Методические рекомендации педагогам и специалистам, использующим в работе с детьми с ОВЗ методы и приемы музыкальной терапии
методическая разработка

Коростылева Елена Сергеевна

Различные виды арт-терапии рождают у человека новые креативные потребности и способы их удовлетворения, таким образом осуществляется педагогическая и психологическая коррекция человека (создание творческого продукта). Музыкальная терапия — один из видов арттерапии, к помощи которой прибегают многие специалисты в сфере педагогики и психологии. В статье содержатся рекомендации педагогам и специалистам в использовании на уроках методов и приемов музыкальной терапии, которые направлены не столько на развитие музыкальных способностей , сколько на коррекцию эмоционально-волевой сферы и развитие сенсомоторных интеллектуальных реакций личности учащегося с ОВЗ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа№439 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методические рекомендации педагогам и специалистам, использующим в работе с детьми с ОВЗ методы и приемы музыкальной терапии.

Автор-составитель: Коростылева Е.С.

учитель 

2022г.

Исследования специалистов в педагогике и психологии доказывают целесообразность наиболее раннего включения детей с проблемами в развитии в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения. При обучении детей с нарушением интеллекта рекомендуется включать их в процесс активной практической деятельности (Баряева Л.Б., 1990; Белопольская Н.Л., 1997). Усвоение предметных действий будет наиболее эффективным при создании условий для эмоционального, ситуативно-делового общения (Кулеш Э., 1990). Для этого нужно видеть лучшие качества ребенка, развивать его духовный и творческий потенциал, научить его взаимодействию в том микроклимате, в котором он находится и подготовить для дальнейшего взаимодействия с социумом.

Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки:

- умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка;

- умение установить контакт с ребенком. Это возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительного эмоционального настроя.

Различные виды арттерапии рождают у человека новые креативные потребности и способы их удовлетворения, таким образом осуществляется педагогическая и психологическая коррекция человека (создание творческого продукта). Музыкальная терапия — один из видов арттерапии, к помощи которой прибегают многие специалисты в сфере педагогики и психологии. Всем известный факт, что музыка может оказывать на людей сильное эмоциональное впечатление. Музыкальная терапия подразделяется на два вида:   музыкосоматерапия и музыкопсихотерапия Целью музыкосоматерапии является лечебное воздействие музыки на тело человека (этим занимаются специалисты врачи). Целью и задачей музыкопсихотерапии является коррекция и нормализация психоэмоционального состояния посредством восприятия музыки, путем выхода человека из отрицательных переживаний, наполнения его положительными эмоциями, реконструирования его эмоционального состояния (могут заниматься подготовленные педагоги и психологи). 

Чтобы вывести ребёнка из того или иного эмоционального состояния, ему необходимо сначала  дать прослушать мелодии, созвучные его настроению, а затем, постепенно сменить характер музыки, в соответствии с желаемой переменой. Хорошо слушать музыку, передающую картины природы в аудиозаписи: «Морской прибой», «Звуки леса», «Рассвет в лесу», «Шум дождя», «Журчание ручья» и др.. Обеспечивает снятие напряжения, отвлечение от психотравмирующей ситуации и «живое» исполнение педагога колыбельных песен и молитв. Наблюдения показывают, что 8-10 целенаправленных занятий позволяют получить значительное улучшение психоэмоционального состояния человека. Для достижения оптимальных результатов занятий с элементами музыкотерапии, нужно, чтобы ребенок сам активно действовал (пел, играл на музыкальном инструменте, воплощал музыку в движениях). Музыкальный материал подбирается согласно возрастному составу детей и в зависимости от тяжести дефекта. Также в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ используется широкий спектр музыкальных инструментов и видов музыки, которые воздействуют на различные функции организма. Например, при слабой мелкой моторике пальцев используются клавишные инструменты (фортепиано); для координации движений – металлофон, треугольник, маракасы. Для снятия стресса, при эмоциональных проблемах или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка – прослушивание духовной музыки, а также записей шумов природы (звуков моря, леса, пения птиц и др.). За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется познавательный интерес в образовательной деятельности. Они способны не только слушать музыку, но и самостоятельно включаться в игровую деятельность, проявлять заинтересованность в взаимодействии с педагогом и сверстниками. Самой главной для них является потребность в общении друг с другом и с окружающими их взрослыми. Мажорная музыка вызывает светлое, радостное настроение у детей, воздействуя на малоподвижного ребенка, лишенного мышечной активности, приводит мышцы в тонус, заставляя его двигаться. Минорная же музыка, наоборот, является прекрасным успокоительным средством для гиперактивных, неспокойных, раздражительных детей, помогает им успокоиться, расслабиться. Прослушивание музыки стимулирует воспитанника к созданию собственного творения, так как сопряжено с эмоциональнообразной сферой. Уникальность реабилитационного воздействия музыки состоит в способности объединять людей и делать их чище, добрее, совершеннее, нравственнее. Групповыеи индивидуальные занятия (в сочетании с методами и приемами музыкотерапии) в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкальная терапия используется в коррекционной педагогической работе с детьми с нарушениями зрения, речи, ЗПР, умственной отсталостью, ДЦП, которые имеют эмоционально-личностные проблемы, тревожны, конфликтны.  Значение слуховых ощущений играет в человеке важную роль в предметно-познавательной деятельности и выступает в качестве регулятора поведения детей с ОВЗ и ТМНР.  

Такие занятия способным помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь познать свое «Я»,  дает возможность творческой самореализации и активного взаимодействия в социуме.

Пассивная (рецептивная) музыкальная деятельность. Участие ребенка относительно активное в непосредственном действии, но во время слушания музыки активно участвуют в работе все эмоционально-волевые и познавательные психические процессы, такие как: восприятие, воображение. мышление, ощущение, внимание, память. 

Активная музыкальная деятельность. Активное включение ребенка в творческий процесс посредством пения, дирижирования и игры на воображаемых музыкальных инструментах. Непосредственное участие самого ребенка в музыкальной деятельности дает возможность выразить себя, свое эмоциональное состояние пением или движением. Это приводит к разрешению внутреннего конфликта, и как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния, к регуляции функций организма.

Интегративная музыкальная деятельность. Синтез приемов музыкальной терапии приводит к соединению музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Восприятие музыки в сочетании с зрительными образами также отвлекает детей от переживаний, помогает увидеть красоту окружающего мира, которая из-за переживаний остается незамеченной. Интегративная музыкотерапия имеет два вида: 

  • музыкоцветотерапия — восприятие музыки в сочетании с цветом (например, духовные песнопения в Церкви среди икон, горящих свечей, мозаики и росписи храма);
  • музыкоизотерапия — «изображение» музыки в рисунке (цветными карандашами, красками).

Органическое сочетание двух способов восприятия дает более сильный психокоррекционный и воспитательный эффект. 

 Форма организации деятельности детей (проведения занятий): индивидуальная, групповая форма (3-5 человек).

Форма выражения музыкального восприятия: музыкальных снов (дремание, спокойное состояние), музыкально-образная (в рисунке), смена эмоционального состояния.

Методические приемы музыкотерапии.

Рецептивная (пассивная МТ)

Активная МТ

Интегративная МТ

Натуральная и изобрази-тельная наглядность -только наглядный метод

Рассказ, беседа, объяснение -

словесные методы.

Практический показ (напр., вокалотерапия) — наглядный метод.

Выполнение упражнения, контроль - практические методы.

словесный метод,

наглядный метод,

практический метод.

I.  Вариант музыкального занятия.

  1. Подготовить ребенка к восприятию музыки.

Предложить сесть в удобной для него позе на стуле или коврике, расслабиться, сосредоточиться на музыкальном «рассказе».

  1. Музыкальный рассказ.

Помочь ребенку «шагнуть» из видимого мира нашей жизни в другой, невидимый духовный мир, мир святых, мир красок «настроений». В небольшом, предваряющем слушание рассказе педагог-психолог настраивает ребенка на восприятие определенной образной музыкальной картинки. 

  1. Слушание музыки. Мелодии уводят ребенка от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира. Хорошо слушать различные музыкальные жанры и записи колокольных звонов и звуков природы. Можно слушать, а так же, можно рисовать под музыку, рассматривать художественные произведения (иллюстрации).
  2. Заключительная беседа. После прослушивания определенного жанра музыки в разговоре с ребенком педагог:
  • выясняет, что «видел», «чувствовал», «представлял» под музыку или какую бы нарисовал картину под эту музыку;
  • обсуждает нарисованные творческие работы на данную музыкальную тему;
  • предлагает выбрать из раздаточного материала картинки, сходные по настроению с прослушанной музыкой (фото, рисунки, картины, иллюстрации по жанрам музыки, например: колокольные звоны-колокол, церковь; вокальное пение — поле, монахи, хористы, классическая музыка и звуки природы — изображение природы- море, солнце, облака, рыбки и т. п.).

II. Коррекционное занятие в форме «МОДЕЛИРОВАНИЕ» эмоционального состояния (активизация познавательной деятельности, регуляция поведения, повышение эмоционального тонуса или снятие психоэмоционального возбуждения) на основе классической и духовной музыки.

Педагог может музыкальными средствами вывести ребенка из того или иного эмоционального состояния, подобрав классическую музыку или духовные песнопения таким образом, чтобы услышанные мелодии, успокаивали ребенка и, в то же время, были созвучны его настроению (варьируя громкость и характер звучания песнопения). Затем, постепенно, сменить характер музыки в соответствии с желаемой переменой на более спокойный или торжественный характер звучания песнопения. Для этого педагог должен иметь в своей музыкальной фонотеке записи исполнения разных жанров духовных Православных песнопений, лучших образцов классической музыки. Музыка может отличаться:

  • по характеру звучания - Пасхальные и постовые; радостные, торжественные и спокойные инструментальные произведения;
  • плотностью звучания голосов - хоровое и сольное исполнение; оркестровая и фортепианная музыка;
  • по составу исполнительских голосов - мужской, женский или смешанные хоры;
  • по способу исполнения молитвословий и песнопений - акафистное пение, речитативное чтение и пение.

III. Коррекционное занятие в форме прослушивания музыки

в «ЖИВОМ ИСПОЛНЕНИИ».

Ребенку можно предложить «войти» в образ исполнителя и представить, что он играет на музыкальном инструменте (скрипке, фортепиано), дирижирует оркестром или поет и дирижирует. Важно, чтобы разрядка внутреннего переживания проявлялась во внешнем движении (дирижирование обеими руками или с палочкой, «игра» пальцами на воображаемых клавишах, плавное вождение смычком по струнам во время прослушивания музыкального момента). На занятии хорошо использовать совместное подпевание под музыку или пение педагога вместе с учащимися знакомых и любимых песен из мультфильмов и детских музыкальных фильмов.

Пример структуры коррекционного музыкального занятия на основе классической и православной духовной музыки.

(Занятия могут проводиться в классе, на группе или в домовой церкви учреждения).

  1. Подготовка педагога к занятию. Перед началом урока педагог расскладывает нужные пособия, предметы и необходимые материалы для данного занятия. Заранее создает благоприятную атмосферу: включает тихим фоном классическую или духовную музыку; может зажечь свечу на подсвечнике, лампаду, если занятие проходит в церкви. После этого, можно пригласить ребенка (группу учащихся) на занятие.   
  2. Вводная часть. Установление межличностного эмоционального контакта на уроке. Общая молитва перед занятием «Царю Небесный», в которой призывается помощь Святого Духа перед началом любого дела. Духовный настрой (в небольшом рассказе) на восприятие конкретного музыкального эпизода (например, рассказ про церковь, которая стоит на берегу у красивой, голубой реки, а вокруг поют птицы или обращение внимания на убранство храма (если урок в церкви и т.п.).
  3. Основная часть. Объявление темы. Во время хода урока хорошо разнообразить деятельность и использовать различные приемы музыкальной терапии. Слушание музыки или звуков природы — это приемы пассивной МТ; занятие в форме «живого исполнения» (например, представить себя ветром (подуть) или птицей (прощебетать) — это приемы активной МТ; «изображение» музыки в рисунке — это прием интегративной МТ.
  4. Заключительная часть. Подведение итога занятия. Закрепление положительных эмоций. Молитва по окончании занятия «Достойно есть».

Рекомендуемые аудиозаписи:

  1. Колокольные звоны;
  2. многоголосный хор (смешанный, женский, мужской);
  3. акафистное пение;
  4. православные песнопения Божественной Литургии;
  5. одноголосные песнопения знаменного, Валаамского распевов;
  6. некоторые образцы классической музыки (П.И.Чайковский, В.Моцарт, А.Вивальди, записи классической музыки в обработке для детей и др.);
  7. музыкальный цикл «Малыш в лесу» (сочетание звуков природы с классической музыкой)
  8. и в качестве общего развития - знакомство с звучанием оркестра русских народных инструментов, русскими народными песнями, колыбельными; звуками природы (пение птиц, журчание ручья, шум моря и водопада, мурлыканье кошки, шум дождя, и т. п.).

Знакомство учащихся на уроках с лучшими образцами классической и духовной музыки можно включать в содержание раздела «Расширение сенсорного опыта», например, на уроке по зрительно-слуховой стимуляции.

В рамках внеурочной деятельности мною ведется проект «Духовная и классическая музыка». Целью проекта является создание благоприятной обстановки, которая способствовует формированию положительной мотивации пребывания в учеебно-развивающей среде и эмоционально-конструктивному взаимодействию с педагогом и сверстниками.

Таким образом, исходя из своего опыта педагогической деятельности, можно говорить о том, что целенаправленное использование методов и приемов музыкальной терапии на занятиях с детьми с ОВЗ и ТМНР направленны не столько на развитие музыкального восприятия, сколько на обеспечение и развитие сенсомоторных интеллектуальных реакций. Через творческое восприятие мира, через соприкосновение с лучшими образцами классической и духовной музыки происходит социальная и эмоциональная адаптация, процесс развития духовно-нравственного потенциала личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагога ДО Калашникова В.И. по теме"Спортивно-воспитательная работа с юными боксёрами"

Данный материал рассказывает о том что наряду  с тренировочным процессом в боксёрской секции должен ещё быть и воспитательный аспект...

Методические рекомендации педагога ДО Калашникова В.И. по теме"Возрастные особенности учеников занимающихся боксом"

При занятии боксом педагогу нужно обязательно учитывать возрастные особенности своих воспитанников...

Методические рекомендации педагогу. Урок-исследование

Методические рекомендации педагогуУрок-исследование...

Методические рекомендации по взаимодействию специалистов в разработке СИПР для обучающихся осваивающих 2 вариант АООП

Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость создания специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для их обучен...

Приемы музыкальной терапии как средство развития познавательной активности у учащихся с ОВЗ

Статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме - поиску методов и средств развития познавательной активности у учащихся с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности....

Коррекционные методики, которые можно использовать в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Коррекционные методики, которые можно использовать в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра....

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...