Статья на тему "Возможности внеурочной деятельности в воспитании толерантности младшего школьника"
статья

Статья поможет воспитывать  толерантность у детей младшего школьного возраста в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности внеурочной деятельности в воспитании толерантности младшего школьника

Б.З. Вульфов определил педагогические средства воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста в школе. К ним относятся: организация жизнедеятельности детей так, чтобы одни могли проявить, а другие - увидеть хорошее в ком-то или чем-то; оказание помощи детям в понимании внешкольной среды, противоречивости социального фона их жизни от непосредственного окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (социальное расслоение, материальные трудности, общественное настроение). Речь идет о методах воспитания сознания личности и практико-ориентированной направленности деятельности.

Для того чтобы ребёнок максимально безболезненно мог адаптироваться в основных социальных средах, его окружающих, необходимо соблюдение нескольких условий.

Во-первых, ребёнок должен формироваться в адекватном информационном поле. Это поле может поэтапно знакомить младшего школьника со всем многообразием социальной действительности, не приукрашивая и не принижая её, соответственно возрастным особенностям ребёнка. Это позволит избежать многих психологических потрясений и формирования ненужных страхов и комплексов у ребёнка. В этом смысле очень показательным является опыт скандинавских стран, где детей уже в младшем школьном возрасте водят на экскурсии в роддома и крематории.

Во-вторых, младшего школьника необходимо обучать эффективным технологиям общения и умению ориентировать его в зависимости от ситуации и партнёра по коммуникации. Поскольку вхождение ребёнка в социум происходит прежде всего через коммуникационный процесс, то и наиболее эффективная адаптация характерна для детей, которых научили правильно общаться.

В-третьих, очень важно, чтобы у ребёнка были сформированы социально значимые личностные качества и компетентности, такие как позитивная самооценка и самоуважение, готовность отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятие ответственности за их результат, умение слушать и вести диалог, строить продуктивное сотрудничество, противостоять влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества  и др.

Поскольку процесс формирования отношений, в том числе и толерантных, является комплексным, вписанным в весь круг взаимодействий личности, то и результатом такого процесса может стать комплексный продукт, такой, например, как социальная адаптация. Кроме того, в самом понятии «толерантность» мы можем проследить качества, способствующие эффективной адаптации человека в обществе. В свою очередь, для определения социально адаптированной личности мы обязательно обратимся к её толерантным качествам.

Определений толерантности существует множество, но все они обращаются к определённому набору свойств личности, позволяющему человеку терпимо, с пониманием, приятием воспринимать другого человека, непохожего по каким-либо значимым качествам: национальным, конфессиональным, культурным, языковым, возрастным, гендерным и другим, – и доброжелательно взаимодействовать с ним, невзирая на названные различия. Кроме того, как нам кажется, важным нужно считать сформированность у личности установки на желание понять и принять чужую непохожесть. А установки, сформированные в младшем школьном возрасте, прочнее закрепляются и становятся базовыми качествами личности.

Внеурочная деятельность учащихся, которой в стандартах нового поколения отводится заметная роль, пожалуй, самое благодатное поле для выстраивания системы формирования социально значимых качеств и установок личности, а также толерантных отношений. Под понятие внеурочной деятельности попадают все те виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и их социализации. Причём преимуществом данного вида деятельности является то, что здесь ведущими формами взаимодействия участников образовательного процесса могут стать активные групповые формы, требующие сотрудничества, с одной стороны, а с другой – предоставляющие возможность ребёнку раскрыть те свои возможности и качества, которые в рамках урока не всегда бывают востребованы: эмоциональные, художественные качества, взаимовыручку, эмпатию и т. п. Но именно названные качества и ложатся в основу формирования толерантных свойств личности и толерантных отношений учащихся.

Организация внеурочной деятельности может быть реализована через игровые, треннинговые, экскурсионные, проектные, трудовые и другие активные формы работы. При этом, используя именно игровые и треннинговые технологии, можно выстроить целостную программу формирования толерантности как базового качества личности ребёнка и развития толерантных отношений в классной группе. Остальные же формы организации внеурочной деятельности могут носить для такой программы вспомогательный характер, давая учащимся возможность проявить те новые качества, которые развились в процессе работы программы, в непосредственной совместной продуктивной или исследовательской деятельности.

Наиболее эффективным способом воспитания толерантности является воспитание, направленное на развитие независимого мышления, критической точки зрения, здравомыслящих суждений в обучаемых с первых классов. В современности обществу нужны образованные, высоконравственные люди, могущие принимать самостоятельные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. В связи с этим важным является развитие системы значимых ценностей и новых жизненных установок всех субъектов образования для сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряженности и этносоциальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия этносов, ограничения любого неравенства. Именно поэтому, средствами образования, необходимо воспитывать такие качества личности учащихся с первых классов, как толерантность в целом и этническую толерантность в частности, уважение личности другого человека не зависимо от места жительства, этнической принадлежности, социального статуса, развивать соучастие и сопереживание друг к другу, любовь к своей Родине.

Предлагается проводить работу по воспитанию толерантности по следующим направлениям:

  • урочная работа – национально-региональный компонент содержания образования, который представляет систему знаний, способов деятельности и ценностей, которые обеспечивают развитие этнической толерантности;
  • внеурочная работа – специалисты предлагают ввести специальный курс, который выполнит ту же задачу, что и урочная работа, но более объемную, т. к. располагает большим временем.

Реализовать эти два направления предлагают при помощи известной педагогической технологии: тренинг общения. Это вид групповой психологической работы, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков для успешного общения в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в межэтническом взаимодействии. Участвуя в практическом тренинге в ситуациях общения, которые воспроизводятся в группе, ученик лучше видит свои ошибки. Он помогает учащимся:

а) овладеть социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений;

 б) обучает индивидуализированным приемам взаимодействия с людьми различных национальностей;

 в) способствует правильной оценке себя и окружающих, в том числе и представителей других национальностей;

 г) через диагностику и коррекцию личностных качеств и умений школьников способствует снятию барьеров, которые мешают реальному межэтническому общению.

Если тренинг индивидуальный, то можно дать такое задание. Например, есть ли в классе (группе) ребята, которые принадлежат к различным этнокультурным группам и выразить свое отношение. Пусть они проанализируют свой жизненный опыт и опишут причины, которые способствовали возникновению и формированию отношений (даже если они негативные). Что помогло (помогает) им преодолеть их? Индивидуальный тренинг – как одна из форм представляет собой самоподготовку, которая дает эффективный результат, так как вызывает интерес у ребят. Но групповой тренинг представляет более высокий уровень, социально-психологической подготовки, где специальные психологические упражнения одновременно являются способом диагностики и фактором развития этнической толерантности в группе. Эта технология применяется с целью снять напряжение, раскрепощение выявление лидера (это перед началом тренинга). Самым известным тренингом является ролевая игра, учащиеся усваивают общественный опыт самоуправления поведения.

А самая новейшая педагогическая технология, которая сейчас широко используется в Европе, особенно в Англии – это психодрама (социодрама). Это социально-психологический театр, в котором отрабатывают умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние человека, умение войти в контакт с человеком другой национальности. Данная технология эффективна, так как в игре дети воспроизводят образ другого, возвращаются в свою роль, усиливают конкретизируют некоторые характеристики другого, стараются показать этнокультурные различия, и главное – допускается «проигрывание конфликтных ситуаций». Эти предложенные педагогические технологии в основном реализуются во внеурочное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Методическая разработка по теме: "Воспитание толерантности младших школьников".

В разработку входят игры на обучение общению, УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ  ТОЛЕРАНТНОСТИ, НА РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ, УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СОТРУДНИЧЕСТВА....

Учебно - методическое пособие "Воспитание толерантности младших школьников средствами поликультурного образования" Автор - составитель С. В. Бобинова

Предложенная программа по воспитанию толерантности и методические материалы для проведения классных часов, родительских собраний, система психолого - педагогических тренингов для учащихся младшего шко...

Воспитание толерантности младших школьников в системе развивающего обучения Л,В.Занкова

Статья содержит материал о системе воспитания толерантных отношений в классе....

СТАТЬЯ «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В данной статье представлено обобщение опыта в работе с детьми с ТНР по речевому развитию  на основе внеурочной деятельности. Одной из нескольких задач образовательной деятельности детей с тяжелы...

Воспитание толерантности младшего школьника.

Воспитание толерантности младшего школьника....

Статья на тему "Особенности воспитания толерантности младшего школьника"

Статья, которая подскажет, как воспитать в человеке толерантные качества....