Выявление и развитие способностей у учащихся в начальных классах
материал

Илькова Ирина Николаевна

 Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться. 

А. Бебель

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выявление и развитие способностей у учащихся в начальных классах

 Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.  

А. Бебель

В начальную школу приходят разные дети, некоторых из них можно отнести к категории способных. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Работу нужно начинать с выявления способностей ребёнка. Основной формой диагностики в начальных классах является наблюдение. После того как заметили способности ученика, необходимо выявить уровень одарённости. Для этого можно использовать различные формы: анкеты для родителей, методику «Карта одарённости», методику оценки общей одарённости и др. После выявления обязательно надо согласовать свои дальнейшие действия с родителями ученика. После этого составить план работы с одарённым ребёнком. Он может включать в себя не только темы, которые необходимо изучить в ходе работы, но и предусматривает сотрудничество с педагогическим коллективом. Учителя начальных классов могут  оказать помощь друг другу в организации совместных мероприятий, предметных олимпиад, выборе наиболее результативных форм и методов работы, делиться опытом, который принёс результат. Детский коллектив может и должен в некоторой степени влиять на развитие высокомотивированных учеников через дружеское соперничество на уроках, при проведении игр клуба знатоков, на внеклассных мероприятиях.

Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.

Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

Задача учителя – во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во вторых, умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс.

Для эффективного выявления одаренных детей необходим комплексный подход к процедуре исследования. Центральные фигуры в педагогическом процессе – педагог и ребенок. Исходя из этого, наблюдения педагога, его критерии выявления одаренных детей наиболее ценны. В педагогическом процессе возрастает роль педагога как диагноста, где самый главный его инструментарий педагогическое чутье, интуиция и опыт.

Одаренность бывает:

1.Академической (способность учиться): у детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью, легко и быстро схватывают школьный материал.

2.Интеллектуальной (умение анализировать, мыслить): задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное.

3. Художественной (музыкально-художественной): дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунка и лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства.

4.Творческой (не шаблонное мышление): дети интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.

5.Психомоторной (спортивная): дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.

Одаренный, талантливый ребенок – это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужны ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, – задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренном ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.

Одаренному ребенку нужна и дисциплина, и возможность делать ошибки и брать на себя ответственность. Следует помнить, что одаренный ребенок уже в очень раннем возрасте склонен к очень серьезным размышлениям, интересуется глобальными проблемами, о которых часто говорят взрослые, устанавливает для себя высокие критерии, стремится к совершенству, в любом вопросе доходит до самой сути.

Одаренный ребенок проявляет понимание к другим людям, очень чувствителен несправедливости, крайне критичен к взрослым, которые идут на компромисс с совестью во избежание конфликтов, склонен самонаблюдению и постоянно оценивает, что хорошо и что плохо в нем самом. Одаренный ребенок не выносит глупости, особенно когда она маскируется чьим-то авторитетом. Он стремится быть творческим, изобретательным и, как результат, ищет необычные, новые способы выполнения обычных дел. Такой ребенок, конечно же, проявляет склонности к занятиям наукой и искусством.

Портрет одаренного ребенка:

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не боится отличиться от других.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Академик А.Н. Колмогоров сказал: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

Творческие способности учеников особенно проявляются при проведении предметных недель, которые регулярно проводятся в нашей школе, при организации литературных гостиных. Большинство детей моего класса принимают активное участие в различных предметных и интеллектуальных конкурсах уже с 1класса.

Дети моего класса также активно участвуют и в исследовательской работе, выступают на научно-практических конференциях разных уровней ,занимают призовые места.

Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Учебная исследовательская деятельность –специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.

Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

Для отслеживания  возможностей детей, их одарённости, начиная уже с 1 класса я применяю  таблицы, в которых фиксирую результаты выступления детей  на мероприятиях разного уровня.

 

Экран одарённых детей класса

ФИ одарён

ного ученика

класс

Виды одарённости

Способ

ности

Ме

Формы работы

Яв-

ная

Скры-

тая

Интеллектуаль

ная

Ран

няя

Позд

няя

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

 

Экран одарённого ученика

Данный экран заполняется учителем в течение всего периода обучения ученика в классе и позволяет отслеживать познавательный рост одарённого ученика, его достижения. При переходе ребёнка в 5 класс видны его способности и наклонности, что позволяет учителю в дальнейшей деятельности развивать способности ученика.

Экран одарённого ученика

ФИ ученика

Год обучения

 .

 

 

 

Участие в конкурсах, олимпиадах класса (место)

Участие в конкурсах олимпиадах школы (место)

Участие в районных мероприятиях (степень участия, место)

Участие во всероссийских и межрегиональных мероприятиях (степень участия, место)

Участие в международных мероприятиях (степень участия, место)

Итог за учебный год

Какие выявлены новые способности ребёнка

Рекомендации учителя при переходе в 5 класс

 

Сведения об участии в школьных

и дистанционных  конкурсах, олимпиадах

Фaмилия,

имя учащихся

                  Дата участия

Название

конкурса,

олимпиады

                                     

Результат

Список литературы

1. Одаренные дети. Общ.ред. / Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. / М.: Прогресс, 1991.

2. Одаренные дети в детском саду и школе. / Савенков А.И. / М.: Академия, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных компетенций учащихся в начальных классов в воспитательной системе.

Развитие инициативы и самостоятельности каждого ребёнка в воспитательной работе. Создание условий для  проявления самостоятельности. Развитие личности ребёнка, формирование его коммуникатив...

Работа учителя начальных классов по выявлению и развитию способностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся интенсифицирует рост творческой активности у младших школьников с умственной отсталостью и при использовании специальных коррекционных упражнений, ...

Выявление и развитие способностей у учащихся в начальных классах

Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу. ...

Выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей у учащихся в начальных классах

Выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей у учащихся в начальных классах...

Выявление и развитие способностей у учащихся в начальных классах

В данном материале приведены формы и методы работы по выявлению и развитию врожденных способностей учащихся...

Развитие личностного потенциала учащихся в начальных классах.

Успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности.     Следует отм...

Развитие функциональной грамотности учащихся в начальных классах

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начально...