Рабочая программа по курсу Риторика в 3 классе. (школа 21 века).
рабочая программа (3 класс) на тему

Дробина Зоя Алексеевна

Рабочая программа по курсу Риторика в 3 классе. (школа 21 века).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritorika_3_klass.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Подгоренская основная  общеобразовательная школа

 Валуйского района Белгородской области»

«Рассмотрено»

На заседании  МО

Руководитель:

Дашкова Н.И.

 «26 » июня 2013 г.

«Согласовано»

Зам. директора  по УВР

 МОУ «Подгоренская ООШ»

Герасимова Л.Н.

«21»июня 2013 г.

«Утверждаю»

Директор     МОУ «Подгоренская ООШ»

 Гаджимусаева П.А.

Приказ № 14

 «30» августа  2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

                                                     риторика

                                                    в 3 классе

Учитель: Дробина Зоя Алексеевна

                                   2 квалификационная категория

2013 – 2014 учебный год

Рабочая программа по риторике для 3 класса

Пояснительная записка

    Рабочая программа, по направлению «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 3 классов, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

  Данная    рабочая программа разработана на основе программы  « Риторика» Т.А. Ладыженской для 1-4 классов, по учебнику Т. А. Ладыженской «Детская риторика в рассказах и  рисунках» и составлена с учетом возможностей    третьеклассников и включает в себя следующие разделы:

-    пояснительная записка;

-    основные цели уроков риторики;

-    основные задачи уроков риторики;

-    основные методические принципы уроков риторики;

-    основные риторические умения;

-    основное содержание с примерным распределением учебных часов;

-    основные формы и методы работы;

-    требования к уровню подготовки учеников.

    Риторика помогает осознать общечеловеческие ценности, учит гуманитарному мышлению, помогает будущему члену общества искать и находить выходы из различных неоднозначных ситуаций, развивающего способности адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

   Риторика формирует позитивное отношение к миру, к личности, развивает аналитические навыки. С помощью этого предмета ребенок учится адекватному речевому поведению, становится личностью, меньше подверженной стрессам.

   Риторика готовит детей к успешной работе в коллективе, тем самым, выполняя важный социальный заказ.

   На основе этой программы будут формироваться коммуникативно-речевые умения, будет формироваться личность, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д.

   Основные понятийные компоненты делятся на 2 блока:

1 блок формирует умение анализировать и оценивать общение; речевой этикет; качества речи;

2 блок формирует умение говорить, слушать, писать, читать — умение общаться – речевой жанр. Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, так как называет тот  вид высказывания, которому следует учить.

   Весь материал программы сгруппирован по разделам указанных блоков.

   Рабочая программа по риторике рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Основные цели уроков риторики

* формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;

* формирование инструментальных знаний – о способах деятельности;

* формирование понятийного аппарата, его отбора и интерпретации;

* развитие познавательных интересов, мышления, пространственного воображения;

* интеллектуальных, творческих, организаторских способностей.

Основные задачи уроков риторики

*  обучение умелой, искусной и эффективной речи;

*  развитие дара речи;

*  научение свободному владению речью, свободой слова для самовыражения;

*  воспитание творческой личности;

*  воспитание внимания, уважения доброго отношения к людям;

* воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости и ответственности за результаты своей деятельности.

Основные методические принципы

   Принцип практической направленности предполагает обучение риторической деятельности. История и теория риторики изучаются только в необходимой мере.

  Принцип перспективных динамических связей предполагает строгий учет внутрипредметных связей.

  Принцип учета сферы повышенной речевой деятельности учащихся. Реализуется отбор речевых жанров, иллюстрированных материалов, видов задач и т.д.

  Принцип сквозных методических идей как объединяющих весь курс обучения. Идеи воспитания внимания, уважения, доброго отношения к людям; идея овладения речью, свободой слова для самовыражения и т.д.

Основные риторические умения

Первый тип умений (У-1). Умение анализировать и оценивать общение, а именно:

  -  корректность речевого поведения (речи) в ситуациях, обозначенных в разделах «Наука риторика», «Учимся говорить», «Вежливое общение», «Правила успешного пересказа»,  «Учись объяснять, доказывать»;

  - уместность использования несловесных (невербальных) средств общения — жестов, мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях, предусмотренных учебником.

Второй тип умений (У-2). Умение общаться как минимум в пределах, обозначенных в программе (при решении риторических задач, разыгрывании этикетных диалогов, сочинении считалок, сказочных историй), в частности:

  -  ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его в разделах «Учимся читать и писать», «Текст», «Правильная речь», «Поздравления»;

  - уместность использования словесных и несловесных средств общения, учитывая ситуацию общения, например, учитывать адресата, аудиторию; формировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.

Содержание программы

Наука риторика  –  5 часов

    Повторение о науке риторика. Понятие о красноречии. Говорим «тихо», «громко», «не тем  тоном». Повторение о речевой ситуации (кто – адресант? Кто -адресат?). Твои речевые роли (говоришь, читаешь, слушаешь, пишешь). Слушаем, смотрим. С какой целью? Зачем? (объяснения, сообщения и т.д.)

Учимся говорить – 6 часов

  Неподготовленная речь (следить за своей речью, за тем, что и как ты говоришь, кому и в какой обстановке говоришь). Подготовленная речь (с какой целью, о чём, что ты будешь говорить? Что главное хочешь сказать? Ключевые слова, рисунок, схема, план, репетиция выступления). Говорим подробно, кратко (лаконичность, ёмкость, сжатость, обстоятельно, детально). Комплимент (похвала, добрые, приветливые и обязательно правдивые слова). Слушаем. Вдумываемся (сосредоточься, постарайся, запиши, не перебивай, следи за…).

Учимся читать, писать –  3 часа.

   Читаем учебные тексты (учебные тексты, абзацы). Учимся писать, редактировать (правки письменных текстов, редактирование)

Вежливое общение - 4 часа

   Что такое вежливость? (пожалуйста, извини, спасибо и др.) Вежливо, невежливо, грубо (грубые выражения, воспитанность).  Добрые дела – добрые слова (посмотри на себя в зеркало, добрые дела)  А ты вежлив? Игры и задачи.

Текст – 2 часа.

Тексты разные нужны (типы, разновидности текстов)

Диалог, монолог (разыгрывание сцен со сменой говорящих)

Правильная речь – 3 часа.

Пиши правильно (орфографический словарь, нормы правильного письма)

Произноси правильно (орфоэпический словарь, нормы правильного произношения) Употребляй слова правильно (толковый словарь, разъяснить, истолковать, растолковать)

Правила успешного пересказа – 3 часа.

Пересказ (краткий, подробный, близкий к тексту). Выбери нужное (выборочный пересказ, начальное предложение, цитата в пересказе). Кратко о книге (аннотация)

Поздравления – 3 часа.

Поздравляю кого? Как? и желаю кому? Как? (обращение, поздравление, пожелание). С днем рождения! (начать, сам текст, пожелание). С новым годом! (поздравления от души). С праздником 8 марта! (милым мамам, бабушкам, девочкам)

Учись объяснять, доказывать – 2 часа.

Рассуждение и вывод (рассуждать, объяснять, доказывать, вывод) Правило в доказательстве (точное правило, своя точка зрения, цитата в доказательстве)

Что общего – чем отличаются – 3 часа

Сравни и скажи (сравнить, различия, напоминание, сходство). Правила сравнения (сопоставимые признаки, форма, величина, окраска).

Как строятся сравнительные тексты (параллельные сравнения, одновременно, вначале, затем). Подведем итоги (риторический праздник).

Основные формы и методы работы

      Для достижения поставленных целей и задач особое место в программе занимают следующие формы работы:

 *   риторический анализ устных и письменных текстов;

 *   риторические задачи;

 *   риторические игры.

Требования к уровню подготовки учеников

  В результате обучения ученики должны уметь:

- быть хорошим слушателем, уместно использовать изученные средства словесного и несловесного общения;

-  вступать в контакт и поддерживать грамотно разговор, уметь благодарить, вести этикетный диалог;

- анализировать и оценивать говоримую речь по темпу, громкости и т.д.; пользоваться наиболее подходящими приемами чтения текстов;

-  определять основные компоненты коммуникативной ситуации, произносить скороговорки.

Реализация рабочей программы обеспечена рекомендованным МО РФ учебно-методическим комплектом, включающим:

- учебник тетрадь «Детская риторика в рассказах и рисунках» для III класса под ред. Т. А. Ладыженской (М.: Баласс - Ювента, , 2013 г);

- М.Р. Львов, «Речь младших школьников и пути их развития»

- М.И. Оморокова, «Совершенствование чтения младших школьников»

- С.П. Ефимова, М.М. Безруких, «Ребенок идет в школу»

- Программа общеобразовательных учреждений.

- Закон РТ «О языках народов РТ»

Тематическое  планирование уроков  риторики в 3 классе

по учебнику Т. А. Ладыженской

                                  «Детская риторика в рассказах и  рисунках»  (1 час в неделю)

урока

ТЕМА УРОКА

К-во часов

Сроки

По плану

фактич

Тип урока

Наука  риторика

5 час.

1

Риторика – красноречие (повторение)

1

урок-диалог

2

Кто? Что? Кому? Речевая ситуация

1

урок-дискуссия

3

Почему? Зачем? Речевые роли

1

урок-диалог

4 - 5

Слушаем, смотрим. С какой целью? Зачем?

2

урок-дискуссия

урок-диалог

Учимся говорить

6 час.

6

Неподготовленная речь

1

урок - общение

7 - 8

Подготовленная речь

2

урок - общение

9

Говорим подробно, кратко

1

урок-дискуссия

10

Комплимент

1

урок - общение

11

Слушаем. Вдумываемся

1

урок-диалог

Учимся читать, писать

3 час.

12

Читаем учебные тексты

1

урок-литератур. кафе

13-14

Учимся писать, редактировать

2

урок-редакция

Вежливое общение

4 час.

15

Что такое вежливость?

1

урок-дискуссия

16

Вежливо, невежливо, грубо

1

урок-дискуссия

17

Добрые дела – добрые слова

1

урок-диалог

18

А ты вежлив? Игры и задачи.

1

урок-игра

Текст

2 час.

19

Тексты разные нужны

1

урок-доклад

20

Диалог, монолог

1

комбинированный урок

Правильная речь

3 час.

21

Пиши правильно

1

урок-редакция

22

Произноси правильно

1

урок-литератур. кафе

23

Употребляй слова правильно

1

урок-литератур. кафе

Правила успешного пересказа

3 часа

24

Пересказ

1

урок - общение

25

Выбери нужное.

1

урок - общение

26

Цитата в пересказе.  Кратко о книге.

1

урок - общение

Поздравления

3 часа

27

Поздравляю и желаю

1

урок-диалог

28

С днем рождения! С новым годом!

1

урок-диалог

29

С праздником 8 марта!

1

урок-диалог

Учись объяснять, доказывать  

2 час.

30

Рассуждение и вывод

1

урок-диалог

31

Правило и цитата в доказательстве

1

комбинированный урок

Что общего – чем отличаются

3 часа

32

Сравни и скажи. Правила сравнения.

1

урок - общение

33

Как строятся сравнительные тексты

1

урок - общение

34

Подведем итоги

1

комбинированный урок

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

«Риторика»

Наименование объектов и средств материально-

технического обеспечения

количество примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

количество

Авторская   программы по «Риторике»  под ред. Т. А. Ладыженской (М.:  , 2004 г);

- учебник тетрадь «Детская риторика в рассказах и рисунках» для III класса под ред. Т. А. Ладыженской (М.: Баласс - Ювента, , 2013 г);

Методические пособия

- методические рекомендации «Уроки риторики в школе», книга для учителя, М.:   Баласс - Ювента, , 2010 г

Учебно-наглядные пособия.

Справочные пособия, энциклопедии по

Этике и эстетике.

1

д

1

имеются в наличии

Печатные пособия

Эмоции

1

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия

Программно-методический комплекс «Фантазёры»1-4 класс

имеются в наличии

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для

крепления таблиц.

1

Ноутбук НР 635

1

Доска магнитно-маркерная ДК -125

1

Принтер  лазерный Camsunq ML 1860\XEL

1

Акустические колонки Genium SP –S110

2

Сетевой фильтр Ippon BK252

1

Коммутатор Dlink 7 gjhnjd

1

Модульная система экспериментов PROLoq

1

Микроскоп цифровой ЛОМО «Эксперт»

1

Проектор мультимедийный ВепQ MS 500

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Риторика",.Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская 2 класс(ФГОС)

Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образ...

Рабочая программа по курсу "Технология". 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по курсу «Технология» для учащихся 2-го класса. Создана в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса (УМК "Школа 2100")

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса (УМК "Школа 2100") полностью соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит необходимые разделы и элементы...

Рабочая программа по курсу "Риторика" (внеурочная деятельность, эстетическое направление) 1 класс

Программа начального образования по учебным пособиям Т.А. Ладыженской , Н.В. Ладыженской...

Рабочая программа по курсу Математика 3 класс Школа России 2016-2017год

Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ Постановления Главного ...

Рабочая программа внеурочного курса для 1 класса " Школа для Всех"

Курс внеурочной деятельности «Школа для всех» состоит из нескольких самостоятельных разделов: разговор о правильном питании; питание и зубы; умывание и купание; твой режим дня; забота о гл...

Рабочая программа элективного курса «Риторика» для учащихся 2 класса

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы Т.А.Лады...