

(подпись родителей)



Предварительный просмотр:

Лист достижений обучающегося  «Работа над проектом»

Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрел в процессе работы над проектом. Дополни список.

Я научился:

Искать информацию с помощью сети Интернет

Искать информацию в книгах и энциклопедиях

Пользоваться электронной энциклопедией

Создавать презентации

Строить графики функций

Преобразовывать графики функций

Задавать вопросы, когда возникают трудности

Просить помощи, когда возникают трудности

Видеть необычное в привычном

И другое

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показатели динамики освоения УУД (%) во внеурочной деятельности

Показатели динамики освоения УУД (%) во внеурочной деятельности...

Показатели динамики освоения УУД (%) во внеурочной деятельности.

Динамика освоения универсальных учебных действий (%), 1, 2 классы....

Семинар.Поддерживающее оценивание: оценка – поддержка; оценка – контроль.

•Сообщение1.«Поддерживающее оценивание: эффективная система использования результатов оценки качества начального образования »Медведева С.В.2.«Организация работы школы с результатами оценочных процеду...

Методы оценки коммуникативного уровня педагога. Использование результатов диагностики коммуникативного уровня педагога для улучшения педагогической деятельности

Методы оценки коммуникативного уровня педагога. Использование результатов диагностики коммуникативного уровня педагога для улучшения педагогической деятельности...

Динамика освоения социального опыта обучающихся с ОВЗ.

Динамика освоения социального опыта обучающихся с ОВЗ....

Статья "Три С: самообразование, самооценка и самоанализ учащихся как показатель уровня освоения программы хореографического направления"

В данной статье рассматриваются новые формы отслеживания результативности освоения учебной программы на примере коллектива современного танца "Импульс"....