Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов МКОУ «Васильевская ООШ» Лукьяновой Марии Дмитриевны.
учебно-методический материал

Лукьянова Мария Дмитриевна

«Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности в рамках реализации ФГОС».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление педагогического опыта

учителя начальных классов

МКОУ «Васильевская ООШ»

Лукьяновой Марии Дмитриевны.

       Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности в рамках реализации ФГОС».

Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.

Актуальность данной проблемы обусловлена  современными требованиями   развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), а также она  созвучна с проблемой нашей школы.

На практике необходимо  научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и  применять их  в учебной  деятельности.

Маленький ребёнок, пришедший в школу, не всегда понимает, зачем ему нужно учиться. И педагогу очень важно на этом этапе создать такие условия для ребёнка, чтобы ему было комфортно, интересно в школе, в классе, на уроке. Потеряв интерес к учению, ребёнок перестаёт учиться. А ведь, как известно, можно научить лишь того, кто хочет учиться. Насильно научить, передать знания невозможно.

Используя различные приёмы и методы, я всё-таки замечала, что не все меня внимательно слушают, не всем интересно. Я стала больше вводить в уроки игрового материала. Ведь главным занятием ребёнка до школы была игра. Поэтому считаю, что одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра, в ходе которой  ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. В игре формируется активность и нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.       Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал: « Как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным». С этой целью я использую в своей практике различные дидактические игры,  которые  не только увлекают, заставляют задуматься, но и развивают самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучают считаться с интересами товарищей.    

   В дидактических играх ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формирующим его движение, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

   Структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

 2) игровая задача;

3) игровые действия;

4) правила игры;

5) результат (подведение итогов).

       При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.    

     Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда и стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым.

    В задачу современной школы входит не только вооружить учащихся знаниями, но и научить их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать, делать самим выводы и обобщения, научить  добывать знания самостоятельно. Поэтому я широко использую технологию проблемного подхода в обучении.

Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:

1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.

2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.

3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения заданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Я не мыслю педагогический урок без проблемной ситуации по ФГОС. Ведь дети сами находят ответ на поставленный вопрос. Если ответ найден правильно, значит -  урок удался.

Данная технология позволяет спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов

Методы проблемного обучения  применяю на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.

Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Может быть, это самый главный этап урока. Дети должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение.

Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.

 Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире.

Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний. Важно и то, что решение проблем на уроках, приучают учащихся думать, искать решение, а это является одним из средств формирования мышления.

С помощью проблемного обучения решаю многие педагогические задачи:

• Самостоятельный поиск новой информации.

• Самостоятельная работа с учебником.

• Овладение навыком решения задачи.

• Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.

• Развитие личностных качеств.

• Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.

• Решение проблемы психологического комфорта на уроках.

Поэтому считаю, что именно за проблемным обучением – будущее современной школы.

Преимущества использования проблемного обучения состоят в том, что оно повышает уровень познавательной активности учащихся, способствует научению детей самостоятельному добыванию знаний путём творческой деятельности, повышает интерес к учебному труду, обеспечивает развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения.

В целях повышения интереса обучающихся к изучаемому материалу, повышению активности во время урока и получению прочных знаний в 1 и 2 классах стала сочетать проблемное обучение с игровыми методами обучения (проблема формулируется и разрешается в игровой форме или с присутствием сказочных героев). Для этого  разрабатываю перечень проблем в игровой форме для разных этапов разных уроков, изготавливаю дидактический материал для различных ситуаций (проблем). По итогам диагностики видно, что интерес к изучаемому материалу и активность обучающихся повысились до 100%, а отвлекаемость во время урока отсутствует.  У  детей повысился интерес к новым знаниям, исчез страх перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению заданий.  Результаты  наблюдений показали, что дети способны видеть,  воспринимать  и разрешать проблемные ситуации самостоятельно.

Есть разные приёмы мотивации в разных классах. В 1-ом и во 2-ом классе я использую, конечно же, игры и игровые ситуации. Чтобы  обеспечить развивающий эффект и мотивацию учения, не допустить переутомления на уроке, ввожу в проблему игровой момент, сопровождая наглядностью,  и на его основе разрешаем проблему. Например, как быстрее и легче сосчитать, к 1 прибавить 5. Волк к 1 ореху присчитывал 5 орехов, а белочка – к 5 орехам присчитала 1. Кто быстрее сосчитал? Кому было легче? Ребята исследуют проблему и делают вывод.  (Урок математики по ФГОС 1-ый кл).

В результате у детей повышается интерес, им хочется ещё поиграть, мотивация повышается, переутомление и отвлекаемость  отсутствуют, а знания, умения и навыки укрепляются.

В результате применяемого мною метода проблемного обучения в сочетании с игровыми методами у обучающихся:

- повысился интерес к учебе;

- обеспечился развивающий эффект и высокая мотивация учения;

- нет переутомления на уроке;

- обеспечилась атмосфера сотрудничества учителя и ученика;

-развивается речь, логическое мышление;

- развивается личность ребенка, его творческие способности и интерес к предметам;

- выработалась активная позиция детей;

- дети показывают высокий уровень обученности.

Проведённая педагогом-психологом диагностика, определяющая отношение к школьным предметам показала, что у ребят сформировался познавательный интерес к изучаемым предметам. Мои ученики активно участвуют в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях разного уровня. ( мини-сайт учителя Лукьяновой. Награды учащихся). На уроках ребята чувствуют себя раскованно, работают увлечённо и поэтому факт утомляемости отсутствует. Это подтверждается тем, что их работоспособность на разных этапах урока одинаково высокая. Можно сделать вывод, что данная технология позволяет спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования –  развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов в обучении.

Таким образом, построив обучение на проблемном методе, добилась повышения качества знаний (выполнение заданий повышенного уровня), активного включения детей в исследование, проектную деятельность. Учащиеся стали деятельны в процессе овладения знаниями.

Итак, предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение.

Наряду с методами проблемного обучения, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, учу школьников собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Проектный подход может быть применён к изучению любой школьной дисциплины и очень эффективен, ведь ученики открывают для себя новые факты, а не получают их от учителя в готовом виде. Технология проектного метода на уроках ориентирована на личностное развитие ребенка, где знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности. Ученик не просто выполняет задание учителя – он учится учиться.

 В младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Однако при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

В начальной школе проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть: консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»; мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности -залог успешной работы над проектом.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он: выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности; выстраивает систему взаимоотношений с людьми.

На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.

Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.

В процессе проектной деятельности формируются следующие УУД:

1.Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно  изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

-(Программа кружка «Проектная деятельность»)

В результате работы над проектами познавательные способности обучающихся повысились и стали высокими, к решению проблем ребята подходят творчески, настойчиво стараются довести начатое дело до конца, повысилась культура общения, научились брать интервью, научились правильно и красиво представить свою работу. Освоено 80% курса.

Совместно с учениками 2-3-4классов мы создали проекты, с которыми выступали на районных конференциях: «Их жизнь, как солнце, освещает путь» для районной конференции «Фото-история Сафоновской земли»

Для районной конференции «Дорогами милосердия»:

1. «Милосердие без границ» (1 место)

2. «Святой Афон в религиозной поэзии» (1 место)

3. «Святая София и её дочери Вера, Надежда, Любовь»

Ко Дню Победы на районную историко-краеведческую конференцию «Священная память» - проектная работа и выступление с презентацией «Спасибо моему родному прапрадеду за Победу», «Великая Победа: наследие и наследники».  Благодаря использованию метода проектов, повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Важное условие обучения – успех. Известно, что любая деятельность должна быть успешной, иначе она теряет всякий смысл. Успешная деятельность определяет устойчивый интерес к ней, эмоциональную и психологическую комфортность человека. Очень важно создавать ситуацию успеха каждому ученику, особенно, если он слабо и медленно усваивает материал, что я и делаю на уроках.

Ещё одно условие – уверенность. Это не только личностная ориентировка на собственные силы, волю, на ощущение успеха и умение преодолевать трудности, но и принцип организации обучения, когда каждый может использовать свои способности, исходить из личных психологических особенностей и своего темпа усвоения учебного материала.

Я требую от своих учеников интеллектуальных усилий, продуктивных действий. Но и не забываю о необходимости атмосферы доверия, доброжелательности, позволяющей по-настоящему «раскрыться» и поверить в свои силы каждому ученику. Я стараюсь добиться того, чтобы каждый мой ученик не боялся, а наоборот, стремился высказать своё мнение, и, с другой стороны, с уважением относился бы к мнениям своих товарищей. У меня  есть ответ на главный вопрос, для чего я учу детей. Для того, чтобы они стали успешными в жизни.

Благодаря систематическому использованию такого подхода за последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.

 Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству. Все мои дети по результатам анкетирования посещают школу с охотой. Показатели качества знаний учащихся за последние три года подтверждают результативность используемых технологий, методов и приемов обучения. Четвёртый год мои ребята учатся на «отлично».

Мои учащиеся с гордостью работают со своим портфолио. Технология работы с портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся. Портфолио помогает решать такие педагогические задачи, как поддерживание высокой учебной мотивации школьников, поощрение возможностей для самообучения, развития навыков рефлексивной и оценочной деятельности.

Моя задача как учителя заключается в том, чтобы обеспечить возникновение и сохранение в душе школьника мотивов учебно-познавательной деятельности. И это в условиях работы по новым стандартам сделать удаётся. Я, как и другие учителя, работающие по ФГОС, использую такие стимулы, которые вызывают и усиливают собственные полезные мотивы деятельности учеников. Новизна учебного материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников внимательнее присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нем. Ещё один стимул - практическая значимость и польза предлагаемых знаний для самих школьников. Моя задача: показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры.

Я буду  рада, если мой опыт будет полезен для педагогической работы учителям начальной школы.  

Список литературы.

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Редактор: Сафронова И. А. Издательство: Просвещение, 2011 г

- Планируемые результаты начального общего образования. Ковалева Г.С., Логинова О.Б.

- Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Ковалева Г. С.

- Головкина Екатерина Вячеславовна «Подведение итогов уроков. Рефлексия.»

- Иванова Н.В. «Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе». // Нач.школа. – 2004.

- Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.

- Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения» //Начальная школа, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ Арсеньевская СОШ Калининой Маргариты Алексеевны по теме "Методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках"

В своем публичном представлении опыта работы по теме самообразования я попыталась рассказать (поделиться) о методах, применяемых мною в профессиональной деятельности, для активизации мыслительной рабо...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Морукская СОШ» Романовой Марияны Никифоровны

Работая учителем начальных классов, большое внимание уделяю на чтения. Как писал  Сухомлинский, что «чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»....

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе».Наше время — время перемен...

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов.

Публичное представление собственного педагогического опыта.Важной проблемой современного лингвистического образования является развитие речи учащихся. Основа умственной деятельности,  и средство ...