Рабочая программа элективного курса «Риторика» для учащихся 2 класса
рабочая программа (2 класс)

Фирюлина Нина Викторовна

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская «Риторика»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elekt._kurs_ritorika_dlya_2_klassa.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Рудовский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 «Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

                                                       

Рабочая программа

элективного курса

«Риторика»

для учащихся 2 класса    

ФГОС НОО, базовый уровень      

Разработчик программы: Фирюлина Н.В.

2021 – 2022 учебный год

Аннотация к рабочей программе элективного курса «Риторика» для 2 класса ФГОС НОО

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская «Риторика»

Место курса в учебном плане

Класс

2

Количество часов в неделю

0,5

Количество часов в год

17

Цель программы: – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Срок реализации программы – 1 год

Результаты освоения учебного курса

Личностные УУД:

Обучающийся научится:

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

анализировать тактичность речевого поведения в семье;

объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

 формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

 пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

 отличать подробный пересказ от краткого;

 знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

 пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

 пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

 реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- учитывать разные мнения;

- договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

- сотрудничать, доброжелательно и уважительно строить своё общение со сверстниками и взрослыми.

Предметные:

Обучающиеся научатся:

характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

определять тему, основную мысль несложного текста;

определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

давать оценку невежливому речевому поведению.

Содержание элективного курса

Общение - 9 часов

Чему учит риторика. Что такое успешное общение.

Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).

Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.

Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.

Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).

Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.

Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).

Текст. Речевые жанры. – 8 часов

Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.

Типы текстов. Различать повествование, описание, рассуждение. Объяснять, чем они отличаются

Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.

Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.

Невыдуманный рассказ (о себе).

Вторичные тексты.

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ. (Беседа, практическая работа, игра)

Тематическое планирование

№ п/п

Тема (раздел)

Всего

В том числе

Примечание

часов

теория

практика

контроль

1.

Общение

9

5

4

текущий

2.

Текст. Речевые жанры.

8

4

4

текущий

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

по плану

факт.

Общение – 9 часов

1

Чему учит риторика. Что такое успешное общение.

2

Речевая (коммуникативная) ситуация

3.

Виды общения

4.

Речевая деятельность.

5.

Учусь слушать

6.

Как мы говорим.

7.

Изучающее чтение

8.

Письменная речь

9.

Правильная и хорошая эффективная речь

Текст.

Речевые жанры. - 8 часов

10.

Тематическое единство как признак текста.  Тема и основная мысль текста.

11.

Типы текстов

12.

Пересказ

13.

Рассуждение

14.

Описание

15.

Невыдуманный рассказ

16.

Речевой этикет

17.

Этикетные речевые жанры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по литературному чтению "Волшебный мир сказок" в 4 классе

Элективный курс «Волшебный мир сказок»  для  учащихся 4 класса направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности. Образовательные задачи курса...

Рабочая программа по курсу Риторика в 3 классе. (школа 21 века).

Рабочая программа по курсу Риторика в 3 классе. (школа 21 века)....

Рабочая программа элективного курса «Мир логики» (4 класс)

Актуальность программы определена тем, что именно работе с талантливыми детьми в настоящее время уделяется большое внимание. Это направление является одним из пунктов президентской инициативы «Н...

Рабочая программа элективного курса «Мир логики» (4 класс)

Актуальность программы определена тем, что именно работе с талантливыми детьми в настоящее время уделяется большое внимание. Это направление является одним из пунктов президентской инициативы «Н...

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса (УМК "Школа 2100")

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса (УМК "Школа 2100") полностью соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит необходимые разделы и элементы...

Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа элективного курса по информатике 3 класс

Рабочая программа элективного курса по информатике 3 класс...