рабочая программа по редмету"Окружающий природный мир"
рабочая программа

Колпакова Наталья Евгеньевна

 

программа подходит для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития( вариант II)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_prirodnyy_mir.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное  общеобразовательное  учреждение

Бутурлиновская  основная  общеобразовательная  школа №4

Бутурлиновского  муниципального  района

 «Согласовано»

Руководитель МО

_____________Глотова О.В.

Протокол № 1 от

«           »  августа 2020 г.

           «Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МКОУ Бутурлиновская ООШ №4

____________Химичева В.А..

«         » сентября  2020 г.                

«Утверждено»

Директор МКОУ Бутурлиновская ООШ №4

______________ Балакирева О.С.

Приказ № от «      »  сентября 2020г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

окружающий природный мир

5 КЛАСС

 (ВАРИАНТ 2)

для обучающихся с  умеренной, тяжелой и глубокой умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)

                                                                                                                                                                                   

Учитель: Колпакова Н.Е.

 2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена на основании адаптированной основной общеобразовательной программы (далее АООП) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, разработана в соответствии с требованиями федеральной государственной общеобразовательной системы (далее ФГОС).

Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций центральной психолого – медико – педагогической комиссии (далее ЦПМПК), сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее ИПР).  Программа предназначена для работы с учащимися  5 класса и рассчитана на подготовку учащихся с интеллектуальными нарушениями к доступной работе по дому.

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  2. АООП образования обучающихся  с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) (ВАРИАНТ 2)
  3. Учебного плана   основной образовательной программой МКОУ Бутурлиновская ООШ №4;

 Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основные задачи:

1) формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,

2) формирование временных представлений,

3) формирование представлений о растительном и животном мире.

Общая характеристика учебного предмета

Занятия по предмету «Окружающий природный мир» проводятся 1 раз в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития ребенка.

        В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.

                

Описание места учебного предмета в учебном плане

В учебном плане предмет представлен с расчетом 1 час в неделю, 34 часа  в год.

Личностные и предметные результаты освоения

Личностные результаты:

- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

- представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям;

- представления об объектах неживой природы (солнце, огне);

- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья;

- представления о животном и растительном мире;

- элементарные представления о течении времени: смена событий дня, суток;

- умение различать части суток.

Метапредметные результаты:

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Формы организации учебных занятий:

  • Занятия - диалоги.
  • Занятия - исследования.
  • Занятие - соревнование.
  • Игры.

Тематическое планирование предмета «Окружающий природный мир»

Название раздела

 Кол-во часов

Осень

10

Зима

12

Весна

12

Всего

34

Содержание предмета

  1. Осень 10 ч

Временные представления. Человек и природа. Природа осенью. Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы дождь, листопад. Одежда и обувь человека осенью.

Растительный мир. Дары осени. Овощи. Изучение и узнавание овощей (помидор, огурец, морковь, перец, картофель, капуста). Фрукты, ягоды. Изучение и узнавание фруктов (яблоки, груши, виноград, абрикос, вишня, клубника). Части дерева, трава. 

Животный мир. Птички. Представление о птицах, их значении. Домашние и дикие, Звукоподражание. Домашние животные. Собака, кошка, корова, лошадь, коза, овечка.  Представление о домашних животных, их строение : голова, туловище, лапы, хвост, шерсть.

  1. Зима 12 ч

Временные представления. Зимние явления природы. Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей зимней природы: снег, метель, лед. Одежда и обувь человека зимой. Зимние забавы.

Растительный мир. Что делают растения зимой? Наблюдение за изменениями в природе. Елка, строение ёлки. Новый год. Комнатные растения. Учимся распознавать комнатные растения,  уход за ними.  

Животный мир. Дикие животные: Заяц, белка, лиса, волк, медведь, ёжик.  Представление о диких животных, их строение: : голова, туловище, лапы, хвост, шерсть. Место обитания, пища.

  1. Весна 12ч

Временные представления. Весна ее признаки. Весенняя одежда и обувь.  Части суток. День – ночь. Элементарные представления о частях суток.

Растительный мир. Части растений (лист, ветки).

Животный мир. Образ жизни и повадки животных весной.

Объекты природы. Узнавание Солнца, Луны. Элементарные представления о Солнце и Луне. Различение земли и неба. Элементарные представления о земле и небе.

Планируемые результаты освоения программы

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Иметь представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным условиям.

Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт).

Элементарные представления о течении времени.

Умение различать части суток.

Представления о течении времени: смена событий дня, суток.

Правильно называть изученные объекты.

Различать объекты живой и неживой природы.

Дифференциация имени и фамилии.

Называние своего пола.

Узнавание голоса учителя, других детей, воспитателей.

Называние имени и отчества учителей и воспитателей.

Название домашних животных. Звукоподражание и пантомимические движения различных животных. Название диких животных. Звукоподражание и пантомимические движения, передающие особенности каждого животного. Называние времён года с картинками. Называние частей суток. Соотнесение частей суток с картинками. Одежда, занятия детей в разное время года. Естествознание осуществляется в процессе тематических уроков, уроков-экскурсий, уроков – театров. Действия по подражанию действиям учителя. Действия по образцу. Действия по словесной инструкции.

Календарно – тематическое планирование по предмету  «Окружающий природный мир»

34 часа

№ п/п

Раздел. Название темы.

Кол-во

Часов.

Основные виды

учебной деятельности.

                     Дата

план

факт

Осень 10 часов

1

Временные

представления

Человек  и природа

1

Беседа, рассмотрение картин. Выбор нужного

 предмета, картинки из представленных

2

Природа осенью

1

Элементарные представления об объектах и

явлениях окружающей природы, дождь, листопад. Составление гербария. Раскраски на тему «Осень»

3

Растительный мир. Дары осени. Овощи.

1

Изучение и узнавание овощей (помидор, огурец, морковь, перец, картофель, капуста)

4

Дары осени. Фрукты, ягоды

1

Изучение и узнавание фруктов  (яблоки, груши, виноград, абрикос, вишня, клубника)

5

Какие бывают растения?   Части  дерева, трава.

1

Учиться находить и показывать части растений (лист, ветка, ствол). Наблюдать за изменениями в природе.

6

Обобщающий урок "В гости к осени».

1

Узнавать изученные природные объекты.

7

Животный мир. Птички.

1

Представление о птицах, их значении. Домашние и дикие. Звукоподражание

8

Домашние животные. Собака, кошка.

1

Представление о домашних животных, их строение: голова,  туловище, лапы, хвост, шерсть.. Звукоподражание

9

Корова,  лошадь.

1

Представление о домашних животных, их строение: голова,  туловище, копыта, грива хвост, шерсть. Звукоподражание

10

Коза, овечка.

1

Представление о домашних животных, их строение: голова,  туловище, копыта, хвост, шерсть.. Звукоподражание

Зима 12 часов

11

Зима.  Зимние явления природы.

1

Элементарные представления об объектах и

явлениях окружающей  зимней природы: снег, метель, лед). Раскраски на тему « Зима».

12

Одежда и обувь человека зимой.

1

Беседа, рассмотрение картин.Выбор нужного предмета, картинки из представленных (одеть куклу или себя на прогулку)

Представления о зимней одежде, ее назначении

13

Зимние забавы.

1

Беседа, рассмотрение картин.

14

Что делают растения зимой? Елка

Новый год.

1

Наблюдать за изменениями в природе.Строение елки. Раскраски новогодней елки

15

Животный мир. Дикие животные. Заяц

1

Представление о диких животных, их строение: голова,  туловище, лапки, хвостик, шерсть. Место обитания, пища

16

Белка.

1

Представление о диких животных, их строение: голова,  туловище, лапки, хвост, шерсть.

17

Лиса.

1

Представление о диких животных, их строение: голова,  туловище, лапки, хвост, шерсть.

18

Волк.   Медведь.

1

Представление о диких животных, их строение: голова,  туловище, лапы, хвост, шерсть.. Звукоподражание

19

 Ежик.

1

Представление о диких животных, их строение: голова,  туловище, лапки, хвостик, шерсть.. Звукоподражание

20

Обобщающий урок.

1

Представление о диких животных, их строение: голова,  туловище, лапки, хвостик, шерсть.

21

Растения. Комнатные растения.

1

Умение различать диких животных.

22

Зима.  Зимние явления природы.

1

Научатся распознавать комнатные растения. Практически научатся правильно за ними ухаживать

Весна 12 часов.

23

Весна, её признаки.Весенняя одежда и обувь.

1

Беседа, рассмотрение картин.Выбор нужного предмета, картинки из представленных (одеть куклу или себя на прогулку)

Представления о весенней одежде, ее назначении

24

Растения весной.

1

Расширение представлений о растениях; учить находить и показывать части растений (лист, ветки

25

Животный мир весной.

1

Представления о животных, их образе жизни и повадках весной

26

Временные представления.Части суток. День-ночь.

1

Элементарные представления о частях суток.

27

Временные представления.Части суток. День-ночь.

1

Элементарные представления о частях суток.

28

Объекты природы.Узнавание Солнца.

1

Элементарные представления о Солнце

29

Узнавание Луны.

1

Элементарные представления о Луне

30

Различение Солнца и Луны.

1

Умение различать Солнце и Луну

31

Различение земли и неба.

1

Элементарные представления о земле и небе

32

Различение земли и неба.

1

Элементарные представления о земле и небе

33

Различение земли и неба.

1

Элементарные представления о земле и небе

34

Обобщающий  урок. Здравствуй, лето!

1

Умение наблюдать  за природой

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Требования к оснащению учебной деятельности на уроках окружающего природного мира в 5 классе (обучение на дому) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывают современные представления о культуре и безопасности труда учеников.

Оснащение учебной деятельности в начальной школе направлено на обеспечение:

• гигиенических требований к работе обучающихся;

• работы с моделями.

№ п\п

Наименование оборудования

Необходимый минимум

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ Бутурлиновская ООШ № 4

1 экз.

2

Адаптированная рабочая программа основного общего образования МКОУ Бутурлиновская ООШ № 4 по окружающему природному миру для 5 класса (обучение на дому) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (по варианту 2)

1 экз.

Печатные пособия, материалы

3

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем природном мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

1 экз.

4

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

1 экз.

5

Плакаты по основным темам естествознания – магнитные или иные (природные сообщества леса, леса, луга, болота, озёра и т.п.).

1 экз.

6

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствие с тематикой, определенной в программе по окружающему природному миру (в том числе, в цифровой форме)

1 экз.

Технические средства

7

Персональный компьютер

1 экз.

Экранно-звуковые пособия

8

Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса окружающий природный мир

1 экз.

Игры и игрушки

1 экз.

9

Настольные развивающие игры (типа "Эрудит") и др.

1 экз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

Адаптированная рабочая программа по окружающему природному миру для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс

Адаптированнаярабочая программа по окружающему природному мирудля детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА...

Рабочая программа по окружающему природному миру 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....

Рабочая программа по окружающему природному миру, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 4 классов  с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....