Статья на тему "Особенности воспитания толерантности младшего школьника"
статья

Серебренникова Марина Дмитриевна

Статья, которая подскажет, как воспитать в человеке толерантные качества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности воспитания толерантности младшего школьника

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Воспитание толерантности в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс.  Воспитание толерантности не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно. Толерантность включает в себя: внимание к другим, снисходительность или прощение, терпение, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, эмпатия, умение слушать других.

Можно выделить следующие направления воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста:

  1. Знакомство детей младшего школьного возраста с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;
  2. Понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек - уникальная личность (необходимость воспитания у детей уважение к различиям между людьми);
  3. Понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий (каждый должен понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом);
  4. Понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий (детей важно приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество).

Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием для развития в будущем демократического, правового общества.

Особенности процесса воспитания толерантности как качества личности младшего школьника в школе:

  1. Целенаправленность.
  • раскрытие культурных, социальных, экономических и религиозных источников нетерпимости, лежащих в основе насилия и принуждения;
  • предупреждение интолерантности;
  • организация позитивного опыта толерантности, то есть опыта сосуществования разного;
  • формирование у младших школьников представления об их правах и свободах и правах и свободах окружающих;
  • развитие толерантности как качества личности, как принципа человеческих взаимоотношений;
  • развитие умений (уважать достоинство другого человека, его точку зрения, личное мнение;
  • вступать в позитивные взаимоотношения с другими людьми;
  • уважительно относиться к представителям другой нации, другого вероисповедания;
  • конструктивно выходить из конфликтных ситуаций;
  • ненасильственно выражать свои чувства и переживания;
  • строить свое поведение и деятельность на ненасильственной основе; доверять другому человеку;
  • выслушать и понять другого.
  1. Многофакторность, так как в нем принимают участие различные объективные и субъективные факторы.
  2. Сложность, которая определяется совокупным действием многочисленных факторов.
  3. Длительность вследствие того, что формирование толерантности требует достаточно большого количества времени.
  4. Непрерывность, которая предполагает систематическое регулярное взаимодействие воспитателей и воспитанников.
  5. Двусторонний характер, так как в нем участвуют, с одной стороны, воспитатели, с другой – воспитанники. Происходит двойная связь: от воспитателя к воспитаннику - прямая связь, от воспитанника к воспитателю - обратная связь (субъект - субъектные отношения).

Особое значение в воспитании младшего школьника имеет личность учителя, а также семейная среда.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9 - 10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.

В сознании ребенка младшего школьного возраста закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок младшего школьного возраста начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка младшего школьного возраста шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка младшего школьного возраста определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Социальное пространство ребенка младшего школьного возраста расширилось - ребенок постоянно общается с учителем и одноклассникам. Именно в этом возрасте ребенок младшего школьного возраста переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети младшего школьного возраста находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети младшего школьного возраста учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок младшего школьного возраста участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми - с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.

На мой взгляд, воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель". Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г.Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) – М.М. Бахтин, к пониманию через мышление – В.Ф. Гумбольдт, что ведет к содействию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Воспитание толерантности младших школьников".

В разработку входят игры на обучение общению, УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ  ТОЛЕРАНТНОСТИ, НА РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ, УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СОТРУДНИЧЕСТВА....

Программа воспитательной работы в начальных классах «Воспитание культуры толерантности младших школьников в рамках ФГОС» «Мир принадлежит терпеливым»

Наименование программы Программа «Воспитание культуры толерантности младших школьников» «Мир принадлежит терпеливым».Основание для разработкиЦель  программы: формирование у детей навыко...

Учебно - методическое пособие "Воспитание толерантности младших школьников средствами поликультурного образования" Автор - составитель С. В. Бобинова

Предложенная программа по воспитанию толерантности и методические материалы для проведения классных часов, родительских собраний, система психолого - педагогических тренингов для учащихся младшего шко...

Воспитание толерантности младших школьников в системе развивающего обучения Л,В.Занкова

Статья содержит материал о системе воспитания толерантных отношений в классе....

Программа «Воспитание культуры толерантности младшего школьника»

Новизна программы и инновационная направленность выражается в новом комплексном подходе к организации духовно – нравственного воспитания обучающихся и их родителей, путем системной работы над...

Воспитание толерантности младшего школьника.

Воспитание толерантности младшего школьника....

Статья на тему "Возможности внеурочной деятельности в воспитании толерантности младшего школьника"

Статья поможет воспитывать  толерантность у детей младшего школьного возраста в школе....