Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ Арсеньевская СОШ Калининой Маргариты Алексеевны по теме "Методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках"
статья на тему

Калинина Маргарита Алексеевна

В своем публичном представлении опыта работы по теме самообразования я попыталась рассказать (поделиться) о методах, применяемых мною в профессиональной деятельности, для активизации мыслительной работы учащихся на уроках, а также о причинах возникновения данной темы и результативности применяемых технологий и приемов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx40.42 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление педагогического опыта

учителя начальных классов

МОУ Арсеньевская средняя общеобразовательная школа

Калининой Маргариты Алексеевны

«Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки… Но замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков"

В.А.Сухомлинский

1. Наименование опыта

        Я работаю учителем начальных классов в обыкновенной общеобразовательной школе, в которую приходят учиться дети с разным уровнем подготовки. В их глазах горит огонек любопытства и любознательности, они готовы впитывать в себя все еще им неизвестное, радуются всем своим новым знаниям и навыкам. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Моя задача на уроке состоит в том, чтобы заинтересовать мальчишек и девчонок, привлечь их внимание так, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот. Разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное – продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Поиск эффективных методик и задачи современной школы привели меня к новым методам активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке. Эта тема очень заинтересовала меня.

2. Условия возникновения опыта

        Каждый учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определенную цель. Моя цель в работе с учениками начальных классов заключается в воспитании всесторонне развитой личности: учит детей быть честными, справедливыми, отзывчивыми, т.е. быть настоящими людьми.

        Преследую эту цель не только в воспитательной работе со школьниками, но и на уроках. Ведь на любом уроке, при выполнении любой работы с учениками происходит обучение, строящееся на гуманных началах. Хочу, чтобы каждый из моих учеников ощущал себя не только обучающимся, но и самостоятельно действующей личностью. При этом ученики чувствуют доверие к себе, уважение к своей личности. Исходя из этого, уже другие считаются с ребенком, ценят его. Стараюсь не только сама учить детей, но и к ним обращаюсь за помощью и советом, в результате чего формируется взаимное доверие и сотрудничество для их более тесного сближения и доверия друг к другу.

        Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы, ориентированные на идею гуманизации процесса обучения и формирования гуманитарного мышления. Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе.

        Быть мастером педагогического труда – значит владеть методикой технологии реализации педагогического процесса, постоянно искать пути более полного разрешения проблем обучения и воспитания. Тема моего инновационного педагогического опыта: «Методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках».

3. Актуальность и перспективность опыта.

         В настоящее время исследования ученых убедительно доказали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы встал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности.

        Особенное значение работа над развитием детей имеет в начальных классах, являющихся фундаментом дальнейшего становления личности школьника.

        Наше время – время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.

        Методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках – одна из наиболее актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС).

        Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить  учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

 4. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.    

5. Наличие теоретической базы опыта.

      Работаю  по программе «Школа России», которая имеет массу положительных отзывов как у родителей, а также и педагогов. Эта программа соответствует ФГОС.

          Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Этот результат достигается благодаря современному УМК, включающему учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающему всем требованиям Стандарта. Именно таким комплектом является УМК «Школа России» издательства «Просвещение». Получивший самое широкое признание в школах России, комплект успешно развивается в соответствии с запросами времени, совершенствуется, вбирая в себя лучшее из живого педагогического опыта, и сейчас является надежным инструментом реализации Стандартов второго поколения.

6. Теоретическое обоснование образовательной программы:

Теоретическую основу моего опыта составляют:

  • Идея активизации обучения имеет большую историю. Философские взгляды лежат в основе побуждения интеллектуальной активности. Постановка проблемных вопросов были характерны для дискуссий Сократа и Пифагора.
  • Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский ученый Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом».
  • И.Г.Песталоцци в начале 19 века развивал идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов.
  • А Ж.Ж.Руссо вел борьбу за развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода. «Сделайте вашего ребенка, - писал он – внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решить их. Пусть он знает не потому, что вы сказали, а потому  что сам понял».
  • «Ученикам следует – писал К.Д.Ушинский – передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания». На это опирались прогрессивные русские методисты, боровшиеся против догматических и схоластических методов обучения, которые переживали формализм в знаниях учащихся ине развивали умственные способности.
  • Идеи Г.И. Щукиной, которая отмечает, что идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся -  необходимое  условие для воспитания их познавательного отношения к миру;
  • Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А.Плешаков, М.И.Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;
  • Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;
  • «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я.Данилюка, органически входит в учебно – воспитательный процесс и составляет его стержневую основу.

Методологическую основу  составили идеи:

  1. компетентностного подхода (А.Г. Бермус, П.П. Борисов, Э.Ф. Зеер, И.А.Зимняя, Т.Е. Исаева, В.А. Козырев, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, Н.Ф. Радионова, Ю.Г. Татур, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской, В.Ю Шаронин и др.);
  2. личностно-ориентированого подхода (Е.В. Бондаревская, А.В. Рогова, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, И.С. Якиманская и др.);
  3. технологического подхода (В.П. Беспалько, М.М. Левина, Н.Ф. Талызина и др.);
  4. системно - деятельностного подхода (В.И. Журавлев, А.И. Китов, Е.В. Тутарева и др.);

Ведущая педагогическая идея заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся.

6. Оптимальность и эффективность средств

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процессе творчества на уроке являются:

- учебно - игровая деятельность;

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- работа в парах, группах;

- проблемное обучение;

- дидактические игры;

- использование современных образовательных технологий,  в том числе ИКТ.

        Глубоких и прочных знаний учащихся  добиваюсь через повышение эффективности каждого урока. Свою работу строю на личностно-ориентированном подходе к каждому  ученику. Опыт работы с детьми  подсказывает мне путь, как учить детей без принуждения, как помочь им раскрыть свои возможности, как создать ситуацию успеха -  как одного из факторов обеспечения  психологического комфорта на уроке.

Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника  позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока: урок-сказка,  КВН,  урок-путешествие, урок-конкурс, урок - соревнование, урок - презентация, интегрированный урок, экскурсии. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Они дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.  

На уроках практикую работу с тестами, раздаточным материалом разного уровня сложности, внедряю ИКТ, предлагаю задания, включающие детей в самостоятельный, творческий, исследовательский поиск, что способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.

В своей педагогической деятельности я уделяю огромное внимание  использованию различных методов и приёмов, которые могли бы увлечь детей, сделать  процесс обучения интересным, с целью повышения уровня общего развития детей. Практика показывает, что при работе с детьми младшего школьного возраста можно и нужно использовать занимательные упражнения, ставить проблемные ситуации,  использовать программированные задания. Такие занятия очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно «думать», активизируют их познавательную деятельность.

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Поэтому свою работу я строю на основе системно - деятельностного подхода. Основная идея работы системно – деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  1. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  2. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  3. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  4. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  5. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Проблемные ситуации.

           Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Я не мыслю педагогический урок без проблемной ситуации по ФГОС. Ведь дети сами находят ответ на поставленный вопрос. Если ответ найден правильно, значит – урок удался.     

Интеграция учебных занятий.

На результативность процесса обучения оказывают межпредметные связи: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

Дифференцированное обучение.

        Работая по образовательной модели «Школа России», я решаю проблему всестороннего развития личности путем применения технологий уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, его склонности, интересы, ценности. Использование данной технологии вызывает интерес к изучению предметов, развивает способности учащихся, формирует необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность. Дифференцированный подход осуществляю и при определении домашнего задания для учащихся. 

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра, в ходе которой ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. В игре формируется активность и нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Еще К.Д.Ушинский подчеркивал: «Как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным». С этой целью я использую в своей практике различные дидактические игры, которые не толь увлекают, заставляют задуматься, но и развивают самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучают считаться с интересами товарищей.

В дидактических играх ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формирующим его движение, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Игра и учеба – это две разные деятельности. Между которыми имеются значительные, качественные различия. По словам Н.К.Крупской «переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».

Моя задача – сделать переход детей от игровой деятельности к учебе плавным и адекватным, и в этом мне помогают дидактические игры.

Структурные составляющие дидактической игры:

  1. Дидактическая задача;
  2. Игровая задача;
  3. Игровые действия;
  4. Правила игры;
  5. Результат (подведение итогов).

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда и стремление быть быть первым, быстрым, ловким, находчивым. Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию. Например: «Кто верней?», «Кто быстрей?», «Отвечай сразу».

Мне помогают в выборе дидактических игр такие книги:

  1. Т.И.Тарабарина «И учеба, и игра: математика», Ярославль «Академия развития», 1997год
  2. «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе». Состав. Н.А.Касаткина, - Волгоград: Учитель, 2003 год
  3. И.ГСухин «Занимательные материалы: Начальная школа» - М.: Вако, 2004 год

Использование наглядного и дидактического материала содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.

Использование информационно - коммуникационных технологий

В настоящее время Министерством образования Российской Федерации реализуется программа компьютеризации городских и сельских общеобразовательных учреждений, предусматривающая целый ряд организационно – методических мероприятий по использованию современных информационных технологий при изучении различных школьных предметов, а не только информатики. Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества и обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования. Школа должна формировать у учащихся новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) широкое применение которых создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным ученикам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения и внеклассные мероприятия  более интересными, увлекательными, следовательно, способствует развитию познавательной мотивации. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, анимации, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер — оперативное средство наглядности в обучении. Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, созданию актуальной настройки на учение.
             Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию младших школьников к обучению, за счёт смены видов деятельности, необычности, яркости, насыщенности, динамичности урока.  Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
          Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. 

          В работе использую дидактический материал, ресурсы сети Интернет. Так, включенные в процесс обучения компьютерные презентации в среде Power Point позволяют оптимально соотносить традиционные и инновационные методы обучения, что несет  прогнозируемый  результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка. Я  использую  на уроках и во внеурочной деятельности электронные образовательные ресурсы,  интерактивную доску; самостоятельно разрабатываю  презентации для интерактивной доски, и другие мультимедийные продукты для использования их в образовательном процессе; организую  работу учащихся на уроке с самостоятельно разработанными мультимедийными продуктами и готовыми пакетными разработками;  осуществляю дистанционное учебно-информационно-методическое сопровождение обучающихся через свой персональный сайт http://nsportal.ru/kalinina-margarita-alekseevna «Дружная семейка»; использую электронные тестирующие комплексы при изучении нового материала, при повторении и закреплении учебного материала.

        Ребята и сами готовят презентации, охотно работают с интерактивной доской. С опорой на информационные технологии самостоятельно разработала и провела ряд уроков  и внеклассных занятий: открытый урок  литературного чтения «А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Выборочное чтение. Неповторимая красота авторской сказки», открытый урок-игра окружающего мира «Кто такие рыбы? Рыбы – водные животные, тело которых, у большинства. покрыто чешуей. Морские и речные рыбы. », открытые внеклассные мероприятия «Мы  теперь ученики», «Нашим мамам дорогим» и мн. др..  Создание новых средств получения информации дает толчок для  развития активной творческой деятельности учащихся. Кроме того, такой подход стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях.

         Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками. Итогом деятельности детей на уроках литературного чтения по данному направлению явились доклады «И.А. Крылов – великий баснописец», «К.И. Чуковский» и др., содержащие биографические сведения об авторах художественных произведений.

   С первого года обучения  на всех учащихся класса заведены индивидуальные детские  портфолио,  которые позволяют судить об успехах каждого ученика  и стимулируют  познавательную активность.

Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Также я использую методы тьюторского сопровождения, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. При  таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе. Работая по УМК «Школа России», ученики уже с первого класса учатся создавать свои проекты. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения . Опыт работы показал, что дети с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей.   Исследовательская деятельность в моём классе охватывает не достаточно продолжительный период времени, но в связи с этим уже наблюдается положительная динамика уровня успешности учащихся. Результатом такой работы стали проекты по окружающему миру на темы: «Моя семья», «Красная книга», «Ветераны войны», «Военнопленные Великой Отечественной войны», «Моя родословная»; по литературному чтению: «Азбука в картинках, буквах и стихах»; по математике:  «Математика в загадках и пословицах»,  «Оригами» и мн. др. Все работы ребята с удовольствием предоставляют к защите перед своим классом. А так же большие исследовательские работы, которые ребята впоследствии защищают перед учащимися класса.

            В своей работе использую групповую работу и  работу в паре. Групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:

  • возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • меняется характер взаимоотношений между детьми;
  • укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
  • сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя;
  • растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
  • учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.

          На своих уроках очень часто я использую подводящий к теме диалог, представляющий собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога я включаю разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения к теме опираются на уже пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся, если же это происходит, с моей стороны возникает принимающая реакция (“Так, кто думает иначе?”).

             Особое значение придаю проверке знаний школьников. Провожу устный опрос, тестирование, зачеты.  Проверяю знания на уроках-семинарах, уроках-практикумах. Мои ученики уже умеют работать с учебной и справочной литературой, составлять планы, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

В процессе обучения и воспитания младших школьников особое значение я придаю здоровьесберегающим технологиям. В кабинете ежегодно проводится косметический ремонт, класс систематически проветривается. Ежедневно проводится гимнастика до начала занятий, на уроках проводится смена видов работ, физкультминутки и гимнастика для глаз, способствующая предупреждению зрительного утомления и близорукости, механизм которых сводится как к общему укреплению организма, так и к повышению аккомодационной способности и укреплению склеры глаз.  Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Горячим питанием охвачено 100% обучающихся.

Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют еженедельные уроки здоровья, на которых дети получают знания о здоровом образе жизни. На классных часах обсуждаем вопросы правильного питания, беседуем о вредных привычках, составляем режим дня. Много проходит праздников, классных часов, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционным стало мероприятие: «День здоровья».

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей.  На уроках часто использую смену динамических поз, дыхательную гимнастику, точечный массаж и упражнения, снимающие зрительное напряжение. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить эмоциональное напряжение.

Богатый материал накоплен мною по внеклассной работе по  всем предметам. Это интеллектуальные игры, КВН, викторины, путешествия.

Самое  добросовестное обучение детей в соответствии с программой недостаточно для формирования полноценной многогранной личности. Именно поэтому в рамках ФГОС в школах введена внеурочная деятельность. Познавательный аспект деятельности — обязательный компонент любого вида деятельности. Совокупным предметом познавательной деятельности является вся реальность, ее продуктом — знание. В случае коллективного субъекта — это научное знание в целом; для индивида — индивидуальное знание, полученное, как правило, путем освоения основ научного знания, накопленного человечеством. Основным критерием выделения этой стороны  внеурочной деятельности в качестве самостоятельного направления является то обстоятельство, что без моделирования реальности, без передачи последующим поколениям и умножения знания никакая деятельность невозможна, т.к. она основана на информационных процессах получения, хранения, преобразования и использования информации. Поэтому во внеурочное время провожу в классе такие кружки как  « Волшебный мир оригами», «Я познаю мир», «Занимательная грамматика», «Формула здоровья», «Уроки нравственности»,  где ребенку предоставляется возможность в большей мере свободно проявить свою волю, делать собственный выбор, раскрыться как личность. 

В своей деятельности   большую роль отвожу работе с родителями. Провожу с ними индивидуальные беседы, посещаю семьи учащихся, провожу  «День открытых дверей». Родительские собрания проходят в деловой конструктивной обстановке.

Мои учащиеся активно участвуют во всех классных и общешкольных  внеурочных  мероприятиях и ежегодно получают грамоты за активное участие в общественной жизни школы. Мои учащиеся активно участвуют во всех внешкольных мероприятиях. Традиционными стали такие мероприятия как: «День знаний», «День учителя», «День Матери», «Конкурс патриотической песни», «Смотр строя и песни» и мн. др.

Особенно с огромным удовольствием мы сами ставим танцы, разучиваем песни, а затем выступаем с ними на открытых мероприятиях.

7. Результативность опыта.

        Урок я строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной насыщенной, менее утомляемой.

        Благодаря систематическому использованию такого подхода за последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла у большинства учащихся, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности. Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству. Все мои дети, по результатам анкетирования, посещают школу с охотой.

        Показатели качества знаний учащихся за последние три года подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения. По завершении первой ступени обучения мои ребята получили следующие результаты: результативность - 100%, качество - 50%. На ступени основного общего образования эти показатели не снижаются: результативность – 100%, качество - свыше 70%.

     Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей.  Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, участие в школьных мероприятиях.

Каждый год учащиеся успешно участвуют в конкурсах «Инфоурок», «Рыжий котенок», творческих конкурсах и мероприятиях.

С результатами своей деятельности делюсь с коллегами. Выступаю:  

  1. На педагогических советах школы:
  • Организация внеурочной деятельности в начальных классах, 2013г.
  • Содействие освоению школьниками программ начального общего и дополнительного образования, 2014г.
  1. На заседаниях   районного методического объединения  учителей начальной  школы:
  • Применение современных образовательных технологий в начальной школе, 2010г.
  • Основы религиозных культур и светской этики – методика преподавания, 2012г.
  • Умение слушать собеседника – коммуникативное учебное действие, 2013г.
  1. На заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов:
  • Готовность учащихся первых классов к обучению на первой ступени, 2013г.
  • Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, 2014г.
  1. Провожу открытые уроки.

Разместила на сайте:

  • Рабочие программы для 2 класса по УМК «Школа России» в соответствии с ФГОС по математике, окружающему миру, технологии, музыке;
  • Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме «А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Выборочное чтение. Неповторимая красота авторской сказки»
  • Статью «Применение современных образовательных технологий в начальной школе»
  • Разработку внеклассного мероприятия «День матери»
  • Разработку родительского собрания «Книга в жизни школьника. Отношение ученика к учебной и художественной литературе»

8. Возможность тиражирования.

Методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках.

Сайт: http://nsportal.ru/kalinina-margarita-alekseevna «Дружная семейка»

9. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися.

  • Урок-сказка по математике «Закрепление. Письмо цифры 7. Состав числа 7». С презентацией
  • Урок-игра по окружающему миру «Кто такие рыбы? Рыбы – водные животные, тело которых, у большинства, покрыто чешуей. Морские и речные рыбы» с презентацией.
  • Урок письма «Строчная и заглавная буквы Р,р. Письмо строчной и заглавной буквы Р,р. Письмо слогов, слов. Письменный ответ на вопрос».
  • Видеоролик «Никто не забыт. Ничто не забыто. Дорогами войны Шпака Ивана Михайловича», автор – ученик второго класса
  • Видеоролик «Никто не забыт. Ничто не забыто. Мой прадедушка и Великая Отечественная война», подготовил ученик 2 класса
  • Презентация «Военнопленные», выполнена ученицей 2 класса.

Я буду рада, если мой опыт будет полезен для работы учителям начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов и эрзянского языка Кузьминой Любови Алексеевны

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов и эрзянского языка Кузьминой Любови Алексеевны....

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе».Наше время — время перемен...

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов МКОУ «Васильевская ООШ» Лукьяновой Марии Дмитриевны.

laquo;Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности в рамках реализации ФГОС». ...

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов.

Публичное представление собственного педагогического опыта.Важной проблемой современного лингвистического образования является развитие речи учащихся. Основа умственной деятельности,  и средство ...