Методическая разработка урока развития речи для 1 класса (вариант 2.2) по теме: «Зоопарк»
методическая разработка (1 класс)

Автор: М.В.Рябцова, учитель начальных классов ГБОУ школы-интернат №20 Петроградского района Санкт-Петербурга

 

Целевая аудитория: учащиеся 1 класса (вариант 2.2)

Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных учащимися 1 класса в предметной области «Развитие речи» по теме: «Зоопарк».

Учебные задачи:                                      

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки;

- стимуляция мыслительных процессов; повышение устойчивости внимания, снятие утомления;

- выражение положительных эмоций.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные УУД:

- формирование волевых усилий по развитию слухового восприятия и произношения;

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

-  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других, развитие слухового восприятия;

- уметь задавать вопросы и использовать речь для регуляции своего действия;

- уметь аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- обогащение словаря на материале урока, развитие устной коммуникации, овладение основными речевыми формами и правилами их применения, умение применять новый материал в жизненных ситуациях.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, элементы технологии сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, информационно-коммуникационной технологии.

Формы организации работы на занятии: фронтальная, индивидуальная.

Раздаточный материал: мозаики, карточки с заданиями, листы самооценки.

Оборудование: ПК, мультимедиа-проектор, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_dlya_nsportala.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока развития речи для 1 класса

по теме: «Зоопарк»

Автор: М.В.Рябцова, учитель начальных классов ГБОУ школы-интернат №20 Петроградского района Санкт-Петербурга

Целевая аудитория: учащиеся 1 класса (вариант 2.2)

Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных учащимися 1 класса в предметной области «Развитие речи» по теме: «Зоопарк».

Учебные задачи:                                      

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки;

- стимуляция мыслительных процессов; повышение устойчивости внимания, снятие утомления;

- выражение положительных эмоций.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные УУД:

- формирование волевых усилий по развитию слухового восприятия и произношения;

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

-  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других, развитие слухового восприятия;

- уметь задавать вопросы и использовать речь для регуляции своего действия;

- уметь аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- обогащение словаря на материале урока, развитие устной коммуникации, овладение основными речевыми формами и правилами их применения, умение применять новый материал в жизненных ситуациях.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, элементы технологии сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, информационно-коммуникационной технологии.

Формы организации работы на занятии: фронтальная, индивидуальная.

Раздаточный материал: мозаики, карточки с заданиями, листы самооценки.

Оборудование: ПК, мультимедиа-проектор, презентация. 

Содержание учебного материала и этапы урока

 в 1 классе (вариант 2.2.)

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Организация начала занятия.

1.1. Проверка звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА).

(2 мин.)

Приветствует учащихся; включает учащихся в учебную деятельность;

формирует самооценку готовности к занятию, организует проверку ЗУА, за экраном говорит начало предложения.

Приветствуют учителя, оценивают свою готовность, проверяют ЗУА, говорят концовку предложений учителя.

Личностные:

-выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные:

- формирование волевых усилий по развитию слухового восприятия и произношения.

1.2.  Настрой на занятие.

(4 мин.)

Проводит «мозговую гимнастику».

Настраивает учащихся на продуктивную работу. Читает стихотворение за экраном вместе с учениками.

Выполняют упражнения «мозговой гимнастики» вместе с учителем.

Настрой на работу, чтение стихотворения.

Личностные:

- повышение устойчивости внимания;

- стимуляция мыслительных процессов;

- выражение положительных эмоций.

Регулятивные:

- формирование волевых усилий по развитию слухового восприятия и произношения.

2. Основная часть.

2.1. Формулирование темы урока.

(7 мин.)

Демонстрация картинок. Организует беседу, выявляющую знания учеников по теме.

Мотивирует учащихся к деятельности; организовывает устную коллективную работу; контролирует степень усвоения основных знаний, умений и навыков по данной теме. Организует работу у доски.

Рассматривают картинки. Аргументируют свои ответы, опираясь на имеющиеся знания.

Отвечают на вопросы учителя. Активно участвуют в обсуждении.

 Выдвигают предположения о теме урока.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу;

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

Познавательные:

-  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- умение слушать и слышать друг друга;

- уметь задавать вопросы и использовать речь для регуляции своего действия.

2.2. Собирание мозаики. «Кто лишний?»

(7 мин.)

Организует индивидуальную работу и беседу о животных. Постановка задания: собрать мозаики, назвать, кто изображён, определить, кто лишний. Контроль за выполнением задания.

Предлагает определить верно или неверно выполнено задание и аргументировать свою точку зрения.

Выполняют задание, работая индивидуально. Активно участвуют в беседе.

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свои ответы, опираясь на имеющиеся знания.

Личностные:

- проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Регулятивные:

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- расширить знания по теме.

Коммуникативные:

 - уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других.

2.3. Работа с сюжетной картинкой «Зоопарк».

(5 мин.)

Демонстрирует картинку. Организует беседу. Задаёт вопросы.

Рассматривают картинку. Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свои ответы.

Активно участвуют в беседе.

Личностные:

- проявлять познавательную активность.

Регулятивные:

- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные:

- осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные:

- уметь аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.

2.4. Физкультурная пауза.

(4 мин.)

Предлагает выполнить упражнения. Выбирает «маленького учителя», который проведёт зарядку.

Учащиеся выполняют физические упражнения. «Маленький учитель» следит за выполнением упражнений.

Личностные:

- выражение положительных эмоций;

- снятие утомления, повышение внимания.

Регулятивные:

-  планировать свои действия, самоконтроль.

2.5. Работа с текстом. Закрепление знаний.

(12 мин.)

Чтение текста вместе с учащимися.

Постановка задания (на карточках): вставить пропущенные слова в тексте. Контроль за выполнением задания.

Организует взаимопроверку работ.

Сначала читают текст вместе с учителем, затем сами.

Выполняют задание самостоятельно.

Взаимопроверка работ.

Личностные:

- проявляют познавательную активность, творчество.

Регулятивные:

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью;

- осуществлять взаимоконтроль.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

3.Организация окончания урока. Рефлексия.

(4 мин.)

Предлагает проанализировать и оценить результаты своей работы на уроке, своё настроение. Анализирует работу учащихся, выделяет успехи каждого ребёнка, вручает животное-символ.

Анализируют и оценивают свою работу на уроке и настроение.

Отвечают на вопросы учителя, воспроизводя полученную новую информацию на уроке. Оценивают свою работу на уроке, солнышко, тучку и солнышко или тучку.

Личностные:

- демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки.

Регулятивные:

- осуществлять итоговый контроль;

- уметь оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Текст методической разработки

1. Организация начала урока.

1.1. Проверка звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА).

- Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы?

- Тогда вперёд! Как ты слышишь, Игорь? (аналогично с каждым учеником)

- В каком классе ты учишься, Гюля? Скажем вместе.

- Как зовут твою учительницу, Диана? Скажем вместе.

- Какое сейчас время года, Лиза? Скажем вместе.

1.2. Настрой на урок.

- Чтобы подготовиться к работе, давайте выполним упражнения «мозговой гимнастики». «Качания головой»: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. «Шапка для размышлений»: «наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

- Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

2. Основная часть.

2.1. Формулирование темы урока.

- Ребята, посмотрите на картинки. Скажите, кто это?

- Скажем вместе. Это животные.

- Назовите этих животных.

- Скажем вместе. Это слон. Это кошка. Это жираф. Это тигр. Это собака. Это корова.

- Прочитайте, что написано на табличках.

Домашние животные. Дикие животные.

- Где живут домашние животные?

- Скажем вместе. Домашние животные живут дома.

- Где живут дикие животные?

- Скажем вместе. Дикие животные живут в лесу, на природе.

- Теперь выберите домашних животных. Иди к доске, Диана. Кто это? (аналогично с каждым учеником)

- Давайте назовём домашних животных ещё раз. Кошка. Собака. Корова. Где живут домашние животные? … Дома, вместе с нами.

- Выберите диких животных. Иди к доске, Лиза. Кто это? (аналогично с каждым учеником)

- Давайте назовём диких животных ещё раз. Слон. Жираф. Тигр. Где живут дикие животные? … В лесу, на природе.

- Ребята, а где мы можем увидеть диких животных в городе?

- Скажем вместе. В зоопарке.

- Ребята, сегодня мы отправимся на экскурсию в зоопарк.

- Тема урока «Зоопарк». Скажем вместе. 

2.2. Собирание мозаики. «Кто лишний?».

- Посмотрите, что у вас в конвертах. Вам нужно собрать мозаику и назвать животное, которое у вас получилось.

- Кто у тебя получился, Игорь? (аналогично с каждым учеником)

- Скажите, кто лишний?

- Правильно. Корова. А почему?

- Скажем вместе. Лиса, медведь, зебра, тигр и слон – дикие животные. Корова – домашнее животное.

2.3. Работа с сюжетной картинкой «Зоопарк».

- Посмотрите внимательно на картинку. Скажите, кто это? Куда они пошли?

- Скажем вместе. Дети пошли в зоопарк.

- Кого они увидели?

- Скажем вместе. Они увидели диких животных.

- Назовите их.

- Скажем вместе. Вот зебра.

- А это кто? Что он делает?

- Скажем вместе. Вот стоит слон.

- Это кто? Что он делает?

- Скажем вместе. Вот лежит тигр.

- Где живут животные?

- Скажем вместе. Животные живут в клетках.

- Как вы думаете, они добывают еду сами, или их кормит специальный человек?

- Скажем вместе. Животных кормит человек, который работает в зоопарке.

- Как вы думаете, животные сами убирают в клетках, или там убирает человек?

- Скажем вместе. В клетках убирает человек.

2.4. Физкультурная пауза.

- Сейчас сделаем зарядку, чтобы отдохнуть. Повторяйте за мной.

- Мы шагаем в зоопарк,

Побывать там каждый рад.

Вот медведи и пингвины,

Попугаи и павлины.

Вот жирафы и слоны,

Обезьяны, тигры, львы.

Все мы весело играем

И движенья повторяем.

2.5. Работа с текстом. Закрепление знаний.

- Ребята, сейчас мы прочитаем текст про зоопарк. Слушайте внимательно.

Зоопарк.

Дети пошли в зоопарк. Они увидели диких животных. Вот зебра. Вот стоит слон. Вот лежит тигр.

- А сейчас скажите, куда пошли дети?

- Скажем вместе. Дети пошли в зоопарк.

- Кого они увидели?

- Скажем вместе. Они увидели диких животных.

- Кто это?

- Скажем вместе. Вот зебра.

- А это кто? … Что он делает?

- Скажем вместе. Вот стоит слон.

- Кто это? … Что он делает?

- Скажем вместе. Вот лежит тигр.

- Возьмите карточки с этим текстом. Вставьте пропущенные слова.

- Что у тебя получило, Лиза. Прочитай.

- У всех так получилось?

- Хорошо. Молодцы.

3. Организация окончания урока. Рефлексия.

- Ребята, вам понравилась экскурсия в зоопарк? Было интересно?

- Я рада, что наш урок был для вас полезным и интересным. Вы занимались очень хорошо, были внимательными и активными. Игорь хорошо и внятно говорил. Никита ловко справился с мозаикой. Лиза быстро и правильно выполнила задание на карточке.

- Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять.

Библиография:

  1. Выготский Л.С. «Мышление и речь». М.: Лабиринт, 2008. – 352с.
  2. Красильникова О.А. «Развитие речи младших слабослышащих школьников на уроках литературного чтения: Учебно-методическое пособие». – СПб: КАРО, 2005. – 176с.
  3. Красильникова О.А. «Формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников: Учебно-методическое пособие». – СПб: КАРО, 2005. – 176с.
  4. Под редакцией О.А. Красильниковой «Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха». – СПб: КАРО, 2006. – 112с.
  5. Зыкова Т.С., Зыкова М.А., Соловьева Т.А. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования глухих детей. Проект. – М.: Просвещение, 2013. – 59с. – (Стандарты второго поколения).
  6. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО.2007. -208 с.
  7. Малофеев Н.Н., Кукушкина О.И., Никольская О.С., Гончарова Е.Л. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Просвещение, 2013. – 42с. – (Стандарты второго поколения).
  8. Савинов Е.С. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа». (Стандарты второго поколения). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 204с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс

Методическая разработка  урока развития речи с применением информационных технологий.  3 класс. Из портфолио учителя  ГБОУ школа №559 Выборгского района Санкт - Петербурга Лёвиной Натал...

Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс

Методическая разработка из портфолио учителя ГБОУ школа № 559 Выборгского района Санкт-Петербурга Лёвиной Наталии Николаевны...

Методическая разработка урока развития речи во 2 классе (изложение)

Урок обучающего  изложения  по коллективно составленным вопросам к тексту . УМК "Школа России"...

Методическая разработка - урок развития речи в 3 классе по теме "Готовим подарки"

Методическая разработка - урок развития речи в  3 классе коррекционной школы VII вида сочинение по теме "Готовим подарки маме"Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС, презентация Power ...

Методическая разработка урока развития речи. 4 класс. "Морж"

Данная методическая разработка  опробирована. Методичекий материал получил положительные отзывы коллег, интересен и поучителен для обучающихся....

Методическая разработка урока развития речи в 1 классе по теме: "Осень в парке"

Конспект урока развития речи предназначен для  более полного раскрытия методики работы над содержанием картины в первом классе слабослышащих и позднооглохших детей....