" Технология проектно- исследовательской деятельности на уроках в начальных классах" Выступление на методическом объединении 2020 г.
материал

Жанна Константиновна Шлёпина

Тема моего доклада " Технология проектно-исследовательской деятельности на уроках в начальных классах. Технология проектного обучения позволяет организовывать самостоятельную работу учащихся по конкретной теме, проблеме.Выступление содержит материал о многообразии форм проектной деятельности, этапах работы над проектом,Рассказывается об эффективности использования метода проектов с детьми, личном опыте .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, дорогие коллеги!

Слайд №1 Тема моего доклада «Технология проектно – исследовательской  деятельность на уроках в начальных классах».      

   Слайд №-  2   Технология проектного обучения — это технология, активно внедряемая в настоящее время в учебный процесс начальной школы. Проектная технология — это в первую очередь личностно-ориентированная технология, в центре которой стоит ученик. Основу технологии составляет деятельность самого учащегося, направленная на развитие учебных, познавательных, творческих способностей. Слайд № -3 Учитель выступает в роли организатора-наставника, организатора-консультанта учеников.

        Технология проектного обучения позволяет учителю организовывать самостоятельную работу учащихся по конкретной теме, проблеме, а учащимся даёт возможность развивать свои творческие способности как по отдельным учебным предметам, так и во внеурочной деятельности.     Работая над проектом у учащихся развиваются такие качества, как любознательность, то есть появляется искренний интерес к изучаемой теме, самостоятельность, то есть желание самому «докопаться до истины», узнать неизведанное, а также формируется чувство ответственности за начатое дело перед самим собой, перед одноклассниками, перед учителем.

Слайд№ -4  требования к применению технологии проектного обучения

Слайд №-5 Многообразие форм проектной деятельности породило в педагогической науке ряд классификаций проектной технологии:

  По роду преобладающей деятельности проекты можно подразделить на:

 ‒ информационные;

 ‒ творческие;

 ‒ практико-ориентированные;

 ‒ исследовательские.

игровые проекты

Существуют и иные классификации проектов, основанные на выделение иного признака. Например, классификация Слайд №- 6

по продолжительности: мини – проекты (один урок или менее), краткосрочные (несколько уроков, обычно от 2 до 4-х), длительные;

Слайд №- 7

 по месту выполнения проектов учащимися: на уроках в классе, после уроков в школе, домашние, смешанные;

Слайд №- 8

по числу участников: индивидуальные, групповые, классные.

Слайд №- 9

Этапы работы над проектом

1 этап  - подготовкаУчебно-воспитательная задача на данном этапе заключается в привлечении детей к изучению нового, именно здесь необходимо замотивировать детей на открытие.

2 этап – планирование

 Самый важный и сложный момент. В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск  способов решения проблемы, а задачи проекта формулируется для того, чтобы ответить на вопрос, как достичь обозначенной цели.

Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя - через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т. п.).

 Далее идет выбор темы проекта по поставленной проблеме и распределение по группам 

Для быстрой и эффективной работы желательно учащихся разбить на группы. Учащиеся могут сами разбиться на группы по желанию (по симпатиям друг к другу) или группы комплектует сам учитель, учитывая индивидуальные способности школьников. Затем каждый в группе должен получить роль (капитан, исследователь, аналитик, и т.д.). В результате каждый ученик почувствует свою значимость для других, не останется в стороне. При выборе роли учитель должен помочь каждому соизмерить свои желания с возможностями. Именно работая в группе, младшие школьники учатся высказывать свое мнение, слушать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает  с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать. Для каждой группы можно подготовить инструкционную карту, в которой четко прослеживается вся последовательность проектной деятельность, иными словами алгоритм работы.

3 этап – выполнение  - Данный этап является основным.

4 этап – оценка результатов   Перед защитой проекта учащиеся подводят итоги своей деятельности. Дается оценка выполнения проекта: достигнуты ли цели, каков результат. Оценивают работу каждого члена группы.

5 этап – защита проекта.-   Цель данного этапа – раскрытие содержания и результатов проекта, которые осуществляются в форме доклада и презентации. Слайд №-10-11

     Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением зрителей (учителя, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Я считаю, что на этом этапе роль учителя велика, поскольку младшим школьникам бывает не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у школьников ощущение  гордости за полученный результат.

Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё – таки это возможно.

Личный опыт

Далее хочется поделится накопленным опытом реализации проектной технологии в учебном процессе начальной школы.

Апробация метода проекта начата мною два года назад. За данный период я познакомилась с методикой метода проекта, работами коллег по данной теме, мною создано несколько методических разработок уроков, внеклассных мероприятий, основанных на проектной деятельности. С каждым годом эта работа всё больше и больше увлекает  меня и моих учеников.

В начале это были лишь элементы проектной деятельности. Со второго же класса учащимся уже даю домашние задания — подготовить проект по какой-либо теме. Чаще всего даю задание ребятам на дом, на уроках окружающего мира — подготовить проект. Темы этого предмета позволяют организовывать проектную деятельность учащихся. Все учащиеся поставлены в равные условия. Каждый ученик должен подготовить проект, но каким он будет — будет зависеть от творческих способностей самого ученика ,от степени заинтересованности.

Ребята с удовольствием берутся за подготовку и выполнение подобных домашних заданий,

А ещё учащимся удается включить в работу над проектом и своих родителей. Они не только подсказывают и помогают своим детям, а иногда и сами принимают активное участие в оформлении проектов, в создании презентаций. В этом кроется ещё один положительный момент проектной технологии — совместное времяпрепровождение, организация взаимодействия детей и их родителей.

Проектная технология — технология обучения будущего. Её можно активно внедрять как в урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.  Так в нашей классной копилке  появились такие проекты как «Юные эколята-защитники природы» .Данный проект был представлен на конкурс, в котором наш класс занял 1 место ; проект " Берегите птиц"- результатом , которого стали буклеты принявшие участие в районном конкурсе ,которые так же   заняли призовые места; Слайд № 12-13 в рамках недели по математике  ребята подготовили проект  "Откуда появились цифры?", с которым познакомили учеников начальных классов и представили свою работу на школьном стенде . Слайд № 14  Посетив школьный музей ребята с удовольствием приняли участие в организации выставке рисунков " Древний  Кремль". Слайд №- 15 ,16,17,18. Увлекательной была работа над проектом " Русские посиделки", посвященные замечательному празднику Пасха , где дети не только собрали материал об истории этого праздника , но приняли участие в росписи яиц .Мастер класс провел для детей один из учеников ( Гущин Степан) . Слайд № 19-20  С интересом проходила работа детей над проектом " Мы против наркотиков...." Слайд № 21-23

Не обошли и стороной игровые проекты .

 Слайд №24

   Но самыми  интересным и масштабным стал проект исследовательской работы по русскому языку «Удивительный мир фразеологизмов» 

Для самостоятельных исследований и разработки проекта ученикам понадобились карточки-этапы работы. Из новых средств была - «папка учёного». В эту папку каждый ребёнок собирал весь накопленный материал по выбранной теме. Работу  над проектом начали мы как обычно – с выбора темы.

    По характеру деятельности его участников проект определился как практико-ориентировочный, с элементами творческого, исследовательского и информационного. Слайд № 25

Детям предстояло:

  1. произвести поиск необходимой информации о фразеологизмах;
  2. познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;
  3. исследовать фразеологизмы, встречающиеся в нашей речи;
  4. провести анализ и узнать значение наиболее часто употребляемых фразеологизмов;
  5. провести опрос учащихся на предмет использования и понимания фразеологизмов.

6  обобщить полученные материалы, и подготовиться к защите проекта.

  Всю найденную информацию юные исследователи фиксировали и складывали в свои папки. Впоследствии всю собранную информацию дети структурировали и определяли главное и второстепенное, отбирали наиболее интересные и неожиданные факты и данные, сопоставляли и делали выводы. Слайд №-26,27   Кроме того, исследовательская группа готовилась к защите проекта :изготовили буклет со словарем фразеологизмов( в словаре  разъясняется значение фразеологизмов и так же добавлены картинки, для лучшего понимания.) и  с помощью учителя подготовили презентацию по теме проекта. Слайд №-28-30 

Через три недели состоялась защита проекта, на широкую публику где  двое учеников подвели итоги исследования и представили результаты работы над проектом.

        Материал, над которым работали дети, может показаться простым, с точки зрения взрослого, но в данном случае, важнее то, что за внешне простым делом формируется качество творческой личности.

Слайд №31

И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка

Школа сегодня не может не реагировать на появление нового вектора общественного развития, который ставит перед ней задачу формирования независимой личности, способной к самоопределению, самоорганизаци...

опыт инновационной работы по использованию технологии проектно - исследовательской деятельности обучающихся

Одним из механизмов, побуждающих учителя к саморазвитию, является инновационная деятельность. Она мотивирует на активизацию профессиональной активности, самообразование, саморазвитие.Проектно-исследов...

Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» на тему: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»

Для учащихся начальных классов заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью самое время, хотя у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Младшие школьники - это будущие исслед...

Мастер-класс по теме: "Проектно-исследовательская деятельность с учащимися начальной школы на уроках и во внеурочное время"

Обмен опытом работы по данной теме. Участники мастер-класса получат знания об организация исследовательской работы в учебном процессе, смогут использовать приобретённые знания и приёмы в своей р...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается  важность использования проектно - исследовательской деятельности в начальной школе. Рас­крываются   особенности  её организации на примере предмета &l...

Инновационные педагогические технологии. Проектно - исследовательская деятельность как одна из активных методов обучения в начальной школе.

Наиболее целесообразной, активной, развивающей формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проекта....