Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов
статья

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе».

Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.
 

Актуальность данной проблемы обусловлена  современными требованиями   развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), а также она  созвучна с проблемой нашей школы.

На практике необходимо  научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и  применять их  в учебной  деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 00078eed-68fd2c11.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

 педагогического опыта

учителя начальных классов

======================

1.Актуальность и перспективность опыта .

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе».

Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.

Актуальность данной проблемы обусловлена  современными требованиями   развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), а также она  созвучна с проблемой нашей школы.

На практике необходимо  научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и  применять их  в учебной  деятельности.

2. Концептуальность.

    Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи  требует  новый подход к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.
   Так как процесс познания у младших школьников  в основном неустойчив, эпизодичен, поэтому необходимо развивать познавательный интерес и активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

3. Наличие теоретической базы опыта.

 Теоретическую основу моего опыта составляют:

1. Идея активизации обучения имеет большую историю.

Философские взгляды лежат в основе побуждения интеллектуальной активности.  Постановка проблемных вопросов были характерны для
дискуссий
Сократа и  Пифагора.
2.
Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский
ученый
Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на
необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к
учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое
учит детей «мыслить чужим умом».
3.   И. Г. Песталоцци в начале 19 века развивал идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов.

4. А Ж.Ж.Руссо вел борьбу  за развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода.
«Сделайте вашего ребенка, писал он, внимательным к явлениям природы.
Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть
он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял».

5.  «Ученикам следует – писал К.Д.Ушинский - передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания».

На это  опирались прогрессивные русские методисты, боровшиеся против догматических и схоластических методов обучения, которые переждали формализм в знаниях учащихся и не развивали умственные способности.
 6. Идеи Г.И. Щукиной:  идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся -  необходимое  условие для воспитания их познавательного отношения к миру.

7. Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А.Плешаков, М.И.Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;

8.Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, которые  представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;

9. «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я.Данилюка, органически входит в учебно – воспитательный процесс и составляет его стержневую основу.


           4. Ведущая педагогическая идея  учебно – воспитательного процесса заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формирования творческой активности учащихся.

5. Оптимальность и эффективность средств.

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности на уроке являются:

- учебно - игровая деятельность;

- дидактические игры;

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- работа в парах;

-  групповая работа;

- проблемное обучение;

- использование ИКТ,

- использование современных образовательных технологий.

Повысить  у учащихся  интерес  к самостоятельному «творчеству»  позволяют нетрадиционные (нестандартные) уроки: урок-сказка, урок- КВН, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроки-проекты и  интегрированные уроки. На таких уроках воплощаются творческие замыслы учителя и творчество учащихся, что  дает возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных. Это видно из уроков, подготовленных и проведенных мною. 

Проблемные ситуации. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения заданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Я не мыслю педагогический урок без проблемной ситуации по ФГОС. Ведь дети сами находят ответ на поставленный вопрос. Если ответ найден правильно, значит -  урок удался.

Интеграция учебных занятий. На результативность процесса обучения оказывают  межпредметные связи: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

      Дифференцированное обучение.

         Работая по образовательной модели «Школа России», я  решаю проблему всестороннего развития личности путем применения технологии  уровневой дифференциации, которая  предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика,  его склонности, интересы, ценности.  Использование  данной технологии   вызывает интерес к изучению предметов, развивает  способности учащихся, формирует необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.

        Дифференцированный подход осуществляю и при определении домашнего задания для учащихся.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра, в ходе которой  ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. В игре формируется активность и нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.       Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал: « Как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным». С этой целью я использую в своей практике различные дидактические игры,  которые  не только увлекают, заставляют задуматься, но и развивают самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучают считаться с интересами товарищей.    

   В дидактических играх ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формирующим его движение, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

    Игра и учёба - это две разные деятельности, между которыми  имеются значительные, качественные различия. По словам  Н.К. Крупской « переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».

     Моя задача - сделать переход детей от игровой деятельности к учебе плавным и адекватным, и в этом мне  помогают дидактические игры.

   Структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

 2) игровая задача;

3) игровые действия;

4) правила игры;

5) результат (подведение итогов).

       При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.    

     Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда и стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым.

    Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: « Кто верней?», « Кто быстрей?» « Отвечай сразу».

        Мне помогают в выборе дидактических игр  такие книги:

  1. Т. И. Тарабарина « И учеба, и игра: математика», Ярославль «Академия развития», 1997 г.,  
  2. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе/ Сост. Н. А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2008г.
  3. Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа – М.: Вако, 2009г.

Использование наглядного и дидактического материала содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.

Использование информационно - коммуникационных технологий 

Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и предоставления знаний.

    На уроках я  использую  следующие программы: Microsoft Word, Microsoft Excel и Microsoft PowerPoint.  Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов для учащихся и самими  учащимися.

Текстовый редактор Word используется мной для создания простых дидактических материалов, которые предлагаются учащимся для  самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится  в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например небольшое сообщение на заданную тему.

 На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете. Из этих программ мной используются: «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык», «Технология»,   «Музыка» по ФГОС.

Школа подключена к сети Интернет, что позволяет   использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска источников, текстов, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, разработок. К окончанию начальной школы дети свободно владеют интернетом.    

При подготовке к урокам и на уроках используются возможности Интернета, который можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, содержащей богатейший информационный потенциал.

     Я имею свою личную   страничку на сайте по адресу :

     http://nsportal.ru

Содержание предметов обогащаю  на уроках использованием дополнительного материала. Своих воспитанников обучаю работе со словарями, энциклопедиями, справочниками и другой дополнительной  литературой. ( Э. Д. Вартаньян. Из жизни слов. М., «Детская литература» 1973г.; Детская энциклопедия в 3 томах. Что такое? Кто такой? М., «Педагогика»1975г.; Мир растений, М., Москва,2012 г., Детская энциклопедия, М., «Росмен» 2012 г.; Новая детская энциклопедия, М., «Махаон»,2011г.; Энциклопедия для детей «Праздники, традиции, обычаи» М., «Махаон», 2007г.. )

 Со второго класса  все учащихся  завели  портфолио. Оно позволяют судить об успехах каждого ученика  и стимулируют его познавательную активность.

6. Результативность опыта .

Урок я строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее утомляемой.

Благодаря систематическому использованию такого подхода за последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.

 Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству. Все мои дети по результатам анкетирования посещают школу с охотой.

Показатели качества знаний учащихся за последние три года подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения. По  завершении первой ступени обучения  мои ребята получили следующие результаты: начальную школу закончили на «5» три человека, на «5» и «4» - 12 человек, что составляет при 100% уровне обученности, 100% качество знаний. Средний балл по итогам освоения  учебных предметов составил 4,3.

Согласно приказу МО РМ от 03. 09.19 г. «Об организации и проведении мониторинга уровня и качества подготовленности обучающихся общеобразовательного учреждения в РМ» в 2019-2020 уч. года был проведен мониторинг в 4 классе по математике со следующими результатами:

 

предмет

% успеваемости

% качества знаний

Средний балл

Математика

100

100

4,6

.

     Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной  подготовки учащихся, развивать их  творческие и познавательные способности,  которые подтверждаются результатами участия детей  в предметных олимпиадах и различных  конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Человек и природа».

  Дополнительная внеурочная работа по предметам помогает мне подготовить учащихся к конкурсам. Из книги Пупышева О. Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу  «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М., Вако, 2008г.задания развивают ребенка, стимулируют интерес к различным наукам, дают возможность утвердиться в собственных глазах и среди окружающих.  

А также учащиеся принимали активное участие в конкурсах:

  1. Ваши достижения  и победы ваших учеников в 2016 – 2017 уч. году

Конкурсы, олимпиады

ФИО детей

результат

Олимпиада «Кит»,2018 г.

Крюкова Анастасия, 3 класс

1 место в школе

Центр ОПВММ «Твори! Участвуй! Побеждай!» (Всероссийская онлайн-олимпиада «Русская Матрешка»),2018 г

Павлова Софья,3 класс

2 место

Одаренные дети России

(Всероссийская онлайн-олимпиада)

Блиц-олимпиада по математике,2018 г.

Жарков Иван,2 класс

Крюкова .Анастасия, 3 класс

1 место

1 место

III международной олимпиады по русскому языку «Русский с Пушкиным», октябрь 2017 год

Крюкова Анастасия, 3 класс

Носова Ирина, 3 класс

Диплом победителя

Диплом победителя

Международной онлайн-олимпиады по математике для начальной школы, ноябрь  2017 год

               Самойлов Илья, 3 класс,

 Носова Ирина, 3 класс

Диплом победителя

Диплом победителя

Межпредметной онлайн-олимпиады Учи.ру, январь, май, сентябрь, февраль 2017/2018 г

Крюкова Анастасия, 3 класс,

 Носова Ирина, 3 класс

 Горская Екатерина, 3 класс,

Абрамова Кристина, 2 класс

Диплом победителя

Диплом победителя

Диплом победителя

Диплом победителя

Муниципальнй конкурс поделок

 « Пожар-друг или враг», 2017 г

Щенников Константин, 3 класс

Диплом победителя

 
 С результатами своей педагогической деятельности делюсь с коллегами выступаю:

1) на педагогическом совете школы:

1. Доклад «Формы воспитательной работы здорового образа жизни школьников» 2017г.

2. Доклад «Особенности личностно- ориентированного урока» 2018 г.

3. Доклад «Первые результаты внедрения ФГОС в 1 классе» 2012г.

4. Доклад «Первые результаты обучения основам светской этики» 2019г.

2) на заседаниях РМО:

- участие в марафоне открытых уроков среди педагогов Вязниковского района, 2017 год

- участие в районном МО МБДОУ по теме: «Преемственность детских садов с школой», 2013 год

- участник областного конкурса педагогических разработок «Мой новый урок в начальной школе, 2013 год

- участие в вебинаре «Проектирование урока русского языка с позиции достижения планируемых результатов ФГОС НОО», 2015 год

- участие в вебинаре «Ресурсы для профессионального роста учителя» Издательского дома «Первое сентября»,  2017 год

- активный участник конкурса «Самый активный учитель и класс Владимирской области», 2017 год

- победитель Всероссийского тестирования «Росконкурс» по теме: «Психолого-педагогические аспекты образовательной сферы», февраль 2017 год

 3) ШМО учителей начальных классов:

1. «Работа над совершенствованием техники чтения», 2018г.

2. «Суть изменения современного урока с введение ФГОС», 2020г.

3. «Проектная деятельность в начальной школе», 2019г.

4) сообщество учителей- предметников «Учительский портал»

Разместила на  сайте «Учительский портал (http://www.uchportal.ru) конспекты открытых уроков, внеклассное мероприятие и доклад.

Уроки:

 Русский язык- 2,3кл. +Презентация «Правописание слов с непроверяемыми гласными в слове»,

  Математика- 2,3кл. +Презентация. «Закрепление сложения и вычитания многозначных чисел »,

Внеклассное мероприятие: «Мы – жители России»,

Доклад: «Книга – постоянный друг и спутник детей в их умственном развитии»

5) в социальной сети работников образования nsportal.ru /

7. Возможность тиражирования.

       Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе.

      Размещён на сайте:

1. Личный сайт:  http//nsportal.ru

Я буду только рада, если мой опыт будет полезен для педагогической работы учителям начальной школы.  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ Арсеньевская СОШ Калининой Маргариты Алексеевны по теме "Методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках"

В своем публичном представлении опыта работы по теме самообразования я попыталась рассказать (поделиться) о методах, применяемых мною в профессиональной деятельности, для активизации мыслительной рабо...

Публичное представление опыта учителя начальных классов Фоминой О.Н.

Публичное представление опыта учителя начальных классов Фоминой О.Н....

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов МКОУ «Васильевская ООШ» Лукьяновой Марии Дмитриевны.

laquo;Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности в рамках реализации ФГОС». ...

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов.

Публичное представление собственного педагогического опыта.Важной проблемой современного лингвистического образования является развитие речи учащихся. Основа умственной деятельности,  и средство ...