Формирующее оценивание: приемы и возможности использования на уроках
учебно-методический материал

Галина Петровна Егорова

Формирующее (формативное) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_formiruyushchee_otsenivanie.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирующее оценивание: приемы и возможности использования на уроках

Слайд 2

2 Формирующее ( формативное ) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.

Слайд 3

3 Целью формирующего оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения.

Слайд 4

Что такое критериальное оценивание? Критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки. Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда, повышать качество своего образования

Слайд 5

Что необходимо учащимся для критериального оценивания? Знание и понимание учащимися критериев оценивания Умение анализи ровать свою работу Знание и понимание учащимися цели обучения

Слайд 6

Алгоритм критериального оценивания Шаги к успеху Определение цели работы Разработка критериев Оценочная деятельность по инструментарию Рефлексия оценочной деятельности

Слайд 10

Инструменты оценочной деятельности Письменные комментарии (письменная обратная связь) - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться. При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.

Слайд 12

Приемы критериального оценивания «Закончи предложение» Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов: Я узнал… Я теперь знаю… Мне было интересно… Я хочу еще узнать…

Слайд 13

Инструменты оценочной деятельности Символы – фиксация оценки производится следующим образом: «+» - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации « - » - ученик не знает материал и не справляется с заданием Балловая оценка Процент выполнения

Слайд 14

Техники формирующего оценивания «Волшебная линеечка» - на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. 1 2 3 4

Слайд 15

Инструменты оценочной деятельности Лестница 160 слов / мин Диана Ж. 140 слов /мин Мирослав Ш. 127 слов /мин Дарья Б. 121 слово /мин Никита Е. 118 слов /мин Софья Г.

Слайд 16

Я продвинулся по лестнице знаний Кое-что осталось для меня неясным Не открыл для себя ничего нового Я

Слайд 17

Инструменты оценочной деятельности « Светофорик » - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:  зеленый – я умею сам,  жёлтый – я умею, но не уверен,  красный - нужна помощь

Слайд 18

Техники формирующего оценивания Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с цельюпредоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы: ƒ . Что самое главное ты узнал сегодня? ƒ . Какие вопросы остались для тебя непонятными? В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному: ƒ . Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, от‑ слеживается поэтапное усвоение материала учащимися. ƒ . В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке.

Слайд 19

Оценочный лист работы в группе Карта самоотчета

Слайд 20

Самооценка по каждой работе

Слайд 21

Техники формирующего оценивания «Вопросник» (подведение итога) Групповая работа На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами: «Что нового вы сегодня узнали?», «Какая информация была наиболее интересной?», «Что было трудным?», «Что мешало работе и почему?» Каждый из участников группы выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги пишет ответ.

Слайд 22

Лист оценивания Ф.И. _________________________________________ Задание №1 Переведи слова на русский язык Шыд - ______________________ Рок - _______________________ Йöв - _______________________ Шаньга - ____________________ Задание №2 Ответь письменно на вопрос: - Мый тэ радейтан сёйны ? Оцени свою работу на уроке

Слайд 23

у меня всё получилось, я доволен своей работой - надо ещё потрудиться

Слайд 24

24 Речевые образцы (подсказки) Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ. Например: Основной идеей (принципом или процессом) является _________________, потому что__________ и т.д

Слайд 25

25 Индекс карточки (для обобщения или для вопросов) После прохождения раздела или темы учитель раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах: 1 сторона: перечислите основные идеи, которые вы поняли из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их. 2 сторона: определите то, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы) и сформулируйте вопросы или обобщите непонятные моменты.

Слайд 26

26 Техника «Сигналы рукой». Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах: ƒ Я понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх) ƒ Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону) ƒ Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой) Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться: (1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»; (2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа; (3) слово предоставляется тем, кто все понял. Учитель задает уточняющие вопросы: «Что именно вы поняли?» Обязательно предлагается выслушать несколько ответов. По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную мини-работу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения в понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по дальнейшей работе.

Слайд 27

Внутренний и внешний круг Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами. 27

Слайд 28

Обратная связь как основа формирующего оценивания Обратная связь – информирование учителем ученика о результатах оценивания и, наоборот, получение им от учеников информации об учебном процессе. Основной принцип такой обратной связи: оценивание, которое поддерживает учение, укрепляет мотивацию, направляя учащихся на прогресс и достижения, а не неудачи. 28

Слайд 29

Принципы оказания обратной связи Показывать, что получилось хорошо Указывать, что нуждается в улучшении (исправлении) Давать рекомендации о необходимых исправлениях Создавать возможность вносить исправления 29

Слайд 30

30 Подведем итоги Процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и учения От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом Процесс оценивания результатов обучения включает в себя формативное и суммативное оценивание Формативное оценивание и преподавание неразделимы

Слайд 32

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 3 класс c использованием методик формирующего оценивания по ФГОС

Урок математики в 3 классе по теме "Деление суммы на число" с использованием методик формирующего оценивания...

Варианты методических приемов, которые возможно использовать на уроках модулей религиозных культур.

В работе перечислены методические приемы, которые , возможно, пригодятся преподавателям модулей религиозных культур....

Инструменты формирующего оценивания в практике работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Представлен материал о современной образовательной технологии "Формирующее оценивание"....

Примеры приемов формирующего оценивания

Приведены примеры приемов оценивания...

Сингапурская технология: возможности использования на уроке при реализации требований ФГОС

В статье рассмотрены возможности и технологические приёмы использования сингапурской методики на уроках в начальной школе....

Формирующее оценивание. Приемы оценки.

Формирующее оценивание. Приемы оценки....