Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами спецкурса «Уроки духовности».
презентация к уроку (4 класс)

Мурашова Валентина Александровна

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

 Вооружение нравственными знаниями важно и тем, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, воспитания милосердия, человеколюбия  и чувства прекрасного, формирования в душах молодого поколения тех качеств, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, сострадание, благородство, достоинство, трудолюбие, патриотизм и многие другие.

    Духовность, нравственность, здоровье, почему этим категориям большое  внимание обращают специалисты в разных областях жизнедеятельности человека? Потому что именно «питание духа» и образование нравов детей – важнейшая проблема национальной безопасности отдельно взятого государства и общечеловеческой безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Духовно-нравственное  воспитание младших школьников средствами спецкурса «Уроки духовности».

    Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

 Вооружение нравственными знаниями важно и тем, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, воспитания милосердия, человеколюбия  и чувства прекрасного, формирования в душах молодого поколения тех качеств, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, сострадание, благородство, достоинство, трудолюбие, патриотизм и многие другие.

    Духовность, нравственность, здоровье, почему этим категориям большое  внимание обращают специалисты в разных областях жизнедеятельности человека? Потому что именно «питание духа» и образование нравов детей – важнейшая проблема национальной безопасности отдельно взятого государства и общечеловеческой безопасности.

Толковый словарь Ожегова определяет эти понятия следующим образом:

духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными;

нравственность – 1) внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы.

здоровье – 1) правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

    Новые стандарты в образовании и воспитании  ориентирует педагогов   на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач государства в сфере образования.

      Для того чтобы решать поставленные задачи в воспитании и обучении, необходима продуманная программа воспитания.

Сегодня я хочу поделиться с вами такой программой «Уроки духовности», автором которой является Воронова Ольга Алексеевна.  Продолжительность работы  с этой программой  4 года,  с 1 по 4  класс.

Она рассчитана на проведение еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю).

Программа состоит из 4 разделов. Каждый из разделов предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности и направлена на решение своих собственных педагогических задач.

В основе содержания  воспитания духовности лежит продуманная  система ценностей, необходимых и достаточных для развития  младшего школьника.

Методы и формы обучения направлены на создание «психологически комфортных» способов взаимоотношений ученика и учителя, что стимулирует переход ученика от репродуктивной деятельности по усвоению ценностей к самореализации во внутриколлективных отношениях и общении в семье.

Одна из целей программы внеурочной деятельности – формирование интеллектуальной, нравственной, созидательной личности, самостоятельно мыслящей и имеющей собственную жизненную позицию, способную строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.

Предполагаемые результаты реализации программы: приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о правилах конструктивной групповой работы: об организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации. Сейчас мы с вами немного пробежимся по разделам.

Первый раздел: 1 класс  «Я – человек» (33 часа).

Цель: Формирование осознанного стремления быть счастливым, позитивного отношения к труду. Развитие позитивного мировосприятия, способности радоваться жизни.

Задачи:

- закрепить представление о необходимости проявлять смелость в поступках, преодолевать препятствия, добиваться поставленных целей, брать на себя ответственность за совершенные поступки;

- воспитывать ответственность за свои мысли, уважительное отношение друг к другу и окружающим;

- формирование ценностей «Человек – Я сам, «Человек-другой»».

Занятия, реализуемые в рамках программы, содержат познавательный материал в сочетании с практическими заданиями (опыты и исследования, решение ситуативных задач, минутки рефлексии, выполнение творческих проектов, деловые игры, общение с природой), необходимыми для развития навыков ребенка.

Изучаются такие темы: «Дерево жизни», «Мой портрет», «Что я умею и не умею», «Мир внутри меня», «Я в будущем» и многие другие.

Второй раздел: 2 класс: «Человек – это звучит гордо» (34 часа)

Цель: Формирование нравственной ценности – способности и умения прощать. Формирование у детей представления о добре и доброте, о хороших и добрых поступках.

Задачи:

- развитие нравственных взаимоотношений в семье;

-воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного, позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;

- открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни.

Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Степень овладения нравственными представлениями и понятиями у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом.

Второклассники, прежде всего, должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый человек, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребенка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу.

Третий раздел: 3 класс: «Становление нравственной личности» (34 часа).

Цель: формировать у детей представлений о пользе труда; освоить этикетные нормы поведения (как надо? как принято?) и правила, приёмы эффективного общения (как лучше? как эффективнее?).

Задачи:

- формирование умения свободно обсуждать и высказывать собственное мнение;

- развитие умения понимать себя, быть ответственным за свои мысли;

- развитие способности порождать необычные идеи, разрешать проблемные ситуации необычными способами;

- воспитание бережного отношения к окружающему миру. Формирование культуры общения.

Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения, коллективного сочинения сказок, рисования. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения. Предпочтение отдаётся игре, т.к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.

Четвёртый раздел: 4 класс: «Мир твоей души» (34 часа).

Цель: Развитие умения осуществлять самоконтроль.

Задачи:

- развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;

- учить преодолевать неуверенность в себе, грамотно реагировать на собственные ошибки, готовность принимать решения и ориентироваться к окружающей обстановке;

- формировать представления учащихся о благородных чувствах.

Занятия открывают возможность формирования жизненного опыта ребенка. Они стимулируют детское творчество и самостоятельность, потребность ребенка в самореализации, самовыражении и реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное, а также ведёт ребенка по ступенькам роста личности.

В течение этого времени мы все познавали окружающий мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга.

Результаты внеурочной деятельности.

Мои ученики приобрели знания об этике и эстетике повседневной жизни, об основах здорового образа жизни, об истории своей семья и Отечества, о правилах групповой работы, научились сдерживать свои эмоции. Кроме того, они отличаются своей целеустремленностью, умением высказывать, отстаивать свою жизненную позицию, указывать на недостатки другого в корректной форме. Дети легки в общении, деятельны, не боятся проблем – смело берутся за их решение. Школьники приобрели опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания; самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями являются: хорошее отношение ребёнка к школе, желание учиться, быть активным участником школьных дел. Мои дети активные участники конкурсов и олимпиад различного уровня.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Писаревская средняя общеобразовательная школа» Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами спецкурса «Уроки духовности» Мурашова Валентина Александровна

Слайд 2

Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы . Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

Слайд 3

Программа «Уроки духовности» Вороновой О. А. Состоит из 4 разделов. 1 класс «Я – человек» (33 часа ). 2 класс «Человек – это звучит гордо» (34 часа ). 3 класс «Становление нравственной личности» (34 часа ). 4 класс «Мир твоей души» (34 часа).

Слайд 4

Методы и формы обучения направлены на создание «психологически комфортных» способов взаимоотношений ученика и учителя, что стимулирует переход ученика от репродуктивной деятельности по усвоению ценностей к самореализации во внутриколлективных отношениях и общении в семье.

Слайд 5

Одна из целей программы внеурочной деятельности – формирование интеллектуальной, нравственной, созидательной личности, самостоятельно мыслящей и имеющей собственную жизненную позицию, способную строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.

Слайд 6

Первый раздел. 1 класс «Я - человек » ( 33 часа) Цель: формирование осознанного стремления быть счастливым, позитивного отношения к труду. Развитие позитивного мировосприятия, способности радоваться жизни. Задачи: - закрепить представление о необходимости проявлять смелость в поступках, преодолевать препятствия, добиваться поставленных целей, брать на себя ответственность за совершенные поступки; - воспитывать ответственность за свои мысли, уважительное отношение друг к другу и окружающим; - формирование ценностей «Человек – Я сам, «Человек-другой»».

Слайд 8

Второй раздел. 2 класс «Человек – это звучит гордо» (34 часа) Цель: ф ормирование нравственной ценности – способности и умения прощать. Формирование у детей представления о добре и доброте, о хороших и добрых поступках . Задачи : - развитие нравственных взаимоотношений в семье ; -воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного, позитивного отношения к себе и окружающему миру; - вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра; - открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни.

Слайд 10

Третий раздел. 3 класс «Становление нравственной личности» (34 часа) Цель: формировать у детей представлений о пользе труда ; освоить этикетные нормы поведения (как надо? как принято?) и правила, приёмы эффективного общения (как лучше? как эффективнее?). Задачи: - формирование умения свободно обсуждать и высказывать собственное мнение ; - развитие умения понимать себя, быть ответственным за свои мысли ; - развитие способности порождать необычные идеи, разрешать проблемные ситуации необычными способами ; - воспитание бережного отношения к окружающему миру. Формирование культуры общения .

Слайд 12

Четвёртый раздел. 4 класс « Мир твоей души» (34 часа) Цель: развитие умения осуществлять самоконтроль. Задачи: - развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников; - учить преодолевать неуверенность в себе, грамотно реагировать на собственные ошибки, готовность принимать решения и ориентироваться к окружающей обстановке; - формировать представления учащихся о благородных чувствах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"

Содержание   Пояснительная записка ……………………………………………………. 3   Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8   Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через спецкурс «Славянская культура»

Духовность и нравственность являются  важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовно-нравственное воспитание    представляет собой процесс компле...

Программа «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами авторских и народных сказок».

Данная программа направленна на воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальной школы....

Развитие информационной компетентности младших школьников средствами интегрированных уроков

Статья из сборника к международному студенческому форуму «Реформы образования начала века: ожидания и перспективы»  май 2011г....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки.

В данном материале освещена проблема духовно-нравственного воспитания учащихся средствами музыкального искусства и приведены примеры использования методов воспитания в практике....

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ  МУЗЫКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....

Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами современного урока

Одной из главных задач, стоящих перед современной школой, является развитие личности ученика. Ключевые компетенции являются ведущими компонентами учебной деятельности. Перечень компетенций, которыми д...