Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию ПДД« Маленький пешеход»
рабочая программа

Дополнительная

образовательная программа

по познавательному развитию

ПДД« Маленький пешеход»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma_po_pdd.docx63.32 КБ

Предварительный просмотр:

      МАДОУ г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»

Дополнительная

образовательная программа

по познавательному развитию

ПДД

                      « Маленький пешеход»

         

         

                                                           Содержание

1. Пояснительная записка                                                      

2.Актуальность

3 Новизна        

4. Цели и задачи                                                                    

6. Формы и методы проведения занятий                            

7. Принципы программы         

8. Основные направления деятельности        

9. Этапы реализации системы работы        

10. Работа с детьми        

11. Организация образовательного процесса        

12. Перспективный план работы по программе          

13. Критерии и формы оценки качества знаний                

14. Список литературы                                                          

 

« МАЛЕНЬКИЙ ПЕШЕХОД»
Пояснительная записка

Обеспечение здоровья детей - основная цель. Главная задача цивилизованного общества. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых .К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых- доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Данная Программа составлена на основе правил дорожного движения .

Цель данной программы - вооружить дошкольников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города.

Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна приносить ощутимые результаты.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста., так как знания полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение-потребностью человека.

Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:

- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения:

- развитие психофизиологических качеств ребенка;

- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Настоящая программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения.

Актуальность

По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.

Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.

Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Новизна

Основное направление программы - активизировать грамотность юного пешехода на проезжей части, снизить уровень ДТП на дорогах по причине неправильного поведения ребенка.

Опыт работы с детьми позволит систематизировать и обобщить «наработанный» материал в программу «Маленький пешеход» для детей  .

Предлагается форма организации занятий детей в мини-группе (не более 10 человек).

Цель программы: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения в улично-дорожной сети.
Задачи программы:
• обучать детей умению ориентироваться в дорожно-транспортной среде, в условиях автогородка;
• расширять и закреплять знания по Правилам дорожного движения;
• развивать познавательные и мыслительные способности детей;
• формировать у детей необходимые навыков и положительные привычки безопасного поведения в улично-дорожной сети;
• воспитывать культуру поведения, дисциплинированность, организованность.
Возраст детей – 3-4,4-5,5-7лет.
Сроки реализации программы - 1 год.
Режим занятий - 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия - 30 минут.

В ходе реализации программы предусмотрены следующие формы проведения занятий:
• экскурсии;
• беседы;
• чтение литературы;
• интегрированные занятия;
• практическая деятельность (отработка умений и навыков);
• продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, ручной труд);
• познавательные, дидактические, ролевые игры;
• просмотр учебного фильма;
• игровые программы;
• инсценировки и театрализации.
Исходя из психологических особенностей дошкольников, для поддержания интереса и качественного усвоения программного материала на занятиях вводится кукольный персонаж Автоша и его подруга Мигалочка. Автоша вместе с детьми обучает Мигалочку безопасности дорожного движения, так как она в своей кукольной стране ходит в школу и не знает Правила дорожного движения.
Методы проведения занятий: словесные  (рассказ, объяснение, обсуждения, беседа); наглядные (показ иллюстрационных пособий, плакатов, стендов, видеофильмов); практические (выполнение практических заданий в альбомах, игровые, создание, проигрывание и анализ ситуаций; творческие задания на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию, экскурсии и занятия в автогородке, на учебном перекрёстке с целью изучения программного материала)

Ожидаемые результаты реализации программы:

Ребенок овладеет базовыми правилами поведения на дороге:

¬ осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

 ¬ умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;

¬ умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;

¬ умение организовать свою деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных ситуациях»;

¬ способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;

¬ представление о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями;

¬ проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения. 

Принципы программы

Жизненная среда может и должна развивать ребенка, служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии и с взрослыми и другими детьми. Тактика построения развивающей среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности. Вся программа в силу ее особой значимости для охраны жизни и здоровья детей требует соблюдения следующих основных принципов:

  1. Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
  2.  Принцип наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
  3. Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  4. Принцип полноты. Начиная с раннего возраста, реализуется содержание программы по всем разделам, т.к. если какой-либо раздел выпадает, то дети могут оказаться незащищенными от представленных в нем определенных источников опасности.
  5. Принцип системности. Работа проводится систематически весь учебный год при гибком распределении содержания программ в течение дня.
  6. Принцип сезонности. Если в зимний период педагоги часто ограничиваются методическими пособиями, то в остальные времена года организовывают экскурсии к проезжей части, катание на велосипедах, самокатах и т.д.
  7. Принцип возрастной адресованности. Предусматриваем объединение по группам детей младшего и среднего дошкольного возраста, среднего и старшего; старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
  8.  Принцип интеграции. Программы по ПДД включаются в тематику других уроков и занятий: изобразительная деятельность, экологическое и физкультурное воспитание, и также в нерегламентированную деятельность и отдельные режимные моменты, т.е. чтобы программа не была искусственной надстройкой, педагоги ее естественно органично интегрируют в целостный педагогический процесс.
  9. Принцип координации деятельности педагогов. Все педагоги планируют работу по ПДД на основе годового плана учреждения, в целях и последовательности в раскрытии каждой темы и избежание повторов.
  10. Принцип преемственности взаимодействия с воспитанниками в условиях образовательного учреждения и семьи. Основные разделы программы являются достоянием родителей, которые не только продолжают беседы с ребенком на конкретные предложенные педагогом темы, но выступают активными участниками педагогического процесса.

Основные направления деятельности:

Создание условий; работа с детьми; работа с родителями.

Ресурсное обеспечение кружковой работы:

1. Уголок “Дорожного движения” в групповом помещении (настольный)

2. Центр “Светофорик” в здании ДОУ.

3. Наглядный материал:

- транспорт различного функционального назначения;

- настольно-печатные игры;

- дидактические игры по ПДД;

- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;

- дорожные знаки.

4. Методический инструментарий.

5. Библиотечка “Школы светофорных наук”.

Этапы реализации системы работы:

I этап -вторая младшая группа (3-4),

II этап – средняя группа (дети 4-5 лет);

III этап – старшая группа (дети 5-7 лет).

Работа с детьми

При построении кружковой деятельности по изучению правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

  • ребенок – пешеход;
  • ребенок – пассажир городского транспорта;
  • ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.)

Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний детьми:

  • в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, деятельность в уголке по ПДД, макет дорога в детский сад);
  • наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
  • словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); видеометод – ИКТ (просмотр, обучение).
  • в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания
    личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, этическая беседа, пример);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения, дорожные ловушки);
  • методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.

Организация образовательного процесса:

Подгрупповая (до 12 человек) с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность проходит в занимательной, игровой форме.

Кружковая деятельность проводится 1 раз в неделю. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

15-20 минут -вторая младшая группа (3-4),

20 – 25 минут - средняя группа (4 -5 лет),

25- 30 минут – старшая группа (5 – 7 лет).

Режим кружковой деятельности

  • Общее количество часов в год – 30 часов во второй группе, 33 часа в средней группе, 35 часов в старшей группе.
  • Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 20 минут в средней группе, 1 раз в неделю по 25 минут в старшей группе.

 

Перспективный план работы по программе «Маленький пешеход» с детьми младшего дошкольного возраста (3-4г.)

1. «Зачем нужно знать и точно соблюдать правила уличного движения».

Цель: познакомить детей с основными правилами уличного движения. Объяснить как опасно нарушать их.

1. Чтение худ. произведений.

2. Рассматривание иллюстраций, книг плакатов.

3.Строительные игры «Улица города»

4. Предложить детям рисовать зеленые и красные круги.

5. С/р игра «Водители».

6. Выполнение детьми тематических заданий.

7. Тематические беседы.

2. «Знакомство с улицей».

Цель: уточнить представления детей об улице, дороге, тротуаре, о грузовых и легковых автомобилях.

1. Чтение худ. произведений об улице.

2. Беседы с рассматриванием иллюстраций, книг, плакатов с улицей.

3. Предложить детям назвать, какие предметы расположены от них справа, слева, спереди, сзади.

4. Строительство гаражей для больших и маленьких машин. П/и «Бегите ко мне».

5. Внести в книжный уголок книги, альбомы, рисунки с изображением улиц.

3. «Виды транспорта»

Цель: познакомить с основными видами транспорта – наземный, воздушный, водный.

1. Чтение худ. произведений о транспорте. Катание на машинках кукол и других игрушек.

2. Тематические беседы с рассматриванием иллюстраций.

3. Выполнение тематических заданий. Складывание разрезных картинок.

4. Создание коллективной аппликации с различными видами транспорта.

5. Предложить детям занимательный материал «Дорисуй машину»

4. «Рассматривание грузового автомобиля»

Цель: познакомить детей с основными частями грузовика (кабина, кузов, дверь, окна, руль),уточнить знания о работе шофера.

1. Рассматривание иллюстраций с различными грузовыми машинами.

2. Раскрашивание раскрасок с транспортом. Чтение худ. произведений.

3. Наблюдение за работой грузового автомобиля.

4. П/и «Воробушки и автомобиль».

5. Коллективное конструирование «Машины на нашей улице».

6. инсценировка стих-ия А. Барто «Грузовик».

5. «Светофор».

Цель: дать детям представление о работе умного прибора – светофора. Рассказать о сигналах для машин и людей, что светофор помогает им не мешать друг другу. Учить различать сигналы светофора и подчиняться им

1. Чтение худ произведений о светофоре.

2. Рассматривание иллюстраций, макетов светофора.

3. Предложить детям нарисовать цветные кружки, соответствующие сигналам светофора.

4. Предложить детям из конструктора «Лего» построить светофор.

5. Д/и «Светофор», «Найди свой цвет».

6. П/и «Стой, иди, подожди».

6. «Когда мы пассажиры».

Цель: добиться, чтобы дети усвоили понятия «Пешеход», «Пассажир» и получили представление о правильном поведении в общественном транспорте.

1. Чтение худ. произведений о правилах поведения в общественном транспорте.

2. С/р игра «Автобус», П/и «Трамвай».

3. Выполнение тематических заданий.

4. Беседы с рассматриванием иллюстрации.

5. Обыгрывание игровых ситуаций «Правила поведения в транспорте».

6. Прогулка к остановке пассажирского транспорта.

7. «Если ты потерялся на улице».

Цель: учить детей правильно вести себя, если они потерялись – обратиться за помощью к продавцу, милиционеру. Объяснить значимость знаний своего адреса и телефона, умения ориентироваться в ближайшем окружении.

1. Игры на развитие внимания.

Чтение худ. произведений.

2. Беседы групповые и индивидуальные с обсуждением различных ситуаций.

3. Придумывание историй (дети помогают героям выпутываться из затруднительных положений).

4. П\и «Бегите ко мне».

5. Упражнения на ориентировку в пространстве.

8. «Поведение детей на улице»

Цель: дать детям понять, что играть на проезжей части улицы нельзя. Воспитывать дисциплину.

1. Беседы с использованием различных ситуаций по правилам поведения на улице.

2. Упражнения на макете. Игры на транспортной площадке.

3. Чтение худ. произведений по правилам поведения на улице.

4. Придумывание рассказов «Что было бы, если …». П\и «Воробушки и автомобиль».

5. Рассказы детей из личного опыта совместно с воспитателем.

9. «Работа светофора»

Цель: закрепить знания детей о сигналах светофора. Воспитывать наблюдательность и дисциплинированность.

1. Чтение худ. произведений.

2. П\и «Красный, желтый, зеленый», игры на транспортной площадке.

3. Упражнения с действующим светофором.

4. Рассматривание иллюстраций с действиями пешеходов при различных сигналах светофора.

5. Рисование и строительство светофора.

Перспективный план работы по программе «Маленький пешеход» с детьми среднего возраста (с 4 – 5 л.)

1. «Знакомство с улицей»

Цель: дополнить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, школа, почта, детский сад и т.д. Машины движутся по проезжей части улицы. Движение машин может быть односторонним и двусторонним. Проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией.

1. Чтение худ. произведений.

2. предложить детям построить из строительного материала улицу (дорогу, дома) и обыграть ее.

3. Беседа с детьми о том как они добираются до детского сада.

4. Упражнения на макете и фланелеграфе.

5. Строительные игры «Построй улицу», «Собери машину».

6. Беседы с рассматриванием иллюстраций.

2. «Когда мы пассажиры»

Цель: добиться, чтобы дети усвоили понятия «пешеход», «пассажир» и получили представления о правильном поведении в общественном транспорте.

1. Упражнения на макете. Игры на ориентировку в пространстве.

2. Игры на развитие умений обращаться с просьбами.

3. Беседы с рассматривание ситуаций. Выполнение тематических заданий.

4. Д\и «Кто нарушил правила».

5. Чтение худ. произведений.

6. придумывание рассказов с различными ситуациями.

3. «Какие бывают машины»

Цель: познакомить детей с машинами специального назначения: «Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция», «Хлеб», «Продукты», «Мебель» и т.д. Объяснить, что автобус, грузовые и легковые машины заправляются бензином, а трамвай и троллейбус работают от электричества. Раскрыть понятие о том, что пассажирский транспорт ездит по определенному маршруту.

1. Чтение и рассматривание книг.

2. Беседы с использованием иллюстраций.

3. Рисование и раскрашивание различных машин.

4. Складывание разрезных картинок с транспортом.

5. П\и «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили».

6. Коллективная аппликация со специальным транспортом.

7. Наблюдение за транспортом на улице.

4. «Светофор»

Цель: закрепить знания о работе светофора. Учить выполнять требования сигналов светофора: красный – стоим, желтый – приготовились, зеленый – можно идти. Закрепить знания перехода улицы по сигналам светофора.

1. Чтение худ. произведений.

2. Д\и «Кто быстрее соберет светофор».

3. Упражнения с действующим светофором.

4. Беседы с рассматриванием иллюстраций.

5. Аппликация «Светофор».

6. П\и «Стой – иди», пальчиковый театр «Светофор».

5. «Гужевой транспорт»

Цель: познакомить детей с гужевым транспортом (лошади, ослы, олени), со случаями, где и когда они применяются. Объяснить, что на таком транспорте необходимо соблюдать правила дорожного движения.

1. Чтение худ. произведений. Игры на макете.

2. Рассматривание иллюстраций с использованием гужевого транспорта.

3. Составление парных картинок. П\и «Лошадки».

4. Беседы о различии в уходе за гужевым транспортом и механическим.

5. Строительство гаражей для машин и загонов для гужевого транспорта.

6. «Пешеходный переход»

Цель: познакомить детей с видами пешеходных переходов: наземный – зебра, надземный – тоннель, подземный. Закрепить понятие «пешеход». Объяснить, что для пешеходов существуют свои правила. Учить входить в зрительный контакт с другими пешеходами и водителями. Закрепить правила поведения на улице.

1. Чтение худ. произведений о пешеходных переходах.

2. Экскурсия к ближайшей дороге с переходами.

3. Предложить детям нарисовать переход.

4. Обыгрывание игровых ситуаций.

5. Тематические беседы с рассматриванием иллюстраций.

6. П\и «Стоп»

7. «Перекресток»

Цель: дать понятие о перекрестке, что он бывает регулируемый и не регулируемый, закрепить правила перехода перекрестка: посмотреть на лево, на середине дороги остановиться, посмотреть на право, переходить только прямо, а не наискось.

1. Чтение худ. произведений о соблюдении правил дорожного движения.

2. Упражнения на макете. С\р игра «Водитель».

3. Игры на транспортной площадке «Мы переходим улицу».

4. Предложить детям книги по правилам дорожного движения для рассматривания иллюстраций и их обсуждения.

5. Предложить детям построить из строительного материала улицу с перекрестком и обыграть ее.

6. Придумывание с детьми рассказов на тему «Что было бы, если…».

8. «Где и как переходить улицу»

Цель: дать представление об остановке на улице и рассказать, как вести себя на улице, учить определять опасные места на дороге, видеть предметы, которые закрывают видимость дороги (деревья, кусты, стоящий транспорт). Вырабатывать привычку соблюдать правила безопасного движения в установленных местах и правила безопасного перехода проезжей части.

1. Игры на определение расстояния до предмета (далеко, близко, очень далеко, очень близко).

2. Игры на определение изменения направления перемещения людей и транспорта: идет медленно, быстро, поворачивает налево, направо, идет, бежит, останавливается.

3. Составление рассказов с детьми «Как мы переходили дорогу»

4. Чтение худ. произведений. Упражнения на транспортной площадке.

5. Вечер развлечений по правилам дорожного движения.

6. Просмотр видеофильма по правилам дорожного движения.

9. «Дорожные знаки»

Цель: научить детей обращать внимание на дорожные знаки, познакомить с видами дорожных знаков: запрещающие, информационно-указательные, предупреждающие, предписывающие, с назначением знаков «Светофор», «Пешеход», «Осторожно: дети!», «Пешеходный переход».

Мониторинг

1. Чтение худ. произведений.

2. Д\и «Найди такой же», «Угадай знак».

3. Предложить детям нарисовать дорожные знаки.

4. Тематические беседы с рассматриванием иллюстраций, плакатов.

5. Упражнения с планшетом и макетом.

6. Игры на транспортной площадке.

Перспективный план работы по программе «Маленькие пешеходы» с детьми старшего - подготовительного дошкольного возраста (с 5 – 7 лет)

1. «Прогулка по городу»

Цель: закрепить понятия «Проезжая часть», «Тротуар», «Пешеходный переход», «Разделительная полоса». Познакомить с понятиями «Бордюр», «Островок безопасности» и их назначением. Продолжать ориентироваться в ближайшем к детскому саду микрорайоне, разбираться в этой схеме.

1. Д\и «Наша улица».

2. Дискуссия на тему: «Чем опасен стоящей на проезжей части транспорт».

3. П\и «Ориентирование».

4. Рассматривание иллюстраций.

5. Упражнения на макете.

6. Закрепление с детьми их домашних адресов.

7. Работа со схемами маршрута детей от дома до детского сада.

8. Коллективная аппликация «Улица, на которой я живу».

2. «Приключение в сказочном городе Светофорске»

Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения, о правилах поведения в общественном транспорте: уступать людям старшего возраста, малышам, девочкам; формировать навыки вежливого общения. Закрепить знания по теме: «Транспорт и основы безопасности жизнедеятельности». Учить начинать движение на зеленый сигнал светофора только, убедившись, что все машины остановились. Развивать внимание, быстроту реакции, логическое мышление, ориентировку в пространстве и на местности.

1. Дискуссии на темы: «Как перейти через проезжую часть у перекрестка со светофором, имеющим дополнительные секции со стрелками», «В чем опасность движения пешехода по разрешенному сигналу светофора».

2. Изготовление макетов светофора.

3. П\и «Светофор».

4. Чтение худ. произведений.

5. Выставка детских рисунков «Дети, дорога, светофор».

6. Инсценировка по правилам дорожного движения. Игра-драматизация ДД.

3. «Дорожные знаки»

Цель: закрепить назначение дорожных знаков. Познакомить с дорожными знаками: «Пешеходам движение запрещено», «Въезд запрещен», «Место стоянки», «Телефон», «Движение прямо, направо, налево», «Пункт питания». Продолжать учить детей обращать внимание на дорожные знаки и учитывать их назначение.

1. Д\и «Угадай какой знак».

Чтение худ. произведений.

2. Выполнение тематических заданий.

3. Рассматривание книг, иллюстраций, плакатов с дорожными знаками.

4. Соревнование среди детей «Кто больше знает дорожных знаков».

5. Предложить детям на макете улицы правильно расставить дорожные знаки.

6. Логическое упражнение «Чем одна картинка отличается от другой».

7. Конкурс загадок по правилам дорожного движения.

4. «Транспорт»

Цель: учить ориентироваться в многообразии транспортных средств своей деревни. Познакомить с предупредительными сигналами, подаваемыми водителями, правилами езды на велосипеде. Уточнить знания о труде шофера.

1. Беседы о том, каким пассажирским транспортом дети пользуются вместе с родителями.

2. Дискуссии на темы: «Чем опасен медленно идущий транспорт», «Чем опасен транспорт, проехавший мимо вас».

3. Д\и «Теремок», п\и «Стоп». Наблюдение за трудом водителя.

4. Беседа о правилах езды на велосипеде. Чтение худ. произведений.

5. Рассматривание транспортных средств, проезжающих мимо детского сада.

5. «Путешествие по автогородку»

Цель: продолжить знакомство детей с основными пунктами автогородка. Расширять знания детей о дорожных знаках и их назначении.

1. Предложить детям нарисовать то, что видели в автогородке.

2.П\и «Поехали». Предложить детям на макете обыграть правила пешеходов и водителей.

3. Логическое упражнение «Определи безопасный путь».

4. Выполнение тематических заданий. Игры со строительным материалом «Строим город».

5. Беседа на тему «Как вести себя на улице». Чтение худ. произведений.

6. «Сигналы регулировщика»

Цель: дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика. Учить распознавать жесты регулировщика, их соответствие сигналам светофора.

1. Д\и «Жесты регулировщика».

2. Предложить детям складывать разрезные дорожные знаки.

3. Рассматривание иллюстраций. Чтение худ. произведений.

4. Упражнения на транспортной площадке.

5. Моделирование ситуаций. Показ театра по правилам дорожного движения.

6. Предложить детям ребусы, лабиринты по правилам дорожного движения.

7. «Мы – пассажиры»

Цель: привить детям правила пользования маршрутным транспортом: где ожидают маршрутный транспорт, поведение пассажиров при посадке, во время движения и при выходе. Познакомить с обязанностями пассажиров.

1. Дискуссия на тему «На каких дорогах остановки общественного транспорта опаснее – на узких или широких?» . рассматривание иллюстраций, плакатов, книг.

2. Решение практических заданий («Как вы поступите, если на рельсы упадет ваша книжка?» и т.д.). Обыгрывание игровых ситуаций. Конкурс рисунков.

3. Прогулка к остановке пассажирского транспорта.

4. Чтение худ. произведений. Д\и «Найди пассажира – нарушителя».

8. «Мы – пешеходы»

Цель: расширять знания детей о правилах поведения на улице. Познакомить с обязанностями пешехода, правилами движения пешехода по тротуару и перехода через проезжую часть группами и индивидуально.

1. Дискуссии на темы «Какое из стоящих транспортных средств опаснее других?», «В чем опасность, если ребенок перебегает дорогу?».

2. Конкурс «Лучший пешеход». Обыгрывание игровых ситуаций. С\р игра»Мы пешеходы».

3. Решение головоломок по правилам дорожного движения. Упражнения на макете.

4. Час досуга на транспортной площадке. Чтение худ. произведений.

9. «Перекресток»

Цель: закрепить понятие «Перекресток», правила перехода перекрестка. Познакомить с видами перекрестков: четырехсторонние, трехсторонние, многосторонние. Учить применять личный опыт в совместной игровой деятельности.

Мониторинг

1. Д\и «Перекресток». Моделирование перекрестка. КВН по правилам дорожного движения.

2. Дискуссии на темы: «Чем опасны деревья, кусты, заборы, стоящие возле проезжей части?», «Как перейти через проезжую часть у перекрестка со светофором, имеющего дополнительную секцию со стрелкой?». Чтение худ. произведений.

3. Изготовление пособий к ролевой игре «Перекресток».

4. Труд с детьми: подготовка транспорта к летнему сезону.

Мониторинг знаний

Диагностика 2 раза в год: вводная, в начале учебного года и итоговая.

Младшая группа

1. Сколько сигналов у светофора?

2. При каком сигнале можно переходить проезжую часть?

3. Какие транспортные средства вы знаете?

4. Где ездят автомобили?

5. Для чего нужны грузовые машины, «Скорая помощь», пожарная машина?

6. Кто сидит за рулем автомобиля, автобуса и т.д.?

7. Как называют людей идущих по улице?

8. Где должны ходить пешеходы?

9. Что нужно сделать, подойдя к проезжей части?

10.Где можно переходить дорогу?

11. Кто такой пассажир?

Средняя группа

Полученные в младшей группе знания, умения и навыки необходимо расширить и дополнить.

1. Сколько сигналов у светофора?

2. Что означает красный сигнал светофора?

3. Что означает желтый сигнал светофора?

4. Что означает зеленый сигнал светофора?

5. Как называется часть дороги, по которой едут автомобили?

6. Как и где можно переходить проезжую часть?

7. Какие виды пешеходных переходов вы знаете?

8. Какой переход более безопасен: «зебра» или подземный?

9. Какие виды специального транспорта вы знаете?

10. Как выглядят знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка автобуса»?

11. Где надо ожидать общественный транспорт?

12. Какие правила надо соблюдать пассажиру общественного транспорта?

Старшая группа

Полученные в средней группе знания, умения и навыки по правилам дорожного движения необходимо расширить и дополнить.

1. Где безопасно проходить проезжую часть?

2. Где можно переходить дорогу, если поблизости нет пешеходного перехода?

3.Почему опасно разговаривать во время перехода дороги?

4. Почему нельзя перебегать дорогу?

5. Чем опасны кусты, растущие рядом с дорогой?

6. Сколько сигналов у пешеходного светофора?

7. какие виды транспорта вы знаете? Их назначение?

8. Что такое метро?

9. Какие правила безопасного поведения в метро вы знаете?

10. Где надо ожидать общественный транспорт?

11. Какие правила необходимо соблюдать пассажиру общественного транспорта?

12. Почему опасно играть рядом с дорогой?

13. Где детям можно играть?

14. Где можно кататься на велосипеде?

15. Какие дорожные знаки вы знаете?

16. Как выглядят знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен».

Используемая литература и интернет ресурсы:

  1. «Я пешеход» View more presentations or Upload your own;
  2. http://detsad-38.narod.ru/pic/foto006.jpg -улица пдд
  3. http://detsad-38.narod.ru/pic/pdd.gif -эмблема
  4. http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2009-07/1247412084_b5262fa2a024.jpg -красный свет
  5. http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2009-07/1247412086_2de331caa741.jpg - картинки по пдд
  6. http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2009-07/1247412116_948c1e75e635.jpg -пдд
  7. http://www.guoedu.ru/userfiles/image010(67).jpg –уголок пдд
  8. http://www.solnet.ee/holidays/s6_43.html -выпуск
  9. http://zdd.1september.ru/2010/02/10_8.jpg -фото пдд
  10. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: Детство – Пресс, 2007.
  11. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: Детство - Пресс, 2010.
  12. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: 2005.
  13. Занятия по правилам дорожного движения. //Под ред. Романовой Е.А., Малюшкина А.Б.– М.: ТЦ Сфера, 2009.
  14. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: 2005.
  15. Козлов А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: 2000.
  16. Некрасовы Заряна и Нина. Без опасности от рождения до школы. – М.: ООО София, 2008.
  17. Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  18. Постановление Администрации Смоленской области от 20.11.2013 N 932 "Об утверждении областной государственной программы "Развитие дорожно-транспортного комплекса Смоленской области" на 2014 - 2020 годы;
  19. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения» - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  20. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  21. Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах»распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864;
  22. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О безопасности дорожного движения (с изменениями на 7 мая 2013 года № 92 – ФЗ г.Москва) (редакция, действующая с 5 ноября 2013 года);
  23. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Рекомендуемая литература для родителей и детей:

  1. «Добрая Дорога Детства» (ДДД). Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику «STOP – газета». М., 2000 – 2012года;
  2. «Нам на улице не страшно (воспитание у детей в детском саду и семье навыков дисциплинированного пешехода)». Сборник методических рекомендаций для работников детских учреждений и родителей. Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М.: «АВИКО ПРЕСС», 2000;
  3. «Скоро в школу. Правила дорожного движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста », Составитель Д. Майдельман. – Ростов н/Д: Донпечать, Лицей, 1994.
  4. Амос Д. «Катя потерялась», – Петрушка, 1997.
  5. Бедарев О. «Если бы …»;
  6. Берестов В. «Про машины»;
  7. Боровой Е.В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
  8. Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»;
  9. Дорохов А, «Пассажир»; 
  10. Емельянова О. «Правила дорожного движения для детей» (детские стихи про правила безопасности на дороге);
  11. Лешкевич И. «Гололёд»;
  12. Михалков С. «Бездельник светофор». М., 1987.
  13. Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»;
  14. Носов Н. «Автомобиль».
  15. Носов Н. «Автомобиль»;
  16. Огнецвет Э. «Кто начинает день»;
  17. Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…», «Это улица моя»;
  18. Прокофьева С., Сапгир Г. « Мой приятель светофор». М., «Пусть ребенок растет здоровым». 1980.
  19. Семернин В. «Запрещается – разрешается»;
  20. Тумаринсон Г. « Новые дорожные приключения Буратино». – Л, 1989.
  21. Усачёв А. «Домик у перехода»;
  22. Шалаева Г.П. , «Новые правила поведения для воспитанных детей». – М.: Эксмо, 2004.
  23. Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки». – М.: Прометей, 2003.
  24. Элькин Г.Н. «правила безопасного поведения на дороге». Полезные советы для пешеходов. Основные дорожные знаки. Поведение в общественном транспорте.- С.-Пт.:Литера. 2008;
  25. Юрмин Г. «Любопытный мышонок»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Маленький исследователь"

Пояснительная записка     Рабочая программа составлена на основе сборника программ Министерства образования Ульяновской области Ульяновского института повышения квалификации и пере...

Дополнительная образовательная программа "Маленькие волшебники, или на пути к творчеству"

Дополнительная образовательная программа по ФГОС  "Маленькие волшебники, или на пути к творчеству"....

Презентация к областному семинару совещанию по проведению профессионально – педагогической экспертизы дополнительных образовательных программ, направленных на развитие детской одаренности. апрель 2019 г.

Презентация к областному семинару  совещанию по проведению профессионально – педагогической экспертизы  дополнительных образовательных программ, направленных на развитие детской одарен...

Дополнительная образовательная программа ДОУ по художественно – эстетическому развитию «Волшебная бумага»

             Дополнительная образовательная программа ДОУ по художественно – этетическому развитию«Волшебная бумага»...

Дополнительная образовательная программа по речевому развитию "Буквоешка"

Система занятий данной рабочей программы построена так, чтобы предупредить на раннем этапе трудности, которые могут возникнуть у ребёнка во время школьного обучения....

Дополнительная образовательная программа культурно-познавательного направления " веселый английский язык"

В основе данной программы дополнительного образования лежит компетентностный подход, позволяющий обеспечить воспитание " умеющей" личности....