Конспект занятия по курсу "Социокультурные истоки". Тема "Образ защитника Отечества" 1 класс
план-конспект занятия (1 класс)

Конспект занятия по курсу "Социокультурные истоки" Тема занятия: "Образ защитника Отечества" 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_zashchitniki_otechestva.docx544.36 КБ
Файл obraz_zashchitniki_otechestva.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Социокультурные истоки 1 класс

Тема занятия:   «Образ защитника Отечества»

Цели: сформировать у учащихся образ защитника Отечества, воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

1.Приветствие.

- Ребята , сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

Организационный момент

Минутка релаксации: слушание музыки леса (голоса птиц – соловей)

-Что вам сейчас представилось? (ответы детей)

-Это все можно назвать одним словом – Родина.

-Кто защищает нашу Родину? (Мужчины, папы и т.д.)

2.Сообщение темы урока.

-Ребята, сегодня мы поговорим о защитниках Отечества. Прочитайте тему нашего урока.

Образ защитника.  Отечества с давних времён до наших дней.

-Давайте подумаем, вспомним, что означают слова:

Приложение 1.

-Отчество – это страна, где родился данный человек и к гражданам к-рой он принадлежит.

-Защитник – это тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-что-н.

-Защитник Отечества – это тот, кто защищает нашу Родину.

-Родина, Отечество - святые, дорогие слова для каждого человека. Защищать свою землю – долг народа. Быть защитником всегда считалось на Руси великой честью. Так было и так будет всегда.

- Ребята, давайте подумаем,  людей каких профессий мы называем  защитниками  Отечества?

-Прочитайте названия профессий на карточках и выберите только подходящие:

Приложение 2.

3.Работа в группах.

1) -Скажите, ребята, а любой человек может стать  защитником? (Нет)

-Какими качествами должен обладать защитник Отечества? ( Необходимо выбрать одну из карточек, характеризующих защитника Родины и объяснить свой выбор.) (Смелый, добросовестный, честный, отзывчивый, добрый, справедливый, культурный и т.д.)

2) Диалог. Дети советуются, объясняя свой выбор.

3) Делегирование. Ребята в группе объясняют свой выбор и приходят к единому решению.

4) Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель дает слово одной из групп, спрашивает мнение других или дает правильный ответ (карточки на доску), заслушивая объяснение ребят. Учащиеся отвечают на вопросы:

* Интересно ли было общаться в группе?

* Какие качества можно еще добавить?

- Давайте ещё раз прочитаем, каким должен быть настоящий  защитник Отечества.

Приложение 3.

-Как вы понимаете  слово « милосердный»? (Сострадательное, доброжелательное, заботливое  отношение к другому человеку)

-Должен ли быть  защитник Отечества добрым?

4. Идеальный защитник Александр Невский.

- Ребята, сейчас мы с вами отвечали на вопрос « Какой же он  защитник Отечества?». На этот же вопрос пытались ответить многие писатели, поэты, художники. Вот как представлял себе идеального защитника художник Павел Корин. На своей картине он изобразил князя  Александра Невского, который почти 800 лет назад защитил Русь от западных рыцарей и заслужил любовь и уважение русского народа.

- Рассмотрите иллюстрацию, каким вы видите Александра Невского? (сильный, смелый, решительный, красивый, стройный, уверенный).

5.Работа с книгой .

-Послушайте, что рассказали авторы учебника нам об Александре Невском. (Учитель читает текст на  с. 82)

- Как русские люди называют А. Невского? (Святой, солнце Земли русской, защитник Отечества)

- Почему? (Александр Невский защитил Русскую землю в самое тяжёлое время испытаний  от восточных завоевателей и крестоносцев)

-Давайте прочитаем, как представляют себе защитника Отечества авторы нашей Азбуки.

(самостоятельное чтение (текст стр.83), чтение вслух по предложениям).

- Что означают выражения:

-сильный духом;

-могучий;

-с ясным мудрым взором?

Подведём итог:

Каким должен быть защитник  Отечества?

6.Ресурсный круг «Слово о защитнике Отечества»

Этапы работы:

1. Подготовительный этап.

Родина, Отечество  святые, дорогие слова для каждого человека.

Защищать свою землю  долг народа. Во имя Отечества воины-защитники несут службу.

Что значит быть защитником Отечества?

2. Основной этап.

1) Диалог.

2) Делегирование. Отвечают дети

3. Рефлексия.

* Интересно ли было общаться?

* Умеем ли мы слушать друг друга?

7. Физминутка 

Дружно встали – раз, два, три –

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

8.Беседа по картине В. Васнецова «Богатыри».

      Не всегда было спокойно на Руси. Около 800 лет назад налетали с востока на русские сёла кочевники - жгли, грабили, уводили людей  в плен. Чтобы уберечь землю русскую, разбросались по степи богатырские заставы - крепости. У одной из таких застав без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко вглядывались вдаль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.

-Прочитайте, как звали этих богатырей?

-Как вы думаете, кто из них самый сильный?

Илья Муромец. Он всматривается  вдаль, поднимает руку, а на руке его висит палица (Старинное оружие — тяжёлая дубинка с утолщённым концом.) И мы видим, что ему не тяжело, значит он очень сильный.

-А кто из богатырей самый смелый?

Добрыня Никитич. У него в руках меч, а чтобы драться на мечах, нужно очень близко подойти к противнику. Это опасно, но Добрыня Никитич не боится, значит, он смелый.

- А какое оружие выбрал Алёша Попович? Почему?

Он самый молодой, не очень сильный, но хитрый. Он не может победить врага в ближнем бою и выбирает лук и стрелы. Алёша отличается военной хитростью, умом.

- Почему художник изобразил не одного, а сразу 3-х богатырей и таких разных?

Виктор Васнецов хотел сказать, что в бою важны все качества: храбрость, сила, хитрость, ум.

-Прочитайте пословицы на доске. Какая из них лучше подходит к картине «Богатыри»?

Гроза грозись, а мы друг друга держись.

Тяжело в ученье, легко в бою.

9.Наши защитники.

-Сейчас в нашем классе присутствуют защитники нынешние и будущие. Это, конечно, наши мальчики.

Мальчики читают стихотворение В.Берестова «Богатыри»

На лбу бывали шишки,

Под глазом - фонари.

Уж если мы - мальчишки,

То мы - богатыри.

Царапины. Занозы,

Нам страшен только йод.

Тут, не стесняясь, слезы

Сам полководец льет.

Пусть голова в зеленке

И в пластырях нога.

Но есть еще силенки,

Чтоб разгромить врага.

Упрямые, с утра мы

Опять на бой, в дозор...

От тех сражений шрамы

Остались до сих пор.

10.Заключение.        

- Сегодня мы встретились с богатырями - защитниками земли русской, узнали об  Александре  Невском, о современных  защитниках Отечества. Пусть эти образы станут примером верности и храбрости и сохранятся в вашей душе на всю жизнь.

11.Оценка собственной деятельности.

-А, теперь, ребята, оцените наше занятие и своё участие в нём. Если занятие понравилось, выберите зелёный карандаш и разукрасьте кружочек, если не очень понравилось,  то жёлтый, а если совсем не понравилось, то красный. Из этих кружочков мы составим гирлянду. Пусть она напоминает нам о сегодняшнем занятии. Спасибо за работу.

Стихотворение в конце занятия:

Берегите Россию – нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Россию, без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию – нет России другой!

Используемый на занятии музыкальный материал:

 песня«Богатырская сила»

Автор текста (слов): Добронравов Н.  

Композитор (музыка): Пахмутова А.

То не грозное небо хмурится,

Не сверкают в степи клинки,

Это батюшки Ильи Муромца

Вышли биться ученики.

За победу их ветры молятся,

Ждут их тернии и венцы,

Разгулялися добры молодцы,

Распотешились молодцы.

Эх, да, надобно жить красиво,

Эх, да, надо нам жить раздольно,

Богатырская наша сила,

Сила духа и сила воли.

Богатырское наше правило -

Надо другу в беде помочь,

Отстоять в борьбе дело правое,

Силой силушку превозмочь.

Эх, да, надобно жить красиво,

Эх, да, надо нам жить раздольно,

Богатырская наша сила,

Сила духа и сила воли.

Эх, да, надобно жить красиво,

Эх, да, надо нам жить раздольно,

Богатырская наша сила,

Сила духа и сила воли.

Приложение 4            Иллюстративный материал

korin2

Истоки (2 класс)

%20_1_~1

2010-03-09 20-41-18_0005

РОДНОЙ ОЧАГ

2010-03-09 20-42-42_0006

2010-03-09 20-40-20_0004


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема занятия: ОБРАЗ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

Слайд 2

Честный Сильный Милосердный Справедливый Смелый Разумный Отзывчивый Добрый

Слайд 3

Александр Невский

Слайд 4

Богатыри

Слайд 5

Деньги счет любят, а хлеб меру. Гроза грозись, а мы друг друга держись. В хорошей семье хорошие дети растут . Тяжело в ученье, легко в бою.

Слайд 6

Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект занятия кружка "Движение - это жизнь" в 1 классе по ПДД

Занятие было проведено для первоклассников и их родителей,  мероприятие проходило весело и поучительно....

Внеклассное занятие по УМК "Истоки" "Ткачихи-рукодельницы" 2 класс

Данное занятие можно использовать во внеклассной работе и на уроке технологии. Оно знакомит детей с трудом ткачих, с традициями дела на Руси....

Конспект занятия по курсу "Истоки возрождения" по теме "Сказка"

Конспект занятия  по курсу "Истоки возрождения" по теме "Сказка" во 2 классе...

Конспект урока по изобразительному искусству «Герои-защитники» (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения передавать своё отношение к событиям Великой Отечественной войны. Планируемые результаты: Предметные: Знать: что такое «памятник»; памятники ...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Истоки"

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Обобщение по разделу «Родной очаг.»...