Особенности развития социальных навыков у детей с расстройством аутистического спектра
статья

Специфические нарушения развития детей с РАС отрицательно влияют на формирование у них социальных навыков. Дети с РАС, обладая качественной спецификой социального развития, имеют и соответствующие ограничения в социализации. Проблема социального развития в целом и социализации детей с РАС в частности исследовалась Р.М. Айсиной, В.В. Лебединским, А.А. Нестеровой, О.С. Никольской, Т.Ф. Сусловой и др.

Специфические нарушения развития детей с РАС отрицательно влияют на формирование у них социальных навыков. Дети с РАС, обладая качественной спецификой социального развития, имеют и соответствующие ограничения в социализации. Проблема социального развития в целом и социализации детей с РАС в частности исследовалась Р.М. Айсиной, В.В. Лебединским, А.А. Нестеровой, О.С. Никольской, Т.Ф. Сусловой и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития социальных навыков у детей с расстройством аутистического спектра

Специфические нарушения развития детей с РАС отрицательно влияют на формирование у них социальных навыков. Дети с РАС, обладая качественной спецификой социального развития, имеют и соответствующие ограничения в социализации. Проблема социального развития в целом и социализации детей с РАС в частности исследовалась Р.М. Айсиной, В.В. Лебединским, А.А. Нестеровой, О.С. Никольской, Т.Ф. Сусловой и др.

Исследователи считают недостаточное развитие социально-коммуникативных навыков одним из основных нарушений, которое препятствует успешному развитию, адаптации и социализации ребёнка с РАС. Отсутствие потребности, мотивации и способности к общению является барьером для развития этих навыков. А также отмечают, что формирование навыков коммуникации необходимо осуществлять через «развитие аффективного отношения ребенка к окружающему миру и создание потребности в речевом общении».

Нарушения социального взаимодействия наблюдаются у детей данной категории уже на первом году жизни.

Сравнивая развития аутичного ребенка с развитием здорового ребенка первого года жизни Л. Т. Журба, Е. М, Мастюкова (1981) отмечали, что здоровый ребенок этого возраста, глядя на человека, обращает внимание главным образом на его глаза (М. Раттер, 1988). Это очень важная, этологическивитально значимая реакция. Почти половина матерей отмечали, что аутичный младенец большей частью не фиксировал взгляда на глазах взрослого, а смотрел мимо, вверх, «сквозь». Первая улыбка у аутичных детей как будто бы появлялась вовремя, но не была направлена на человека. В течение первого года жизни аутичные дети часто индифферентны к окружающим, мало отвечают на стремление взять его на руки, иногда демонстрируют определённое сопротивление, напряжение тела или даже проявляют отчетливую неприязнь к контактам, ласке.

В более старшем возрасте, как отмечает А.А. Нестерова с соавторами: «… дети с РАС в ситуации организованной совместной деятельности с другими детьми «включаются» в непосредственный контакт всего лишь в течение 6 % времени всего взаимодействия…» .

Социально-коммуникативные навыки детей с РАС имеют свои особенности формирования. Речевая особенность формирования социально-коммуникативных навыков детей с РАС. Задержка развития речи — одно из оснований для жалоб родителей детей с подозрением на расстройство аутистического спектра. В первые годы жизни ребенка задержка развития речи бывает очень значимой: первые слова ребенок произносит в возрасте 38 месяцев, тогда как при нормотипичном развитии это происходит в возрасте 8–12 месяцев. По статистическим данным, от 25 % до 50 % людей с РАС вообще не овладевают функциональными речевыми навыками. У детей с РАС данные нарушения, если даже принципы употребления слов, формальные правила языка соблюдены, сказываются в дальнейшем на социальном взаимодействии ребенка. «Некоторые дети с аутизмом начинают говорить рано, но их речь не всегда является функциональной; некоторые дети совсем не пользуются вербальной речью» .

Процесс обучения в среде подразумевает, что дети с РАС приобретают академические навыки – чтение, счет, письмо и другие – наравне со своими нормативно развивающимися сверстниками. Однако целью включения ребенка с аутизмом не является получение знаний по общеобразовательной программе. Данный уровень доступен и при индивидуальном обучении. Образовательная среда позволяет ребенку с РАС не только приобрести знания, соответствующие учебной общеобразовательной программе, но и преодолеть сложности и проблемы, которые сопровождают его развитие (Harrower&Dunlap, 2001). На основе этого восприятия оценка начального уровня навыков позволяет дополнить индивидуальный план обучения ребенка и акцентировать педагогическую работу на развитии навыков речи, коммуникации, социального взаимодействия и др. Низкий уровень развития того или иного навыка либо его отсутствие не являются показанием к тому, что ребенок не способен к образовательному процессу. Оценка навыков предоставляет возможность для педагога включить в программу обучения работу над развитием отсутствующих навыков либо «слабых сторон» и учесть данные затруднения при выборе методов и стратегий обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА...

Система оценки коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Данный материал будет интересен как учителям, так и специалистам....

Упражнения для развития графомоторных навыков у детей с расстройством аутистического спектра.

Причины нарушения развития графомоторных навыков у детей с РАС многообразны. Здесь можно выделить недостаточное развитие памяти и зрительного восприятия, пространственных представлений, а также ручной...

«Прикладной анализ поведения (АВА) для коррекции проблемного поведения, обучения и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития».

laquo;Прикладной анализ поведения (АВА)для коррекции проблемного поведения, обучения и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития»....

Игры и упражнения направленные на формирование общеучебных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Формирование учебного поведения длительный, сложный процесс не только для особенных детей, но также и для нормотипичных детей. Для детей с РАС необходимо начинать с  формирования общеучебных умен...

Пути организации преемственности дошкольного и начального школьного образования по формированию учебных и трудовых навыков, а так же социально - приемлемого поведения у детей с расстройствами аутистического спектра.

Включение в образовательное пространство детей с ОВЗ, в частности с расстройствами аутистического спектра,  является одним из основных направлений современного образования.  Для данной катег...