Игровые методы как эффективное средство активизации учебного процесса при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
материал

Шагжиева Юлия Федоровна

Современная методика обучения за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых – существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не обременяющим. На наш взгляд, эффективными при обучении детей с особенностями развития  являются игровые технологии.

Эффективность применения игровых технологий заключается в следующем. Во-первых, в процессе игры реализуется самое важное условие: и учитель, и ученик общаются, выстраивают диалог. Во-вторых, скучное повторение какого-то грамматического правила или закрепление новой лексики в форме игры превращается в увлекательное занятие. В-третьих, ученик получает наглядное практическое применение новых знаний. Этому в большей степени способствуют ролевые игры. В-четвертых, исчезает языковой барьер, который зачастую присутствует у стеснительных людей. В процессе игры человек раскрепощается, что позволяет общаться более свободно и непринужденно. В-пятых, ценность игровых технологий в том, что они вносят разнообразие в уроки, способствуют развитию творчества.

Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре обучающиеся усваивают нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Педагогическая и дидактическая ценность игры состоит в том, что она позволяет участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.

Применение игровых технологий позволяет сформировать устойчивый интерес к изучению языка, расширить их словарный запас, облегчить разучивание лексического и грамматического материала.

Игровая форма занятий помогает школьникам избежать дополнительной нагрузки и создает условия для прочного усвоения языкового материала в обстановке, приближающейся к естественной.

Формы игровой деятельности на занятиях по могут быть: индивидуальная, парная.

Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации их проведения, материальной оснащенности, количеству участников и т. д. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать фонетические, грамматические, лексические, орфографические навыки) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развить наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Важным фактором при изучении, например,  русского языка на начальном этапе является использование лексических игр. Например:

1. «Поле чудес»: учителем загадывается слово на доске, ученики отгадывают его.

2. Диктант по картинкам также хорош для запоминания лексики и развития

навыков письма;

4. Игра «Угадай, кто это?» (с использованием рисунков или слайдов, загадок);

5. Урок - игра по вводу новых лексических единиц или по их закреплению;

6. Игра в разорванное предложение: составь из слов предложение.

7. «Из чего состоит» (например: дом – крыша, стена, дверь, окно);

8. «Узнай, кто это» ( по описанию);

9. Найди лишнее слово в списке (например: по темам: «Дикие животные», «Домашние животные»;

10. «Одень куклу» по теме «Одежда».

Целесообразно использовать различные виды фонетических игр: «Попугай», театрализация стихов, а также скороговорки, рифмовки, песни; грамматических игр: пазлы-квадраты, пазлы-пирамиды, «Пинг-понг» (учитель бросает мяч и называет слово, ученик должен составить предложение); орфографических игр: чайнворды, кроссворды, «Составь слова из букв» и др.

С целью повторения пройденного материала, например, по теме «Животные» можно проводить следующие лексические игры. Первое задание. Узнайте «лишнее» слово и поднимите карточку с его порядковым номером. Второе задание. Зачеркните названия тех животных, которым не подходят сказуемые и определения: – дикие: воет, рычит, хитрая, косолапый; – домашние: мычит, блеет, лает и т.д. Третье задание. У двух из каждых трех животных есть что-нибудь общее. Четвертое задание. Пометьте крестиком «лишнее» животное (даются названия диких и домашних животных)

Или игра «Лишнее слово». Цель игры – развитие умения классифицировать. Ход игры: на доске пишутся несколько слов, нужно назвать лишнее: например, девочка, мальчик, одежда, солнце, одевает. Лишнее слово «одевает», поскольку это единственный глагол в ряду существительных. Принцип объединения слов в один ряд может быть разным.

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена, в первую очередь, взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра, включающая в себя проблемные вопросы и тем самым затрагивающая личные интересы учащихся, побуждает их к высказыванию собственного мнения. В ситуации общения проблем «Как поступить?», «Что сказать?», «Как отреагировать?» школьники активизируют свою мыслительную деятельность. Участвуя в ролевой игре, они получают возможность применить свои знания в реальной жизни. Помогая создавать на уроке непринужденную обстановку, чувство психологического комфорта, ситуацию успеха, равные условия для раскрытия индивидуальных возможностей каждого ребенка, ролевая игра является той самой деятельностью, которая создает возможности овладения языком. Робкие, неуверенные в себе школьники говорят при этом, не боясь ошибок.

Ролевая игра используется мною чаще всего на занятиях при прохождении таких тем, как: «Семья», «Одежда, Торговля», «Моя школа», «Профессии» и др. При организации любой ролевой игры нужно придерживаться правил: участники ролевой игры должны вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни, их поведение должно соответствовать исполняемой роли; участники игры должны концентрировать свое внимание на использовании единиц языка в целях коммуникации, а не их закреплении; учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни; исправление ошибок во время ролевой игры является недопустимым.

Подготовительная работа к проведению ролевой игры включает отработку речевых клише, выражающих радость, огорчение и т.д., тренировку умений инсценирования, а также предварительную отработку языкового материала.

Итак, виды игр чрезвычайно разнообразны. Это учебно-речевые и приспособленные к учебным задачам настольные игры, такие как лото, домино, шарады, загадки и конкурсы. Некоторые загадки могут быть применены на уроках, если они по своему содержанию относятся к теме и по лексике доступны пониманию учащихся. Например, загадки о временах года, днях недели, времени дня, погоде, деревьях, цветах и т.д. можно использовать при переходе от организационных вопросов к теме урока.

Ребусы можно заранее нарисовать на больших листах бумаги и разместить их на стенах в классе. Система призов и очков придаст уроку спортивно-игровую окраску.

Викторина – одна из форм развития творческой активности. Викторины, как и любой другой интерактивный урок, проводятся после изучения темы и являются логическим завершением работы над ней. Цель проведения викторины: закрепить и автоматизировать изученную на уроках лексику и речевые образцы при употреблении их в уже встречавшихся и в новых ситуациях; побудить учащихся к творческому отбору изученного материала учителем или выбранного самим учащимся; приучить учащихся сосредотачивать внимание на смысле высказывания; развивать логическое мышление.

В целях эффективности занятий при объяснении нового материала, организации повторения, обобщения, систематизации изученного необходимо можно широко применять технологии использования игровых методов. Игра безусловно помогает сделать каждый урок интересным и увлекательным, развивает познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся. Приближает речевую деятельность к естественным нормам, развивает навык общения, способствует эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения. Игра снимает напряжение, непроизвольно побуждает учащихся к активному участию в учебном процессе, стимулирует и интенсифицирует его, а также вызывает интерес к изучению языка.

Игровые технологии хорошо сочетаются с такими технологиями, как метод проектной деятельности, ИКТ. На наш взгляд, применение инновационных технологий совместно с игровыми позволит стать нашим ученикам всесторонне развитыми личностями, имеющими множество компетенций.

 

Анализируя результаты применения игровых технологий, можно сделать вывод, что система их проведения обогащает не только ученика, но и педагога, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу. Учащиеся, в свою очередь, на таких уроках испытывают радость познания, их кругозор становится шире, а личность ученика – ярче и разносторонне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии

как эффективное средство активизации учебного процесса

при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

       Современная методика обучения за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых – существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не обременяющим. На наш взгляд, эффективными при обучении детей с особенностями развития  являются игровые технологии.

Эффективность применения игровых технологий заключается в следующем. Во-первых, в процессе игры реализуется самое важное условие: и учитель, и ученик общаются, выстраивают диалог. Во-вторых, скучное повторение какого-то грамматического правила или закрепление новой лексики в форме игры превращается в увлекательное занятие. В-третьих, ученик получает наглядное практическое применение новых знаний. Этому в большей степени способствуют ролевые игры. В-четвертых, исчезает языковой барьер, который зачастую присутствует у стеснительных людей. В процессе игры человек раскрепощается, что позволяет общаться более свободно и непринужденно. В-пятых, ценность игровых технологий в том, что они вносят разнообразие в уроки, способствуют развитию творчества.

Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре обучающиеся усваивают нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Педагогическая и дидактическая ценность игры состоит в том, что она позволяет участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.

Применение игровых технологий позволяет сформировать устойчивый интерес к изучению языка, расширить их словарный запас, облегчить разучивание лексического и грамматического материала.

Игровая форма занятий помогает школьникам избежать дополнительной нагрузки и создает условия для прочного усвоения языкового материала в обстановке, приближающейся к естественной.

Формы игровой деятельности на занятиях по могут быть: индивидуальная, парная.

Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации их проведения, материальной оснащенности, количеству участников и т. д. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать фонетические, грамматические, лексические, орфографические навыки) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развить наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Важным фактором при изучении, например,  русского языка на начальном этапе является использование лексических игр. Например:

1. «Поле чудес»: учителем загадывается слово на доске, ученики отгадывают его.

2. Диктант по картинкам также хорош для запоминания лексики и развития

навыков письма;

4. Игра «Угадай, кто это?» (с использованием рисунков или слайдов, загадок);

5. Урок - игра по вводу новых лексических единиц или по их закреплению;

6. Игра в разорванное предложение: составь из слов предложение.

7. «Из чего состоит» (например: дом – крыша, стена, дверь, окно);

8. «Узнай, кто это» ( по описанию);

9. Найди лишнее слово в списке (например: по темам: «Дикие животные», «Домашние животные»;

10. «Одень куклу» по теме «Одежда».

Целесообразно использовать различные виды фонетических игр: «Попугай», театрализация стихов, а также скороговорки, рифмовки, песни; грамматических игр: пазлы-квадраты, пазлы-пирамиды, «Пинг-понг» (учитель бросает мяч и называет слово, ученик должен составить предложение); орфографических игр: чайнворды, кроссворды, «Составь слова из букв» и др.

С целью повторения пройденного материала, например, по теме «Животные» можно проводить следующие лексические игры. Первое задание. Узнайте «лишнее» слово и поднимите карточку с его порядковым номером. Второе задание. Зачеркните названия тех животных, которым не подходят сказуемые и определения: – дикие: воет, рычит, хитрая, косолапый; – домашние: мычит, блеет, лает и т.д. Третье задание. У двух из каждых трех животных есть что-нибудь общее. Четвертое задание. Пометьте крестиком «лишнее» животное (даются названия диких и домашних животных)

Или игра «Лишнее слово». Цель игры – развитие умения классифицировать. Ход игры: на доске пишутся несколько слов, нужно назвать лишнее: например, девочка, мальчик, одежда, солнце, одевает. Лишнее слово «одевает», поскольку это единственный глагол в ряду существительных. Принцип объединения слов в один ряд может быть разным.

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена, в первую очередь, взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра, включающая в себя проблемные вопросы и тем самым затрагивающая личные интересы учащихся, побуждает их к высказыванию собственного мнения. В ситуации общения проблем «Как поступить?», «Что сказать?», «Как отреагировать?» школьники активизируют свою мыслительную деятельность. Участвуя в ролевой игре, они получают возможность применить свои знания в реальной жизни. Помогая создавать на уроке непринужденную обстановку, чувство психологического комфорта, ситуацию успеха, равные условия для раскрытия индивидуальных возможностей каждого ребенка, ролевая игра является той самой деятельностью, которая создает возможности овладения языком. Робкие, неуверенные в себе школьники говорят при этом, не боясь ошибок.

Ролевая игра используется мною чаще всего на занятиях при прохождении таких тем, как: «Семья», «Одежда, Торговля», «Моя школа», «Профессии» и др. При организации любой ролевой игры нужно придерживаться правил: участники ролевой игры должны вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни, их поведение должно соответствовать исполняемой роли; участники игры должны концентрировать свое внимание на использовании единиц языка в целях коммуникации, а не их закреплении; учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни; исправление ошибок во время ролевой игры является недопустимым.

Подготовительная работа к проведению ролевой игры включает отработку речевых клише, выражающих радость, огорчение и т.д., тренировку умений инсценирования, а также предварительную отработку языкового материала.

Итак, виды игр чрезвычайно разнообразны. Это учебно-речевые и приспособленные к учебным задачам настольные игры, такие как лото, домино, шарады, загадки и конкурсы. Некоторые загадки могут быть применены на уроках, если они по своему содержанию относятся к теме и по лексике доступны пониманию учащихся. Например, загадки о временах года, днях недели, времени дня, погоде, деревьях, цветах и т.д. можно использовать при переходе от организационных вопросов к теме урока.

Ребусы можно заранее нарисовать на больших листах бумаги и разместить их на стенах в классе. Система призов и очков придаст уроку спортивно-игровую окраску.

Викторина – одна из форм развития творческой активности. Викторины, как и любой другой интерактивный урок, проводятся после изучения темы и являются логическим завершением работы над ней. Цель проведения викторины: закрепить и автоматизировать изученную на уроках лексику и речевые образцы при употреблении их в уже встречавшихся и в новых ситуациях; побудить учащихся к творческому отбору изученного материала учителем или выбранного самим учащимся; приучить учащихся сосредотачивать внимание на смысле высказывания; развивать логическое мышление.

В целях эффективности занятий при объяснении нового материала, организации повторения, обобщения, систематизации изученного необходимо можно широко применять технологии использования игровых методов. Игра безусловно помогает сделать каждый урок интересным и увлекательным, развивает познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся. Приближает речевую деятельность к естественным нормам, развивает навык общения, способствует эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения. Игра снимает напряжение, непроизвольно побуждает учащихся к активному участию в учебном процессе, стимулирует и интенсифицирует его, а также вызывает интерес к изучению языка.

Игровые технологии хорошо сочетаются с такими технологиями, как метод проектной деятельности, ИКТ. На наш взгляд, применение инновационных технологий совместно с игровыми позволит стать нашим ученикам всесторонне развитыми личностями, имеющими множество компетенций.

Анализируя результаты применения игровых технологий, можно сделать вывод, что система их проведения обогащает не только ученика, но и педагога, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу. Учащиеся, в свою очередь, на таких уроках испытывают радость познания, их кругозор становится шире, а личность ученика – ярче и разносторонне.



Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления младшего школьника на уроках математики

Для успешного обучения уже  в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий: сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.  Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать.

Развивая с логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он податлив к любым попыткам манипулирования им извне.

Появились новые Федеральные образовательные стандарты общего образования второго поколения, в которых прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

К логическим универсальным действиям относятся:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Из вышесказанного следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.

2. Развитие логического мышления младших школьников

Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.

Начиная с 1 класса,  ввожу специальные задания и задачи направленные на развитие познавательных возможностей и способностей детей. Использую дополнительные задания развивающего характера, задания логического характера, требующие применения знаний в новых условиях.

Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определенным правилам необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных. Работа над развитием логического мышления идет без знания системы необходимых приемов, без знания их содержания и последовательности формирования.

Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности в обучении математике. Однако следует больше использовать так называемую «внутреннюю» занимательность самой математики, тесно связанную с изучаемым учебным материалом, и врожденную любознательность маленьких детей. «Внутренняя» занимательность – это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось бы, все ясно и понятно (но только на первый взгляд). Чему нужно научить ребенка при обучении математике? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, правильные ли они; наблюдать, обобщать и делать выводы.

В учебнике математики есть упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на развитие логического мышления. Однако я пришла к тому, что необходимы дополнительные задания развивающего характера, задания логического характера, задания, требующие применения знаний в новых условиях.

Такие задания включаю в занятия в определенной системе. Учить подмечать закономерности, сходство и различие начинаю с простых упражнений, постепенно усложняя их. С этой целью подбираю серию упражнений с постепенным повышением уровня трудности.

1. Развитие логического мышления в 1 классе.

Умение выделять в предметах свойства. В первом классе предлагаю задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтезы обобщения. Например. В первом классе учащиеся обычно выделяют в предмете всего два – три свойства, в то время как в каждом предмете бесконечное множество различных свойств. Предлагаю назвать свойства кубика. Маленький, красный, деревянный – вот те свойства, которые смогли назвать дети. Показываю еще группу предметов: яблоко, вату, стекло, гирьку. Сравнив эти предметы с кубиком, дети смогли назвать еще несколько свойств кубика: твердый, непрозрачный несъедобный, легкий. Подходим к выводу, что мы используем для выделения свойств предмета прием сравнения.

Когда дети научились выделять свойства при сравнении предметов, я приступила к формированию понятия об общих и отличительных признаках предметов.

Предлагаю сравнить три предмета: линейку, треугольники карандаш – и выделить общие и отличительные свойства. Дети называют общие признаки предметов: все сделаны из дерева и используются для черчения; отличительные свойства – форма предметов и размер. После того, как дети научились сравнивать конкретные предметы, предлагаю карточки. Не беря во внимание изображения предметов и геометрических фигур, дети должны сказать, где их больше, где меньше. Потом предлагаю учащимся самим выбрать предметы, в которых они хотят выделить свойства. Дети называют предметы и все их свойства.

Для разнообразия использую и такие задания: называю свойства предмета, а дети должны назвать сам предмет; выделяю основные свойства предмета, без которых он не может существовать, дети называют предмет. Беру такие задания:

Чем отличаются и чем похожи данные выражения?

2+3 7+2 7-3 8-3

6+2 5+2 5-3 9-4

Найди результат, пользуясь решенным примером:

3+4=7 3+5= 3+6= 3+7= 3+8= 3+9=

Сравни числа, записанные в первой и второй строчках. Сумма чисел в первой строчке рана 27. Как быстро можно найти сумму чисел записанных во второй строчке?

2 3 4 5 6 7

12 13 14 15 16 17

Учащиеся отвечают, что во втором столбике каждое из данных чисел на 10 больше соответствующего однозначного числа первого столбика. Таких чисел 6, значит сумма будет больше на 10х6. она равна 27+60=87.

Продолжи данный ряд чисел.

3, 5, 7, 9, 11 …

1, 4, 7, 10 …

В процессе изучения нумерации чисел очень часто предлагаю сравнивать два числа: 26 и 56. и сколько разнообразных ответов услышишь. Для выполнения таких заданий ученик должен не только владеть запасом определенных терминов и понятий, но и уметь устанавливать между ними взаимосвязь, проявлять наблюдательность, проанализировать полученные данные. А это способствует не только осознанному усвоению материла, но и умственному развитию.

Для формирования логической грамотности у младших школьников в 1 и во 2 классах, обучение проводила по следующей тематике:

«Смысл слов: «и», «или», «все», «некоторые», «каждый»

«Прием сравнения, выделение свойств предметов».

«Прием сравнения, существенные и несущественные свойства».

«Высказывания» (истинные, ложные).

«Прием классификации».

«Прием анализа и синтеза».

«Прием обобщения».

2. Задание на развитие мышления в 3 классе.

В III и IV классах предлагаю различные задания для самостоятельного выявления закономерностей, зависимостей и формулировки обобщения. Для этой цели использую задания:

Сравни примеры, найди общее и сформулируй новое правило:

20+21 21+22 22+23 23+24 24+25 25+26

Вывод: сумма двух последовательных чисел есть число нечетное.

40-39 41-40 42-41 43-42

Вывод: если из последующего числа вычесть предыдущее, то получится 1.

125+10-10 86+5-5 256+28-28

Вывод: если к любому числу прибавить и затем из него вычесть одно и то же число, то получится первоначальное.

54:2х2 75:5х5 91:7х7

Вывод: если любое число разделить на одно и то же число, то получится первоначальное число.

В процессе обучения рассуждениям побуждаю учащихся к поискам новых примеров, подтверждающих правильность сделанного вывода, и учу сопоставлять вывод с теми фактами, на основе которых он сделан, искать и такие факты, которые могут опровергнуть вывод, например:

Для проведения дедуктивных рассуждений необходима большая подготовительная работа, направленная на сознательное усвоение общего вывода, свойства и закономерности.

Примеры:

Разбей числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:

53, 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44

По какому правилу записан каждый ряд чисел?

Продолжи его:

10, 30, 50, 70 …

14, 34, 54, 74 …

Всегда на каждом уроке математики отвожу 5 - 10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление. Применение приема классификации на уроках математики способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.

Изложенная мной система работы по развитию логического мышления учащихся направлена на формирование умственной деятельности детей. Дети учатся выявлять математические закономерности и отношения, выполнять посильное обобщение, делать выводы. В результате систематической работы по развитию логического мышления учебная деятельность учащегося активизировалось, качество  повысилось.

Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Приведу примеры таких задач, ответ на которые необходимо логически обосновать:

В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в не, чтобы среди них был хотя бы 1 красный карандаш?

Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов?

Бублик разрезали на 4 части. Сколько сделали разрезов?

Четыре мальчика купили 6 тетрадей. Каждому мальчику досталось не меньше одной тетради. Мог ли купить какой – нибудь мальчик 3 тетради?

Нестандартные задачи ввожу уже с 1 класса. Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.

Например: 1 класс.

1. У Оли было орехов больше 3, но меньше 7. Сколько орехов было у Оли? (4,5,6)

2. Бабушка дала Серёже журнал «Ералаш» со 2 номера по 8. Сколько журналов у него?(7)

3. Расставить 6 книг на две полки так, чтобы на одной было на 2 книги больше, чем на другой.(4 и 2)

4. В люстре 5 лампочек. Через некоторое время 3 лампочки перегорели. Сколько лампочек придется заменить?

2 класс:

1. На веревке завязали 4 узла так, что концы веревки остались свободными. На сколько частей разделилась веревка? (на 5)

2. В коробке умещается 10 красных и 6 синих бусинок. Какие бусинки мельче: красные или синие? (красные)

3. В парке 4 зеленых и коричневые скамейки. Зеленых скамеек больше. Сколько скамеек каждого цвета? (3 зеленые и 1 коричневая)

4. Петя и Паша живут в девятиэтажном доме. Петя живет выше Паши. Паша живет в квартире на 7 этаже. На каком этаже живет Петя? (на 8 или 9)

3 класс.

1. Незнайка посадил 50 горошин. Из каждого десятка не взошло 2 горошины. Сколько всего семян не взошло? (10 семян)

2. Кусок проволоки 12 см согнули так, что получилась рамка. Какими могут быть стороны рамки? (12 : 2 = 6, значит 3 и 3, 5 и 1, 4 и 2)

3. Нина написала четырехзначное число. Вычла 1 и получила трехзначное число. Какое число написала Нина? ( 1000 – 1 == 999 )

4. Женя решил прогуляться и пошел по левому берегу ручья. Во время прогулки он 3 раза перешел ручей. На левом или на правом берегу находится Женя? (на правом )

4 класс.

1. Незнайка решил искупаться. Он разделся, сложил одежды и поплыл. « Сейчас переплыву реку три раза и оденусь, и пойду домой». Как вы думаете, нашел ли Незнайка свою одежду? Объясни ответ. (нет, т.к. три раза это значит оказаться на другом берегу)

2. К числу 5 приписать справа и слева цифру 5. Во сколько раз увеличилось число? ( в 111 раз )

3. Анна - дочь Марии. Мария - дочь Светланы. Кем приходится Светлана Анне? ( бабушка )

4. Каждая из девочек Саша и Маша пошли в кино с мамой. Сколько человек пошли в кино? ( или 3, или 4)

5. Также на уроках математики, для развития логического мышления, я использую различные задания: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи.

Таким образом, формирование логического мышления – это важная составная часть педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся логического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Игры и игровые технологии на уроках в коррекционной школе-интернате, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)..

Это презентация, в которой учителя коррекционной школы-интерната делятся своим опытом работы по применению игр и игровых технологий на уроках. Они рассказывают об играх, сделанных своими руками и купл...

Выступление на форуме "Игровые технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Игровые технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИзвестно, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует  пси...

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте д...

Выступление на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Статья на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»....

Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью).

В  данном  материале описаны методы работы,  которые можно использоавть в работе с детьми с ОВЗ...

«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

В настоящее время система образования в России ориентирована на обучение детей с ОВЗ в образовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми.Главной целью коррекционного обучения и воспитания явля...