Эссе "Учить и учиться"
материал

Муртазина Ольга Николаевна

Эссе "Учить и учиться"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_uchit_i_uchitsya.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Карасинская основная общеобразовательная школа  им. Шарафутдинова Зиннура Талгатовича»

Эссе конкурсанта профессионального конкурса «Учитель года- 2022 »

 на тему: «Учить и  учиться»

                                                     

                     учитель начальных классов

Муртазина Ольга Николаевна

    Любой, кто перестает учиться, стареет, и не важно, сколько ему лет: двадцать или восемьдесят. Любой, кто продолжает учиться, остается молодым. Самая великая вещь в жизни - это сохранять свой разум молодым.

                                                                         Генри Форд

          Пройдя долгий путь профессионального развития,  и анализируя этот опыт, неожиданно для себя я открываю, что большая часть этого пути  основывается  на взаимодействии с детьми. Почти всю свою жизнь я посвящаю образованию себя и детей, я учусь и учу вот уже 25 лет.  Я не представляю, кем бы я могла быть, если не учителем. Не просто учителем, а учителем начальных классов.

          С чего же все начиналось?  О том, что я буду  работать  с детьми,   было  известно  еще с детства.  Как бы это банально не звучало, я очень любила играть в школу со своими игрушками, так же со своими подружками и сестрой.  Я всегда была в роли учителя.

          Вот я выросла. Детство прошло. Я стала учителем!

Чтобы стать учителем-мастером своего дела, надо много работать над собой, самосовершенствоваться. Я, конечно же, сразу этого не понимала, ведь я была еще молода. Шли годы и я все больше начинала понимать, что быть учителем – значит быть человеком творческим, индивидуальным, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией. Учитель должен "идти в ногу со временем": использовать в своей работе инновации, различные методы и приёмы, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Без этого не добиться успеха в своем деле.

         Мне бы очень не хотелось, чтобы мои уроки были похожи на те, которые описывал

 Всеволод  Троицкий в своем стихотворении:

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

 Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник!

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

       Стараюсь приложить все усилия, чтобы мои уроки были, как светлый праздник. Когда готовлюсь к уроку, ставлю перед собой цель: уроки должны быть увлекательными, познавательными и  доступными.  Естественно путь познания труден. Нужно приложить немалые усилия, чтобы добиться определенных успехов, поэтому на уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения учащихся в творческий поиск решения поставленных задач.

         Великий педагог Василий Александрович  Сухомлинский описывал процесс обучения как «радостный труд», а потому делал акцент на слово учителя,  художественный стиль изложения и акцент на формирование мировоззрения учащихся, предлагал сочинять сказки вместе с детьми. Мы с моими учениками сочиняем не только сказки, но и стихи. Недавно мои обучащиеся  принимали участие в республиканском конкурсе «Краски осени», в номинации стихи об осени  заняли 1 место. Радости не было предела!

      В одном из писем Сухомлинский писал: «Я показываю, как воспитать Счастливого Человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни одной человеческой личности с пустой душой... не может быть счастливым человек, если у него нет ничего святого за душой, если он ни во что не верит. Первая святыня, которую, по моему мнению, нужно утверждать в душе ребенка, – это вера в человека, можно сказать, благоговение, удивление перед человеком, перед его стойкостью, богатством. Отсюда – сердечная чуткость, деликатность, чуткость к человеку. Отсюда – уважение к самому себе».  Создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания.
      "В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка", - писал создатель педагогической системы. Как же он был прав! Я всегда в себе ощущала ту искорку,  о которой писал великий педагог.  Я часто удивляюсь,  насколько я понимаю детей, а они понимают меня. Мои дети всегда делятся со мной самым сокровенным, потому что они мне доверяют, доверяют не только дети, но и родители.
«Мои» родители мне и друзья,  и помощники. Ведь в школе существует невидимая связь, но в то же время очень ощутимая: «Учитель – Ребёнок - Родитель». Если одно звено этой цепи нарушено,  находится в стороне, то полного результата добиться не получится. Ведь и родитель, и учитель заинтересованы  в успехе ребёнка. Значит надо наладить тесную связь. 

            Двери моего класса всегда открыты для «моих» родителей. Они присутствуют на уроках, участвуют в классных мероприятиях. Ценность этого опыта состоит,  прежде всего,  в том, что я, пробуждая умственные силы и способности учеников, помогаю родителям постигнуть тайны учебного и воспитательного процесса, мы вместе работаем над этим.

За все мои 25 лет работы в школе, я всегда чувствовала свою ответственность за своих учеников, кем они станут, чего добьются в жизни, будут ли полезны обществу. Ведь я в ответе за то, чему я их учу. Среди моих выпускников  есть и врачи, и учителя, и директора школ, и пожарные. Это значит, что я свою миссию выполняю неплохо.  И с каждым годом  все больше  стараюсь создавать благоприятный микроклимат в классе, комфортное психологическое самочувствие  обучающихся,  снижение конфликтных ситуаций на уроках,  на переменах и во время воспитательной деятельности.

            На современном этапе изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, еще перемены произошли в способах изучения нового.

В связи с модернизацией образовательной системы -  предлагаются: иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

 Неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”, поэтому учить только традиционными методами нельзя.

Вот и приходится постоянно искать эффективные методы обучения.     Мне хотелось чего - то нового, интересного.  Начиная с этого учебного года, я выбрала новые технологии - это кейс технологии.

Кейс технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

   Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных   карт, правил,   рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.

        Результатом работы   кейс – технологии в начальной школе являются работы учащихся в виде презентаций.

        Виды заданий для кейсов различны: пересказ, планирование и проектирование, творческое задание, разные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников, оценка.

        Кейс технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы: анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи,

выявлять ключевые проблемы, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

            Кроме того, дети: получают коммуникативные навыки, развивают презентационные умения, формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения, учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы.

           На сегодняшний день данные технологии широко используются в средних школах, а в начальной школе делаются первые попытки.

Но хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе.

Особенностью технологии обучения является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.

    Хотя данная технология в новинку и для меня,  и для моих учеников, но мы справимся.   Учитель должен быть всегда в поиске, учиться сам, чтобы учить других. Это подтверждают слова древнекитайского филосова Конфуция: "Учитель и ученик растут вместе", а для этого надо  учить и учиться. 

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике во 2-м классе (по учебному пособию «Учись учиться» Л.Г.Петерсон)

УРОК ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ.ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ  « УМЕТЬ УЧИТЬСЯ?»Уметь учиться – это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения,  или учебную деятельность. П...

Формирование универсальных учебных действий.Памятки "Учись учиться"

Работая над методической темой"Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетенции в образовании",я составила для учеников памятки "Учись учиться",которые по...

Программа внеурочной деятельности "Учись учиться"

Программа внеурочной деятельности "Учись учиться" составлениа для учащихся 1-2 классов. Нацелина на развитие произвольных форм внимания, памяти, мышления, способствует развитию навыков учебной деятель...

Классный час "Учись учиться".

Классный час с целью привития уважения к любому виду труда и воспитанию стремления детей к самосовершенствованию и саморазвитию....

Учусь учиться

Модифицированная  программа Дзятковской "Учусь учиться" 0-1 + 11 занятий по курсу...

Родительское собрание "Учимся учиться"

познакомить родителей с приёмами созданий благоприятных условий для повышения интереса учащихся к учебной дечтельности...