Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности
статья

Филатова Татьяна Владимировна

Познавательная активность – качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется

в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению

знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей,

умении получать эстетическое наслаждение, если цели достигнуты.

В наше время, когда для ребенка открыт широкий мир развлечений, стало очень сложно

заинтересовать его учебой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад21.37 КБ

Предварительный просмотр:

 «Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению  к учебной деятельности.»

Познавательная активность – качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется

в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению

знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей,

умении получать эстетическое наслаждение, если цели достигнуты.

В наше время, когда для ребенка открыт широкий мир развлечений, стало очень сложно

заинтересовать его учебой. Ведь умению трудиться, относиться ответственно к учебе

противопоставляется широкий набор игр, мультфильмов. Родители и учителя обеспокоены таким

явлением и часто пытаются ограничить детей от современных развлечений, но пробудить

интерес и ответственность к учению получается не всегда.

  Одна из причин потери интереса к учению заключается в том, что школа в обучении и

воспитании недостаточно опирается на потребности и интересы самих детей. 

Интерес - это важнейший побудитель любой деятельности. Таким образом, положительное

отношение к учебной деятельности начинается с интереса. Ребенок приходит в школу,

преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Какую роль при

этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному

процессу?

  О том, как лучше организовать обучение детей, рассуждал К.Д. Ушинский. Он пришел к

выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению.  Ребенок, никогда не

познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены,

теряет желание учиться.

   В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны

вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение - стать школой

радости, радости познания, радости творчества, радости общения. Великий педагог утверждал,

что если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и

красоте.

         А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые

соответствовали бы гуманным целям педагогики и способствовали формированию творческой,

целеустремленной личности.

          Используя опыт современных педагогов, творчески подхожу к выстраиванию своей

системы обучения и воспитания детей.

         Положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса, поэтому я с

первых дней пребывания в школе стараюсь заинтересовать ребёнка.  Воспитание правильной

мотивационной направленности, постановки целей у школьников должно сопровождаться и

воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению.

Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения: 

1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней,  являются

следствиями умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также

правильного отношения к школе семьи ребенка

2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми отношениями

школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни

классного и школьного коллектива. 

3) эмоции, связанные с созданием каждым учеником, учитывая свои возможности,

достижений успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач. 

4) положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом.

5) положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приёмами

самостоятельного добывания знаний.

Начинать учебный день надо всегда с приветствия. Говорить детям, что очень рада их снова

видеть. Поэтому каждый урок начитаю с прочнения стихов:

***

Я рада видеть каждого из вас.

И пусть в окно зима прохладой дышит.

Нам будет здесь уютно и тепло

Ведь мы друг друга чувствуем и слышим.

***

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

***

Придумано кем-то просто и мудро! При

встрече здороваться:

-Доброе утро!

Доброе утро! - солнцу и птицам,

-Доброе утро! - приветливым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера!

***

Что такое, здравствуй?

Лучшее из слов,

Потому что, здравствуй,

Значит, БУДЬ ЗДОРОВ.

***

Добрый день и добрый час,

Очень рады видеть вас.

С добрым утром, начат день

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и читать!

 Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации

успеха! Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на

настроение учащихся, но и на качество обучения.

В своей педагогической деятельности для каждого учащегося, особенно это касается

«слабых» учеников, я стараюсь создать «ситуацию успеха».

Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий, обеспечивающих

самореализацию ребенка в каком-либо виде социальной деятельности (общественной

активности, учебе, труде, художественном творчестве,  спорте и т.д.) и способствующих

формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.

Это сочетание многообразных педагогических средств и приемов, методов реализующих

установку учителя на гуманизацию педагогического процесса в школе.

Педагогические действий для создания ситуации успеха:

1. Изучение личности младшего школьника; составление на этой  основе его

диагностической характеристики.

Клиническое, психологическое и педагогическое направления диагностической работы

помогает учителю начальных классов и родителям получить  информацию о состоянии

здоровью ученика, возможных причинах неуспеваемости, потенциальных возможностях

интеллекта, причине личностной дезадаптации, а также  уровне эмоционально - волевой

сферы. Такая диагностика позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход при

разноуровневом обучении. Ведь от правильной диагностики зависит не только дельнейшее

обучение ребенка, но часто и его судьба.

2.Формирование социально-психологической атмосферы, обеспечивающей ребенку

положение приветствуемого члена коллектива. 

Дети, особенно те, к которым необходимо осуществлять индивидуальный

разноуровневый подход, чрезвычайно чувствительны. Любое  изменение настроения и

поведения учителя неизбежно сказывается на их настроении. От того, как сложатся отношения

«учитель - ученик», зависит очень многое. Отношения «учитель – ученик» должны  строиться

на доверии, приятии, эмпатии, поддержке.  

3. Создание условий для эффективного участия в деятельности (учении, игре и т.д.)

К ним относятся: создание материально - технологического обеспечения пространства;

подбор соответствующих возрастным особенностям методов и приемов обучения; учет

индивидуально - личностных качеств учеников. Состояние комфорта несет с собой

удовлетворения собственной деятельностью, рождает положительные мотивы к её

 продолжению, ведет к индивидуальному личностному росту каждого ученика. Вывод ясен:

комфортность обучения – условие её успешности.

4. Достижение интеллектуального комфорта на уроке требует  смены видов

деятельности, обеспечение каждому ученику возможности работать в доступном ему темпе,

получения или собственного, личностно значительного результата учебной работы,

укрепляющего веру ребенка в его познавательные возможности.

Следует отметить важную роль для возникновения у учащихся психологического

комфорта. Наиболее продуктивное время занятий  10-25 минут   от начала урока, поэтому

наиболее сложные виды работ я планирую именно на это время.

Приемы создания ситуации успеха:

1. Похвала

Страшна ли она? Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Ребенок

часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они

ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство.

Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое

для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.

2. Анонсирование

Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или

контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот

прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль.

Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать:

посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с

учителем подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию

предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую

установку на успех, дает уверенность в силах.

3. «Эврика»

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок,

выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему

неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат,

открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только

заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые,

более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Так же стоит отметить, что выполнение разноуровневых  заданий: по форме, по

сложности, по объему, предполагает разную умственную деятельность и помогает учесть

индивидуальные особенности детей, учит детей рассчитывать свои силы и возможности,

достигать определенной планки, напрягая все силы. Только так знания будут расти. А там, где

будет успех, там будет и интерес.

Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое

подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности

ребенка, признание его  успехов. 

Сегодняшний день предполагает широкое использование ИКТ в учебном процессе.

Использование возможностей ИКТ в специальной школе способствует:

-повышению мотивации к учению;

-повышению эффективности образовательного процесса за счет высокой степени

наглядности;

-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости

обучающихся;

-развитию наглядно—образного, информационного мышления;

совершенствованию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

-повышению активности и инициативности обучающихся на уроке.

При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках

реализовать принципы доступности, наглядности. Использование презентации на уроках

позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную, образовательные

компетенции.       

Метод проектов – еще одна педагогическая технология, ориентированная на применение и

приобретение новых знаний, это самостоятельная творческая работа обучающихся, выполняемая

под руководством учителя. При выполнении проектов стараюсь не перегружать детей,

ориентирую на выделение самого главного. Стараюсь нацелить детей так, чтобы эта работа

доставляла им удовольствие, чтобы выполнить проект они смогли самостоятельно, по минимуму

привлекая родителей. Это способствует развитию самостоятельности, формирует активное

отношение к окружающему миру, способствует сопереживанию и причастности к нему.

            Еще одна из технологий – это технология проблемного обучения, которая предполагает

создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную

деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение

профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

            По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения:

- решение научных проблем (научное творчество) — теоретическое исследование, т.е. поиск и

открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного

обучения лежат постановка и решение теоретических учебных проблем;

-  решение практических проблем (практическое творчество) — поиск практического решения,

т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в

основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических учебных

проблем;

- создание художественных решений (художественное творчество) — художественное

отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование,

игру, музицирование и т.п.

            Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения,

создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на

отношении школьника к учению.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является игра.  Нужно

поддерживать  интерес ребёнка к учёбе через  учебно-познавательные игры. Игра выступает как

мотив радости в учении.  В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняют

задания различной трудности. Она  стимулирует воображение и фантазию детей, а воображение

является основой всякой творческой деятельности, именно оно даёт импульс творческому

процессу, именно через воображение лежит путь к нахождению интуитивных решений.

Очень важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в

течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся.

Этому сопутствует рефлексия, к которой нужно стараюсь  подвести учащихся в  итоге урока.

Активно внедряю в практику своей работы здоровье сберегающие технологии. С целью

предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные виды

деятельности для снятия физического и умственного напряжения: физминутку, гимнастику для

глаз, музыкальную паузу, пальчиковую гимнастику, минутный «сон».

И в заключении могу сказать, что только сочетание разнообразных методов мотивации и

стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении,

поддерживать его интерес к обучению.

Только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве

может обеспечить успешность каждого школьника в обучении. 

Включение каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его

потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-

волевую и интеллектуальную сферу личности школьника.

Мы - учителя, а это значит нельзя стоять на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять

новые идеи в работу, нужно идти вперед в ногу со временем, уважая старые традиции, не боясь

нововведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности

В данной работе я рассмотрела условия, позволяющие сформировать положительное отношение детей к учебе....

Выступление на МО по теме: "Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности"

Выступление на МО по теме: "Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности"...

Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности

Создание  условий  для  формирования у  обучающихся  положительных  эмоций  по  отношению  к  учебной  деятельности.    Каждый учи...

Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

В статье расказывается об условиях, которые необходимы на уроках , занятиях для формирования  положительных эмоций к учебной деятельности....

Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

Серьезной проблемой 21 века является снижение интереса школьников к учебе, снижение общего уровня культуры воспитательной работы. Учащиеся не слушают, отвлекаются, шумят, не следуют тому, что говорит ...