«Портрет выпускника начальной школы. Формирование коммуникативных компетенция у обучающихся с ОВЗ (ЗПР)»
материал

Перепелицына Светлана Владимировна

В материале предствлен опыт работы учителя по формированию коммуникативных компетенций детей с ОВЗ,  через проектную деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portret_vypusknika.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

 «Портрет выпускника начальной школы. Формирование коммуникативных компетенция у обучающихся с ОВЗ (ЗПР)»

Перепелицына С.В.

учитель начальных классов

I категории

                                                         

      В соответствии со Стандартом, на ступени начального общего образования осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся,  а также укрепление физического и духовного здоровья. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника начальной школы»):

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

       Выпускник начальной школы - это школьник, который уже понимает свое место в коллективе, понимает себя, умеет ставить перед собой вопросы "Кто я?" и "Зачем я?"

Какими же ключевыми компетенциями обладают выпускники начальной школы?

1. Учебно - познавательные (ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приёмами решения учебно-познавательных проблем).

2. Ценностно - смысловые компетенции (связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение).

3. Коммуникативные компетенции  (навыки владения работы в группе, коллективе с различными социальными ролями (ученик должен уметь представить себя , правильно задать вопрос, вести дискуссию).

4. Информационные компетенции (владение современными средствами информации и информационными технологиями.

5. Здоровьесберегающие компетенции (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни).

       Данному портрету должны соответствовать все выпускники начальной школы,  в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в классах.

     С каждым годом в обычную общеобразовательную школу приходит все больше таких детей. Это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями внимания, плохой памятью – дети с задержкой психического развития, обучающиеся по адаптированным программам.

       На сегодняшний день одной из проблем детей с задержкой психического развития является успешная социализация в обществе. Одним из наиболее важных условий социализации является развитие коммуникативных компетенций, которые являются одними из ключевых в портрете выпускника начальной школы.

      Одним из перспективных методов, способствующих развитию коммуникативных компетенций у детей с ОВЗ, по моему мнению,  является технология проектной деятельности.

   Прежде всего, проектная деятельность связана с развивающим, личностно — ориентированным обучением и воспитанием.  Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.  В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми.

   Существует ряд специфических особенностей проектной деятельности с детьми ОВЗ.  Дети данной категории испытывают значительные затруднения в самостоятельной работе над проектом:

  •  актуальность темы проекта, доступность в её осознании детьми;
  • использование пошаговых инструкций учителя и сопряжённых видов работы;
  • максимальное включение родителей  в совместное  выполнение поставленных задач;
  • индивидуальная психологическая поддержка интереса у детей с ОВЗ на протяжении всего проекта;
  • использование эмпирического  характера проекта— основанного на опыте (сравнениях, измерениях, ощущениях), наблюдениях реальных фактов.

      В последние несколько лет  мною были апробированы практико-ориентированные, исследовательские, ролевые, творческие и информационные виды проектов, подобран диагностический инструментарий (методики «Совместная сортировка» и «Кто прав?», задание «Дорога к дому», соцеометрия) , направленный на изучение взаимоотношений и коммуникативных способностей детей, показана эффективность применения проектной деятельности и перспективы развития.   Каждое задание позволяет оценить  действия, направленные на учет позиции собеседника, действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества, умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи.

   Показателем результативности проводимой мной работы являются – индивидуальные итоговые проекты, по окончанию 4–го класса. Которые получили хорошие отзывы от экспертов.

      Таким образом, итоговые данные всех показателей мониторинга свидетельствуют орезультативностииспользования технологии проектной деятельности для формирования коммуникативных компетенция у детей с ОВЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портрет выпускника начальной школы

Описание выпускниканачальных классов, его личных качеств, сформированных УУД....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ПО СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ПОРТРЕТА ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

В данной статье идёт речь о педагогическом мониторинге учителя в рамках системы ФГОС....

Профессиональный педагогический проект "Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС"

Актуальной педагогической проблемой, «блокирующей» качество математического образования в начальной школе, является неумение обучающихся дать обоснование выполняемому действию, выстроить логичный от...

Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС

Коммуникативная компетенция связана со знанием языков. Содержание математики фактически описано несколькими языками: символьным, графическим, языком математических моделей, словесным описанием понятия...

«Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью на занятиях логопедической коррекции»

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя чер...

Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с УО (ИН)

Формирование  коммуникативных компетенций у обучающихся с УО (ИН)Цель:ознакомить с понятием «коммуникативных компетенций» и приемами работы по формированию коммуникативных умений.Ауди...