Выступление на педсовете «Организация адаптации учащихся 5-х классов к средней школе»
материал (4 класс)

Крайнюк Елена Анатольевна

Выступление на педсовете  «Организация адаптации учащихся 5-х классов к средней школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_adaptatsii_5_kl.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете  «Организация адаптации учащихся 5-х классов к средней школе»

      Сегодня мы рассмотрим понятия «адаптация» - «дезадаптация», вопросы организации адаптации учащихся 5-х классов к средней школе в МБОУ СОШ №31 , а также систему работы классного руководителя по адаптации пятиклассников. Почему такое пристальное внимание к проблеме адаптации пятиклассников? (1-й слайд)

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста (а этим возрастом считается возраст от 10 до 15 лет) добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией (2-й слайд) принято понимать - в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся , так как детям в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).

Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы одинаково подготовлены к переходу в среднюю школу. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":

1.Уровень сформированности основных умений и навыков, успешное усвоение программного материала.

2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.

3. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин:

- недостатками в обучении школьников ;

- нарушениями характера их общения со значимыми людьми.

Итак, при переходе с одной образовательной ступени на другую учащиеся 5-го класса испытывают определенный стресс. Задача педагогического коллектива сделать данный период в жизни ребенка максимально комфортным. Очень важно помочь ребенку сохранить на этом этапе накопленный позитив, уберечь от неудач, негативного отношения к жизни. На современном этапе модернизации образования назрела необходимость обратить внимание на развитие личности ребенка, его интересов и способностей, на создание ситуации успеха в обучении.

Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активным, умным и независимым, нужным и успешным, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. А психологу и социальному педагогу, работающим в школе, хотелось бы, чтобы педагоги, уставшие от своего нелегкого труда и поэтому не замечающие ожиданий, проблем детей, принимая на обучение пятиклассников, умели оказать поддержку своим подопечным.

Часто появляющиеся у учащихся 5-х классов негативные явления (дисциплинарные проблемы, резкое падение интереса к учению, рост тревожности, дезориентация в жизненных ситуациях) – это не типичные признаки возрастного кризиса подросткового возраста, а следствие изменения образовательного процесса.

Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но большинство учащихся 5-х классов подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками.

Насколько легко и быстро подросток приспособится к условиям средней школы, зависит от всех участников образовательного процесса.

Профилактика школьной дезадаптации является важным направлением в работе м/о классных руководителей и нашей школьной социально – психологической службы.

На этапе перехода детей из начальной школы в среднюю педагогическому коллективу школы предстоит решать следующие задачи: (3-й слайд)

  • Создание условий для успешной адаптации детей к школе (формирование ученического коллектива, выработка единой системы обоснованных, последовательных требований, установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, преподавателями и другими сотрудниками школы и т.п.).
  • Повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению.
  • Адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным возможностям и потребностям учеников пятых классов.

И тут как нигде важно взаимодействие (4-й слайд) классного руководителя, социального педагога, психолога и школьной медсестры, которое имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребенка или группы детей в поведении, прогнозирование развития личности ребенка и его поведенческих проявлений, организацию работы по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.

Классный руководитель является связующим звеном (5-й слайд) в комплексной группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, владеет первичной информацией о ребенке, организует работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.

Социальный педагог (6-й слайд) изучает жизнедеятельность ребенка вне школы, поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации, организует взаимодействие с центрами психологической поддержки и реабилитации подростков с девиантным поведением.

Психолог (7-й слайд) изучает личность учащегося и коллектива класса, анализирует процесс протекания адаптации ребенка к школе, выявляет дезадаптированных учащихся, изучает взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками, выявляет интересы, склонности и способности школьников, осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей. Подбирает диагностические методики для организации профилактической и коррекционной работы.

Школьный врач (8-й слайд) исследует физическое и психическое здоровье учащихся, организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем, разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с учащимися, имеющими различные заболевания.

В соответствии с данными задачами специалистов комплексной группы можно выделить основные направления по адаптации (9-й слайд) детей к новой школьной жизни.

1. Социально – педагогическая и психологическая диагностика.

2. Консультативная работа с педагогами и родителями.

3. Методическая работа.

4. Профилактическая работа.

5. Коррекционно-развивающая работа.

6. Аналитическая работа.

Исходя из вышеназванных направлений работы, школа планирует и осуществляет мероприятия, направленные на скорейшую адаптацию пятиклассников.

План работы школы  (фрагмент) по сопровождению пятиклассников

в период адаптации к средней школе (10-й слайд)

  1. Направление деятельности .
  2. Категория клиента (учащиеся, родители, педагоги).
  3. Формы работы.
  4. Задействованные специалисты.
  5. Сроки исполнения.

1. Первичное знакомство учителей, будущих работать в пятых классах с учащимися 4-х классов. ( Учащиеся 4-х классов. Посещение уроков и внеклассных мероприятий. Учителя- предметники среднего звена. По возможности .Четвертая четверть учебного года)

2. Диагностика развития психических процессов и оценка социальной готовности к обучению в среднем звене. (Учащиеся 4-х классов. Анкетирование и анализ полученных результатов. Психолог, социальный педагог. Май)

3. Отслеживание процесса протекания адаптации. (Учащиеся 5-х классов. Наблюдение, посещение уроков, беседы и анкетирование педагогов. Психолог, социальный педагог, администрация школы. Сентябрь, октябрь) (11-й слайд)

4. Диагностика школьной тревожности, привыкания к новым формам обучения, социометрия классных коллективов . (Учащиеся 5-х классов. Анкетирование и анализ результатов. Психолог, социальный педагог. Начало октября)

5. Изучение состояния здоровья пятиклассников. (Учащиеся 5-х классов. Составление «Зеркала здоровья». Школьная медсестра, врач-педиатр. Октябрь )

6. “Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения” (Родители. Родительское собрание. Классные руководители 5-х классов, психолог, социальный педагог, врач. Конец октября)

7.Профилактическая работа по уменьшению количества учащихся (Классные коллективы пятиклассников. Беседы, тренинги, консультации, посещение семей. Социальный педагог, инспектор ОДН 1-я четверть. По запросу классных руководителей)

(12-й слайд)

8. Серия открытых уроков и мероприятий в 5-х классах. ( Учителя-предметники, классные руководители. Ноябрь)

9..Подведение итогов протекания адаптационного периода (Психолого – педагогический семинар. Администрация школы, психолог, социальный педагог. Ноябрь – декабрь)

12. Работа университета педагогических знаний (Родители. Лекции на родительских собраниях. Общешкольная лекция «Адаптация учащихся 5-6-х классов в условиях 12-летней школы. Психолог, социальный педагог. Ноябрь )


Также можно предложить родителям следующую тематику педагогических знаний:

  • Особенности младшего, среднего возраста.
  • Особенности воспитательной работы с трудными подростками в семье.
  • Причины и формы проявления педагогической запущенности подростков, пути и способы ее преодоления.
  • Организация помощи детям в учебе.
  • Как следить за поведением и успеваемостью детей в семье.
  • Учебные умения и навыки, их воспитание у младших школьников.
  • Преодоление лени и отрицательных привычек у детей и подростков. И т.д.

Вывод: (13-й слайд)

Полноценный устойчивый успех в работе в адаптационный период учащихся, с педагогически запущенными детьми, подростками с девиантным поведением будет достигнут лишь в том случае, если социально-педагогическая деятельность в данный период будет вестись в системе, во взаимосвязи со всеми участниками образовательного процесса. Необходимо большое желание педагогов вести работу по благоприятному протеканию адаптационного периода школьников, с педагогически запущенными учащимися и их родителями, упорство и настойчивость в преодолении неизбежных трудностей, доброжелательное и уважительное отношение к учащимся и их родителям, активное стремление помочь им.

Итак, от степени адаптированности ученика к средней школе будет зависеть в той или иной мере степень его успешности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе

Родительское собрание«Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене» «Люди вместе могут совершить то,чего не могут в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение с...

Выступление на педсовете "Организация работы учащихся по созданию социальных проектов"

В выступлении раскрывается такая форма воспитательной работы, как организация деятельности учащихся по разработке и реализации социально значимых проектов, умения и навыки учащихся, сформированные в х...

Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 1-х классов к обучению в школе»

Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни. Дети далеко не все одинаково проходя...

Выступление на педсовете «Организация работы школы по антитеррористической и пожарной безопасности»

Добро и зло – эти вечные незыблемые понятия идут нога в ногу в современном мире. Мир, доброта, мама, семья, школа, родина – ни у кого не возникнет сомнений в том, что все это можно назвать...

Адаптация учащихся 5 б класса при переходе из начальной школы в среднюю.

Адаптация учащихся 5 б класса при переходе из начальной школы в среднюю...