Методическая разработка урока развития речи. 4 класс. "Морж"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Забурдаева Галина Владимировна

Данная методическая разработка  опробирована. Методичекий материал получил положительные отзывы коллег, интересен и поучителен для обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_k_uroku.docx34.78 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.2 МБ

Предварительный просмотр:

Урок развития связной речи

4 класс (1-4)

Тема. Изложение – описание

           Е.И. Чарушин. «Морж»

Цели:

  1. Учить создавать собственный текст на основе авторского текста Евгения Ивановича Чарушина:

а) анализировать структуру текста;

б) определять тему и идею текста;

в) находить границы логически законченных частей;

г) составлять план.

  1. Учить использовать точные слова автора в своем тексте.
  2. Воспитывать любовь общения с книгой, с толковым  словарем.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.
  4. Передать признаки описываемого объекта последовательно, осознанно, эмоционально.
  5. Пополнить словарный запас обучающихся.

Оборудование:

  1. Портрет Е.И. Чарушина
  2. Выставка книг Е.И. Чарушина
  3. Картинки с изображением моржа, морского котика, тюленя.
  4. Карта полушарий.

Морж

Морж толстый, тяжелый. Похож он на громадный кожаный мешок с жиром.

Два здоровенных белых клыка торчат у него из щетинистых усов. Вместо ног у моржа ласты. Ими он, как веслами, воду загребает.

Нырнет он глубоко под воду и пасется на морском дне, как корова на лугу. Водоросли жует, ракушки ищет.

Наестся морж вдоволь, вылезет на берег, ляжет на камни и отдыхает.

/По Чарушину/

  1. Организация обучающихся на урок

- Сегодня на уроке, ребята, мы будем читать авторский текст, работать над его содержанием, составлять план, озаглавливать рассказ.

- Как называется такая работа?

/Такая работа называется изложением/.

  1. Подготовительная работа

– Изложение мы будем писать по рассказу Евгения Ивановича Чарушина.

- Сейчас мы послушаем биографическую справку об авторе и увидим его портрет.

(ребята рассматривают портрет писателя и слушают выступление подготовленного ученика о писателе).

/Всю жизнь с раннего детства, Евгений Иванович Чарушин прожил среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. И потом дома это превращалось в чудо-сад.

Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей, держали коз, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика.

С детства Евгений Иванович Чарушин увлекался рисованием. Наблюдая природу, жизнь, повадки зверей, он все это рисовал, записывал.

Более 30 лет Чарушин писал для детей  рассказы о животных, и сам делал к ним рисунки./

- Какие рассказы Чарушина вы читали?

/ «Волчишко», «Медвежата», «Олешки», «Про Томку»/.

- Давайте посмотрим, какие еще рассказы писал Чарушин.

(Выставка книг: «Вольные птицы», «Цыплячий город», «Тюпа, Томка и сорока», «Моя первая зоология», «Никиткины друзья», «Друзья», «Никитка», «Семь рассказов», «Никитка и его друзья»).

  1. Структурный анализ текста

– Послушайте, пожалуйста, текст, и будьте готовы поделиться своими мыслями.

(учитель читает текст выразительно, а дети слушают).

- Что было непонятно в тексте?

/Что значит из щетинистых усов?/

- «Из щетинистых усов» - это грубое место на морде моржа, откуда растут усы и бивни.

- Чем бы вам хотелось поделиться со своими товарищами?

/Морж настолько огромен в размере, что похож на кожаный мешок;

Это морское животное и поэтому у него вместо ног ласты;

Когда морж кормится, он похож на корову, которая пасется на лугу;

Удивительно, что такое огромное животное так легко может вылезти на берег и отдыхать, как ни в чем не бывало. /

- Прочитайте текст самостоятельно и будьте готовы ответить на вопросы по тексту.

(дети читаю текст).

- О ком вы прочитали?

/Мы прочитали про моржа./

- К какой группе животных относится морж?

/Морж – это морское животное./

- На каких животных похож морж?

/Морж похож на тюленей и морских котиков./

- А чем же отличаются эти животные друг от друга и как их различать?

/Морж крупнее, чем тюлень и котик.

У моржа есть бивни, а у котиков и тюленей их нет./

- Посмотрите на картинки и найдите на оной из них моржа.

(ребята находят на картинке моржа).

- А теперь послушаем сообщение о морже, которое подготовила …..

(подготовленный ученик рассказывает о морже).

/Кожа у моржа толстая, 3-4 см., волосяной покров редкий, на отдельных участках его вовсе нет. Моржи распространены в мелководных окраинах  морях Северного Ледовитого океана/.

(учитель показывает места обитания моржей на карте полушарий).

 Моржи плохо видят, но обоняние их остро. Если соблюдать осторожность и направление ветра, можно подойти к лежбищу на 1-2 метра. Морж кормит детенышей до 2 лет. Человек использует мясо моржа, шкуру и жир./

- Давайте прочитаем рассказ выразительно и определим тему, идею и тип речи.

(ученики по желанию читают текст).

- Какова же тема текста?

/Тема данного текста – «Морж»./

(учитель открывает запись):

Тема. Морж

- Какова идея этого произведения?

/Главная мысль или идея произведения – «Морж – крупное морское животное»./

(на доске учитель открывает запись):

Идея. Морж – крупное морское животное

- Какого типа речи этот текст?

/Это описание./

- Докажите это.

/В 1 предложении назван объект описания.

В последующих предложениях перечислены его признаки;

К рассказу можно нарисовать 1 или 2 картинки: внешний вид моржа, лежащего на берегу и как морж кормится на дне моря;

Текст отвечает на вопросы: «Какой морж? Какие у него повадки?»/.

  1. Физминутка

(учитель вместе с детьми проговаривают слова и выполняют соответствующие движения)

/Волны плещут в океане.

Что там чудится в тумане?

Это мачты кораблей.

Пусть плывут сюда скорей!

Мы по Берегу гуляем,

Мореходов поджидаем,

Ищем ракушки в песке

И сжимаем в кулаке.

Чтобы больше их собрать, -

Надо чащу приседать.

Сядем дружно на песок.

Снова начался урок./

  1. Составление плана, озаглавливание текста

- Давайте прочитаем текст еще раз, и определим, из скольких же частей он состоит?

(один из учеников читает текст, остальные слушают и выполняют задание учителя).

- Из скольких же частей состоит наш текст?

/Наш текст состоит из 2 частей./

- А сколько частей выделил автор? И почему?

/Автор выделил 4 части, наверное, потому, чтобы легче было работать с текстом и писать его потом./

- А для чего нам выделены части?

/Части выделены для плана. И нам его предстоит составить и записать./

(на доске открывается надпись «План»).

- Итак, о чем говорится сначала?

/Сначала говорится о морже, какой он?/

- Назовите тему 1 части.

/Тема 1 части – морж – крупное животное./

- Как озаглавим 1 часть?

(на доске открывается запись):

 1. Морж – крупное животное.

- О чем говорится дальше? Какова ее тема?

/Дальше говорится о клыках и ластах./

- Как озаглавим 2 часть?

/Клыки и ласты моржа./

(на доске открывается запись):

 2. Клыки и ласты моржа.

- О чем говорится потом? Какова тема?

/Где и чем питается морж?/

- Как озаглавим 3 часть?

/Где и чем питается морж./

(на доске появляется запись):

3. Где и чем питается морж.

- О чем говорится в последнем предложении? Какова тема?

/О том, как морж отдыхает./

- Как озаглавим 4 часть?

/Отдых моржа./

(на доске открывается запись):

4. Отдых моржа.

- Так из скольких же частей состоит наш текст?

/Текст состоит их 4 частей./

(ученики по - одному называют пункты плана, которые составили.)

- Как озаглавим сам текст?

/Можно озаглавить текст «Морж»./

  1. Зрительная физминутка

- Ребята, хотите знать, как назвал свой рассказ Евгений Иванович Чарушин?

- Тогда поиграем в игру, которая называется «Молчанка». Я указкой покажу вам авторский заголовок, а вы, следя только глазками, прочитаете его, а  потом сообщите мне и всему классу. Правда, интересно!

(учитель лазерной указкой веет по стенду «Алфавит» от буквы к букве, акцентируя внимание детей на каждой букве. А ученики следят за указкой и прочитывают слово «Морж»).

  1. Языковой анализ текста

- А теперь, ребята, нам предстоит самая важная работа – языковой анализ текста.

- Скажите, дети, в как вы понимаете «По Чарушину»?

/За основу взят рассказ писателя, но нам дан с некоторыми изменениями./

Морж – толстый, тяжелый.

- Как вы понимаете «толстый»?

/Большой в объеме, в обхвате./

- В словаре Ожегова 3 значения:

1. Большой в объеме, в обхвате. Например, толстый человек.

2. Большой в поперечнике. Например, толстая книга.

3. О голосе, звуке: густой, низкий (разговорный). Например, тонкий намек на толстое обстоятельство (ироничный), т.е. ясный намек на что-то совершенно очевидное.

- Объясните смысл слова «тяжелый»

/Имеющий большой вес./

- В словаре 8 значений.

(ученики зачитывают значения слова «тяжелый».)

  1. Имеющий большой вес (тяжелый груз).
  2. Трудный, требующий большого труда, больших усилий (тяжелый труд).
  3. Грузный, лишенный легкости (тяжелые шаги).
  4. Напряженный, затруднительный, доставляющий беспокойство, неприятность (тяжелое дыхание).
  5. Суровый, очень серьезный (тяжелое наказание).
  6. О болезненных состояниях: опасный, очень серьезный (тяжелая рана).
  7. Горестный, мучительно – неприятный (тяжелое чувство).
  8. Относящийся к машинам (тяжелое машиностроение).

- Можно использовать и другие слова, но ля писания моржа очень важны эти.

- Запомните, как автор начал описывать моржа.

Похож он на громадный кожаный мешок с жиром.

- Что значит громадный?

/Громадный – значит очень большой в размерах./

- С чем сравнивает Чарушин моржа?

/С мешком./

- Слово мешок имеет 5 значений:

1. Сделанное из мягкого материала вместилище для сыпучих тел, мелких предметов (вещевой мешок);

2. Обиходная мера сыпучих тел (мешок овса);

3. Переносное (окружение войсками противника: попасть в мешок);

4. Вместилище в теле животного, в растении (зародышевый мешок);

5. О неповоротливом, неуклюжем человеке.

- В каком значении употреблено это слово: в прямом или переносном?

/В переносном./

- Да, так говорят о неповоротливом и неуклюжем человеке.

Два здоровенных белых клыка торчат у него из щетинистых усов.

- Как можно объяснить «здоровенный»?

/1. Высокого роста и крепкого сложения (здоровеный парень).

2. Очень большой, а также крепкий, сильный, плотный (здоровенная палка)/

- Замените «клыки».

/Зубы./

- Как вы понимаете «клыки»?

/Клыки – зубы, расположенные ха резцами, у некоторых животных выступающие наружу./

- Можно ли слово «клыки» заменить словом «зубы»?

/Нет, раз речь идет о животном./

- К выражению «щетинистые усы» мы уже обращались. А знаете ли вы, что в словаре Ожегов дает 3 объяснения:

1. Жесткая прямая шерсть у некоторых животных.

2. Короткие жесткие волосы на небритом лице человека.

3. Жесткая волосяная часть щетки.

- А кто знает, что такое вибриссы?

(дети не дают никакого ответа, поэтому учитель сам поясняет).

- Вибриссы у моржа расположены на верхней губе. Они толстые, до 2 мм, жесткие, длиной 10-12 см. Вибриссами моржи нащупывают кормовые объекты.

- Можно ли подобрать слово, близкое по значению?

/Да, щетинистые усы./

- Запомните авторское выражение.

Вместо ног у моржа ласты.

- Как вы понимаете «ласты»?

/Укороченные конечности водных животных, птиц. Пальцы соединены кожаной перепонкой./

- Скажите, а в нашей жизни мы встречаемся с ластами?

/Ласты нужны человеку, чтобы легче было плавать./

Ими он как веслами, воду загребает.

- С чем сравнивает автор ласты моржа?

/С веслами./

- Почему вы так думаете?

/Ласты похожи на весла./

Нырнет он глубоко под воду и пасется на морском дне, как корова на лугу.

- Почему Чарушин использовал глагол «пасется»?

/Потому, что сравнивает моржа с коровой./

- Почему сравнивает с коровой?

/Морж такой же крупный, как и корова, да к тому же он пасется и жует водоросли./

- Подберите слово, близкое по значению у слову «пасется».

/Кормится, питается./

- Почему авторское слово лучше?

/Потому, что морж не только ест, но и отдыхает, пережевывая пищу./

Водоросли жует, ракушки ищет.

- Что такое водоросли?

/Это водяное растение, у которого отсутствует расчленение на корень, стебель, листья./

- Назовите действия, которые проделывает морж?

/Жует, ищет./

- Можно ли глаголы поменять местами?

/Нет, ведь они зависят он существительных./

- Запомните очередность глаголов.

Наестся морж вдоволь, вылезет на берег, ляжет на камни и отдыхает.

- Ребята, что вы можете сказать об этом предложении?

/Оно очень длинное, потому что осложнено однородными сказуемыми./

- Назовите однородные сказуемые.

/Наестся, вылезет, ляжет отдыхает./

- Если глаголы поменять местами, нарушится ли последовательность действий?

/Конечно, нарушится./

- Что значит «вдоволь»? Подберите слова, близкие по значению.

/До отвала, досыта, много./

- Почему авторское слово лучше?

/Оно конкретно указывает на степень сытости моржа./

- Давайте подведем итог.

- Употреблял ли автор слово большой?

/Нет, не употреблял./

- Каким же представился вам морж?

/1. По объему – толстый;

2. По весу – тяжелый;

3. По размеру – громадный;

4. По крепости, силе, здоровью – здоровенные клыки, очень прочные, длина от 40-50 см. до 80 см., выкапывает ими из грунта моллюсков, защищается от врагов и с их помощью вылезает на берег./

  1. Орфографическая подготовка

Фронтальная работа с помощью карточек

Слова, записанные на доску для работы

Тяжелый

Кожаный

громадный

здоровенных

мешок

у него

с жиром

вместо

торчат

загребает

щетинистых

пасется

вдоволь

водоросли

вылезет

ляжет

берег

отдыхает

  1. Итог урока

- Что важного было сегодня на уроке?

/Мы столько нового узнали о морже, что стали, наверное, специалистами./

- С каким настроением вы уходите с урока?

/Урок прошел в спокойной и комфортной обстановке. Настроение хорошее./


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи. Изложение-описание. Евгений Иванович Чарушин. «Морж» 4 класс

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА: Учить создавать текст на основе текста Е.И. Чарушина: а) анализировать структуру текста; б) определять тему и идею текста; в) находить границы логически законченных частей; г) составлять план. 2. Учить использовать точные слова автора в своём тексте. 3. Воспитывать любовь общения с книгой, с толковым словарём. 4. Воспитывать бережное отношение к природе. 5. Передавать признаки последовательно, осознанно, эмоционально. 6. Пополнить словарный запас обучающихся.

Слайд 3

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Портрет Е.И. Чарушина. Выставка книг Е.И. Чарушина. Картинки с изображением моржа, морского котика, тюленя. Карта полушарий.

Слайд 4

Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать.

Слайд 6

МОРЖ Растянулся среди льдин Толстокожий господин. В холодину, братцы, Лезет он купаться. Проведя в воде часы Вылез он на льдину, Важно фыркает в усы. Чешет ластой спину. Важен, грозен, толстокож Господин усатый …

Слайд 7

Морж Морж толстый, тяжёлый. Похож он на громадный кожаный мешок с жиром. Два здоровенных белых клыка торчат у него из щетинистых усов. Вместо ног у моржа ласты. Ими он, как вёслами, воду загребает. Нырнёт он глубоко под воду и пасётся на морском дне, как корова на лугу. Водоросли жуёт, ракушки ищет. Наестся морж вдоволь, вылезет на берег, ляжет на камни и отдыхает.

Слайд 11

ЩЕТИНИСТЫЕ УСЫ - ГРУБОЕ МЕСТО НА МОРДЕ МОРЖА, ОТКУДА РАСТУТ УСЫ И БИВНИ.

Слайд 14

МЕСТО ОБИТАНИЯ МОРЖЕЙ

Слайд 15

«МОРЖ». ТЕМА ТЕКСТА:

Слайд 16

МОРЖ – КРУПНОЕ МОРСКОЕ ЖИВОТНОЕ. ИДЕЯ ТЕКСТА:

Слайд 17

ОПИСАНИЕ. ТИП ТЕКСТА:

Слайд 18

ФИЗМИНУТКА ВОЛНЫ ПЛЕЩУТ В ОКЕАНЕ. ЧТО ТАМ ЧУДИТСЯ В ТУМАНЕ? ЭТО МАЧТЫ КОРАБЛЕЙ. ПУСТЬ ПЛЫУТ СЮДА СКОРЕЙ! МЫ ПО БЕРЕГУ ГУЛЯЕМ, МОРЕХОДОВ ПОДЖИДАЕМ, ИЩЕМ РАКУШКИ В ПЕСКЕ И СЖИМАЕМ В КУЛАКЕ. ЧТОБЫ БОЛЬШЕ ИХ СОБРАТЬ,- НАДО ЧАЩЕ ПРИСЕДАТЬ. СЯДЕМ ДРУЖНО НА ПЕСОК. СНОВА НАЧАЛСЯ УРОК.

Слайд 19

Морж – крупное животное. Клыки и ласты моржа. Где и чем питается морж? Отдых моржа.

Слайд 22

Морж – толстый, тяжёлый. Большой в объёме, в обхвате. Большой в поперечнике. О голосе, звуке: густой, низкий.

Слайд 23

тяжёлый Имеющий большой вес. Требующий большого труда. Лишённый лёгкости. Затруднительный, доставляющий беспокойство. Суровый, серьёзный. О болезненных состояниях. Мучительно неприятный. Относящийся к машинам.

Слайд 24

Громадный Сделанное из мягкого материала вместилище для сыпучих предметов. Обиходная мера сыпучих тел. Переносное (окружение войсками противника). Вместилище в теле животного, растения. О неповоротливом человеке.

Слайд 25

Здоровенные Высокого роста и крепкого телосложения. Очень большой, сильный, плотный.

Слайд 26

Клыки Зубы, расположенные за резцами, у некоторых животных выступающие наружу.

Слайд 27

Щетинистые усы Жёсткая прямая шерсть у некоторых животных. Короткие жёсткие волосы на лице небритого мужчины. Жёсткая волосяная часть щётки.

Слайд 28

Вибриссы Расположены на верхней губе моржа, ими морж нащупывает корм .

Слайд 29

Ласты - Укороченные конечности водных животных, птиц.

Слайд 31

Водоросли Водяное растение, у которого отсутствует расчленение на корень, стебель, листья.

Слайд 32

Вдоволь До отвала, досыта

Слайд 33

Орфографическая работа т Я жёлый гр О мадный м Е шок с жир О м т О рчат щ Е тин И стых вдов О ль выл Е з Е т бер Е г

Слайд 35

Ресурсы и источники Картинки - https://www.google.ru/ Толковый словарь Ожегова Фоны для презентаций - https://www.google.ru/ Учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаева, 4 класс Книги Е.И. Чарушина Портрет автора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи "Поздняя осень" в школе 1 вида с использованием интерактивной доски.

Методическая разработка представляет собой конспект урока по развитию речи в 3 классе (по Программе для Специальных (Коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей, имеющих ЗПР); презентац...

Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс

Методическая разработка  урока развития речи с применением информационных технологий.  3 класс. Из портфолио учителя  ГБОУ школа №559 Выборгского района Санкт - Петербурга Лёвиной Натал...

Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс

Методическая разработка из портфолио учителя ГБОУ школа № 559 Выборгского района Санкт-Петербурга Лёвиной Наталии Николаевны...

Методическая разработка урока развития речи во 2 классе (изложение)

Урок обучающего  изложения  по коллективно составленным вопросам к тексту . УМК "Школа России"...

Методическая разработка урока развития речи сочинение по серии картинок: « Как спасали рыбаков"

   Развитие речи – важнейшая задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности. Включение в систему развития связной речи работы над изложением и...

Методическая разработка - урок развития речи в 3 классе по теме "Готовим подарки"

Методическая разработка - урок развития речи в  3 классе коррекционной школы VII вида сочинение по теме "Готовим подарки маме"Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС, презентация Power ...