Рабочая программа курса по обучению грамоте. Школа будущего первоклассника.
рабочая программа

Демьянова Екатерина Алексеевна

Данная программа включает в себя: содержание, ЗУНы и тематическое планирование на 24 занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

«Обучение грамоте и развитие речи»

(дополнительная общеобразовательная программа)

Разработана Демьяновой Е.А., учителем начальных классов

МБОУ Лицея № 20

для детей 5-6 лет

Количество часов в учебном году: 24, 1 час в неделю.

г. Междуреченск, 2019 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа рассчитана на 24 часа.  (1 час в неделю)

Цели:

  • формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
  • развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей. 

Эти цели реализуется в соответствии с этапами познания и возрастными особенностями развития детей в системе непрерывного образования.

Задачи:

  • дать понятие о звуко-слоговом анализе слов.
  • развивать связную речь с опорой на речевой опыт ребенка;
  • формировать наглядно-образное и словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
  • воспитывать у дошкольников аккуратность, трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе

Актуальность программы

Программа обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой предупреждение ошибок в чтении и письме. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.

Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (использовать в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).

Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Содержание программы

1. Лексическая и грамматическая работа:

- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

2. Развитие связной речи:

- ответы на вопросы, участие в диалоге.

3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:

- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;

- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

4. Обучение звуко-слоговому анализу:

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- соотнесение букв и звуков.

Ожидаемые результаты

Ребенок к концу обучения должен уметь:

  • выделять звук в начале, в середине или в конце слова;
  • различать звуки и буквы;
  • узнавать и называть буквы русского алфавита;
  • соединять звуки в слоги;
  • конструировать словосочетания и предложения;
  • отвечать на вопросы педагога.

.           Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество  

часов

1.

Слова. Звуки. Выделение звука в начале, конце и середине слова.

1 час

2.

Звук [А]. Знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением.

1 час

3.

Звук [О]. Обучение ответам на вопросы.

1 час

4.

Звук [Э]. Дифференциация понятий «звук» и «буква».

1 час

5.

Звук [И]. Ответы на вопросы, выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.

1 час

6.

Звук [Ы]. Выделение звука в конце и середине слова.

1 час

7.

Звук [У]. Конструирование словосочетаний и предложений.

1 час

8.

Звуки [М] - [М']. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные.

1 час

9.

Звуки [Н] - [Н']. Соотнесение букв и звуков. Гласные и согласные звуки.

1 час

10.

Звуки [П] -[П']. Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные.

1 час

11.

Звуки [Т'] - [Т'].  «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных обозначений.

1 час

12.

Звуки [К] - [К']. Акустические характеристики, выделение в слове согласных звуков.

1 час

13.

Звуки [Х] - [Х']. Наблюдение над многозначными словами в речи.

1 час

14.

Звуки [Ф] - [Ф']. Последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

1 час

15.

Звуки [Л] - [Л']. Изменение слов путём замены, перестановки звуков или слогов.

1 час

16.

Звуки [Й’];  [В] и [В']. Обучение диалоговой речи.

1 час

17.

Звуки [Ч'] - [Щ']. Звук Обучение распространению предложений, добавлению недостающих слов.

18.

Звуки [Б] и [Б']. Составление прямых и обратных слогов.

1 час

19.

Звуки [Д] и [Д']. Составление слов  из изученных звуков и слогов.

1 час

20.

Звуки [С] - [С']. Участие в диалоге. Употребление новых слов в речи.

1 час

21.

Звук [Ц]. Звуки [Г] и [Г']. Составление слов на заданное количество слогов. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных обозначений.

1 час

22.

Звуки [З] - [З']. Составление слогов и слов.

1 час

23.

Звуки [Ш] - [Ж].  Составление слов из изученных звуков и слогов.

1 час

24.

Звуки [Р] - [Р']. Звук «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных обозначений

1 час

Список литературы

  1. Бунеев Р.Н. По дороге к Азбуке. – М.: Баласс, 2012. -64с
  2. Волина В.В. Учимся играя. –М.: Новая школа, 1994.- 448с
  3. Колесникова Е.В. От А до Я. - М.: Ювента, 2015. – 64с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по обучению грамоте для будущих первоклассников

Данная программа предназначена для учителей начальной школы в помощь проведения занятий по подготовке будущих первоклассников...

рабочая программа "Русский язык.Обучение грамоте." Школа ХХI века.

Программа разработана с учётом требований ФГОС с описанием УУД. Авторская программа не изменялась....

Конспект занятия и презентация по обучению грамоте для будущих первоклассников «Звук а и буква Аа»

Данный материал предназначен для занятий с будущими первоклассниками....

Рабочая программа по предмету "Обучение грамоте". Школа России

Рабочая программа по предмету "Обучение грамоте" (обучение грамоте + письмо). Школа России...

Рабочая программа по предмету "Обучение грамоте". Школа России

Рабочая программа по предмету "Обучение грамоте". Школа России...

Рабочая программа курса по обучению грамоте. Школа будущего первоклассника.

Рабочая программа для школы будущего первоклассника "Обучение грамоте и развитие речи" . Программа содержит поянительную записку, тематическое планирование на 24 часа....